Содержание
Введение 3
2.1. Подбор и обоснование методик 6
Заключение 7
Список литературы 11
Введение
Задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей. Однако для этого необходимо знать природу и закономерности индивидуальных особенностей детей как субъектов учебной деятельности.
Необходимость специального изучения индивидуальных особенностей детей как субъектов учебной деятельности также является актуальной в аспекте разработки проблемы формирования личности младших школьников.
По данным Министерства образования РФ (1997 г.) среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно – психической сферы ещё в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза и составило 30% и более.
В начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность.
Трудности в учебном процессе, приобретённые в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой школе рассматривались многими психологами и в качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в 1 класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, гиперактивность детей.
Проблема оказания помощи гиперактивным детям многие годы является актуальной в педагогике и психологии. В образовательных учреждениях ведётся поиск условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся данной категорий.
Наша работа предполагает систематизировать накопленный теоретический и практический материал по изучению психологических особенностей гиперактивных детей как субъектов учебной деятельности.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения особенностей учебной деятельности младших школьников с целью их учёта в практике обучения.
Цель исследования – изучение психологических особенностей гиперактивных детей.
Цель исследования определила гипотезу, согласно которой существуют выраженные различия в проявлении и структуре связей особенностей мотивации учебной деятельности, успеваемости и внимания гиперактивных школьников.
Объект исследования – особенности мотивации учебной деятельности, успеваемости и внимания гиперактивных школьников.
Предметом исследования являются взаимосвязи между мотивацией учебной деятельности, успеваемостью и особенностями внимания гиперактивных школьников.
В соответствии с целью мы выдвинули следующие задачи исследования:
Сформировать выборку гиперактивных школьников (экспериментальная группа) и школьников с нормальным развитием (контрольная группа);
Изучить психологические особенности (мотивацию, успеваемость и внимание) младших школьников в контрольной экспериментальной группах;
Сравнить проявления мотивации, успеваемости и особенностей внимания детей в контрольной и экспериментальной группах;
По результатам корреляционного анализа сравнить структуру связей индивидуальных особенностей младших школьников в контрольной и экспериментальной группах;
Проинтерпретировать полученные результаты, сравнить их с имеющимися в литературе.
Глава 2. Организация и методики исследования ^
Исследование проводилось в марте - апреле 2005 учебного года. Испытуемые – учащиеся 1-3-х классов и ученики 2 «А» класса школы № 140 Индустриального района г. Перми. Всего в исследовании приняли участие 40 школьников в возрасте 8 - 10 лет, из которых были сформированы две выборки: экспериментальная группа и контрольная группа.
Экспериментальная группа была сформирована в результате беседы с учителями 1-3 классов, которые определили группу гиперактивных детей. Эти дети составили экспериментальную группу. Критерии отбора детей: отвлекаемость внимания, двигательная расторможенность, бесцельная подвижность, импульсивность, непредсказуемость, неумение подчинять свои действия правилу, неумение ориентироваться на заданную систему требований.
В контрольную группу вошли дети с нормальным развитием - ученики 2 «А» класса.
Целью настоящей главы является подбор и обоснование методик, определение и анализ индивидуальных особенностей младших школьников с позиций исследования развития внимания.
Цель исследования – установление влияния особенностей внимания и мотивации учебной деятельности на успеваемость младших школьников.
Задачи исследования:
диагностика особенностей внимания -устойчивости и концентрации, способности к переключению внимания и объём внимания;
выявление особенностей школьной мотивации младших школьников;
анализ особенностей взаимосвязей успеваемости, школьной мотивации и внимания учащихся.
Для достижения целей исследования нами были использованы следующие методики: Анкета Н. Г. Лускановой по оценке уровня школьной мотивации[37,с.128], методика Л.М. Фридмана "Тройные сравнения"[3,с.84], Методика Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой "Направленность на приобретение знаний"[3,с.120]; Методика Е. М. Ильина и Н. А. Курдюковой "Направленность на отметку"[12,с.47]; Тест Бурдона[15,с.102], Методика изучения переключаемости внимания[3,с.96], Методика изучения объёма внимания[3.с.114].
Заключение
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования были сделаны следующие выводы:
Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у детей; основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля; нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми. Причинами школьной дезадаптации гиперактивных детей являются: психотравмирующий процесс обучения, неравномерность и асинхронность интеллектуального и моторного развития; неправильное отношение педагога, авторитарный тип деятельности педагога; личностные особенности родителей, нарушения отношений и неправильное воспитание в семье; школьная дезадаптация проявляется в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, т.е. в отклоняющемся от нормы, дезадаптивном поведении, школьной тревожности; ранняя диагностика, коррекция и профилактика гиперактивности являются актуальной и чрезвычайно важной проблемой, стоящей перед педагогом и практическим психологом. Неуспеваемость гиперактивных школьников возникает в результате комплекса причин, в который входят как внешние (например, бытовые или особенности воспитания в семье, взаимоотношения с учителем и т.д.), так и внутренние (дефекты здоровья, недостаточный объём знаний и т.д.) факторы.
Практическое исследование влияния особенностей внимания и мотивации учебной деятельности на успеваемость гиперактивных младших школьников показало, что:
Для гиперактивных детей обучение русскому языку составляет наибольшую трудность из-за необходимости удерживать внимание на предмете при отсутствии интереса к нему; гиперактивные дети, по сравнению с нормально развивающимися детьми не могут долго концентрироваться на объекте, не способны в течение длительного времени сохранять состояние внимания на объекте изучения, отвлекаются и ослабляют внимание. Данный факт может быть объяснён следующими факторами: психофизиологическими особенностями гиперактивных детей, отсутствием достаточно сформированных навыков произвольной деятельности, усталостью в конце учебного года. В то же время у гиперактивных детей более выражена направленность на отметку; учебная мотивация у гиперактивных младших школьников, по сравнению с детьми из контрольной группы сформирована не достаточно; успеваемость гиперактивных детей обуславливается не стремлением получить знания, а желанием получить хорошую отметку, выглядеть хорошо в глазах окружающих.
При возникновении интереса к предмету, возникновении желания узнать новое у гиперактивных школьников устойчивость внимания увеличивается, и наоборот, чем ниже уровень учебной мотивации, тем труднее ребёнку сосредоточиться на учебном материале; у гиперактивных школьников в процессе учебной деятельности внимание удерживается лишь на тех предметах, на том материале, за который ребёнок может получить высокую отметку; в ситуациях, когда получение хорошей отметки затруднено, концентрация внимания учеников повышается, что говорит о развитии элементов произвольности внимания.
Высокая сосредоточенность на изучаемом материале, умение концентрироваться на одних деталях и отвлечение от других способствует хорошей успеваемости по чтению; низкий уровень концентрации внимания на изучаемом материале у гиперактивных детей снижает уровень успеваемости по данному предмету; желание быть успешным, стремление получить высокую оценку способствует повышению успеваемости по русскому языку; успешное обучение по русскому языку невозможно при неустойчивости внимания, непроизвольном переключении внимания с одного объекта на другой; у гиперактивных школьников успеваемость по математике определяется как желанием получить высокую отметку и выглядеть успешным в глазах окружающих, так и развитым объёмом внимания; сложности при обучении математики возникают при низком уровне сосредоточения и концентрации внимания ученика на предмете обучения.
Концентрация внимания значительно более выражена у детей контрольной группы, у них высокий уровень школьной мотивации обусловливает высокие внутренние мотивы учения, желание детей получать знания и высокую устойчивость внимания; дети, имеющие сформированные внутренние мотивы учения допускают меньше ошибок, легче переключаются с одного вида деятельности на другой, у них высокая работоспособность, произвольность внимания и поведения хорошо развиты; неусидчивые, невнимательные дети более направлены на внешние мотиваторы, у них снижена работоспособность, высокая утомляемость; чем выше устойчивость внимания, тем больше объём внимания и продуктивность усвоенных знаний у детей контрольной группы. Чем выше направленность на отметку у младших школьников контрольной группы, тем больше концентрация внимания у ученика, тем выше уровень продуктивности внимания; сформированная школьная мотивация и длительность концентрации внимания на изучаемом предмете, умение сохранять в течение длительного времени состояние внимания на изучаемом объекте способствует хорошей успеваемости по чтению у детей контрольной группы; умение младшего школьника контрольной группы сосредоточиться на значимых в момент обучения объектах и отвлечении от других является условием успешного обучения по русскому языку; успешность обучения по математике у школьников контрольной группы определяется сформированными внутренними мотивами обучения, умением произвольно переключаться с одного объекта изучения на другой, объёмом внимания, позволяющим воспринимать в короткий промежуток времени необходимое количество объектов.
Следовательно, существуют выраженные различия в проявлении и структуре связей особенностей мотивации учебной деятельности, успеваемости и внимания гиперактивных школьников. Гипотеза исследования подтвердилась. ^
Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе \\ Мир психологии. 1996., №1.-С.34-47.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.
Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Просвещение, 1997.-326с.
Блонский П.П. Психология младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1997.-218с.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности.- М.: Межд. пед. акад., 1995.-327с.
Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? - М.: Педагогика, 1975.-301с.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. - Томск, 1993.-104с.
Возрастная и педагогическая психология\Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1973.-385с.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников./Под ред. Бабанского Ю. К. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1972.-337с.
Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. — М.: Прогресс, 1982.-С.129-146.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. - М.: Знание, 1959.-С.56-84.
Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. - Киев, 1993.-127с.
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: Знание, 1954.-320с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.: Просвещение, 1986.-285с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей \ Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001.-107с.
Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Просвещение, 1993.-230с.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М.: Педагогика, 1991.-438с.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.: Медицина, 1988.-226с.
Изучение мотивов поведения детей и подростков / Под ред. Божович Л.И.-М.: Педагогика, 1972.-349с.
Ильясов И.И. Структура процесса учения.- М.: Просвещение, 1986.-342с.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации \\ Вопросы психологии, №4, 1984.-С.31-38.
Калмыкова З.И. Проблема преодоления школьной неуспеваемости глазами психолога.-М.: Просвещение, 1982.-207с.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю и психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Педагогика, 1989.-322с.
Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.- М.: Педагогика, 1988.-380с.
Локалова Н.Н. Слабоуспевающий школьник: психологическое обучение и коррекционная работа \\ Начальная школа. 1992, № 1.-С.42-49.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения.- М.: Фолиум, 1993.-270с.
Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности \\ сб. Здоровье, развитие, личность.-М.: Медицина, 1990.-207с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: Знание, 1983.-150с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975.-338с.
Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002.-430с.
Младший школьник/Под ред. Хринковой Н.Г. - М.: Просвещение, 1981.-286с.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск, 1977.-207с.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Наука, 1960.-224с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты и проблемы.-М.: Педагогика, 1978.-378с.
Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. - Смоленск, 1994.-85с.
Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование/Под ред. Л.В. Занкова.- М.: Знание, 1975.-207с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: ТЦ Сфера, 1996.-348с.
Психическое развитие младших школьников/Под ред. Давыдова В.В.- М.: Просвещение, 1990.-448с.
Психолого – медико – педагогическое обследование ребёнка \ Под ред. М.М. Семаго.- М.: АРКТИ, 1990.-307с.
Рабочая книга школьного психолога/Под ред.И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.-459с.
Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник (Заметки врачей психоневрологов). - М.: Медицина, 1981.-320с.
Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми \\ Сб. Активные методы в работе школьного психолога. -М.: МГУ, 1990.-С.107-126.
Развитие мотивов учения у детей 6 – 7 лет\Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-230с.
Славина Л.С. Трудные дети.- М.: Педагогика, 1998.-306с.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: МГУ, 1988.-230с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.-Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.-447с.
Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия\Под ред. Ю.З. Гульбаха.- Киев, 1993.-407с.
Школьные неврозы и их диагностика\\Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: Академия, 1995.-372с.
Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. - М.: Знание, 1989.-376с.
Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Знание, 1979.-238с.
|