В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие




Скачать 383.72 Kb.
НазваниеВ. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие
страница1/3
Дата публикации31.03.2014
Размер383.72 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Украины
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

В.А. Федотова

Психология деятельности и учебный менеджмент
Учебно-методическое пособие

г. Симферополь, 2006
УДК-159.9/ 33 (075)

ББК – 88 Я 73

Ф - 32

Федотова В.Л. Психология деятельности и учебный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Узуновой Н.С. – Симферополь, 2006. – 33 с.


В данном учебно-методическом пособии изложены основные теоретические положения по разделам психологии деятельности и учебного менеджмента в соответствии с учебной программой курса «Психология деятельности и учебный менеджмент». Пособие предназначено для аудиторных и практических занятий студентов экономических специальностей.
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры Педагогики, психологии и украинского языка, протокол №8 от 15 июня 2006 года.

© Симферопрль,2006

Содержание
Введение 4

Содержание дисциплины 5

Семинарские занятия 12

Практические занятия 19

Вопросы для самостоятельного изучения 20

Словарь психолого-педагогических терминов 21

Критерии оценки знаний студентов 28

Вопросы для подготовки к экзамену 29

Литература 31

Введение
Современная психология представляет собой сложную интегральную систему наук, которая постоянно пополняется какой-либо новой дисциплиной. Это связано с тем, что психологическая реальность до сих пор остаётся для человека малоизученной и таинственной.

В настоящее время происходит всё большая дифференциация наук и всё большая интеграция их отраслей между собой. Примером этого процесса является создание новой дисциплины «Психология деятельности и учебный менеджмент», где психология деятельности – отрасль психологии, а учебный менеджмент – отрасль педагогики. Повышение уровня сложности труда, рост психологических нагрузок в процессе профессиональной деятельности, нарастающая нестабильность человеческой психики – это всего лишь часть причин, обусловливающих необходимость и актуальность знаний психологии человеческой деятельности. Пособие рассчитано на студентов экономического профиля с правом преподавания соответствующих специальностей, которое даёт дополнительный шанс в процессе самореализации будущих специалистов. В настоящее время существует настоятельная потребность в тех, кто знает и умеет творчески управлять самыми различными объектами, организациями, процессами, т.е. в менеджерах. Учебный менеджмент – наука об управлении образовательным процессом и педагогическими системами. Это новейший подход к пониманию роли преподавателя как менеджера образования. Главная цель курса «Психология деятельности и учебный менеджмент» дать теоретические знания психологических основ деятельности, в том числе профессиональной, организации и управления образовательными процессами, сформировать первоначальные умения психологической диагностики и аутотренинга.

^ Содержание дисциплины
Раздел I. Введение в учебную дисциплину «Психология деятельности и учебный менеджмент
Тема 1. Психология деятельности и учебный менеджмент как наука.

Психология как наука: определение, краткая история, предмет, методы (тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент). Предмет и содержание психологии деятельности как отрасли психологии. Педагогика как наука: определение, краткая история, предмет, методы (наблюдение, опрос, эксперимент, сравнительный анализ обученности детей). Предмет и содержание учебного менеджмента как отрасли педагогики. Цели и задачи изучения учебной дисциплины. Что должен знать и уметь студент в результате изучения курса. Актуальность курса, его роль и значение в подготовке специалистов экономического профиля.

^ Раздел II. Психология деятельности
Тема 1. Психологический анализ деятельности.

Деятельностный подход в отечественной психологии. Понятие и строение человеческой деятельности: мотив, цель, предмет, структура, средства. Мотивация и деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации. Отличие деятельности человека от жизнедеятельности животных. Виды человеческой деятельности, их закономерная последовательность по мере социального развития человека (по Е.А. Климову): общение, игра, учение, труд. Взаимосвязь деятельности и следующих психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Компоненты деятельности: умения, навыки, привычки. Условия согласования навыков. Типы умений и навыков: двигательные, познавательные, теоретические, практические. Профилактика вредных привычек. Структура действенно-практической сферы личности: трудовые знания, умения и навыки; трудолюбие; трудовая нравственность. Психологическая готовность к труду.
^ Тема 2. Психология профессиональной деятельности.

Структура профессиональной деятельности (по Е.А.Климову): заданные цели, заданный предмет, средства труда, система прав, производственная среда. Взаимосвязь объективных факторов (профессиональных требований) и субъективных факторов (индивидуально-психологических особенностей специалиста) профессиональной деятельности. Понятия профессиональной пригодности и профессионального отбора. Основные аспекты профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический, психологический. Условия проведения профессионального отбора: наличие объективной социально-экономической необходимости; наличие профессий, для которых важна профпригодность; наличие разработанной системы отбора; наличие специалистов по профотбору. Понятие профориентации и этапы профессионального отбора: составление профессиограммы; выбор методов диагностики; прогноз успешности обучения. Понятие профессионального подбора. Возможные приоритеты взаимодействия « человек-профессия» и их результаты. Сущность профессионального самоопределения. Выбор профессии. Понятие профессиональной самоактуализации. Её место в процессе самосовершенствования человека. Классификация профессиональных сфер по критерию «объект труда» (по Е.А.Климову): человек, природа, техника, знак, художественный образ.
^ Тема 3. Психологические особенности труда в организации.

Понятие трудового коллектива, стадии его развития: первичного объединения, коллективной индивидуализации, вторичного объединения, консолидации. Причины нестабильности трудового коллектива. Основные законы его существования: закон гомеостазиса и закон развития. Понятие корпоративной культуры организации. Влияние внутренних и внешних факторов на её формирование. Жизненные циклы развития организации: младенчество, быстрый рост, юность, расцвет, стабилизация, аристократизм, ранняя бюрократизация, поздняя бюрократизация, смерть. Социально-психологическая характеристика руководителя: интеллект, система ценностей, личностные качества, образование, опыт, возраст, пол. Условия эффективности руководителя. Лидер в коллективе. Классификация стилей руководства по следующим критериям: стремление к доминированию (жёсткий, мягкий, демократический), направленность деятельности (реализация личных целей, достижение социальных целей). Качества руководителя новой формации. Социально-психологический климат в коллективе и его влияние на людей. Принцип дополнительности в управлении и условия его реализации.
^ Тема 4. Психология предпринимательства.

Понятие предпринимательства. Функции предпринимательской деятельности в экономике: стабилизирующая, дестабилизирующая. Стадии развития предпринимательской деятельности: создание рынка для новой продукции, поддержание высокого спроса, вторжение конкурентов. Типология отечественного предпринимателя: предприниматель «поневоле», административный тип, предприниматель-романтик. Строение предпринимательской деятельности: мотив, цель, предмет, средства. Виды предпринимательской деятельности: финансовый, коммерческий, произволственный. Условия успешности предпринимательской деятельности: внешние (социум, государство) и внутренние (личность). Современное состояние и перспективы развития отечественного предпринимательства. Основные характеристики поведения предпринимателя: свобода выбора, подсознательная готовность к любым ситуациям, неприятие состояния апатии и др. Психологический портрет предпринимателя.
^ Тема 5. Этика и психология делового общения.

Понятие делового общения. Структура делового общения: коммуникация, интеракция, перцепция. Кодекс делового общения. Классификация индивидуальных стилей общения (по Лири): доброжелательный, нейтральный, враждебный, доминирования, на равных, подчинения. Функции делового общения: контактная, побудительная, координирующая, информационная, эмотивная. Основные причины трудностей делового общения: неспособность установить контакт, неумение выслушать, неумение понять. Способы повышения эффективности делового общения. Понятие делового этикета, его место в корпоративной культуре организации. Правила ведения деловых переговоров и организации деловых совещаний. Особенности делового общения по телефону. Стратегия успеха делового общения.
^ Тема 6. Психология деловых конфликтов.

Понятие делового конфликта. Классификация видов деловых конфликтов: по результатам (конструктивный, деструктивный), по типу участвующих сторон (внутриличностный, межличностный, личность-коллектив, коллектив-коллектив), по цели (предметный, беспредметный). Правила сохранения конструктивного характера конфликта. Динамика деловых конфликтов: конфликтная ситуация, осознание конфликтной ситуации, выбор стратегии конфликтного поведения, исход конфликта. Стратегии поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Основные причины конфликтов в организации: ограниченность человеческих и финансовых ресурсов; проблемы взаимодействия специализированных отделов; различия в системе ценностей, интеллекте, жизненном опыте сотрудников; неумение общаться в деловой сфере и др. Последствия деловых конфликтов. Предупреждение конфликтных ситуаций. Способы регуляции деловых конфликтов: административные, психологические. Специальная переговорная техника разрешения деловых конфликтов. Понятия коммуникативной рефлексии и саморегуляции в конфликтной ситуации. Самоконтроль. Правила поведения и общения во время конфликта.
^ Тема 7. Психология профессионального стресса.

Понятие профессионального стресса. Комплексный характер реакции человека на стресс: физиологический уровень и психологический. Условия возникновения стресса: субъективная значимость события, абсолютная величина стрессора, приспособительные возможности организма и психики человека. Динамика профессионального стресса: стадия «тревоги», стадия «стихии», стадия стабилизации. Основные характеристики индивидуального сценария стрессового поведения: частота появления стрессового состояния, особенности поведения и общения, направленность стрессовой агрессии, стремление к обвинению, активность в сфере деятельности. Основные причины профессиональных стрессов: информационные перегрузки, эмоциональная нестабильность, проблемы делового общения. Виды профессиональных стрессов: информационный, эмоциональный, коммуникативный. Методы оптимизации психического состояния как профилактика стресса: аутогенная тренировка, аутотренинг, медитация, арттерапия, саморегуляция, консультация психолога, тренинги и др.
^ Тема 8. Психология успеха в профессиональной деятельности.

Понятие профессионального успеха. Этапы формирования успеха: определение собственной цели в профессиональной деятельности; анализ всех условий профессиональной ситуации (способствующих и препятствующих достижению цели). Соотношение самоуважения, уровня притязаний личности и успеха (по У. Джеймсу). Зависимость динамики профессионального успеха от внутренних условий: личностных качеств, интеллекта, образования, опыта, возраста, пола. Внешние условия хорошей динамики успеха в профессиональной деятельности: коллективное принятие решений, делегирование полномочий, автономизация, разнообразие работ, сильная внутрикорпоративная культура и т.д. Основы человекоцентристского подхода: уважение к человеку и доверие к нему (принцип эгалитарности). Психологические особенности экономической деятельности: экономические мотивы, склонность к риску, способность к сделкам, экономическое мышление. Уровни мотивации работника: высокий, низкий, средний. Возможные последствия достижения профессионального успеха: стресс успеха, стресс богатства, рост самооценки и др. Начало профессиональной деятельности: «мягкая» стратегия включения. Понятие о прогнозировании, целеполагании, планировании и их роль в достижении профессионального успеха. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры: «вхождение в кабинет»; уметь «держать удар», начинать с «нуля» и др.. Психотехника профессионального успеха: самопознание, самооценка, саморазвитие. Профессиональное мастерство как одно из главных условий профессионального успеха.
^ Тема 9. Основы психодиагностики и саморегуляции.

Понятие психодиагностики. Цель профессиональной диагностики. Основные принципы профессиональной диагностики: вероятностный характер диагностической оценки; зависимость результатов диагностики от внутреннего состояния обследуемого; неоднозначность результатов; относительное несовершенство теории. Главные задачи научной и практической психодиагностики: установление наличия того или иного психологического свойства; определение степени его развития; описание; сравнение. Общая характеристика методов психодиагностики: валидность, надёжность, однозначность, точность. Основные требования к следующим компонентам психологического исследования: психолог, методика, инструкция к методике, обстановка проведения исследования. Этические аспекты профдиагностики. Производственное консультирование: приём на работу; конфликты в коллективе; консультирование руководства. Вероятность прогноза профессиональной успешности работника. Общее понятие о Здоровье человека. Главные факторы, определяющие Здоровье человека: образ жизни, экология окружающей среды, генетическая предрасположенность, здравоохранение. Основные критерии психического здоровья человека. Профилактика и реабилитация психического здоровья. Понятие об аутогенной тренировке (классический вариант по И.Шульцу). Понятие о психических состояниях человека и способы их регуляции: консультация психолога, тренинги и т.д. Понятие саморегуляции. Способы саморегуляции психических состояний: аутогенная тренировка, аутотренинг, музыка, природа, спонтанное рисование, размышление и др.

^ Раздел III. Учебный менеджмент
Тема 1. Введение в учебный менеджмент.

Краткая справка об истории возникновения менеджмента. Актуальность управления образованием. Понятия учебного менеджмента, педагогической системы и образовательного процесса. Главные цели учебного менеджмента: развивающая, обучающая, воспитательная. Основные задачи учебного менеджмента: реализация системно-деятельностного подхода; решение проблем соответствия цели и результата; совершенствование делового общения; научная организация труда; решение проблем достоверного оценивания. Основные принципы учебного менеджмента: гуманизм, целостный взгляд на человека, сотрудничество, социальная справедливость, индивидуальный подход, постоянное повышение квалификации, демократизм и др. Функции учебного менеджмента: работа с целями (прогнозирование, целеполагание, планирование); мотивация; реализация целей и задач; контроль (предварительный, текущий, итоговый). Методы учебного менеджмента: воздействие (административное, психолого-педагогическое, общественное); экономическое стимулирование. Типичные проблемы педагогического процесса. Критерии эффективности учебной деятельности: оптимальность; рациональность; конкретность; перспективность; активность и самостоятельность учащихся. Понятие формализма. Виды формализма в педагогическом процессе: в обучении; в воспитании; в управлении. Причины формализма в оценке эффективности образовательного процесса: объективные, субъективные. Условия эффективности учебного менеджмента: компетентность менеджера образования; психологический климат в педагогическом коллективе; научная организация образовательного процесса; условия педагогической деятельности.
^ Тема 2. Управление образовательным процессом.

Общее представление о структуре системы образования. Схема управления образовательным учреждением. Уровни управления процессом образования: государственный, региональный, внутришкольный. Методологические предпосылки создания новых концепций внутришкольного управления: истоки; метод; принципы: гуманистичность; демократичность; аналитичность; целенаправленность. Основные функции управления образовательным учреждением: планово-прогностическая; организационно-исполнительская; мотивационно-целевая; контрольно-диагностическая. Понятие об инновационном процессе. Основные направления современных инновационных процессов в образовании: содержание, метод, форма. Этапы управления инновационным процессом в образовательном учреждении: определение актуальной проблемы, формулировка цели, описание сущности инновации и т.д. Основные составляющие образовательного процесса как системы: развитие, обучение, воспитание; соответствующие цели и функции. Уровни образовательного процесса: теоретический и практический. Характеристика учебного занятия как системы: понятие, цели, структура. Понятие знания. Логика усвоения знаний. Параметры, определяющие качество знаний учащихся: системность, действенность, прочность. Понятие и основные направления мониторинга: обучаемость, обученность, учебные умения, уровень воспитанности, интеллект и т.д. Уровни контроля знаний: само- и взаимоконтроль; контроль преподавателя; методиста; независимой комиссии; административный контроль.
^ Тема 3. Управление процессом воспитания.

Понятие воспитания. Виды воспитания: умственное, нравственное, физическое и др. Воспитание как приоритетная задача общего образования. Основные причины трудностей управления процессом воспитания: наука, практика, стиль управления, планирование, контроль. Исторические примеры воспитательных систем: на основе законов развития коллектива; на основе адаптивного характера образования. Необходимые элементы построения воспитательной системы: цель, метод, форма. Главные требования к целям воспитания: объективность, целостность, дифференцированность по возрастам, реализуемость, актуальность. Направления воспитательной работы: формирование сознания, общественного поведения, трудолюбия; контроль и анализ уровня воспитанности. Формы воспитательной работы: по месту проведения, по количеству участников. Психологический портрет менеджера образования: качества личности, компетентность и мастерство. Основные задачи воспитательной работы образовательного учреждения: личностно-ориентированный подход; сотрудничество с родителями. Условия реализации основных задач. Формы взаимодействия семьи и школы: личные контакты, родительские собрания, дополнительное образование родителей. Типичные ошибки семейного воспитания: гиперопека, наказания, низкий уровень культуры общения и т.д. Последствия ошибок в воспитании: в характере, состоянии психики, во взаимоотношении с окружающим миром. Сущность и основные задачи управления самовоспитанием: мотивация, выработка программы, освоение методов, самоконтроль и т.д.

Семинарские занятия
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №9 от 30. 12. 11г)

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Краснодар
Учебно-методическое пособие "Системный подход в программировании и построении моделей приложений"

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие казань
Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан гос...

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconСписок основної та допоміжної літератури. Бадмаев Б. Ц. Психология:...
Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. М. Учебная литература, 1997....

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-практическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Пленкина В. В., Газеев М. Х., Осиновская И. В., Якунина О. Г. Производственный менеджмент (в схемах и таблицах): Учебно-практическое...

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие (для студентов дневной формы обучения...
Учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы помочь студентам начать использовать современное программное обеспечение...

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Корпоративное управление» для студентов экономических специальностей дневной и заочной...

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов-иностранцев
Основы русской фонетики в таблицах, комментариях, упражнениях : учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев / сост.: Л....

В. А. Федотова Психология деятельности и учебный менеджмент Учебно-методическое пособие iconИ сравнительная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов специальности 020400 при изучении учебной дисциплины "Зоопсихология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<