Скачать 65.94 Kb.
|
Министерство науки и образования Российской Федерации Департамент науки и профессионального образования Кузбасский областной педагогический институт Кафедра педагогики и психологии Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников в процессе обучения. Дипломная работа.
Ленинск-Кузнецкий 2005 Содержание: с.
Введение. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи состоит в развитие внимания у младших школьников. Значение и функция начальной школы в системе образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для достижения указанных результатов в психическом развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности. Начальная ступень - период, наиболее благоприятный для развития внимания у младших школьников. Учебная деятельность строится на развитие внимания с помощью дидактических игр. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В педагогической проблеме исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, А. Ухтомского, Рибо и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории внимания.[15] Но именно осуществление задач развития внимания в процессе формирования учебной деятельности исследовано слабо. В связи с этим, темой нашего исследования является: «Влияние дидактической игры на развитие внимания в младшем школьном возрасте». Цель исследования – выявить условия использования дидактической игры при развитии внимания младших школьников в процессе обучения. Объект исследования – процесс развития внимания младших школьников. Предмет исследования - влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников в процессе обучения. Гипотеза - исследование: Развитие внимания младших школьников в процессе обучения будет осуществлено эффективно при использовании дидактической игры в том случае, если: - Педагог четко ставит цели выполнения учебных заданий с использованием игры; - Действия младших школьников приобретают осознанный характер; - Учащиеся используют приобретенный опыт для решения учебных задач. Задачи исследования:
Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта, эксперимент. Библиография: 1. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1986г. № 9 2. Выгодский Л. С. Психология, классические труды. М., 1996г. 3. Газман О. С. Каникулы, игра, воспитание, - М., 1988. 4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991г. 5. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка //Начальная школа. –1988г. № 11 6. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура //Начальная школа. 1993г. № 5 7. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием //Начальная школа. 1994г. № 8 8. Леонтьев А. И. Психологические основы дошкольной игры, - М., 1980. 9. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. – М., 1974г. 10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987г. 11. Немов Р. С. Психология, ч.1, 2,3. М., 2001г. 12. Петровский А. В., М. Г. Ярошевский М. Г. Психология, - М., 2001г. 13. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр при обучении грамоте // Начльная школа. 1997г. № 28 14. Столяренко Л. Д. Основы психологии., - Ростов – на –Дону, 2002г. 15. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология, - Ростов - на - Дону, 2003г. 16. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова //Начальная школа. –1988. № 2 17. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, - Ярославль. «Академия развития», 1996г. 18. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997г. 19. Уткина Н. Г., Улитина Н. В., Юдачсва Т. К. . Дидактический материал по математике. М., 1998г. 20. Шукейло В. А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения, - Санкт - Петербург, 1998г. 21. «Психология современного подростка» /под ред. Д. И. Фельдштейна, - М.: Педагогика, 1987 г. 22. «Учителям и родителям о психологии подростка» /Под ред. Г. Г. Аракелова М.: «Высшая школа», 1990 г. 23. Крутецкий В. А. Психология. - М: Просвещение, 1986 24. Любинская А. А. Детская психология. - М: Просвещение, 1971 25. Газман О.С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой - М Просвещение, 1991 26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1996. 27. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. 1976. 28. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. 29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. 30. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992. |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции Самостоятельно принимает нормативные... | |
![]() | И подпунктами 35 37 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства... | ![]() | Программа, учебно-методические материалы подготовлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | Программа, учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ![]() | Программа, учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Телефон: 8 (3843) 74-49-43, факс: 8 (3843) 74-49-43, e-mail | ![]() | Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова российской академии наук |