Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики»




НазваниеМетодическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики»
страница1/8
Дата публикации19.04.2014
Размер1.12 Mb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
министерство здравоохранения украины

харковский национальный медицинский университет

методическое пособие

по курсу «основы психологии и педагогики»

для самостоятельной работы иностранных студентов 1-го курса

5 медицинского факультета хнму

утверждено

ученым советом хнму

протокол № от ____

харьков хнму 2013

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ (2ч.)

Ключевые слова: психология, душа, сознание, наука о поведении, психика, проявление психики, механизмы психики, внешние проявления психики, методы психологии, опрос, эксперимент, психологическое исследование, тестирование.

^ Актуальность темы: В современных условиях обществу нужны специалисты, обладающие не только глубокими профессиональными, но и психолого-педагогическими знаниями. Это связано с тем, что на современного руководителя, специалиста возложен широкий круг обязанностей. Осуществляя свои функциональные обязанности врача, он должен сочетать в себе высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением. Каждый человек, любой специалист всегда находится в окружении других людей, взаимодействует с ними, поэтому для него исключительно важно правильно понимать причины их состояния и поведения, знать к каким последствиям приведут его слова или действия.

^ Общая цель формирование у студентов знаний и представлений о психических явлениях, закономерностях и механизмах психики, ознакомление с научными методами и приемами.

^ Конкретные цели: ознакомление студентов с системой основных понятий психологии: психика, методы, сознание.

Студенты должны знать:

–основные теоретические положения психологии;

–категории и основные понятия общей психологии;

–задачи психологии;

–методы психологии;

–отрасли психологии.

^ Студенты должны уметь характеризовать:

–основные категории психологии, психические познавательные процессы и уровни психического отражения;

–психические состояния;

– методы психологии.

^ Графологическая структура темы «Предмет, задачи и методы психологии»

Психология




психика



психические > психические психические психические

явления процессы свойства состояния

познавательные

эмоциональные волевые

Материальное и методическое обеспечение темы:

  • учебники;

  • методические указания для студентов;

  • рабочая тетрадь по курсу «Основы психологии и педагогики» для самостоятельной работы иностранных студентов;

  • тестовые задания для текущего контроля знаний.


Теоретические вопросы.

1. Предмет психологии и ее основные задачи.

2. Этапы становления психологии как науки.

3. Задачи психологии.

4. Методы психологии.

5. Отрасли психологии.

6. Связь психологии с другими науками.

Теоретический материал.

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью. Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, интимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях, поступках).

Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos -- знание, осмысление, изучение. Следовательно, в буквальном значении «психология» – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, в науку оно было введено в ХVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже более распространенным. Оно используется для обозначения психической, «душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др. Людей всегда интересовали проявления их внутренней жизни, и они пытались дать этому объяснение, поэтому история психологического знания достаточно длительна.

В ней можно выделить несколько основных этапов, которым соответствовали определенные представления о предмете психологии:

1-й этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2-й этап – психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Однако в середине XIX века было сделано выдающееся открытие, благодаря которому впервые стало возможным естественнонаучное, экспериментальное изучение души. Это открытие основного психофизического закона, связанное с именами не­мецких ученых П. Бугера, Э. Вебера и Г. Фехнера. Они экспериментально доказали, что между душевными явлениями — ощущениями человека — и материальными явлениями — физически­ми воздействиями, которые эти ощущения вызывают, — существует зависимость, выражаемая достаточно строгим математическим законом. Благодаря этому появилась возможность не только измерять явления души, но и управлять ими через мир фи­зических феноменов. Душевные явления частично утратили свой мистический характер и вошли в научно обоснованную, экспериментально проверяемую (доказуемую) связь с материальными явлениями.

3-й этап – психология как наука о поведении. Возникла в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведение, поступки и реакции человека. Поступок — это сознательное, целенаправленное, как правило, продуманное и преднамеренно совершаемое действие, рассчитанное на определенный эффект, например, оказать влияние на другого человека, изменить сложившиеся обстоятельства, до­казать что-либо себе самому или другому, продемонстрировать свое отношение, достигнуть поставленную цель. Все перечисленное — это возможные мотивы, или движущие силы, поступка, т. е. то, на что он в конечном счете нацелен. Поступок — это то, в чем проявляется человек как личность, что глубоко и разносторонне характеризует его индивидуальность. Действиями в отличие от поступков называют совокупность взаимосвязанных реакций человека на те или иные обстоятельства.

4-й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Кроме того, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как позволяет:

а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;

б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением;

в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Психика является предметом изучения психологии. Психика – это свойство мозга, которое заключается в отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные образы, регулирующие жизнедеятельность организма. Это есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также животным) для активной деятельности и управления своим поведением.

Задачи психологии:

1. Изучение и описание свойств, функций, закономерностей психической жизни человека.

2. Определение связи фактов внутреннего, субъективного опыта (чувств, мыслей, желаний у человека) с внешними проявлениями психики (поведением человека, его взаимодействием с другими людьми).

Характеристика науки не исчерпывается определением её предмета; она включает и определение ее метода. Методы – это способы, c помощью которых изучается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное зрительное восприятие психологических особенностей и поведения человека. Различают прямое и скрытое, включённое и не включённое наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется в случае, если наблюдатель открыто демонстрирует свою позицию и свои цели. При скрытом наблюдении наблюдатель открыто демонстрирует другую позицию и иные цели, стремясь «замаскировать» собственно цели наблюдения. При включённом наблюдении наблюдатель занимает позицию внутри наблюдаемых событий. Например, при включенном наблюдении за формированием социальных отношений в коллективе наблюдатель должен быть полноправным членом данного коллектива. При не включенном наблюдении наблюдатель собирает сведения, находясь во внешней, отстраненной позиции по отношению к объекту наблюдения. Выделяют также внутреннее наблюдение, или самонаблюдение (интроспекция), которое направлено на собирание психологических фактов собственного внутреннего мира, собственных состояний, переживаний, размышлений и т. д.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существуют устные и письменные опросы. Устный опрос, или интервью, применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточнение вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении информации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные содержат минимум индивидуальных характеристик и больше относятся к социологическим, нежели психологическим данным.

Эксперимент – это метод психологического исследования, при помощи которого целенаправленно и продуманно создается ситуация, когда изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Например, предметом исследования может выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Лабораторный эксперимент – это точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования. Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произвести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. В начале формирующего эксперимента производится констатирующая диагностика уровня развития психологической функции, затем реализуется развивающая или формирующая программа педагогических или психологических воздействий. После этого производится повторное констатирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который был достигнут в результате формирующего эксперимента. Естественный эксперимент состоит в том, что человека специально помещают в естественную среду его жизнедеятельности. Например, поскольку в процессе игровой деятельности осуществляется развитие социальных навыков общения детей, при изучении социального компонента деятельности детям предлагается заняться игрой. В ходе игровых взаимодействий детей осуществляется исследование развития у них навыков общения и социальных взаимодействий.

Тестирование метод психологической деятельности, использующий стандартные задачи и вопросы, имеющие определенную шкалу значений. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением психических явлений и объяснением человеческого поведения. Основными из них являются следующие:

  • общая психология, изучающая общие законы, характерные для всех психических явлений;

  • возрастная психология, изучающая психологию и поведение людей разного возраста, а также законы психического и поведенческого возрастного развития;

  • педагогическая психология, исследующая то, как психология и поведение людей формируются и изменяются под влиянием организованного обучения и воспитания в учреждениях системы образования;

  • социальная психология, рассматривающая зависимость психологии и поведения людей от социальных процессов и явлений..

  • ^ Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье людей.


^ Словарь терминов по теме: «Предмет, задачи и методы психологии»

Высшая нервная деятельность – протекающие в головном мозге физиологические процессы, обеспечивающие формирование и функционирование условных рефлексов у животных и человека.

Действие – элемент структуры деятельности, направленный на достижение промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу.

Детерминизм – методологический принцип психологии, постулирующий причинную обусловленность всех психических явлений, их зависимость от объективных природных, экономических, социальных, культурных и др. факторов, образа жизни человека, ситуации развития; при изучении психических явлений важно установить их причины.

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, формируемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов.

^ Метод – способ осуществления деятельности, который ведет к достижению цели.

Предмет психологии – поведение человека и его психические субъективные (душевные) осознаваемые и неосознаваемые состояния, процессы, свойства, закономерности и механизмы функционирования и развития психики.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающий объективный мир, складывающийся в мозгу образ окружающей объективной действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением.

^ Психические явления – психические процессы, свойства, состояния.

Психический процесс – течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. По времени они самые кратковременные из всех психических явлений и длятся от долей секунд до десятков минут. К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания, волевые процессы (исполнение).

^ Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие специфичность поведения и деятельности человека. Свойства наиболее продолжительны. К ним относятся направленность, темперамент, характер, способности.

^ Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в пониженной или повышенной активности человека.

Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики.

Рефлекс – опосредованная центральной нервной системой реакция организма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды.

Сознание - это высшая форма психики, единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности, формирующаяся в процессе общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое психология?

2. Откуда произошло слово «психология»?

3. Дайте характеристику двух основных значений слова «психология».

4. Что является объектом и предметом исследования современной психологии?

5. Назовите основные этапы истории психологии, которым соответствовали различные представления о ее предмете.

6. В чем состоят особенности психологии как науки?

7. Чем различаются научные и житейские психологические знания?

8. Назовите основные задачи современной психологии и дайте по каждой из них содержательное пояснение.

9. Назовите важнейшие направления психологии и дайте им характеристику.

10. Чем характеризуется современная ситуация в психологической науке и как она влияет на изучение психологии?

11. Какое место занимает современная психология в системе научного знания?

Темы докладов и рефератов

  1. Основные этапы становления и развития психологии как науки.

  2. Интерпретация понятий «сознание» и «самосознание» в ведущих психологических теориях.

  3. Роль знаковых систем в развитии высших психических функций человека.

  4. Нервная система, ее возникновение, усовершенствование и роль в развитии форм воображения.


Обязательная литература

1.Абрамова Г.С. Психология только для студентов. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001 – 416с.

2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – 288с.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 – 416с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 – 384с.

Дополнительная литература

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2000 – 366с.

2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. 4-е изд. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1. Общие основы психологии – 688с.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 – 576с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. 7-е изд. Мн.: Университетское, 2002 – 560с.

Электронные ресурсы

http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/

http://tipolog.narod.ru/index.html

http://www.elb.ru/self/

http://test.msk.ru

http://www.doktor.ru/psy

http://www.loveis.ru/test/
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на стоматологическом...
Тема: Предмет и задание общей психологии и педагогики. Значение психологических знаний для повседневной врачебной деятельности. Методологические...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconПредмет, задачи и методы психологии
Название: Рабочая тетрадь по курсу «Основы психологии и педагогики» для смостоятельной работы иностранных студентов 1 курса 5 медицинского...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Общение и межличностные...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Ивановна. Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconУчебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов по...
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009...

Методическое пособие по курсу «основы психологии и педагогики» iconМетодологические основы психологии учебное пособие
Климова, И. В. Методологические основы психологии [Текст]: учеб пособие / И. В. Климова. – Липецк: лгту, 2005. – 97 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<