Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология»




Скачать 135.14 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология»
Дата публикации26.04.2014
Размер135.14 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность

По предмету «Психология».На тему «Психические состояния: тревожность, фрустрация, агрессивность».Выполнил студент группы 7276Стоянов Д.Ю.Москва 1999.Оглавление.Что такое эмоции.ФрустрацияАгрессивностьТревожностьСписок используемой литературы.ЭМОЦИИ.Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, какстрах, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордостьи т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множествоподобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами ивлечениями, вызывает потребность в общем груповом названии. Блейлер (1929)объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждомуизвестных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущуние, эмоцииимеят положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувствомудовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилениипереходит в аффект радости.Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица иизменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так,радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкаяречь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз,румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственныхпроцессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. Припечали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движениязамедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость.Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся чертылица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильнойпечали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические(радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус,силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер.Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один итот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, тоастенические черты. По длительности течения эмоции могут бытькраткосрачными (гнев, испуг) и длительными.Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегдавеселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенномусостоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс,который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общемрасположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частичнозависит от ощущений, исходящих из органов тела.Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самойэмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы:представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия ипоступки, на все поведение.При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состоянияхраннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций наинтеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силыдушевного волненияФрустрация.(От латинского frustratio- обман неудача). Данное состояние возникает вситуации разочарования, неосуществления значимой для личности цели,потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувствебезысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез ифантазий, агрессивность в поведении и т.п. Не редко наблюдается остаточнаянеуверенность в себе, а так же фиксация принимавшихся в ситуации фрустрацииспособов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов.Особое значение (прежде всего с точки зрения прикладных задач) всовременной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека вотношении фрустрации.Фрустрация - крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающаястойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основойфрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию.Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию,не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегдадезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется толькотогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек можетвынести.Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки исамооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональныенатуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни»,плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитымиволевыми чертами характера. У избалованных детей, например, приограничениях часто проявляется фрустрация.В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическоепотрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность,подавленность, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрациинаблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романеФ.М.Достоевского «Преступление и наказание»),Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшегонапряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Есличрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрациянаступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада,озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях,товарищах, членах семьи.Агрессивность.Агрессивность-это проявление агрессии к объекту или субъекту.Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вредобъектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумамвызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность,страх, боязнь, состояние подавленности аномальные психопереживания; можнодифференцировать1. Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила против другого объекта или субъекта.2. Речевая агрессия, когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму (конфликт ссора крик вербальная перепалка), а так же через предикаты – содержание вербально – эмотивных реакций (угроза инвективы остракизмы вербальная ругань, мат, формы проклятья)3. Косвенная агрессия, действия кои не прямым путем интенционированны на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония)4. Прямая агрессия, непосредственно прямо интенцируется против какого либо индивида или объекта5. Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство - методы – приемы, спроецированные на достижении какой либо значимой цели, результирование какой либо утилитарной задачи6. Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.7. Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств , качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений .Агрессивные поведенческие акты являются одной из матриц реагирования надифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическомпараметре онтососитуации, жизненные обстоятельства вызывающие в психикесоциоиндивида депрессию, стресс, фрустрации и др. аберрационныепсихосостояния; агрессивные поведенческие акты часто бывают одним изфункциональных способов решения проблем имплицированных с сохранениеминдивидуальности, чувства собственной ценности значимости, это механизм ипсихоиммунности в определенных социоситуациях, который усиливает контрольсубъекта над обстоятельствами, окружающими его индивидами; таким образом,агрессивные акты выступают в придатке1. Способа психологической защиты2. Способа удовлетворения определенной потребности.3. Способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости4. Средство для достижения какой либо значимой цели5. Способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать - метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции.В большинстве лабораторных исследований агрессии у человека испытуемогоизолировали от реципиента. Эта процедура не позволяет делать выводы онаиболее важно форме агрессии – агрессии при столкновении лицом к лицу.Кроме того, при применении этой процедуры из виду упускается влияниеповедения жертвы на агрессора. Исследование Зимбардо показало, что на неговлияет даже простое физическое присутствие жертвы. К сожалению, до сих порлишь не многие исследователи учитывают эти результаты. В формированиисамоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большуюроль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации,децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другогочеловека и сопереживании ему, способствующих формированию представления одругом человеке как уникальной ценности.Теория влечения (психоаналитический подход).Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, чтоагрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Вчеловеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) иинстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена наупрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типанаправлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всечеловеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этихинстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, чтосуществует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ееразрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат целинаправлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергиятанатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушениюсамого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, чтоагрессия выводится наружу и направляется на других.Эту теорию можно отобразить следующей схемой: Разрушение Сохранение Танатос----------------------( Я (------------------------- Эрос |Изменение направления энергии Агрессия, направленная на другихУменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявлениеэмоций, сопровождающих агрессию.Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, вышеописанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, ане эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.Агрессия всегда является результатом фрустрации.В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;Сила препятствия на пути достижения цели;Количества последовательных фрустраций.Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнеепрепятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будеттолчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакциюбольшей силы.Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией нафрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение непроявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания.В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивныедействия напарвляются на другого человека, нападение на которогоассоциируется с наименьшим наказанием.Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности противфрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данногоиндивидуума не действует сдерживающийКакие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот воспросследует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые неприносят ущерба, снижаеют уровень побуждения к агрессии.(оскорбление,агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которыеснижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).Теория социального научения Балдуры.|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,||просредством: |гормоны, нервная система) || |Научения (например, || |непосредственный опыт, || |наблюдение) ||Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, || |возбуждение, внимание) || |Неприемлемым обращением || |(например, нападки, фрустрация) || |Побудительными мотивами ( || |например, деньги, восхищение) || |Инструкциями (например, приказы) || |Эксцентричными убеждениями || |(например, параноидальными || |убеждениями) ||Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием || |(например, материальное || |вознаграждение, неприятные || |последствия) || |Викарным подкреплением (например,|| |наблюдение за тем, как поощеряют || |или наказывают других) || |Механизмами саморегуляции || |(например, гордость, вина) |Тревожность.Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности вформе переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты,настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупностиэмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные,интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом,выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:1)интерес-волнение,2)радость.3)удивление.4)горе-страдание.5)гнев.6)отвращение.7) презрение. 8)страх. 9)стыд.10)вину.11)Остальные – производные.Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексноеэмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе истрах, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги,характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один изосновных параметров индивидуальных различий». Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельностиличности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательныйуровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценкачеловеком своего состояния в этом отношении является для него существеннымкомпонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровеньтревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаяхлюди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживаютсвою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихсяобстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принятоназывать личностными и связывать с наличием у человека соответствующейличностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчиваяиндивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта ктревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточноширокий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из нихопределенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожностьактивизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемыхчеловеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы егопрестижу, самооценке, самоуважению.Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, аособенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как«ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективнопереживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция настрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным вовремени.Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны восприниматьугрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций иреагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной надостижение успехов, имеет следующие особенности:1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самойситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но иот ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в даннойситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувствачеловека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяюткогнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь,вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системыи усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможнойнеудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связипередается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли,потребности и чувства.Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызываетреакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмери соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшейситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается навыполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственнойзависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть спомощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватнойкогнитивной оценки ситуации. Таким образом, деятельность человека впорождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силыситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ееснижения, точности когнитивной оценки ситуации. Современные исследованиятревожности направлены на различение ситуативной тревожности связанной сконкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью являющейсястабильным свойством личности, а также на разработку методов анализатревожности, как результата взаимодействий личности и ее окружения.Нейрофизиология тревожности.Свой нейрофизиологический анализ тревожности Гельгорн основывает напредставлении о том, что при нормальном функционировании антагонистическихэрго - и трофотропических систем между ними существует реципрокное иуравновешенное взаимодействие, т.е. нарастание эрготропической активностисопровождается снижением активности трофотропической и наоборот.Тревожность же является результатом одновременной высокой активности эрго -и трофотропических систем, а также следствием нарушения реципрокностимежду двумя системами. Доминирует при этом обычно эрготоропическая система.Одновременное (конкурирующее) функционирование двух систем предъявляетпри этом конфликтные требования к организму. Гельгорн выделяет различные«паттерны тревоги». Во-первых, это возбудимая форма, характеризующаясябеспокойством, гиперактивностью, симпатическими реакциями и преобладаниемэготропической системы. Возможно это синдром страха-гнева. Во-вторых,тормозная форма, характеризующаяся гипоактивностью, парасимпатическимиреакциями и доминированием трофотропической системы. Возможно это синдромстраха-страдания.Ряд исследований со шкалой дифференциальных эмоций показал, чтотревожность может быть разбита на некоторое число относительно независимыхаффективных факторов (Izard 1972).Первое исследование заключалось в факторном анализ ШДЭ в сочетании спунктами опросника на уровень тревожности (STAI). Составная методика(ШДЭ+Т) была представлена 339 студентам колледжа, в которым дана, былаинструкция заполнит шкалу, вспоминая ситуацию, когда они испытывалитревожность. Факторный анализ данных этого исследования показал, чтотревожность как она определяется STAI , в действительности являетсякомплексом аффективных факторов. Большинство пунктов STAI вошли в факторстраха сочетающий компоненты страха и страданий из ШДЭ. Таким образомфакторный анализ показал что широко используемая шкала тревожности являетсяна самом деле многофакторным инструментом представляющим отдельные эмоциикоторые с предположение теории джифферинциальных эмоций входят в синдромтревожности[pic]Данный рисунок отображает профили средних показателей по ШДЭ для высоко инизко встревоженных испытуемых в реальных и воображаемых условияхвызывающих тревожность.Литература.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. 1976г.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 2971.Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.,1971.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Тревожность оглавление введение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психология осмотра места...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Страхи и тревожность Московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconТревожность. Карен Хорни
Для тех, кто, подобно Фрейду, склонен объяснять психические проявления исключительно органическими причинами, тревожность является...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Психологические особенности допроса как следственного действия. Курсовая работа по предмету: Юридическая психология

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психосемиотика в трудовой...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Индивидуальные свойства темперамента тревожность, ригидность, экстраверсия учащихся

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психология семьи сибирский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психология управления Билеты «Психология управления»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность По предмету «Психология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<