Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт




Скачать 65.94 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт
Дата публикации30.03.2014
Размер65.94 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат


Министерство науки и образования

Российской Федерации

Департамент науки и профессионального образования

Кузбасский областной педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии
Влияние дидактической игры на развитие

внимания младших школьников в процессе обучения.

Дипломная работа.



Работа допущена к защите

«_____»_____________2005

Работа защищена

«_____»_____________2005

С оценкой

Выполнила:

ст-ка 6 курса гр. 031н030

Скороделова Л. А.

Научный руководитель:

Гринева М. В.

Ленинск-Кузнецкий

2005
Содержание:

с.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Теоретические основы развития внимания детей младшего школьного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Понятие внимания в современной психологии.

1.2. Психофизиологическая характеристика младшего школьника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Особенности <развития ><внимания ><в ><младшем ><школьном >возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Условия использования дидактической игры при развитии внимания младших школьников в процессе обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Сущность дидактической игры. . . .. . . . . . . . . . .

2.2. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3. Использование дидактической игры при развитии внимания младших школьников в процессе обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4
7
7
17
24

34

34
43

48

61

63

65


Введение.
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи состоит в развитие внимания у младших школьников. Значение и функция начальной школы в системе образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для достижения указанных результатов в психическом развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности.

Начальная ступень - период, наиболее благоприятный для развития внимания у младших школьников. Учебная деятельность строится на развитие внимания с помощью дидактических игр. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В педагогической проблеме исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, А. Ухтомского, Рибо и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории внимания.[15]

Но именно осуществление задач развития внимания в процессе формирования учебной деятельности исследовано слабо. В связи с этим, темой нашего исследования является: «Влияние дидактической игры на развитие внимания в младшем школьном возрасте».

Цель исследования – выявить условия использования дидактической игры при развитии внимания младших школьников в процессе обучения.

Объект исследования – процесс развития внимания младших школьников.

Предмет исследования - влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников в процессе обучения.

Гипотеза - исследование:

Развитие внимания младших школьников в процессе обучения будет осуществлено эффективно при использовании дидактической игры в том случае, если:

- Педагог четко ставит цели выполнения учебных заданий с использованием игры;

- Действия младших школьников приобретают осознанный характер;

- Учащиеся используют приобретенный опыт для решения учебных задач.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы развития внимания детей младшего школьного возраста.

  2. Раскрыть сущность дидактической игры.

  3. Раскрыть роль и значение дидактической игры в учебном процессе.

  4. Определить пути и способы применения дидактической игры для развития внимания младших школьников в процессе обучения.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, эксперимент.

Библиография:
1. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1986г. № 9

2. Выгодский Л. С. Психология, классические труды. М., 1996г.

3. Газман О. С. Каникулы, игра, воспитание, - М., 1988.

4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991г.

5. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка //Начальная школа. –1988г. № 11

6. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура //Начальная школа. 1993г. № 5

7. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием //Начальная школа. 1994г. № 8

8. Леонтьев А. И. Психологические основы дошкольной игры, - М., 1980.

9. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. – М., 1974г.

10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987г.

11. Немов Р. С. Психология, ч.1, 2,3. М., 2001г.

12. Петровский А. В., М. Г. Ярошевский М. Г. Психология, - М., 2001г.

13. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр при обучении грамоте // Начльная школа. 1997г. № 28

14. Столяренко Л. Д. Основы психологии., - Ростов – на –Дону, 2002г.

15. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология, - Ростов - на - Дону, 2003г.

16. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова //Начальная школа. –1988. № 2

17. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, - Ярославль. «Академия развития», 1996г.

18. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997г.

19. Уткина Н. Г., Улитина Н. В., Юдачсва Т. К. . Дидактический материал по математике. М., 1998г.

20. Шукейло В. А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения, - Санкт - Петербург, 1998г.

21. «Психология современного подростка» /под ред. Д. И. Фельдштейна, - М.: Педагогика, 1987 г.

22. «Учителям и родителям о психологии подростка» /Под ред. Г. Г. Аракелова М.: «Высшая школа», 1990 г.

23. Крутецкий В. А. Психология. - М: Просвещение, 1986

24. Любинская А. А. Детская психология. - М: Просвещение, 1971

25. Газман О.С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой - М Просвещение, 1991

26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1996.

27. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. 1976.

28. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.

29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

30. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Опричнина Министерство образования...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconМинистерство образования российской федерации шадринский Государственный...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономика Министерство образования...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) прика з
Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции Самостоятельно принимает нормативные...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconОб утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации...
И подпунктами 35 37 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconВысшего профессионального образования «российская правовая академия...
Программа, учебно-методические материалы подготовлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconВысшего профессионального образования «российская правовая академия...
Программа, учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconВысшего профессионального образования «российская правовая академия...
Программа, учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconМинистерство образования и науки Российской федерации Федеральное...
Телефон: 8 (3843) 74-49-43, факс: 8 (3843) 74-49-43, e-mail

Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт iconМинистерство образования и науки российской федерации отделение химии и наук о материалах ран
Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова российской академии наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<