Методическая разработка




Скачать 63.82 Kb.
НазваниеМетодическая разработка
Дата публикации31.03.2014
Размер63.82 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Психология > Методическая разработка


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения практического занятия по курсу социальной психологии

с иностранными студентами ІІ курса стоматологического факультета
Тема 3: ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

(2 часа)
І. Актуальность темы.

Психология больших социальных групп является одним из самых важных объектов социально-психологических исследований. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существующих в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др.).
ІІ. Учебные цели занятия.

В процессе изучения темы студенты должны:

  • ознакомиться с понятием большой социальной группы (ά-I)

  • знать особенности исследования больших групп (ά-I)

  • знать составляющие содержания психологии больших социальных групп (когнитивная, мотивационно-потребностная, эмоциональная и регулятивно-волевая сферы) (ά-II)

  • знать формы проявления психологии больших групп (ά-II)

  • научиться классифицировать большие группы (ά-III)

  • рассмотреть психологические характеристики разных видов больших групп, таких как классы, стихийные и этнические группы (ά-II)

  • анализировать межгрупповые отношения (ά-II).


ІІІ. Цели развития личности (воспитательные цели).

В процессе изучения темы у студентов формируются социально-психологические представления, имеющие воспитательный потенциал. В частности, формируется представление об особенностях поведения толпы и других стихийных групп. Формируется понятие об особенностях влияния большой социальной группы на индивидуальную психику (заражение, подражание, внушение).
ІV. Междисциплинарная интеграция.



Дисциплины

Знать

Уметь

1

Предшествующие (обеспечивающие) дисциплины




„Основы психологии. Основы педагогики”

Структура психического




3

^ Внутрипредметная интеграция




„Социальная психология личности”

Аттитюды





V. Содержание темы.

^ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

темы 3 „Психология больших социальных групп”


VІ. План и организационная структура занятия.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Понятие большой социальной группы.

2. Особенности исследования психологии больших социальных групп.

3. Содержание психологии больших социальных групп.

3.1. Когнитивная сфера.

3.2. Мотивационно-потребностная сфера.

3.3. Аффективная сфера.

3.4. Регулятивно-волевая сфера.

4. Формы проявления психологии больших групп.

4.1. Психологический склад сообщества.

4.2. Социальный тип личности.

5. Виды больших социальных групп.

6. Психологическая характеристика разных видов больших социальных групп.

6.1. Социальные классы.

6.2. Стихийные группы.

6.3. Психологические особенности этнических групп.

7. Межгрупповые отношения.


^ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Учебные цели в уровнях усвоения

^ Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Распре­деление

времени

Подготовительный этап

1

Организационные мероприятия










5 мин.

2

Постановка учебных целей и мотивация




Объясняются критерии оценки ответов на тестовые задания

Групповой журнал

5 мин.

^ Основной этап

3

Тестирование по открытым тестам

ІІ

Проверка ответов по критериям правильности, полноты, глубины

Тестовые вопросы. Учебное пособие по теме. Структурно-логическая схема

75 мин.

^ Заключительный этап

4

Домашнее задание







Указания по ознакомлению с методическими материалами на сайте кафедры

5 мин.



^ VІІ. Материалы методического обеспечения занятия.

1. А.И. Борисенко. Психология больших социальных групп: Учебное пособие по «Социальной психологии» для иностранных студентов стоматологического факультета. – В 10-ти частях. – Часть 3. – Винница: ВНМУ, 2010. – 28 с.

2. Набор тестовых вопросов по теме занятия:

1. Какие общие признаки являются характерными для больших групп?

2. Какими методами могут изучаться большие группы?

3. Что такое социальные представления?

4. Что такое менталитет?

5. Что такое аттитюд? Какие факторы, с точки зрения когнитивной психологии, влияют на силу аттитюдов?

6. Что такое социальные стереотипы? Почему они отличаются устойчивостью, чем вызвана их необходимость и почему они могут становиться недостатком?

7. Дайте короткую характеристику составляющих мотивационно-потребностной сферы.

8. Какие можно выделить типы жизненных ориентаций?

9. Дайте характеристику аффективной и регулятивно-волевой сфер.

10. Что такое социальный характер, и каким образом он лучше определяется?

11. Что такое традиции, обычаи, суеверия, образ жизни?

12. Свойственно ли типичное в одинаковой мере всем представителям социального типа личности? Почему?

13. Проведите классификацию видов больших социальных групп.

14. Что такое социальный класс и чем отличаются представители разных социально-экономических статусов?

15. Что такое стихийные группы? Каковы особенности распространения информации в стихийных группах?

16. Каковы факторы просоциального поведения в стихийных группах?

17. Что такое толпа, масса, публика?

18. Дайте характеристику психическому заражению, подражанию и внушению, как социально-психологическим феноменам.

19. Что такое этнопсихология и какое она имеет значение?

20. Дайте характеристику процессам межгрупповой дифференциации, дезинтеграции и интеграции.

VІІІ. Литература.

а) учебная литература

Основная литература.

  1. Д. Майерс. Социальная психология: Учебн. пособие: Пер. с англ. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

  2. Социальная психология: Учебн. пос. для вузов / Под ред. А.Л. Журавлева. – М., 2002. – 351 с.

  3. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.

  4. П.Н. Шихирев. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448 с.

Дополнительная литература.

  1. М.Н. Корнєв, А.Б. Коваленко. Соціальна психологія. – К.: [б. и.], 1995. – 303 с.

  2. П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – Т.2 – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381с.

б) научная литература.

  1. Г.М. Андреева. Социальная психология. – М.: Наука, 1999. – 375 с.

в) методическая литература.

  1. Б.Ц. Бадмаев. Методика преподавания психологии. – Владос, 2001. – 304 с.

  2. В. Я. Ляудис. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

  3. В.Н. Карандашев. Методика преподавания психологии. Уч. пос. – СПб. Питер, 2006. – 250 с.

  4. 3. М. Панибратцева. Методика преподавания психологии / Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской. - М. «Просвещение», 1971. - 152 с.

  5. И.В. Смолярчук, В.М. Чернышова. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. - 70 с.


Разработал:

Ассистент кафедры

медицинской психологии и психиатрии,

кандидат психологических наук Борисенко А.И.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка iconМетодическая разработка урока информатики Тема: Методическая проблема
Методическая проблема: эффективность использования компьютерной техники и электронных средств обучения в учебном процессе

Методическая разработка iconМетодическая разработка по дисциплине «Эконометрика»
Методическая разработка подготовлена в соответствии с программой курса «Эконометрика» и требованиями действующего Государственного...

Методическая разработка iconМетодическая разработка на тему «Техника и тактика игры в бадминтон»
Методическая разработка на тему «Техника и тактика игры в бадминтон» / составители: В. И. Денисенко, С. Н. Песоцкий, В. Ф. Котов,...

Методическая разработка iconМетодическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного...
Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета

Методическая разработка iconМетодическая разработка
Этиология, патогенез, фармакогенетика, биотрансформация, фармакодинамика, фармакокинетика

Методическая разработка iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов во время...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов во время практического занятия по учебным темам

Методическая разработка iconМетодическая разработка
Равновесие, кровеносный, кровопотеря, жизнедеятель­ность, иммунобиологический, чужеродный

Методическая разработка iconМетодическая разработка
К данным прилагательным подберите однокоренные существительные. Запишите по образцу

Методическая разработка iconМетодическая разработка
Газообмен, кровообращение, одноклеточный, поперечно­полосатый, многорядный, воздухоносный

Методическая разработка iconМетодическая разработка
Недостаток определенных микроэлементов в пище способствует (нарушение обмена веществ)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<