О. В. Белова Общая Психодиагностика




Скачать 470.88 Kb.
НазваниеО. В. Белова Общая Психодиагностика
страница1/3
Дата публикации26.02.2013
Размер470.88 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3
О. В. Белова
Общая Психодиагностика

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии
http://www.nsu.ru/psych/internet/

ББК Ю9в85
Ответственный редактор: П. Е. Рыженков
Общая психодиагностика. – (Методические указания). /Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
Пособие адресовано слушателям спецфакультетов психологии, психотерапевтам, психологам-консультантам.
 Белова Оксана Владимировна, составление 1994, 1996

 Научно-учебный центр психологии НГУ 1996

Содержание


Введение

Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам.

Логика и структура пособия подчинены принятому в отечественной психологии подходу к пониманию общей психодиагностики.

Первые две темы вводные. Они нацелены на создание общего представления о предмете психологической диагностики. Следующие разделы посвящены трем основным подходам к измерению индивидуально-психологических особен­нос­тей человека: тестам, самоотчетам, проек­тивным методикам. Последняя тема освещает особенности практиче­ского применения психодиагностических методов.

Каждый раздел сопровождается списком литературы. В конце пособия приводится общий список.


^ Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА
1. Исторические корни современной психодиагностики1
Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении.

^ Д.М. Кеттел

(журнал "Mind", 1890)

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых - А.Бине, А.Ла­зур­ского.

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококва­лифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало воз­ник­новению тестов .

Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название - "дифференциальная психо­ло­гия"). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать инди­видуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов.

Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направ­лений в психодиагностике.
^ 2. Предмет психодиагностики как научного знания2
Психологическая диагностика изучает способы распознавания и изме­рения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2).

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечис­ленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психоло­гических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

^ 3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номо­тетический3 и идеографический4. Эти подходы отличаются по следующим основа­ниям:
1) понимание объекта измерения;

2) направленность измерения;

3) характер методов измерения.


Основание

Номотетический подход


^ Идеографический подход

Понимание объекта измерения


Понимание личности как набора свойств


Понимание личности как целост­ной системы


Направленность измерения


Выяв­ление и измерение общих для всех людей свойств личности


Распознавание инди­ви­дуальных особенностей лич­ности


Методы измерения



Стандартизованные мето­ды измерения, требу­ю­щие сопоставления с нормой



Проективные методики

и идеографические

техники



Литература:
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столи­на.- М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурла­чук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.

  1. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976. С.463.



Тема 2. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные класси­фикации методов психодиагностики.
^ 1. Классификации методов по Й.Шванцаре5
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3) тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4) по психической активности испытуемых:

### интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

### экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

### проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознава­емые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

### исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо дейст­вие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
^ 2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову6
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические мето­ды по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2) по назначению:

### общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

### тесты профессиональной пригодности;

### тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

### тесты достижений;

3) по материалу, которым оперирует испытуемый:

### бланковые;

### предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

### аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
^ 3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину7
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1) по характеристике того методического принципа, который по­ло­жен в основу данного приема:

### объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

### стандартизованные самоотчеты:

### тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

### шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

### индивидуально-ориентированные техники (идеографичес­кие) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

### проективные техники (см. Тема 5);

### диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психо­диагно­стики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые - большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, про­фес­сиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

### тесты
### многие опросники
### шкальные техники
^ ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ


### беседы

### интервью

### диагностические игры

### патопсихологический

эксперимент

### некоторые проективные

методики


###Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований###

В.К. Гайда



Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. - М. : Педаго­ги­ка, 1982. С. 114-119.

2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

4. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. - М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

  1. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага : меди­цинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.


Тема 3. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ)
^ 1. Определение понятия психологического теста8
В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное раз­но­образие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психо­логический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения" ###2, с. 31###. "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" ###1, с.139###. "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" ###7, с. 13###. Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых, тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стан­дар­ти­зо­ван­ные самоотчеты (см. Тема 4), ин­тервью, ап­па­ра­тур­ные методы и др.;

во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интел­лекта;

в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность - требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.

^ Психологический тест как объективное измерение9
Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показа­тели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых "сырых баллах".

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.
Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для полу­чения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тес­тирования (см. здесь "тре­тий этап стандартизации").

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации
На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

^ Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факто­ры). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раз­дра­жителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, дос­то­верность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного блан­ка облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испы­ту­емого (усталость, пере­напряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тес­тирования, преодолел чувство неизвестности и выработал опре­деленное отношение к тестовой ситуации. Например, если респон­дент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предла­гать ему его во второй раз.

^ Второй этап стандартизации психологического теста состоит в соз­дании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интер­претации полученных результатов и предварительной стандартной обра­бот­ки. Этот этап предполагает также сравнение полученных пока­зателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

^ Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста10.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

^ Школьные нормы
разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

^ Профессиональные нормы

устанавливаются на основе тестов для разных про­фес­сиональных групп (например, механиков разного про­филя, машинисток и др.).


^ Локальные нормы
устанавливаются и применяются для узких кате­го­рий людей, отличающихся наличием общего- признака - возраста, пола, географического рай­о­на, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

^ Национальные нормы

разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходи­мость таких норм определяется конкретной куль­турой, моральными требованиями и традициями каждой нации.
Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах пси­ходиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются ре­зуль­таты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше норма­тивного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уров­не развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.

^ Определение норм для теста

На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат - это не единственное число, а диапазон значений (см. рис. 1: зона средних значе­ний - 43, 44, 45 баллов). Существуют опреде­лен­ные правила форми­рования такой группы испытуемых, или, как ее иначе назы­вают, выборки стандартизации.

Правила формирования выборки стандартизации:

1) выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если созда­ва­емый тест ориентирован на детей (например, тест Амтхауэра), то и стан­дартизация должна происходить на детях заданного воз­ра­ста;

2) выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть пред­ставлять собой уменьшенную модель популяции по таким пара­метрам, как возраст, пол, профессия, географическое распре­деление и т.д. Под популяцией понимается, например, группа дошколь­ников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.

Распределение результатов, полученных при тестировании испы­ту­е­мых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кри­вой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы. Например, на рис.1 изображена кривая нормального распределения для теста "Прогрессивные матрицы Равена".

Чаще всего в руководствах к тому или иному тесту можно встретить выражения нормы не в виде сырых баллов, а в виде стандартных производ­ных показателей. То есть нормы к данному тесту могут быть выражены в виде Т-баллов, децилей, процентилей, станайнов, стандартных IQ и др.11 Пере­вод сырых значений (первичных показателей) в стандартные (произ­водные) делается для того, чтобы результаты, полученные по разным тес­там, можно было сравнивать между собой.

Производные показатели получаются путем математической обра­ботки первичных показателей.

Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между со­бой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощью теста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра, так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарный показатель по субтестам складывается из показателей разных по строению и содержанию субтестов.

###Любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которых она вырабатывалась... Применительно к психологическим тестам они (нормы) никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Они просто выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации###.

А.Анастази



3. Валидность12
Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности. Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью "Колец Ландольта", вполне отражают содержание определений этих свойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего она предназначена.

Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

1) ^ Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практи­ческой валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: "Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?"

2) ^ Валидность по объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

3) ^ Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.

4) ^ Внешняя валидность означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической.

4. Надежность13
О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) при повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают сущест­венного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.
Существуют различные методы оценки надежности:

^ Ретестовый метод - повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.
ТЕСТ ИНТЕРВАЛ РЕТЕСТ
За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.

^ Надежность взаимозаменяемых форм - повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.
ТЕСТ А ИНТЕРВАЛ ТЕСТ А'
За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о высокой надежности теста.

Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными фор­мами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект пере­носа следует учитывать при построении параллельных форм.

Требования к построению параллельных форм:

### параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;

### должны содержать одинаковое количество заданий со сходной степенью трудности;

### эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

^ Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности теста.

^ Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.
^ 5. Виды психологических тестов: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности, критериально-ориентированные тесты
Тесты интеллекта
Понятие интеллекта. Проблемы тестирования интеллекта.14 Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития чело­века. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризисная ситуация в психологии интеллекта. Встал вопрос о существовании термина "интеллект" в статусе психо­логической категории.

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

Кризис в этом направлении заключается в том, что понятие ''интеллект''' было подменено понятием "способность к учению". Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д. (см. ниже).

Экспериментально-психологическое направление как реакция на неконструктивность тестологических теорий представлено теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).

Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта ###8### как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности.

Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

Итак, под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимо­действии с ними.

Понятие IQ15 Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, др.). Например, в Гамбургской версии теста Векслера для исследования интеллекта у детей (версия 1983 года), когда весь тест проведен, его результаты представляются в виде 11-балльных значений, по одному значению на каждый субтест (11 субтестов). Количественная информация по тесту представляется в виде профиля результатов, состоящего из результатов по каждому субтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом может быть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Как правило, тестологи ограничиваются тем, что представляют результаты субтестов в виде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ.

IQ - количественный показатель интеллектуального развития. Он высчитывается по формуле:
умственный возраст

IQ = ------------------------------------- *100

хронологический возраст
По мере развития математико-статистического аппарата интел­лек­туальных тестов количественный показатель IQ был заменен стандартным IQ показателем. Векслер первым вводит шкалу стандартных IQ.

При интерпретации общего результата нельзя целиком полагаться на соответствующий общий показатель IQ. Существенную информацию дает интерпретация профиля результатов по субтестам.

Следует отметить тот факт, что область средних значений шкалы IQ не дает представления о том, в каких субтестах результаты выше среднего, а в каких - ниже. Так, например, показатель IQ в 100 баллов может быть получен и в случае однородного профиля достижений (то есть когда по всем субтестам результаты выше среднего значения), и в случае, когда по одним субтестам достигнуты результаты выше среднего, а по другим - ниже среднего.

IQ или любой другой показатель следует всегда приводить вместе с названием теста, в котором они получены. Тестовые показатели нельзя интерпретировать в отрыве от конкретного теста.


###IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре###. А. Анастази
^ Фактор "G". Двухфакторная и многофакторная теории интеллекта.16 В исследованиях Ч.Спирмана и сотр. (автора двухфакторной теории интел­лекта) было установлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительные корреляции. Ч.Спирман считал, что эти поло­жительные корреляции обусловлены тем, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этот фактор он назвал генеральным, или фактором "G". Он полагал также существование других факторов, свойственных только одному виду деятельности (S-факторы).

В исследованиях Л. Терстоуна (автора многофакторной теории) было установлено, что корреляции между тестами не могут быть объяснены наличием в них только одного фактора ("G"). Им было выделено 12 факторов, которые он назвал "первичные умственные способности", существующие помимо генерального.

Именно Л. Терстоун доказывал, что нет оснований для использования коэффициента интеллекта. Интеллект, считал он, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам, в чем и состоит суть многофакторной теории интеллекта.

^ Тесты способностей.17
Понятие способности. Способностями называют индивидуально-психологические особен­ности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятель­ности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятель­ности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.

СПОСОБНОСТИ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ

СЛОЖНЫЕ

ОБЩИЕ

присущие всем людям основные формы психи­ческого отражения

способности :

### ощущать

### воспринимать

### запоминать

### переживать

### мыслить

в большей или мень­шей степени присущие всем людям способ­ности к общечелове­ческим видам деятель­ности :

### игре

### учению

### труду

### общению

ЧАСТНЫЕ

присущие не всем людям способности :

### музыкальный слух

### точный глазомер

### настойчивость

### смысловая память

присущие не всем людям способности :

### профессиональные

### специфические

### особенные
Критерием наличия способностей можно считать уровень успешности в какой-либо деятельности по сравнению с другими, например, меньшая затрата сил, быстрота. Если уровень успешности в какой-либо деятельности одинаков у двух людей, то более способным из них к этой деятельности будет тот, кто обладает оригинальностью приемов, своеобразием способов действий.

Способность характеризуется успешностью в приобретении знаний, умений и навыков и их перенос с одного класса задач на другой.

Способность по сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др.

В тестировании способностей выделяют тесты специальных спо­соб­ностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей.

Тесты специальных способностей направлены на измерение способ­ностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.

В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:

1) по видам психических функций (моторные, сенсорные),

2) по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.

Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.
^ Тесты достижений18
Если "тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени".

Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений, тесты достижений по конкретным учебным предметам.

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Такие тесты выполняют несколько функций:

### выступают как средство оценки знаний,

### выявляют недостатки обучения,

### подсказывают направление последующего обучения,

### обеспечивают мотивацию учащегося,

### помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

### дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
^ Тесты личности19
В психологии выделяют следующие направления исследования личности:

L - данные

(Life record data)

информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведе­ния человека в повседневной жизни;

Q - данные

(questionnaire data)

информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок

(см. Тема 4);

T - данные

(Tests data)

информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов.


Следует также отметить проективный метод исследования личности, речь о котором пойдет в Теме 5.

Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой он должен стараться дать "правильный" ответ (в отличие от проективных методик, в которых любой ответ "хорош").

Существует несколько подходов в рамках тестов действия: исследование когнитивного стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления, запоминания), исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок.

Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс).
^ Критериально-ориентированные тесты (КОТ)20
Критериально-ориентированные тесты отличаются от традиционных тестов тем, что в традиционных оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму), а в критериально-ориентированных - оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторым критерием. В качестве такого критерия выступает уровень владения навыком, умениями, знаниями.

КОТ используются в образовании. Цель тестирования с помощью КОТ - оценка владения навыком. Итоговый показатель фиксирует степень владения навыком и не включает в себя индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому их использование возможно для оценки элементарных навыков.

Отечественным примером КОТ является Школьный Тест Умственного Развития - ШТУР###1###.
Литература:
1. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. С. 114-119.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. - М.: Педа­го­гика, 1982.

4. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага: меди­цинское изд-во "Авиценум", 1978. С. 46.

5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М. : Прогресс, 1978.

6. Гильбух Ю.З. Актуальные вопросы валидации психологических тестов / Вопросы психологии, N 5. - M. : Педагогика, 1978. С. 108-118.

7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

8. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / Вопросы психологии, N 5. - М. : Педагогика, 1990. С. 121-128.

9. Выготский Л.С. О психологических системах / Сбор. соч. - М., 1982. С. 109-131.

10. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. - М. : Прогресс, 1975.

11. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского; "2-е" изд., испр и доп. - М. : Политиздат, 1990.

12. Стоунс Э. Психопедагогика. - М. : Педагогика. Гл. 15, 16.
Дополнительная литература:
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1982.

2. Гуревич К.М., Акимова А.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психологический журнал, 1986, N 3.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. Гл. 4.

4. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. Гл. 2, 3, 5.

5. Горбачева В.И. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики умственного развития школьников: Дисс. Канд. психол. наук. - М., 1987.

6. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во МГУ. С. 122-128.

7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта личности. - Киев: Выща школа, 1978.

8. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.

9. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М.: Мир, 1972.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconПерелік рекомендованої навчальної та навчально-методичної літератури
Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – Спб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconМинистерство образования и науки, молодежи и спорта украины
Белова Л. А., Мельман В. А. Дистанционный курс по дисциплине «Профессиональная психология» (для студентов 5 курса дневной и 6 курса...

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconОбщая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconСтолин В. В. Аванесов В. С. Общая психодиагностика
В учебнике известных отечественных психологов представлены различные школы и направления мировой психодиагностики. Книга изобилует...

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconОбщая психодиагностика. Спб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 стр
В учебнике известных отечественных психологов представлены различные школы и направления мировой психодиагностики. Книга изобилует...

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconОтрасли психологии. Роль психологии в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров
И специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая,...

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconЛеонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск ун-та. 1984. — 200 с

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconПерелік рекомендованої навчальної та навчально-методичної литератури: Обов'язкова
Белова А. В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. – М.: Медицина, 1976. 232 с

О. В. Белова Общая Психодиагностика icon«Універсальність буття надійної людини: встановлення зв'язку я-інший-Соціум-Всесвіт»
Белова-Орловская Оксана, Винница психолог, психодраматист, организатор фетиваля psy-art

О. В. Белова Общая Психодиагностика iconРеферат по дисциплине Психодиагностика Тема: «Из истории психологических тестов»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<