Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями




Скачать 150.64 Kb.
НазваниеРекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями
Дата публикации26.04.2014
Размер150.64 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями.

Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования. Однако, лишь 48% детей от общего числа нуждающихся в специальном образовании, посещают учреждения подобного типа. Остальные обучаются совместно со здоровыми сверстниками. Это так называемое интегрированное, или инклюзивное обучение. И прежде всего перед учителем встает вопрос: «Как обучать особенного ребенка?».

Общие рекомендации.

1.Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).

2.Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается ребенок (правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.

3. Планирование совместной работы специалистов (учитель, психолог, логопед): составление индивидуального плана сопровождения.

4. Знакомство с программой специального (коррекционного) учреждения, рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической комиссией.

5. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.

Конкретные рекомендации.

I. Дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это самая распространенная причина неуспеваемости: около 50% неуспевающих школьников – дети с ЗПР. Для детей с ЗПР характерны:

недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;

незрелость мышления, преобладание игровых интересов;

низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;

замедленная включаемость в работу;

неумение подчиняться правилам дисциплины;

замедленное развитие активных форм деятельности;

неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;

полное отсутствие чувства долга и ответственности;

неспособность к волевому усилию и труду;

жестокость, стремление к разрушительству, неспособность сопереживать;

неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.

Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной коррекционной помощи позволяют выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

Обучение детей с ЗПР осуществляется по специальным программам. Цель организации обучения детей с ЗПР – создание для них адекватных их особенностям условий воспитания, обучения и развития, которые позволяют предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении.

Задачами классов для детей с ЗПР является обучение и воспитание учащихся, обеспечивающее коррекцию отклонений в развитии их познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов в знаниях и цензовое образование в объеме общеобразовательной школы.

Реализация данных задач осуществляется благодаря введению специфических разделов в содержание обучения и в учебный план: введены имеющие большое коррекционное значение уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, а также коррекционные занятия.

Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеет реализация специфических приемов и методов обучения и воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся, привлечение к работе логопедов, психологов, уменьшение наполняемости классов, а также, сочетание учебно-воспитательной работы с системой лечебно-профилактических мероприятий.

Условия эффективности обучения детей с ЗПР:

1. Подбор кадров. Для работы с этими детьми нужно подбирать педагогов, имеющих необходимый минимум дефектологических, психологических знаний, опыт работы с детьми, желание работать с данной категорией детей, обладающих определенными личностными качествами.

2. Организация работы по ликвидации пробелов в знаниях, которая заключается в следующем:

коррекционная направленность обучения,

повторение на каждом уроке (четко спланированное и логически обоснованное),

формирование обобщенных представлений,

постоянная работа над развитием речи,

всестороннее развитие учащихся.

3. Формирование у детей желания учиться, возрождение утраченной веры в свои возможности.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход.

5. Соблюдение требований, предъявляемых к наглядности:

на стене, где расположена классная доска, никакой наглядности быть не должно;

справочный материал должен быть четко сгруппирован по предметам;

наглядность должна вести от конкретного к общему;

наглядность должна быть избавлена от лишних деталей и помещена на контрастном фоне, что облегчает восприятие;

не использовать больше 2-3 цветов одновременно, с осторожностью использовать красный цвет;

наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.

Наиболее распространенные ошибки в применении наглядности:

неоправданное изобилие наглядности на уроке;

недостаточное для усвоения материала количество наглядности;

формальный подход к наглядности; отсутствие повторного использования наглядности;

неоправданно длительное использование наглядности, что тормозит переход к абстрактному мышлению.

6. Не создавать стрессовых ситуаций (не позволять срабатывать педагогическим стереотипам).

7. Стимулировать, а не заставлять.

8. Не указывать на отрицательные стороны характера – это провоцирует еще большее их проявление.

9. Оценивать по критерию относительной успешности: сравнивают успехи конкретного ребенка в динамике, а не с успехами других детей. 10. Обеспечивать условия для постоянной деятельности самих учащихся. Установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит, 40%, если видит и 90%, если делает сам.

Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР.

Прежде всего, это коррекционная направленность урока. Она определяется:

предметом, программным содержанием материала;

составом и возрастом учащихся и их индивидуальными особенностями.

И заключается в:

наличии коррекционных задач урока; работе над развитием отдельных психических процессов;

соблюдении требований к наглядности;

выполнении всех санитарно-гигиенических требований.

Урок в классе для детей с ЗПР специфичен:

медленный темп; четкое деление на этапы, логическая связь этапов;

подача материала небольшими дозами; постоянное повторение в различных вариантах;

учет особенностей эмоционально-волевой сферы детей;

наличие коррекционных и динамических пауз, чередование видов работы.

Кроме обычных уроков в классах для детей с ЗПР предусмотрены специальные коррекционные занятия. Они проводятся по группам и индивидуально. Группы комплектуются с учетом сходности дефектов, однородности недостатков развития. Цель коррекционных занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала. Занятия не должны дублировать урок, должны быть максимально направлены на развитие ученика. Продолжительность занятий не более 15 – 20 минут. В группе – не более 3 человек. На коррекционные занятия отводится: в начальной школе – 3 часа в неделю, с 5 класса – 1 час в неделю.

II. Дети с нарушениями интеллекта.

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга. Наиболее вероятно в общеобразовательной школе могут оказаться дети с наиболее легкой степенью олигофрении – дебильностью.

В большей степени у них страдает мышление. Это выражается в слабой способности к обобщению, классификации, сравнению, анализу. Понимание скрытого, переносного смысла совсем или почти недоступно. Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей. Эти дети нелюбознательны, у них замедлена, затруднена восприимчивость к новому, они плохо обучаемы.

Рекомендации учителю.

Умственно отсталый ребенок в общеобразовательном учреждении требует особого к себе отношения. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднения ему легко было оказать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса, не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось непонятым, т.к. это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

Педагог должен учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка:

Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции.

Использовать наглядные методы обучения.

Закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений.

Многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Учитывать склонность этих детей стереотипам.

Необходимо помнить, что для детей этой категории главным является не образование в объеме начальной или средней школы, а подготовка ребенка к жизни, следовательно, обучение должно носить практическую направленность.

III. Дети с нарушениями речи.

Речь – очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем:

бедный запас сведений об окружающем;

замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;

замедленное формирование счетных операций;

неспособность к пересказу прочитанного.

У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям. Т.о., они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.

Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.

Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной тормозимостью при предъявлении речевых заданий.

Рекомендации учителю.

Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.

При обучении грамоте необходимо использовать «Букварь» для речевой школы.

Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.

При общении с учащимися, имеющими речевые нарушения, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.

При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающегося ребенка. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

IV. Дети с нарушениями слуха.

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Еще до того, как ребенок научится говорить, он слышит речь окружающих, узнает значение многих слов и словосочетаний. В дальнейшем, благодаря слуху, он учится говорить. Он слышит не только речь окружающих, но и свою собственную, а это позволяет ему уточнить свою речь, сопоставляя ее с речью взрослых. Сложный процесс овладения речью нарушается даже при небольшом снижении слуха, возникшем в раннем возрасте.

У детей с нарушениями слуха встречаются следующие дефекты речи:

недостатки произношения («смазанность» речи, смешение звонких и глухих звуков, замена многих звуков на [т]); ограниченный запас слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи; ограниченное понимание устной речи; ограниченное понимание читаемого текста.

Помимо речевых нарушений при нарушениях слуха отмечаются особенности абстрактно-познавательной деятельности. Для этих детей характерна задержка словесно-логического мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и речевого оформления, вызывают у них затруднения. Т.к. расстройства слуха часто возникают вследствие инфекционного поражения ЦНС, у детей часто могут наблюдаться церебрастенические и психоорганические симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, вялость, снижение внимания, памяти и т.п. Это влияет на работоспособность и деятельность ребенка.

Рекомендации учителю.

Следует постоянно помнить, что в классе находится ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с картиной, таблицами и т.п. Поэтому такого ребенка нужно посадить за первую парту сбоку от учителя (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доска, отвечающий у доски.

Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на учителя, и на отвечающего. Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Полезно почаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; продолжи» и т.п.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке.

Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым.

Не следует предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в то время, когда весь класс работает устно. Это приводит к 3 нежелательным последствиям:

ребенок «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одноклассники;

он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе;

учителю все чаще придется создавать для такого ребенка особые условия.

Если в классе оказался ребенок с нарушениями слуха, необходимо обязательно периодически получать консультации сурдопедагога по каждому предмету.

V. Дети с нарушениями зрения.

Наибольшее количество информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации, которая поступает в кору больших полушарий головного мозга через органы чувств. Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются источником эстетических переживаний.

Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка в связи с той ролью, которую играет зрение в жизни человека.

В первую очередь и в большей степени страдает восприятие. При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящим необходимо взаимодействие зрения и осязания.

Из-за неточного и искаженного восприятия у детей формируются неточные, часто неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Круг представлений резко сужен ввиду невозможности восприятия ряда объектов и их свойств.

Нарушение восприятия и особенности представлений слабовидящих детей накладывают отпечаток на развитие мышления и речи, т.к. эти психические функции развиваются на основе представлений о предметах и явлениях окружающей среды.

Нарушения зрения вызывают у детей серьезные трудности ориентировки в пространстве. Отмечается задержка развития моторики и пространственных представлений, большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов.

Учебная деятельность. У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

Рекомендации учителю.

Место для ребенка в классе должно определяться в соответствии с рекомендацией врача-окулиста (не всегда это будет 1-я парта).

Стол, за которым работает ребенок, должен иметь матовую поверхность.

Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является освещенность рабочего места (400 - 500 лк).

Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. (Индивидуально - окулист; максимум - 15 мин.). Гимнастика для глаз.

Чтобы дети с нарушениями зрения могли принимать участие во фронтальной работе класса необходимо дублировать все написанное на доске на карточках; все демонстрируемые наглядные пособия должны предоставляться ребенку для индивидуального ознакомления. Можно сделать это до урока. Необходимо соблюдать требования к наглядности:

- контрастность контуров предъявляемых объектов;

- предварительная проработка некоторых картин и рисунков: усиление контура, удаление лишних деталей;

- оптимальные для восприятия размеры объектов: общая площадь – около 500 кв. см., отдельные детали - 13 мм;

- толщина контура объекта зависит от остроты зрения (от 0,5 до 5 мм);

- цветовая гамма разнообразна, предпочтительнее желто-оранжево-красные, зеленые и коричневые тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к натуральной.

Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и т.д.

Учебники, тетради по возможности следует использовать специальные.

Цвет чернил для письма предпочтительнее черный, для выделения – зеленый.

При письме, чтении необходимо помнить об особенностях детей. Не требовать соответствия навыка техники чтения нормам общеобразовательной школы, обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и т.п. При письме лучше заранее отметить в тетради место, с которого необходимо начинать работу.

При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.

Необходимы постоянные консультации тифлопедагога.

VI. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наиболее распространенным и изученным нарушением опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений.

Особенности психического развития детей с ДЦП связаны с поражением двигательной сферы. Это, прежде всего, нарушения речи. Часто отмечаются снижения слуха. Это приводит к трудностям при обучении письму и чтению.

У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной.

Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Почти для всех детей с ДЦП характерен психический инфантилизм. Это выражается в наличии у них несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов.

Рекомендации учителю.

Для обучения письму необходимо сформировать готовность руки. Для этого существуют специальные упражнения.

Учитель должен определить место ребенка с ДЦП в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты.

Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т.д.

Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя.

Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconМетодические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных...
Образцы документов параллели контроля по правовому обучению и воспитанию учащихся

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconПрактические рекомендации для учителей по осуществлению индивидуального...
Помните, что по статистике в каждом классе самый большой процент приходится на равно- и правополушарных учащихся, а школьные методики...

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconМетодические рекомендации Заведующему учебным кабинетом Задачи и...
Главная задача каждого учителя на современном этапе – пробудить интерес к обучению и научить учащихся самостоятельно добывать знания,...

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconБеловский Филиал Кемеровского Государственного Университета Построение...
Построение графика функции различными методами (самостоятельная работа учащихся)

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconДифференцированный подход к обучению на уроках русского языка как...
Рованная работа с учащимися. Как известно, дифференцированный подход к обучению в рамках классно-урочной системы направлен на создание...

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconДетей пятилетнего возраста к обучению в школе методические рекомендации
Не использовать этот колоссальный резерв, потенциал недальновидно и негосударственно

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconБезопасность на дорогах. Производственная одежда
Учитель биологии : приветствие. Учащихся разделили на три группы с учетом дифференцированного подхода к обучению

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconМетодические рекомендации руководителям оуз организация профильного...
В школах нового поколения (гимназиях, лицеях, коллегиумах) эта проблема решается проще, т к учитывается контингент учащихся, спрос...

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconИтоги 1 полугодия 2011-2012 учебного года
За 1 полугодие выбыло из школы 3 учащихся, прибыло 5 учащихся. На начало 2 полугодия обучается 398 учащихся: на 1 ступени 158 учащихся,...

Рекомендации по обучению учащихся с различными нозологиями iconРекомендации школьникам по сезонной профилактике заболеваний
Строгое соблюдение режима сна и отдыха, полноценное питание, закаливание и вакцинация — таковы основные рекомендации по профилактике...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<