Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины




Скачать 103.29 Kb.
НазваниеИльина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины
Дата публикации15.04.2014
Размер103.29 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УСПЕШНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ильина Юнона Николаевна

Украина, г. Киев,  Институт психологии имнеи Г.С.Костюка НАПН Украины

Ведущий научный сотрудник лаборатории Новых информационных технологий обучения, кандидат психологических наук.
В современном обществе человек стоит перед выбором социализации или индивидуализации, как и сотни лет назад. Нюанс состоит в том, что законы социализации, плата за социальный успех или самореализацию стал другим. Основные критерии измерения успешности сегодня стали глобализация – масштаб влияния, скорость достижения, экономность - минимальные усилия. Срок удержания результата, качество самого достижения, моральная сторона вопроса – критерии, которые были актуальны в прошлом, сейчас несколько снизили свое массовое значение. Что, безусловно, не умаляет их истинного значения, а говорит о других массовых эталонах. В данной ситуации, мы, как представители научной психологии, видели свою задачу как популяризаторы психологического знания об успешности, научных законах ее, ловушках и методиках управления собственной успешностью. Данную задачу мы попробовали решить на границе критериев сегодняшних и прошлых: научный, проверяемый и надежный инструментарий и современный инструмент глобализации и скорости – итогом стал Дистанционный курс развития “Успех”(ДКР УСПЕХ). Итогом ДКРУ мы видим создание интеллектуальной интерактивной среды для развития психологических знаний и умений взрослых, которые ведут к росту качества жизни, в дистанционной форме.

Основные тезисы нашего подхода к теме психологии успешности: субъект нуждается в ощущении успеха, объекту необходимо подтверждение от окружения, "внешний" результат. В зависимости от ощущения себя объектом или субъектом определяется выбор приемлемой модели жизненного успеха, его критеризации, "эталонной модели успеха". Анализ психологической литературы показывает, что в мире в настоящее время нет разработанной психологической теории успешности, при этом в странах СНГ имеет место психологическая комплексология, архетипическое неприятие успешности, нет культуры успеха, против конфликтности популярных моделей успешности. Отсутствует единое психологическое определение жизненного успеха человека. Мы связываем психологию успешности с интеллектуальными (ментальными) моделями [2]. Также не существует интерактивных, дистанционных программ развития данных компетенций. Широко представлены дистанционные курсы развития бизнес-навыков, технологий, языковые, профильные учебные курсы для школы и ВУЗа. Тема успешности активно эксплуатируется в обучающих курсах компаний сетевого маркетинга, что не улучшает общую картину, так как успех трактуется в искаженном и усеченном виде, часто - как увеличение заработка, а из-за этого наступление успеха, что не является доказанным фактом.

Слово «Успех» славянского происхождения, но в постсоветском обществе несет на себе налет или немецкой (эффективность) или американской (культ материального достатка и достижений), или восточной (состояние, духовность) философии, мироощущения. Психологический термин, как определение, требует критериев успешности, без которых термин не является полным. В психологических концепциях понятие успеха рассматривается, как основа успешной самореализации, как тенденция к самоактуализации, как эффективность деятельности, скорость решения задач, первенство в выбранных отраслях, масштаб влияния, известность, наличие внешних атрибутов власти (деньги, права, статус т.д.). [1-4]

Мы разработали теорию, научный подход к психологии жизненного успеха, синтезировали принципы эталонной, универсальной модели развития психологических компетенций успешного человека. Цель ДКР ПКУ - создать инструментарий для осознания своего жизненного сценария, «белых» пятен и блокирующих личностные изменения зон, создать реальный (для данного субъекта) проект трансформации, ранжировать критерии своего успеха и мотивационно-ценностный инструментарий для психологической поддержки участника курса. Структура акта трансформации (развития) включает элементы: определенную жизненную ситуацию (исторически существующие формы организации своего пространства); процесс изменения ситуации, трансформация, путем работы естественных механизмов преобразования или методологически организованной деятельности; результат трансформации - адаптивная ментальная модель с желаемыми результатами, комплексно трактуемыми как успех [2].

Для создания систем влияния(вектор-успешность) на ментальную модель мы принимаем рабочее определение психологической успешности (Ю.Н. Ильина): успешность - это деятельность, направленная вовне или вовнутрь, приводящая субъект деятельности к желаемому результату, который проверяется объективно, субъективно или обоими способами, с прогнозируемыми или допустимыми затратами, издержками и на желаемый срок, с возможностью выделить модель деятельности, приведшей к успешным итогам-собственно -успеху, и повторить ее.

Наш курс работает с ментальной моделью как с гендерными, кросскультурными, возрастными, социально-психологическими субмоделями успешности. Этапы работы построены так: анализ литературы, технологических платформ дистанционного обучения; формирование проекта ожидаемого результата ДКР ПКУ; исследовательская работа в экспериментальных группах, (1-я группа «Дистанционная», 12 месяцев и 2-я - «Тренинговая» 16 месяцев, фокусные группы – психические расстройства и осужденные(по 12 мес)). Цель этапа - выявить закономерности успеха, определить дифференцирущие ключи в психологических аспектах ментальной модели и увеличить эффективность дистанционного воздействия. Четвертый этап - формализация выявленных закономерностей и характеристик, описание хода эксперимента, применяемых технологий, создания корректив технологий влияния и запуск дистанционного бета-курса ДКР ПКУ. После внесения итоговых корректив открыть курс для широкой аудитории. Структура ДКР ПКУ модульная, со свободными и обязательными учебными блоками. Полный курс, после внесенных корректив состоит из 10 модулей, с нормативным сроком обучения 12 месяцев (различие в сроке прохождения курса связано с личными особенностями и прогнозируется на этапе тестирования). Учебный модуль включает: лекционный материал: текстовые файлы с гиперссылками и мультимедийным сопровождением; мотивационный материал, содержащий интерактивные блоки, видеоматериалы-примеры по теме, дополнительный материал для изучения, мотивационные игры; тесты online; практические занятия, ориентированные на закрепление и использование полученных знаний(перевести знания в область навыков); коммуникационное пространство, вебинары и т.п. По итогам модуля проводятся тематические тесты по предыдущему материалу, после чего студент получает доступ к следующему уровню и эталонные экспертные решения; завершение всего курса центром оценки в режиме вебинара или тренинга (по возможности). Тематические тесты созданы по кластерному принципу «АВС»: с выбором ответов (тип А), с кратким сборным ответом из предложенных вариантов (тип В), с полем для ответа (тип С).(см. таблицу № 1). В основе создания ДКР ПКУ лежит система построения образовательного контента, разработанная специалистами нашей лаборатории, платформа ДКР - это программа открытого пользования Moodle, ver. 1.8, домен www.dlc-success.org .

Основными психологическими задачами информатизации образования есть создание учебных курсов с современными требованиями: динамичность, в противовес статичности; необходимость усилить/сформировать психологическую готовность к формату и контенту, управлять мотивирующей средой для поддержания интереса студента; индивидуализация ДКР, для осознания студентом: что, зачем и как я делаю, какие могут быть последствия и риски; субъектный, продуктно-целевой подход (есть проект конечной цели) - «я учусь ради этого!» против объектного подхода - «меня учат быть личностью», и принцип построения ДКР, позволяющий реализовать базовые механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией) [1].

^ Таблица «Проект ДКР ПК « Успех » версия 2(корректированная)

Таблица 1

Модуль



Темы модуля

  1. Теория вопроса. 

Интеллектуальная модель жизненных выборов «Успех ™». 

Теория вопроса. Психология жизненного успеха. "Успех - это точность", критерии жизненной успешности. Масштаб моего успеха. 
• Готовность к изменениям. Технологии самопроверки. Мотивационный градусник. 
• Финансовая карта (сфера № 1). 
Уровень денег 
• Карта коммуникаций (сфера № 2). Баланс контактов. Управление успешными отношениями. 

  1. Модуль изменений «Дорога жизни ™».

Работа с избранными сферами

Выбор «Моего образа перемен». Темперамент. 
• Мотивационно-ценностная карта (сфера № 8). Диагностика мотивационно-ценностных основ моей модели жизненных выборов. 
• Успех в эмоциях: эмоциональная карта (сфера № 9). 
Как управлять эмоциями? Как выработать привычку быть счастливым? 

  1. Модуль изменений «Дорога жизни ™». 

Работа с избранными сферами. 

Проверка способа повышения жизненной успешности "EASYCHANGE ™". 
• «Жизненные сутки ™» (сфера № 5). 
Возрастная карта успеваемости. От 0 до 112. 
Мифы о возрасте и кризиса. 
Инвентаризация: проверьте свои убеждения, ценности, систему верований. 


  1. Модуль изменений «Дорога жизни ™». 

Работа с избранными сферами. 



• Разрешение на реализацию. Карта твоих Талантов. 
• Работа с эталонными картами успеваемости: 
• «Карта здоровья (сфера № 6). О чем говорит наше тело? Психосоматический портрет. Физиологическая типология. 
• Гендерная карта успеваемости (сфера № 7). Работа с «черными» пятнами: неидентифицированные роли (причина негармоничных отношений). Анима и анимус. 
• Занятия по йоге. Медитация на расслабление мышления. 


  1. Модуль изменений «Дорога жизни ™». 




• 10 шагов к успеху. Психотерапевтические техники самопомощи. 
• Сценарная карта. Психотравмы (сфера № 3). Магические решения нашего детства. Знакомство с базовыми комплексами, сценарными картами. 


  1. ^ "EASYCHANGE ™". 

Выбор подходящего способа изменения. 

Работа с эталонными картами успеваемости: 
Карта социальной реализации (сфера № 10). Профессиональная карта.Выбор профессии. 
Смена деятельности. 
Карта семейного сценария (сфера № 4). 
Запреты и подарки рода. 
Как получить бесценный подарок своего рода? Как обойти ловушки и капканы ошибок рода? 
Псевдомодель или модель жизни? (Центр). Сборник своей модели.Принцип «психологических резинок». Критерии Псевдомодели и Модели. 
• "EASYCHANGE ™". 
Выбор подходящего способа изменения.Технология трансформации модели. Проект изменений. Программа поддержки изменений. 5Е (план реализации). 
• Импульс действия. Перевод знаний из «головы» в «руки». Как начать делать то, о чем мечталось? 


  1. Программа поддержки перемен "EASYCHANGE ™"




• Технология «Автор жизни». 
• Тренинг «Повышение уверенности в себе». 
• Тренинг гендерной идентификации. 
• Мастерская выбора. Развитие психологического опыта. 


  1. Программа поддержки перемен"EASYCHANGE ™". 

• Тренинг Коммуникативная компетентность. Обучение технологиям: «АдекватТМ» 
• Тренинг Финансовая успешность. Управление финансовыми потоками.


  1. Программа поддержки перемен "EASYCHANGE ™". 




Тренинг Управление эмоциями. 
• Тренинг Антистресс. Навыки релаксации. Навык повышение ресурсного состояния.

  1. "Мои изменения" Фиксация результатов. 




Тренинг Развитие креативности. Интеллектуальные компетенции. 
• Презентация проекта изменений по схеме. Технологии фиксации изменений. 
«Психологические резинки». 
Жюри изменений. 

Наш курс позволяет получить специализированное психологическое образование, повышает интерес взрослых к собственному развитию, ответственность за собственную жизнь и удовлетворенность ею. Для этого в ДКР ПКУ студент имеет возможность после первого модуля варьировать содержание собственной программы – получить полный курс или пройти выборочные курсы. Модульная субъектно-ориентированная динамическая учебная среда ДКР ПКУ имеет ряд преимуществ: большой мотивационный потенциал; конфиденциальность; интерактивное обучение; снижение «страха ошибки, потери лица»; возможность неоднократного повторения изучаемого материала; модульность; динамичность доступа к информации; доступность; наличие постоянно активной справочной системы; возможность самоконтроля; соответствие принципу развивающего обучения; индивидуальный подход; обеспечение педагогических принципов наглядности и многовариантности представления информации; комплексное сочетание этих принципов. Такие свойства ДКР ПКУ помогают решить одну из основных задач, поставленных нами, - формирование у взрослых студентов психологической компетентности в области жизненного успеха, что по ожиданиям, приведет к повышению качества жизнедеятельности самостоятельными усилиями. Это следствие мы считаем особенно ценным в современных реалиях. В следующих публикациях мы представим результаты пробных курсов, контент ДКР ПКУ, данные опросов, тестирований и планируем усилить данными эмпирическими результатами теорию психологии жизненного успеха.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Андреев А.В., Андреева С.В., Бокарева Т.А., Доценко И.Б. Опыт создания учебных курсов в системе дистанционного обучения / А.В. Андреев, С.В. Андреева, Т.А. Бокарева, И.Б. Доценко. Таганрог: ЦДП ТТИ ЮФУ (ТРТУ), 2008. http://www.cdp.tsure.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=164&Itemid=330

  2. Ільіна Ю.М. Трансформації ментальних моделей в осіб середнього віку у кризових життєвих ситуаціях: дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Ю.М. Ільіна К., 2007. 240 с.

  3. Макаревская Ю.Э. Влияние продолжительного неуспеха в учебно-профессиональной деятельности на личностную идентичность студентов / Ю.Э. Макаревская // Электронный журнал «Исследовано в России», 178, 1658-1672, 2006. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2006/178.pdf

  4. Юнг К.Г. Избранное / К.Г. Юнг. // Пер. с нем. Е.Б.Глушак, Г.А. Бутузов, М.А. Собуцкий, О.О. Чистяков; Отв.ред. С.Л. Удовик; Худ. обл. М.В.Драко. Мн.: ООО Попурри, 1998. С. 85-93.



АННОТАЦИЯ

E-mail: ilina@pocherk.com.ua
Описана концептуальная модель, структура дистанционного курса развития (ДКР) психологических компетенций «Успех» (ПКУ). ДКР реализован в проектно-технологическом подходе. Целевая аудитория: имеющие запрос на психологическое развитие жители небольших и закрытых поселений, люди с особыми потребностями, русскоязычные жители зарубежных стран, желающие получать образование на родном языке. Также преподаватели ВУЗов, тренеры и социальные работники, работники сферы образования, желающие использовать ДКР и обучать компетенциям, которые ведут к возрастанию качества жизни.
Ключевые слова: дистанционное обучение, развитие психологических компетенций, ментальные модели, психология успешности, обучение взрослых.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconНациональная академия педагогических наук украины отделение психологии,...
Приглашаем Вас принять участие в VIII международной научно-практической конференции

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины icon: 37 Лотоцька Юнона Мікаелівна
Лотоцька Юнона Мікаелівна, кандидат психологічних наук, провідний науковий співробітник лабораторії нових інформаційних технологій...

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconPsikhologicheskii zhurnal
Доктор психол наук, профессор, зав лабораторией методологии и теории психологии Института психологии им. Г. С. Костюка апн украины,...

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconНауковий кореспондент Інституту психології імені Г. С. Костюка напн укараїни
Марценюк Марина Олексіївна, науковий кореспондент Інституту психології імені Г. С. Костюка напн укараїни

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconСпособности и таланты женской личности как главный витальный и духовный...
Рыбалка В. В., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела педагогической психологии и психологии труда...

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconСтарший науковий співробітник лабораторії нових інформаційних технологій...
Дітюк Павло Павлович, старший науковий співробітник лабораторії нових інформаційних технологій навчання Інституту психології імені...

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconМедицинская социология
Пирен М. И. доктор социологических наук, професор института психологии им. Г. С. Костюка апн украины

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconУчебное пособие Рекомендовано ученым советом Сумского государственного университета
М. И. Пирен – доктор социологических наук, профессор Института психологии им. Г. С. Костюка апн украины

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconГеохимические особенности и генезис гранитоидов андского комплекса...
Институт геофизики им. С. И. Субботина нан украины, г. Киев, пр. Палладина, 32; 2 Институт геохимии, минералогии и рудообразования...

Ильина Юнона Николаевна Украина, г. Киев, Институт психологии имнеи Г. С. Костюка напн украины iconМеждународная научно-практическая конференция «менделеевские чтения»
Институт педагогики напн украины, лаборатория химического и биологического образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<