Скачать 128.44 Kb.
|
о классах и группах компенсирующего обучения 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о классах компенсирующего обучения в МКОУ Аннинской СОШ №1 (далее общеобразовательном учреждении) разработано в соответствии с: - Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; - Законом Воронежской области «Об основах системы образования»; - Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196; - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах и группах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях»; - Рекомендациями по отбору детей в классы и группы компенсирующего обучения (Приложение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях, утверждённому Приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 № 333 «Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях»). - Уставом школы, 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность классов и групп компенсирующего обучения в общеобразовательном учреждении 1.3 Классы и группы компенсирующего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. 1.4. Цель организации классов и групп компенсирующего обучения - создание для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их способностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в общеобразовательном учреждении. 1.5. Работа классов и групп компенсирующего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нарушений работоспособности, выработку произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического развития. 1.6. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся в классах и группах компенсирующего обучения условия для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. 1.7. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь обучающихся в классах и группах компенсирующего обучения во время образовательного процесса, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта. ^ 2.1. Классы и группы компенсирующего обучения открываются приказом директора общеобразовательного учреждения по согласованию с отделом образования опеки и попечительства. 2.2. Направление (перевод) обучающихся в классы и группы компенсирующего обучения проводится на основании заключения школьного психолого-медико-педагогического консилиума или психолого-медико-педагогической комиссии. 2.3. Зачисление в классы и группы компенсирующего обучения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления. 2.4. Классы компенсирующего обучения в общеобразовательном учреждении открываются преимущественно на ступени начального общего образования. 2.5. На ступени основного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться и создаваться до 4 класса включительно. 2.6. В классы компенсирующего обучения направляются или переводятся дети группы «риска», не имеющие выраженных отклонений в развитии и противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий уровень готовности к школьному обучению или испытывающие затруднения в их освоении. 2.7. Психолого-медико-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися. 2.8.Психолого-педагогическое диагностирование обучающихся проводится в следующем порядке: а) организация сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению; б) специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и её вероятных причин; в) проведение при необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного психологического исследования, проводимого педагогом-психологом. 2.9. Показания к направлению в классы и группы компенсирующего обучения: а) нарушения работоспособности в связи с повышенной утомляемостью: - астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (хронические заболевания внутренних органов в стадии рецидива; аллергические заболевания: бронхиальная астма II-III стадий, атонический дерматит в стадии обострения; хронический тонзиллит (гипертрофия миндалин III-IV степеней); реконвалисценты инфекционных заболеваний; вегето-сосудистая дистония средней степени тяжести и тяжелая); - церебрастеническое состояние (субкомпенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния: сахарный диабет, ожирение III-IV степеней, заболевания щитовидной железы; посттравмическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития; - астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов; б) нарушения работоспособности в связи с расстройствами поведения: - ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие); - невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, неврозоподобный энурез и энкопрез); - психогенное патологическое формирование личности; - синдром истинной невропатии; - избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий; - синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма; - синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития), ранний детский аутизм (IV группа); - психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении); - некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия); - легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу; в) педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях. 2.10. Противопоказаниями для направления в классы и группы компенсирующего обучения являются: - разные степени умственной отсталости; - деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза; - грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы; - выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма; - задержка психического развития. Наполняемость классов и групп компенсирующего обучения составляет 9-12 человек. 2.11. Распорядок дня для обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. 2.12. Дети, успешно обучающиеся в классах и группах компенсирующего обучения, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения. 2.13. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента осуществляется в пределах первого года обучения. 2.14 .Перевод обучающихся из классов компенсирующего обучения общеобразовательного учреждения в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы) может быть произведен только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК. ^ 3.1. Учебно-воспитательный процесс в классах и группах компенсирующего обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования. 3.2. Организация образовательного процесса, начало и продолжительность учебного года, продолжительность каникул в классах компенсирующего обучения определяется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом, учебным планом, годовым графиком и режимом работы общеобразовательного учреждения. 3.3. Обучение в классах и группах компенсирующего обучения осуществляется в соответствии с примерными программами I и II ступеней основного общего образования, адаптированными к особенностям психофизического развития детей группы «риска». Срок освоения программ соответствует срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования и основного общего образования. 3.4. Основными задачами компенсирующего обучения являются: - охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья; - активизация познавательной деятельности обучающихся; - повышение уровня их интеллектуального развития; - нормализация учебной деятельности; - компенсация недостатков эмоционально-личностного и социального развития. 3.5. Организация компенсирующего обучения предусматривает: -целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребенком своей социальной роли - роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации); -формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей группы «риска» на начальном этапе их обучения, познавательными интересами; -развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз - рука; -обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал; -развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей группы «риска» интеллектуальной пассивности, безынициативности); -формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общедеятельностных учебных умений (выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, составлять план деятельности, удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности, выбирать адекватные средства решения, осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перцептивных умений (вычленять и логически перерабатывать учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний, на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей). 3.6. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным стандартом. 3.7. Для обучающихся, неусваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, часы, предусмотренные для проведения индивидуальных и групповых занятий. Продолжительность таких занятий не превышает 30 минут, наполняемость групп - 4-5 человек. 3.8. Часы школьного компонента, предусмотренные Базисным учебным планом, используются только на предметы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии обучающихся. 3.9. Медицинское обеспечение в классах компенсирующего обучения осуществляют медицинские работники, которые совместно с администрацией отвечают за охрану здоровья обучающихся и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания и питания. 3.10. В необходимом случае для работы с обучающимися в классах и группах компенсирующего обучения привлекаются специалисты, неработающие в данном образовательном учреждении (врач-психоневролог и др. специалисты), на договорной основе. 3.11. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами компенсирующего обучения вводится должность учителя-логопеда из расчета не менее 1 ставки на 25 человек с нарушениями речи. ^ 4.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники, обучающиеся и их родители (законные представители). 4.2. Обучающиеся имеют право на: - получение бесплатного начального общего и основного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; - бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки; - получение дополнительных (в том числе платных) услуг; - уважение своего человеческого достоинства; - свободное выражение собственных взглядов и убеждений; - моральное и материальное поощрение за успехи в учении; - добровольное участие в мероприятиях класса, школы, не предусмотренных образовательной программой. 4.3. Обучающиеся обязаны: - добросовестно учиться; - выполнять устав общеобразовательного учреждения; - уважать честь и достоинство педагогических работников общеобразовательного учреждения и обучающихся; - соблюдать расписание занятий. 4.4. Родители (законные представители) имеют право: - выбирать образовательное учреждение (класс), форму получения обучающимися образования; - ознакомиться с уставом общеобразовательного учреждения и другими нормативными документами; - принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением; - защищать законные права и интересы ребенка; - обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации общеобразовательного учреждения; - присутствовать на занятиях по согласованию с педагогом; - вносить предложения администрации школы по совершенствованию образовательного процесса. 4.5. Родители (законные представители) обязаны: - выполнять устав общеобразовательного учреждения; поддерживать интерес обучающегося к образованию. - ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях организации режима; - соблюдать охранительный режим в соответствии с заключениями медицинских работников; - своевременно информировать администрацию общеобразовательного учреждения об отмене занятий по случаю болезни или по другой причине и о дате возобновления занятий. 4.6. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные пунктами 4.4., 4.5. настоящего Положения, могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения. 4.7. В классах и группах компенсирующего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы с детьми группы «риска» и прошедшие специальную подготовку. 4.8. Педагогические работники, осуществляющие обучение детей, имеют права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом общеобразовательного учреждения. 4.9. Педагог обязан: - знать специфику работы с детьми группы «риска»; - выполнять государственные программы с учетом психофизических особенностей обучающихся; - развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой; - не допускать перегрузки, составлять индивидуальные программы обучения; - своевременно заполнять журнал учета проводимых индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; - вносить в классный журнал данные об успеваемости обучающихся. 4.10. Классный руководитель обязан: - вносить в классный журнал все данные об обучающихся; - инициировать работу по организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся. 4.11. Администрация обязана: - обеспечить своевременную организацию коррекционно-развивающего обучения детей; - контролировать выполнение и уровень освоения учебных программ обучающимися, оформление документации не реже одного раза в четверть; - контролировать своевременность проведения коррекционно-развивающих занятий, лечебных и профилактических процедур, занятий адаптивной физической культуры; - контролировать ведение журнала учета индивидуальных и групповых занятий, заполнение классного журнала; - контролировать соблюдение СанПиН. 4.12. Педагоги проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определение направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ. 4.13. Медицинский работник оказывает помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с учётом здоровья и особенностей их развития. 4.14. Медицинский работник (педиатр, психоневролог, психиатр) оказывают консультационную помощь и дают рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья обучающихся. 4.15. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу школьного психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы классов компенсирующего обучения, анализирует результаты обучения. 4.16. Контроль за работой классов и групп компенсирующего обучения, ответственность за комплектование и создание необходимых условий для работы возлагается на руководителя общеобразовательного учреждения. |
![]() | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета мкоу аннинской сош№1 от «30» августа 2013г | ![]() | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета мкоу аннинской сош№1 |
![]() | Данное детское общественное объединение не ставит своей /уставной/ целью получение прибыли и её распределение между членами объединения,... | ![]() | Настоящее Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в школе (далее Положение) определяет порядок разработки,... |
![]() | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета мкоу аннинской сош№1 | ![]() | Настоящее Положение разработано в соответствии с фз «Об образовании в Российской Федерации», основной образовательной программой |
![]() | Российской Федерации», Федеральным законом от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской... | ![]() | О предпрофильной подготовке и профильном обучении; формировании 10-х профильных классов |
![]() | Школьное методическое объединение педагогических работников ( шмо) создается в целях совершенствования профессиональной компетентности... | ![]() | С, от 21. 06. 2005 приказ №01-07-054С, от 02. 11. 2006 приказ №01-07-82С, от 27. 05. 2008 приказ №01-07-059С, от 09. 11. 2009 приказ... |