Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема”




Скачать 246.76 Kb.
НазваниеЕнергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема”
Дата публикации30.03.2014
Размер246.76 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНИЙ

СЕМІНАР-ПРАКТИКУМ
Обдарована дитина:

знахідка чи проблема”
Практичний психолог ЕНВК №5:

Котляревська О.О., спеціаліст


Актуальность:  Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах выявления, обучения и развития творчески одаренных детей. Эта проблема привлекла внимание многих психологов в нашей стране (Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Лейтес Н.С., Матюшкин A.М., Холодная М.А., Юркевич B.C. и др.) и за рубежом (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Э.П. Торренс и др.). Однако одаренность по-прежнему остается спорным вопросом в научных кругах и загадкой для большинства учителей, многих детей и родителей. Так многие исследователи отмечают, что целью традиционного школьного обучения является в первую очередь развитие "критического" и "конвергентного" мышления. Творческому мышлению не уделяется достаточного внимания; более того, в условиях школьного обучения искорки творчества "затухают". А забота о творчески одаренных детях означает заботу о развитии культуры, науки, социальной жизни завтра.

Актуальность работы вызвана запросом современного общества, которое требует от человека умения нестандартно мыслить. Технический прогресс, высокие темпы развития в производстве, социальной сфере и другие проблемы, с которыми сталкивается современный человек, требуют от него творческих, оригинальных решений, что невозможно в условиях традиционного обучения.

Цель: изучить проявление одаренности  у детей и подростков, рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.

Задачи: 

-  познакомить педагогический коллектив с понятием  «одаренность»;

-  Познакомить учителей с видами одаренности;

- сформулировать совместно методы  педагогического сопровождения одаренных учащихся.


Форма проведения: семинар-практикум
Дата проведения: февраль 2014 г.
Время проведения: 14.30 – 16.00
План проведения:

1. Введение. Актуальность проблемы.

2. Упражнение «Кто такой?»

3. Постановка проблемного вопроса. Метод «1x2x4»

4. Мини-лекция «Понятие и виды одарённости».

5. Мозговой штурм «Проблемы одарённых детей».

6. Метод «Немая дискуссия».

7. Практическая ситуация «Красные кони на синей траве»

8. Обсуждение. Требования к учителю, работающему с одарёнными детьми или «Как помочь раскрыть дарование».

9. Упражнение - рефлексия «Вагончики».

 

  1. Вступительное слово психолога. слайд 1

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
^ 2. Упражнение «Кто такой».

Цель: повышение эмоционального фона, создание настроя участников на дальнейшую работу.

Время: 3 мин.

Ведущий: для создания благоприятной обстановки, отдыха после рабочего дня я предлагаю вам поиграть в игру.

Тренер зачитывает фразы, участники выполняют то, что касается лично их.

  1. У кого сейчас хорошее настроение хлопните в ладоши

  2. Кто хочет спать, громко зевните

  3. Кто сегодня хорошо позавтракал, погладьте свой животик

  4. У кого есть сестра, скажите: «Это здорово!»

  5. Кто любит котят, скажите: «Мяу!»

  6. Кто единственный ребенок в семье, залезьте на стул и скажите: «Это я!»

  7. Кто хоть раз в своей жизнь пробовал курить, скажите: «Нет, это не я!!!!»

  8. Кто хоть раз в своей жизни пробовал алкоголь, встаньте и пошатайтесь

  9. Кто рад сегодня оказаться в этой компании, похлопайте в ладоши!




  1. Постановка проблемного вопроса. Метод «1х2х4». слайд 2 - эпиграф

Ведущий: Вот мы и переходим к нашему семинару. Эпиграф нашего семинара: «Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Сейчас я предлагаю Вам обсудить нашу тему, используя метод обучения «1х2х4» (каждому раздать заготовки с фразой) слайд 3

Условия:

1.      Каждый в течение нескольких минут думает и записывает свой вариант ответа. Продолжите предложение: «Одаренный ребенок – это…».

2.      Объединитесь в пары, и на основании индивидуальных формулировок выработайте и запишите такое определение, которое устраивало бы каждого из Вас.

3.      Каждые две пары объединяются в малые группы по 4 человека и из двух утверждений формулируют одно.

4.      Каждой группе предоставляется слово с целью презентации полученного результата. Все остальные участники могут после выступления группы задавать уточняющие вопросы.
^ 4. Мини-лекция «Понятие и виды одарённости». слайд 4, 5

Ведущий: Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности.

Различают одаренность:

социальную, иначе лидерскую;

художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;

психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;

интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:

фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;

лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

невротиков, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.
^ 5. Мозговой штурм «Проблемы одарённых детей».

Ведущий: Бывают ли проблемы у одарённых детей? Давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос и затем обсудим наши предположения (работа с ватманом). слайд 6

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

^ 2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

^ 4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.

^ 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

^ 6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

^ 7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

^ 8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

^ 10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
^ 6. Метод «Немая дискуссия».

Ведущий: А сейчас, чтобы еще больше расширить наши представления по рассматриваемой теме, я предлагаю следующий этап нашего семинара. Этот метод называется «Немая дискуссия». Присутствующие разбиваются на две группы, но работают без обсуждения, т.е. молча (работа на листах А3).

Я предлагаю Вам организовать обмен мнениями в письменной форме, воспользовавшись двумя листами с утверждениями: 1. «Одаренный ребенок – удача для педагогов и родителей»; 2. «Одаренный ребенок – проблема для педагогов и родителей». Вы в течение 5–10 минут имеете возможность высказать свою позицию по поводу зафиксированных утверждений, записывая свои мысли под текстом.

Обсуждение:

    1. ^ Удалось ли заявить свою позицию?

    2. Остались ли невысказанными какие-нибудь точки зрения, мысли, идеи?

Вывод: Одаренные дети требуют особого подхода, и не случайно по решению Всемирной организации здравоохранения они входят в “группу риска” наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

^ 7. Ситуация «Красные кони на синей траве» слайд 7 - картина

Задание. Прослушайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации. 

Внук пришёл из школы грустный, задумчивый. - Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами. - Неужели двойку получил? Вздыхает, не глядя на меня, говорит: -Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? -А причём тут кони? -Ну, какого? - Гнедой, значит, масти…-А что такое масть? -Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета. -Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл. -Ты хочешь сказать – туман? -Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…- Кто это «она». -Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным. -Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня». Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Я заглянул в класс. -Вам кого, мужчина? –спросила женщина. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки. -Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила: - Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове. -Что? Каких мух? –не понял я. - Обыкновенных, - сказала учительница. - Нарисовал, например, зачем – то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила. -Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…- Ничего не помню. Небось  какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось! -Но ведь это большой мастер. К тому же он  давно умер. -Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть. Разговор становился бессмысленным. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок. - Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?..Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.  

Обсуждение:

1.      Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.

2.      Составьте образ ученика.

3.      Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.  

^ 8.  Требование к учителю, работающему с одарёнными детьми или «Как помочь раскрытию дарования». Слайд 8 - требования

Ведущий: Таким образом,  к учителям, работающим с одарёнными детьми, предъявляются особые требования.

Требования к учителю: 

1.      Учитель должен иметь позитивную «Я-концепцию».

2.      У учителя должна быть адекватная самооценка, чтобы вызывать у учеников уважение.

3.      Учителю необходимо иметь следующие важные качества: зрелость, успешный педагогический опыт работы, эмоциональную стабильность, целеустремлённость и творческое начало.

4.      Учитель  должен знакомиться с концептуальными моделями использующимися в обучении одарённых детей. И уметь выбирать и применять те модели, которые близки к собственному педагогическому принципу.

5.      Учитель должен разбираться в самых разнообразных дисциплинах.

6.      Учитель должен правильно выбирать учебный материал при работе с одарёнными детьми, и умело оценивать их успехи.   

Как предпочтительнее относится к ребёнку, если мы действительно заинтересованы в раскрытии его дарования, способностей?

Н.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:

^ 1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.

2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.

3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).

4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.

^ 5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”.

Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших проблем с детьми.
^ 9. Упражнение «Вагончики»

Ведущий: Итак, сейчас хотелось бы подвести итоги семинара при помощи метода «Вагончики». Зафиксируйте свои впечатления, мысли, идеи на карточке и, не зачитывая, прикрепите свой листок на соответствующий вагончик. Все желающие могут ознакомиться с содержанием.

Вагончики:

1.      Мои впечатления от семинара.

2.      Мое участие в семинаре.

3.      Содержание семинара

4.      Мое самочувствие.


Приложение 1
Рекомендации учителям  по работе с одарёнными детьми
1.      Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.      Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а так же используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3.      В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу  с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.

4.      Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

5.      Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть не большие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.  

Приложение 2

В помощь учителю
Одним из элементов  работы с одарёнными детьми являются упражнения, которые могут быть направлены на восстановление работоспособности, активизацию мыслительной деятельности, преодоление страха и волнения, развитие уверенности в себе, самопознание и развитие  мотивации достижения успеха.

Упражнениями, которые помогают взбодриться, почувствовать себя более свежим готовым продолжить работу.

^ 1. Упражнение «Источник энергии».

Описание: Положите руки перед собой на стол. Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз, чтобы подбородок коснулся груди.1 Почувствуйте, как мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи. Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох. Дайте голове полностью откинуться назад, пока не покажется, что грудная клетка распахнулась и заполнилась воздухом. Подарите себе три таких особенных освежающих вдоха в промежутках между выполнением учебных заданий, и работать станет легче.

  1. ^ Упражнение «Сила дыхания».

Описание: Секрет выполнения упражнения в том, что вдох делается одновременно с пожеланием. Что бы вы хотели пожелать себе? Энергии, 

  1. ^ Упражнение «Позитивные воспоминания».

Описание: Окружающие часто оценивают нас и наши поступки. Вспомните то высказывание в ваш адрес, которое кажется вам самым приятным (когда вас хвалили или благодарили или восхищались вами,гордились вашими успехами). Вспомните эпизод вашей жизни, который заставляет вас думать о себе хорошо (вы помогли кому-то, уступили, оказали поддержку, или успешно справились с трудной работой).Обсуждение и рефлексия: трудно ли было вспомнить высказывания? Что вспомнилось легче и быстрее высказывание или событие из жизни? Возможно, окружающие люди недооценивают значение похвалы и одобрения. А ведь для человека очень важно слышать одобрение окружающих, особенно когда он этого заслуживает. Думайте хорошо о себе и окружающих людях.

^ 4. Упражнение «Рисуем как Микеланджело».

Большинство людей активнее работают правой рукой, при этом больше стимулируем левое полушарие головного мозга, которое мыслит рационально, логически. Правое полушарие мы стимулируем редко, а оно отвечает за наше творческое воображение.Выполним несколько движений левой рукой.-         Сплетите пальцы рук обычным способом. Поменяйте пальцы местами.-         Скрестите руки на груди обычным путём; измените положение рук так,
чтобы сверху была другая рука.-         Посмотрите в подзорную трубу левым глазом.-         Напишите левой рукой своё имя.-         Нарисуйте в воздухе правой рукой квадрат, а левой треугольник
одновременно.-         Возьмите за спиной левой рукой правую и дотроньтесь правой рукой
левой пятки.-         Теперь напишите на листе бумаги «ЯЧТ».Можете сообразить, что за предложение стоит за этой абривиатурой? 

^ 5. Упражнение «Забор» (визуализация).

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Повторите
четыре раза.Представьте себе, что вы идёте по пустыне. Вокруг никого нет. Вы идёте довольно долго и уже устали. Вдруг вдали вы увидели, нечто темнеет. Вы подходите ближе и видите, что это высокий забор. Вы смотрите по сторонам и видите, что забору нет конца.А теперь посмотрите на себя со стороны:-  Что вы будете делать дальше? (звучит музыка 2 минуты на визуализацию).Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза, посмотрите друг на друга.Вспомните, что вы представили. Ваше поведение в вашем воображении может свидетельствовать о вашем поведении в действительности, когда в жизни вы сталкиваетесь с трудностями.Когда люди видят на своём пути глухой забор, они действуют по-разному. Одни идут напролом, царапаясь и падая, пытаются перелезть через него. Другие решают дальше вообще не идти и поискать более лёгкий путь. Третьи пытаются найти дверь или щель в этом заборе. Кто-то сидит и ноет, ждёт, а иногда требует помощи. Кто-то преодолевает забор с помощью друзей. Так же происходит и в трудных жизненных ситуациях. Одни борются до конца, не унывая и не отступая перед неудачами, другие раскисают при первой же трудности, третьи начинают хитрить. Самое главное при этом - будет ли достигнута цель. Необходимо учиться преодолевать трудности.      

Приложение 3


Опросник для выявления одаренных школьников

учителями и родителями

Данный опросник предложенный А.А. Лосевой [37, с. 234 - 238] может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить свои способности: интеллектуальная, академических достижений, творческая, лите­ратурная, артистическая, музыкальная, техническая, двигательная, художествен­ная, социальная. Экспертам предлагается оценить по «четырехбальной» систе­ме характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то ха­рактеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 бал­лов; 2 балла - самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметичес­кая для каждого испытуемого.

^ I. Интеллектуальная сфера

1.     Высокая познавательная активность, мобильность.

2.     Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3.     Устойчивость внимания.

4.  Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5.     Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не пута­ется в мыслях.

6.     Богатство активного словаря.

7.     Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хоро­шо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и след­ствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо
не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков  других людей, мотивы их поведения.

8.     Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9.     Развитость творческого мышления и воображения.

10.  Владение основными компонентами умения учиться.

11.  Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.Возможность предвосхищения результата деятельности.

^ II.Сфера академических достижений

1.  Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических струк­тур.

2.               Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3.               Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4.               Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5.               Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6.               Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением сво­их сверстников на год - два.

7.     Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприяти­ем и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8.     Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9.     Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10.  Пытается выяснить причины и смысл событий.

11.  Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера

1.     Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2.     Изобретательность в использовании материалов и идей.

3.     Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4.  Задает много вопросов по интересующему предмету.

5.     Любит рисовать.

6.     Проявляет тонкое чувство юмора.

7.     Не боится быть таким, как все.

8.     Склонен к фантазиям, к игре.

^ IV. Литературная сфера

1.   Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2.  Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3.     Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4.  Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чув­ства.

5.     Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 

^ V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актёрской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передаёт чувства через мимику, жесты, движений.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-либо с увлечением рассказывает.

7. С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен, открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. 

^ VI. Музыкальная сфера

1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поёт.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояния.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком – нибудь инструменте. 

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мире его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприёмников.

4. Может   легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2.   Развитая двигательно-моторная координация.

3.   Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4.   Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5.   Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6.   В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.) 

^ IX. Сфера художественных достижений

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2.    Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3.    Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4.    Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необыч­ную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5.    Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, кам­ней, марок, открыток и т. д.).

6.    Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7.    Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

8.    Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9.    Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобра­жать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

^ X. Социальная сфера

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2.   Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

3.   Высокая общительность с окружающими.

4.   Стремится к доминированию среди сверстников.

5.   Сверстники обращаются за советом

 

ЛИТЕРАТУРА
1.    Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988.

2.    Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.; Томск, 1997.

3.    Холлер К. Диагностика и развитие одарённости детей и подростков. – М., 1998.

4.    Богоявленская Д. Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр. -1994. -№ 6.

5.    Леитес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

6.    МатюшкинА. М. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии 1980. -№ 6 

^ ПРОТОКОЛ №4

психолого — педагогічного семінару- практикуму

в ЕНВК №5
«Обдарована дитина: знахідка чи проблема»
від ___.___.14

Присутні: адміністрація, класні керівники 5-11 класів, соціальні педагоги

Відсутні:
Порядок денний


  1. Види обдарованості. Проблеми обдарованих дітей.

  2. Як допомогти розкрити юне обдаровання.


1. Слухали:

По-першому питанню практичного психолога Котляревську Олену Олександрівну. Вона нагадала присутнім про існуючи види обдарованості. Розкрила поняття кожної з них. За допомогою проблемного питання разом з вчителями спробувала визначити: хто така обдарована дитина? Розглянули проблеми даної групи дітей за напрямками: потреба в увазі дорослих, нетерпимість, конформізм, незадоволеність, гіперчуттєвість та інше. За допомогою інтерактивних вправ „Німа дискусія”, „Красні коні на синій траві”, методу „1x2x4” відпрацювали знання на практиці.

2. Слухали:

По другому питанню практичного психолога Котляревську О.О., яка освітила педагогам вимоги, які застосовуються до вчителів, що працюють з обдарованими учнями. Присутні обговорили дане питання, виявили критерії та відпрацювали вправи на активізацію пізнавальної діяльності, розвитку впевненості, самопізнання, розвиток мотивації до успіху. Обговорили діагностики, анкетування, тести, які можна використовувати при роботі з обдарованими учнями.


^ Рішення психолого-педагогічного семінару-практикуму

«Обдаровані діти: знахідка чи проблема?»
Заслухавши доповіді виступаючих та обговоривши поставлені питання вирішили:


  1. Продовжити роботу творчої групи щодо розробки програми „Робота з обдарованими учнями в ЕНВ К№5 ”

ЗДНВР

Перерва С.В.,

квітень 2014


  1. Розробити рекомендації для педагогів щодо супроводу обдарованих учнів та зробити підбір вправ на розвиток пізнавальних процесів.

Практичні психологи:

Котляревська О.О., Мачула Л.І.,

березень 2014 р.


  1. Класним керівникам та вчителям-предметникам використовувати в роботі рекомендації щодо психолого-педагогічного супроводу обдарованих учнів.

Педагоги ЕНВК №5,

постійно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconПсихолого-педагогічний семінар
Харківська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №150 харківської міської ради харківської області

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconДонецький навчально-виховний комплекс №78
Тема: «Героев имена помнит Донбасс» (к 69-летней годовщине освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков)

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconМаріупольський навчально-виховний комплекс “гімназія-школа” №27 стилістика...
Вступ

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconСценарий классного часа ко Дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации (ксенофобия, расизм)
Комунальний заклад «луганський навчально-виховний комплекс спеціалізована школа I ступеня – гімназія №30»

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconЗаочно-дистанційна олімпіада «Школи «Обдарована дитина» з російської мови
С помощью каких поэтических средств выражено ощущение настоящей грусти в разлуке с любимой?

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconШахтарський навчально-виховний комплекс №2 "школа І-ІІ ступенів №1...
...

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” icon„Знайомство з життям та діяльністю визначних людей світу моди”
Проблема, над якою працює: «Впровадження ділової активності І нових технологій в навчально-виробничій та виховний процес. Формування...

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconЄнакієвський навчально-виховний комплекс №3 Єнакієвської міської...
Факультативний курс „Література рідного краю” призначений для учнів 9 класу російськомовних шкіл та розрахований на 35 годин (1 година...

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconНавчально-методичний комплекс з навчальної дисципліни філософія київ 2011
Навчально-методичний комплекс з філософії кафедри гуманітарних дисциплін навчально-наукового інституту права та психології для студентів...

Енергодарський навчально-виховний комплекс №5 психолого-педагогічний семінар-практикум „ Обдарована дитина: знахідка чи проблема” iconТараса Шевченка Юридичний факультет Кафедра трудового, земельного І екологічного права
Навчально-методичний комплекс: Програма, Робоча навчальна програма та практикум з дисципліни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<