Курсовая работа на тему: “Психология групп”




Скачать 138.47 Kb.
НазваниеКурсовая работа на тему: “Психология групп”
Дата публикации17.04.2014
Размер138.47 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Психология > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Психология групп

Омский Государственный Технический УниверситетКафедра Психологии Курсовая работа на тему: “Психология групп” Выполнил: студент группы С-317Армбристер Алексей Проверил: Омск — 2000г. СОДЕРЖАНИЕВведениеЦель работы1. Группы: их виды, размеры, структура.2. Развитие группы. Общие качества группы.3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.ВыводСписок литературы ВВЕДЕНИЕ Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своейжизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношениймежду социальными группами, поэтому для социологического анализа крайневажным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критериюследует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений,которые возникают в человеческом обществе.Я выбрал эту тему потому , что эта тема более приемлима мне в том плане ,что мне приходится буквально каждый день общатся нетолько с личностями но ис группами людей , а также раскрытие этой темы поможет мне в дольнейшемобщатся с группами людей при работе инженером либо при службе в армии , вофицерской должности.Цель работы : Отобразить всю глубину общественной значимости , совместнойдеятельности группы людей. 1. Группы: их виды, размеры, структура. «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точкизрения социальной, производственной, экономической, бытовой,профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться,что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употреблениепонятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографическогоанализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы:произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признакунеобходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группойпонимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе,объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельностиили помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определеннымобразом осознают свою принадлежность к этому образованию. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными иреальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные,контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал«неорганизованными группами». Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы иобщества - это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группыболее или менее специализированы. Их специализация зависит от потребностилюдей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую ивоспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивидыучаствуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическоеприсутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах:члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы длядлительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотятисчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию,другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурныеобщества или социальное объединение. Формальные группы характеризуютсяорганизованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличныйхарактер (различные партии). В неформальной группе существуют личные,социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемыхвнутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).Первичная или ограниченная группа является основой для человека это -семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большиепо размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб вкоторый входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда -первичная группа. Социальная психология предпринимала многократные попытки построитьклассификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семьразличных принципов, на основании которых строились такие классификации.Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, типструктуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однакообщая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельностигруппы. Для социальной психологии значимо разделение групп на условные иреальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Носреди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируютв общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. Вотличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностиреальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественныегруппы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на такназываемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое полесоциальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, членыкоторой объединены общей социальной деятельностью и находятся внепосредственном личном общении, что является основой для возникновенияэмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобноймоделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости,общения и т.д. за определенный промежуток времени. Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальнымжизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по путисоздания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибутыэтих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организацийусловий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных группв “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одноговозраста, пола, близкого уровня образования. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительносложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти“большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно:одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это попреимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, самтермин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобноклассам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии вкачестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающиев них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, вчастности при исследовании способов воздействия в ситуациях внеколлективного поведения. Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности:формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, ноеще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, иколлективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные соспецифическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидностиможно обозначить как “становящиеся”. Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемыпредставленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:| |Группа | | | | || | | | | | || | | | | | ||Условные| | |Реальны| | || | | |е | | || | | | | | || | | | | | || | |Лабораторные| |Естественные| || | | | | | || | | | | | || | | |Большие| |Малые || |Организ| | | | || |о-ванны| | | | || |е | | | | || | |Не | |Становящиеся|Коллективы || | |организованн| | | || | |ые | | | | Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляютобъект исследования в социальной психологии. Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметрыгруппы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповыепроцессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этихпараметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости оттого общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так,например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенноразличным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретномслучае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристикичленов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания составагруппы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждомконкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается вкачестве объекта исследования. Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в нейносят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередкоможно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенныхблизкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп напрактике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтомуможно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собойнаиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Ихвнимательное изучение может дать очень много полезной информации дляпонимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группеили коллективе. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые: социальные классы; различные этнические группы; профессиональные группы; возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,молодежь, женщины, пожилые люди и др.). Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный лиэто класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами,мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики составагруппы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группасвязана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существуетнесколько достаточно формальных признаков структуры группы: структурапредпочтений, структура коммуникаций, структура власти. “Соединение” процессов, протекающих в группе и другиххарактеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальнойпсихологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходнымметодическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следуетотнести такие процессы, которые организуют деятельность группы. 2. Развитие группы. Общие качества группы. Непосредственно общие качества группы:Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг сдругом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ееудовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу вцелом в направлении осуществления групповых задач.Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ееличностей.Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы. Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивовдеятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия иустановления взаимопонимания, нахождения общего языка;волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям ипрепятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разныеуровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметровгрупповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такогоподхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы похарактеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когдаотдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей системамежличностных отношений и т.д.. С точки зрения социальной психологииисследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целыйряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малыхгруппах часто контрастирует с отсутствием подобных методик дляисследования, например, психологического облика классов, наций и другихгрупп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общностьпсихологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традициив таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем,социальная психология в точном значении этого слова, без раздела опсихологии больших социальных групп, вообще не может претендовать науспех.* По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии большихгрупп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем даннойдисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малыхгрупп и непосредственно межличностного общения в процессах формированияличности сами по себе эти группы не создают исторически конкретныхсоциальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательныеэлементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта.Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида черезпосредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” кпознанию содержания психики индивида. Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение дляпонимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовыесоциальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь стройпсихологических характеристик определенных групп людей: характеробщественных изменений, преобразований, непосредственное участие в революционныхдвижениях, сложные процессы формирования общественного мнения. 3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа,группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, длякоторого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общимкачествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне членыгруппы идентифицируют себя с ней(моя группа). Однако группа-автономия можетуйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательномнаправлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из внегруппы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностнымэгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью. Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людейобщими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своейцелью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого членаобщества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин «Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология,исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека»,«Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все внас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельногочеловека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая частьличной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вотэту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления иизучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результатеразвития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богачеиндивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем болеедееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллективв целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместнойдеятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению житьсообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальнойколлективности определяется тем, насколько социальное, общественноепрониклось личным, индивидуальным интересом. Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,начинается с распределения функций. Без этого не возможно существованиегруппы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так какчеловеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.Петровский считает при классификации групп определять степень их развития,учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости отценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей,связывающих личность, группу, общество). Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующимобразом: Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержаниемгрупповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями. Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются тольколичностно значимыми целями. Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, ноассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественноценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные целии ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачейдостижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясьвыработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение вернолишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств иособенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладаетнапряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальныхустановок человека имеет отношение к одной или нескольким социальнымгруппам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным.С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками,обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны- изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групптеми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп науровень притязаний показывает, что социальные установки часто бываютсвязаны с нечленскими группами. Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервыеупотребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, скоторой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общаятеория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двухвидов отношений между индивидом и группой ( Современная зарубежная СПС - с.197). Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группанаходится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает дляпроявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней естьхудшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит отколлектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляетдля проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности содновременным торможением лучших устремлений. Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах. + - положительное в личности и межличностных отношениях - - отрицательное в личности и межличностных отношениях ( - поворот отношений в любую сторону ( - отношения. Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представленыблизкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любоймалой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений сдругими, окружающими их людьми. По этой причине более представительной моделью отношений являетсясистема взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде. Их возможныеварианты:|( |( |( | |( |( |( | || |( | | | |( | | ||( | |( | | | | | ||( | |( | |( | |( | ||( | |( | |( | |( | ||Несовместимые | |Согласованные || | |+ | | | || | |+ | | | || | | | | | || |+ | |+ | | || |- | |- | | || |Идеальные | | |ВЫВОД Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малыхгрупп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристикучастников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповойработы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей иотклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс,Соч. Т.46 с.214 Различие между индивидами является основным двигателем развития ихвзаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но некрайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Дажемолчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельностьчеловека, заставляя вести себя иначе. Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельностиучаствуют самые разные системы факторов: внегрупповые (физические и социальные) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения) внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы,их состояние, исходные мнения, оценки) Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их,является фактор общественной значимости, совместной деятельности группылюдей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые иобщественно ценные ориентации группы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985. 2. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979. 4. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. 1975. 5. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991. 6. Вопросы психологии. 1971, № 9 * Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991, с.161.* Г.М. Андреева Социальная психология, М. 1974, с.195.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа по общей психологии на тему: «Психология воображения»

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа По курсу «Общая психология» На тему: «Влияние цвета...

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа По предмету: «Общая психология» На тему: «Индивидуальные...

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа по курсу: «Специальная психология» на тему: «Психолого-педагогические...

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа По курсу: «Психология Управления». На тему: «Эмоции и способы управления ими»

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКонтрольная работа по дисциплине«Юридическая психология» на тему:«Психология правонарушений»

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа по курсу: «Психология развития и возрастная психология»
...

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа Этика и психология Тема: Основы психологии

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа Этика и психология Тема: Основы психологии

Курсовая работа на тему: “Психология групп” iconКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<