Курсовая работа На тему: " Стили семейного воспитания "




Скачать 354.09 Kb.
НазваниеКурсовая работа На тему: " Стили семейного воспитания "
Дата публикации26.04.2014
Размер354.09 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Психология > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Стили семейного воспитания

Университет " КАЙНАР " Факультет " Педагогики и психологии " Курсовая работа На тему: " Стили семейного воспитания "Выполнила:Проверил:ст-ка I-го курсаII-го высшего образованияМусрепов В.Г. АЛМАТЫ 2004Содержание:Введение…………………………………………………………………31. Семья - особая социальная группа и культурная общность,сфера самоактуализации личности………………………………………………….52. Стили родительских отношений………………………………………………….63. Становление личности ребенка в семье………………………………………….11Заключение………………………………………………………………25Список литературы…………………………………………………………………...29ВведениеАктуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формированиеличности и поведения детей заключается в следующем: очень важный факторэмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - этостабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, еёвоспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит ксерьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители иродственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянноучаствовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей,серьезно обеднены и обездолены судьбой.Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если детичувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительскойподдержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность;будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как обагрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правилаповедения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чащевсего являются психологическим следствием или отражением общегоподросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когдаподросток становится взрослым и у него меняется сознание.Для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения),характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не доребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали нетак много внимания и которые не получили от родителей необходимойподдержки, склонны применять карательные меры воспитания (например,браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов,- это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющиесвоей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение.Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательнопридерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя какон хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо илинеприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либопоощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая(за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамереннопоощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществеповедение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существеннопредопределяет становление агрессивного поведения.Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивнымповедением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, атакже на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, чтожестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности удетей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высокимуровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этомправе, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в мерууступчивым и неагрессивным.В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить.Даже если это действительно так, то все одно выход есть - человек способнаяизменить свое отношение к тому, что случилось.Зачем человеку совладать с ситуацией? Чтобы более скорое и эффективнееадаптироваться к ней, привыкать к новым сложным условиям, хотя бы, такимобразом, уменьшив внутреннее напряжение, снизив стресогенность того, чтовсе одно уже происходит. Главная задача совладания - обеспечить иподдержать определенный уровень психического и физического здоровья, хотябы минимальную, но все же таки удовлетворенность собою, своейдеятельностью, общением.Совладение выполняет очень важную функцию регуляции эмоциональныхсостояний. Благодаря нему человек берет себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с чего-то начать трудный путь вперед.Можно сказать, что овладение выполняет также и функцию постепенного решенияпроблемы. В обоих случаях возможные как действенный, так и сугубовоображаемый модусы реагирование на затруднительные обстоятельства.Цель работы: Изучение межличностных отношений в семьях, каким образомпозиции родителей влияют на формирование личности ребенка..1. Семья - особая социальная группа и культурная общность, сферасамоактуализации личности.В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами,дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизниформируется структура его личности. Он входит в мир своих родных,перенимает нормы их поведения.В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Онидают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожимна мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависитформирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки иповедение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такогопонимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такойпроцесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянныйконтроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание корганизации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболееблагоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничномуразвитию.Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разныхпоколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малаясоциальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый изних своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизньсемьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированиюдуховных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всейсемьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимостиее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, ивозникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители иродственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянноучаствовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей,серьезно обеднены и обездолены судьбой.Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членамтакие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональныхпотребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность кобществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желаниеоказывать помощь и поддержку другим людям.Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий дляразвития личности всех своих членов.Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего осерьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей,подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальныеценности.Какой механизм связи между правильными позициями родителей и нормальнымразвитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильнымипозициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей - сдругой?2. Стили родительских отношенийРассмотрим такие стили родительских отношений, как, например, излишнеелюбопытство, снисходительное отношение к ребенку, чрезмерное егооберегание. Последняя позиция складывается из ряда более частных, напримеробращение с ребенком в таком тоне, словно он совсем маленький, то есть емуменьше лет, нежели есть на самом деле. К этой же позиции можно отнестиограничение свободы ребенка, чрезмерное беспокойство о его здоровье,излишнее любопытство и т.п. Некоторые частные позиции могут входить всостав двух сложных различных позиций. Так, например, чрезмернаятребовательность к ребенку или его социальная изоляция могут выглядеть какего оберегание. Эти родительские отношения являются выражением слишкомбольшой эмоциональной концентрации внимания родителей на ребенке, котораядает чаще всего отрицательные результаты. Постоянное критиканство в адресребенка, суровое обращение с ним также могут быть характерны для позицийчрезмерной требовательности. Общей чертой отношения родителей к детям вкаждом из этих случаев является тенденция к полной власти над ребенком.В качестве основных типов выберем: 1) чрезмерную эмоциональную дистанциюмежду родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания наребенке. А между ними, в центре, расположим эмоционально уравновешенноеотношение к ребенку; 2) доминирование и уступчивость по отношению к детям,в середине - позицию внутренней независимости матери и отца, позволяющейсвободно руководить ребенком.Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей, как мягкость,неумение или неспособность руководить детьми. Требования таких родителейнемногочисленны и ненастойчивы, а их распоряжения и приказания дети редковыполняют.В противоположность этой позиции доминирование, господство характеризуетсянепреклонностью родителей, тенденцией к ограничениям и суровости.Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок приучается под угрозойнаказания, которое может быть суровым и даже жестоким, внешне возможномягким, но фактически обидным и неприятным для ребенка, но в любом случаеболезненно им воспринимаемым.При чрезмерной эмоциональной дистанции стремление родителей к контактам сребенком не отличается достаточной интенсивностью. Слово "дистанция"употреблено для определения психической отдаленности родителей от ребенка.Родители с "дистанцией" обращены не к ребенку, а против или вне его. Ихконтакты в основном поверхностны, родители или равнодушны, или сдержаны впроявлении своих чувств, или открыто выражают неприязнь к своему ребенку.Контакт с ним для родителей, скорее всего, неприятен, во всяком случае, недоставляет радости и удовлетворения.Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует ихстремление постоянно быть около своего дитя, существовать исключительно длянего, делать все возможное, чтобы весь дом "вертелся" вокруг ребенка. Втаких случаях у отца и матери появляется потребность посвятить свою жизньребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенканеобходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как толькоребенок появляется в поле их зрения.Постоянное навязывание контактов очень часто мешает развитию активностиребенка. Родители, чрезмерно сконцентрированы на своем ребенке, склоннынавязывать ему многочисленные предложения, поэтому ребенок находится подпостоянным "обстрелом" их помыслов и действий. Одновременно родителибдительно следят за его поведением.Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием дляхорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.Рассмотрим теперь, что способствует формированию контакта с ребенком.Прежде всего это подход к детям без преувеличенной сосредоточенностивнимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходимконтакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речьидет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать какуравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка,ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, этодолжен быть подход, основанный на определенной независимости, в мерукатегоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, ане властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах.При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том,чтобы "найти на него управу", не вникая в потребности ребенка или мотивыего поведения.При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляетсяупорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка,держать его при себе, ограничивать социальные контакты.Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотямребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своегосуществования, которое полностью зависит от требований и потребностей ихдитяти. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивыеродители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевнуюотдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируютего эмоциональные потребности.Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типынеправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная ичрезмерно оберегающая.При чрезмерной эмоциональной дистанции и доминировании родителей мы имеемдело с отвергающей позицией. Ребенок воспринимается родителями как "тяжкийгруз". Они не любят ребенка и не желают иметь его, испытывают чувстворазочарования и крушения их планов. Заботу о нем они считают неприятнымделом.Позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и такихнегативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское,не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы егоповедения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленныетребования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствуетпризнание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даженекоторой доли снисходительности или терпимости в отношении егонедостатков.Противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают еготаким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственнымиспособностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и нескрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и даритим радость и счастье. Они видят в ребенке личность, достойную похвалы иодобрения. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают егоэмоциональную независимость.Уклонения возникает при чрезмерной эмоциональной дистанции родителей поотношению к своему ребенку или при их уступчивости и пассивности. Этот видотношения к детям характеризует людей с убогими чувствами, эмоциональноравнодушных. Общение с ребенком не доставляет им удовольствия, не знают,что им делать. Контакты таких родителей носят случайный и редкий характер,хотя внешне создается впечатление о хороших отношениях, так как ребенкупредоставляется чрезмерная свобода, а в семье царит показной либерализм.При этом характерны: пассивность в установлении контакта с ребенком,уклонение от попыток ребенка общаться с родителями, игнорированиематериальных потребностей ребенка. Крайняя степень позиции этого типа -бегство от ребенка.При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родители обычноприспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с егоразвитием, индивидуальными особенностям и возможностям. Они требуют от неговысоких достижений. Такие родители стремятся ускорить естественный процессразвития ребенка, не признают права ребенка на самостоятельность,ограничение свободы. Родители ориентируются на его чрезмерные успехи вбудущем, поэтому навязывают ему многочисленные предложения.Противоположностью вышеупомянутой позиции является позиция признания правребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно,неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснитьи обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такойсемье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способеноправдать.Иной тип сложной родительской позиции характеризуется тем, что родителичрезмерно сконцентрированы на ребенке, но обладают уступчивостью. В этомслучае возникает чрезмерное оберегание. Отношение родителей к ребенку восновном бывает некритичным. Зачастую они считают свое дитя образцомсовершенства. Родители обращаются с ребенком как с младенцем;преувеличенная опека и излишняя снисходительность; разрешение за неготрудностей, препятствий к его самостоятельности; излишнее любопытство кжизни ребенка; социальная изоляция ребенка; чрезмерная забота о егоздоровье; поощрение одностороннего развития способностей. При указаннойродительской позиции мать постоянно уступает ребенку, терпит его капризы инеправильные поступки, удовлетворяет каждую прихоть, однако непредоставляется свобода ребенку.Следует еще обратить внимание на возможность непоследовательного поведенияродителей. При неправильных воспитательных позициях поведение отца и материхарактеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так, например,мать, мало интересующаяся ребенком, не проявляющая заботы о нем, время отвремени вдруг принимается "делать из него человека", кричит, требуетдисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из дому. Поведение такойматери свидетельствует скорее о ее уклоняющейся позиции, котораяпериодически приближается к отвергающей.Иная мать, также преимущественно не занимающаяся ребенком и игнорирующаяего потребности, периодически, как бы вспомнив о нём, начинает рьяноопекать его, прислуживает ему, удовлетворяет все его прихоти. В этом случаедвойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмернооберегающей. А общей чертой между ними является тенденция к пассивности,уступчивости по отношению к ребенку.Можно встретить родителей, которые чрезмерно оберегают ребенка и слишкоммного от него требуют. Эти родители всегда сконцентрированы на ребенке, стой лишь разницей, что в одних случаях они уступают ему или оберегают его,а в других - сурово и непреклонно ставят требования и навязывают своисуждения.Встречаются родители с тенденцией к доминированию над ребенком, которыестараются, чтобы ребенок был образцовым во всех отношениях. Но время отвремени они как бы теряют терпение и начинают применять суровые наказания,бросают упреки и угрозы. В этом случае наблюдается переход от чрезмернотребовательной позиции к отвергающей.От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психическихпотребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типаповедения человека в течение жизни.3. Становление личности ребёнка в семьеЛичность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практикеозначает не подвластность любой высшей силе или цели, кромесамосовершенствования личности.Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, вкотором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны,для этого сложного периода показательны негативные проявления,дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейсясистемы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношениюк взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множествомположительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, болееразнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми ивзрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главноеданный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальнуюпозицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как членуобщества.Формирование личности - это процесс освоения специальной сферыобщественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходитформирование новых мотивов и потребностей, их преобразование исоподчинение. Второе "рождение" личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться,как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своегоповедения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремленияи способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по ихподчинению и переподчинению.Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямогокопирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренниекритерии. Представления, на основании которых у подростков формируютсякритерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности -самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнениесебя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активнымстремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание,самовыражение и самоутверждение.В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливаетсястремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желаниестановится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногдапреждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственногообращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко нево в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослостистремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств устарших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственноестремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и самивзрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а болеесерьезно и требовательно.Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражаниивнешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет(девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуютсяавторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения,косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения ит.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могутстать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослыхв подростковой среде с возрастом увеличивается.Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируетсяв ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростковпротиворечива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении можетвозникнуть много немотивированных поступков.Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведениимногих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения ксвоим обязанностям, а также отсутствие у них способности действоватьответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменениюотношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со сторонывзрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почтивсегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление принеблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт,сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитииподростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение втом, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз втот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании иподдержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на неговлияние.Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явноестремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именноподросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степениразвитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности.Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей,подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет напрямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт совзрослыми.Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы у него было"как у всех", "как у других". Но для этого возраста характерна как раздиспропорция, т. е. отсутствие "норм". Разница в темпах развития оказываетзаметное влияние на психику и самосознание.Резко выраженные психологические особенности подросткового возрастаполучили название "подросткового комплекса". "Подростковый комплекс"включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно -без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающихпопеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности,способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью ибезапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальностьпорою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость - сразвязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показнойнезависимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами ираспространёнными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, ачувственное фантазирование - сухим мудрствованием.В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений, происходящихв характере ребёнка в эти годы, нарушений психического равновесия и впервую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Подросткиисключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственнымпредметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующихпериодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как иначали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а сдругой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепымподчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти.Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенногоидеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самогопримитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людямгрубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроениеколеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда онитрудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.Реакция эмансипации - специфически - подростковая реакция. Она проявляетсястремлением высвободиться из-под опеки, контроля. Покровительства старших -родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может распространяться наустановленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения идуховные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой засамостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция уподростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочномконтроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы,относятся к нему как к маленькому ребёнку.Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться вкаждодневном поведении подростка, в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.Одна из крайних форм проявления такой реакции - побеги из дома ибродяжничество, обусловленное желанием "пожить свободной жизнью".Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест вовнутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что быего считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать этупотребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может.Отсюда стремление к "внешней зрелости", которая проявляется в изменениивнешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересек проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотическихвеществ.Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешностисвязанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнкав этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников.Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в ихсреде.У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя,разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизньподростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями,интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинаетустанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретаетизвестную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниямдругих людей и к своим собственным.Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимнойготовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия иобщения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностныхотношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье.Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним,отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за своеположение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохимповедением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку статьцентром семейного внимания.Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются отобщения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно занятысвоими делами.Дети родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показнуюпозицию, излишне выдвинутую на задний план. Они сосредотачивают на себевнимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют надпотребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как кбожеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственныйребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, оздоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть этиволнения.Ребенок, от которого слишком много требуют, которого принуждают и которымкомандуют, также не имеет надлежащей позиции. На нем, как и на излишнеоберегаемом ребенке, концентрируется внимание родителей, однако пред нимвыдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи.Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельныедействия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания правдругих членов семьи.Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь ввосприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенкав семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятсяв родном доме с уважением.В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни,обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправнуюпозицию.Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чемменьше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее егозависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимостьуменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются егоправа с другими членами семьи.На позицию ребенка влияет число детей в семье. Позиция единственногоребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как ипервенца - от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственнойдевочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничествосреди детей в многодетной семье - явление весьма частое. К различиям,связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителямикого - то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи.В подростковом периоде родителям необходимо постепенно готовиться к ролисоветников, консультантов, чтобы в будущем с этих позиций руководитьребенком, направлять его и лишь в самых крайних случаях прибегать кавторитарным указаниям или запретам. Если же отношения складываются плохо,то причины коренятся в первую очередь в неправильном отношении к ребенку вданное время или касаются предыдущих периодов его развития.В любом периоде жизни человека родители являются для него примером какличности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведенииподражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасныхчеловеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеетогромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера,жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом наформирование его личности.Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанностиродители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняютему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следуетделать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взглядытак, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человексоздает свою систему ценностей.Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иныеспортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущейпрофессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработкусоциальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей системуценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своихдрузей-ровесников.Для формирования собственного "я" решающим фактором являются взгляды иповедение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себеопределенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущаетстрах и оценивает себя негативно.Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных ссемейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функцииродительской семьи.К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнестипреступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм,наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другиепатологические явления, источником которых в большинстве случаев сталасреда, окружавшая ребенка в семье.Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшейвоспитательной средой.Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием еевнутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей,могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могутприводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям вформировании их личности.Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи,могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой,которая постоянно развивается и видоизменяется.В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную рольиграет супружеская пара - отец и мать. В связи с этим говорят о полнойсемье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильностьсемейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия ипсихического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом илираздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение иоставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление- существенная общественно-воспитательная проблема.Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувствастраха, депрессию и ряд других симптомов невроза.Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует наребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряетчувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья,когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир ихценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильностисемейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом июношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легчеподдаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннегонапряжения.При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье,тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить.Даже если это действительно так, то все одно выход есть - человек способнаяизменить свое отношение к тому, что случилось.Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всегоот самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностямрешить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу.Прежде всего, определимся с пониманием понятия "самореабилитация".Реабилитация в личностном контексте - это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненнойситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, есличеловек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем кначалу психолого-реабилитационных влияний.В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, которыйпопал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена насамостоятельную работу человека с собою в сложных жизненныхобстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -это самопомощь в по возможности продуктивному преодолении внутренних ивнешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращении ивременно утраченную траекторию жизненного пути.Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективногопотенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутреннейцелостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития,самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегийпреобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта,болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе,к собственной сущности.Безусловно, существует определенная связь между характеристикамисубъективного смыслового пространства и эффективностью адаптационныхвозможностей человека. Важными параметрами в субъективной картине ситуациивыступают, во-первых, представления о ситуации, во-вторых, представление оспособах ее преодоления. Здесь будет идти речь про так называемое "copingbehavior", совладание, то есть об индивидуальном способе взаимодействия сситуацией в соответствии с его собственной логикой, значимостью длячеловека и его сегодняшними возможностямиЗачем человеку совладать с ситуацией? Чтобы быстрее и ефективнееадаптироваться к ней, привыкать к новым сложным условиям, хотя бы, такимобразом, уменьшив внутреннее напряжение, снизив стресогенность того, чтовсе равно уже происходит. Главная задача совладания - обеспечить иподдержать определенный уровень психического и физического здоровья, хотябы минимальную, но все же таки удовлетворенность собою, своейдеятельностью, общением.Каким образом осуществляется индивидуальное совладание? От чего онозависит?Совладание может быть как целиком осознаваемым, так и несознательным совсеми переходными формами частичного, временного осознания. Классическиезащитные механизмы, которые их впервые описан 3. Фрейдом, типарационализации, проекции, подавления могут выступать знакомыми любому пособственному опыту примерами овладение.Совладание - это такое поведение, которое используется человеком дляуправления собственным предусмотрением и переживанием кризисной ситуации.Это беспрерывные попытки в мыслях и действиях отвечать конкретнымтребованиям, которые их диктует ситуация, и не только отвечать, а немногоопережать их, быть к ним готовой.Существуют такие общие типы совладания:1) проблемно-сфокусированное совладание, если взаимосвязь человека сосредой изменяется благодаря действиям преодоления;2) эмоционально-сфокусированное совладание, если изменяется лишь способинтерпретации того, что происходит;3) избежание, которое может комбинироваться как с проблемно-сфокусированным, так и с эмоционально-сфокусированным совладанием.Зачем нам совладание? Какие функции этот процесс выполняет? Если мы несможем своевременно совладать с ситуацией, она совладает нас. Мызахлебнемся в собственных страданиях, не имея сил действовать, или будемимпульсивно начинать одну пробу решить жизненную коллизию за другой, недавая себе шансов спокойно взвесить аргументы, определить обстоятельства,продумать план действий.Совладание выполняет очень важную функцию регуляции эмоциональныхсостояний. Благодаря нему человек берет себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с чего-то начать трудный путь вперед.Можно сказать, что совладание выполняет также и функцию постепенногорешения проблемы. В обоих случаях возможные как действенный, так и сугубовоображаемый модусы реагирование на затруднительные обстоятельства.К стратегиям совладания традиционно относят также поиск поддержки, есличеловек самостоятельно обращается к родным, друзьям, знакомых, чтобыподелиться своими проблемами, хотя бы немного успокоиться, эмоциональноразрядиться.Реальные возможности совладания, своевременного решения проблемы зависяттакже от стадии кризисных переживаний. Жизненный кризис может быть разнойглубины: этажный, средний и глубокий. Даже глубочайший, опаснейший длячеловека кризис сначала всегда есть этажным, и если относиться к себевнимательно, если владеть привычками самореабилитации, к тяжелой стадии,если без вмешательства специалиста-психолога не обойтись, не дойдет.Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связанос царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенкуобразцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциальногоповедения.В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. Ототношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процессформирования его личности. Мировоззрение, становление характера,нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первуюочередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многомот того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка,насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляютсяродительские позиции.У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой толькоосновных:1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемаятакже потребностью в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствоватьинтерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны детипроявляют большой интерес к жизни родителей.2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются иреализуются свои индивидуальные способности.3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к немуотносятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют инепрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать своюнеполноценность.Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется внарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в видувлияние каждого из них на формирование поведения и определенных чертличности ребенка.Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, какагрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровствуи асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональноеразвитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость,беспомощность.Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, тоон может вырасти человеком, неспособным к установлению прочныхэмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всеготакие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе,недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенкаверы в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость,чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У негомогут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатываетдружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителейбольше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Этидети более инициативны, что благоприятствует возникновению у нихтворческого начала.Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенказапаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца,пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа"избалованное дитя" может сформировать у ребенка, с одной стороны,чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость,чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а сдругой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободнуюличность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым,остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться вразличных общественных ситуациях.Проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является вопрос о согласованностиили расхождении воспитательных методов матери и отца, а в семьях из трехпоколений - еще бабушки и дедушки.Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей кребенку имеют существенное значение для формирования его личности.У родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков нередковозникают проблемы. Между родителями и детьми, достигшими подростковоговозраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.Конфликты между подростками и родителями в семье - очень частоевстречающееся явление. Оно в определенной степени является естественным,если иметь в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречияво взглядах родителей и детей.Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровеньпсихологического развития, с переходом от детства к взрослости.Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствуетустановление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимногоуважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку, с какими- то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения сродителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение сосверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворенииего актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи,начинает больше времени проводить с товарищами.Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные,строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительныевзаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это - взаимоотношения сродителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подростокможет успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его впереходный период.Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, -один из самых болезненных и острых. Наряду с внутренними драмами, которыенередко оказываются сложнее внешних конфликтов, молодой человек переживаетмощную эндокринную перестройку организма, когда тело выходит из-подконтроля. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересыугасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Преобладаниенегативного новообразования в виде ролевой спутанности предполагаетрегрессию на более инфантильный уровень развития, враждебность кнормативным предписаниям, рост тревожности, страха перед общением, особеннопротивоположного пола.Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта сродителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизниинициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослыелюди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшейконфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чемподростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко иосмысленно.Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правилаповедения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чащевсего являются психологическим следствием или отражением общегоподросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когдаподросток становится взрослым и у него меняется сознание.Однако кризис может затянуться, и если с отрицательными симптомами вповедении не бороться, то, в конечном счете, это может привести кзакреплению в личности и поведении подростка весьма неприятныххарактерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненныепривычки.ЗаключениеМоделью поведения для подростков и родителей может послужить та, котораяпозволяет преодолевать негативные последствия семейных конфликтов идобиваться гармоничных внутрисемейных отношений.В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Онидают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожимна мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависитформирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки иповедение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такогопонимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такойпроцесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянныйконтроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание корганизации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболееблагоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничномуразвитию.Позиция независимости родителей облегчает руководство ребенком, так какосуществляется свободно, без проявления подавляющего превосходства илиуступчивости.Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует наребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряетчувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья,когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир ихценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильностисемейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом июношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легчеподдаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннегонапряжения.Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связанос царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенкуобразцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциальногоповедения.Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется внарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием дляхорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.Эти качества позволяют родителям и детям взаимно проявлять свои чувства.Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать свою любовь, радость,грусть. Они не стыдятся высказать свои переживания, так как их чувствасвободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителямсвойственна чуткость к восприятию различного рода признаков,сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать на них какбы стихийно, без особых объяснений.Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует прежде всегоподход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и безчрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, ане напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе кдетям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный,направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительныепотребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный наопределенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийсядля ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом илиуступчивой, пассивной просьбой.Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типынеправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная ичрезмерно оберегающая.Наиболее подходящим является отношение к ребенку, когда родители принимаютего таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером иумственными способностями. Такие родители действительно любят своегоребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для нихприятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке личность,достойную похвалы и одобрения. В случае невежливости, грубости илинекоторых его проступков эти родители дают ему понять, что порицают егоповедение, однако пытаются узнать мотивы случившегося. Они хорошо знаютпотребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость. Своейпозицией они обеспечивают детям чувство безопасности и уверенность вбудущем.Противоположностью вышеупомянутой позиции является позиция признания правребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно,неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснитьи обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такойсемье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способеноправдать.Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего осерьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей,подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальныеценности.Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивнымповедением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, атакже на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, чтожестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности удетей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высокимуровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив циклсвоего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников,отстающего в школе и не позволит развить поведенческие умения донеобходимого уровня. Дети из семей, в которых не обучают уступчивости,агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и усамого ребенка складывается весьма негативный образ "самого себя". Еслиродителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правиламповедения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки.Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.Преодолеть негативные последствия внутрисемейных конфликтов возможно спомощью способов совладания адекватних стрессовой ситуации, то естьиндивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с егособственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшнимивозможностямиСовладание может быть как целиком осознаваемым, так и безсознательным совсеми переходными формами частичной, временному осмыслению и типами:рационализаци, проекции, подавления, которые могут выступать знакомымилюбому по собственному опыту примерами совладания, при котором используетсячеловеком для управления собственным предусмотрением и переживаниемкризисной ситуации. Это беспрерывные попытки в мыслях и действиях отвечатьконкретным требованиям, которым диктует ситуация, и не только отвечать, анемного предворять их, быть к ним готовым.Личность интерпретирует эти требования как ожидание от нее определенныхиспытаний, которые превышают ее возможности. Процесс совладаниянаправленный на преодоление стресогенних влияний и подчиняется главной целидеятельности.Среди способов совладания следует назвать, например, активно-поступковый,если человек быстро принимает решение и осуществляет определенный поступок,который помогает ему облегчить кризисный характер ситуации. Иногда не менееэффективным обнаруживается и совладание путем избежания, если лучшебездействовать, игнорировать обстоятельства, которые сложились, простопереждать неприятности. Некоторые люди предпочитают избирать для себяактивно-когнитивное совладание, объяснив себе все возможные причиныосложнений, найдя оправдания для того, что происходит.Человек избирает именно тот способ совладания, которое большее отвечаеттребованиям ситуации, с одной стороны, и ее собственным индивидуальнымособенностям, ее опыта, эмоциональному состоянию.Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.:Академический Проект, 2001.Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во"Прогресс", 1986.Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ.педвузов. - М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введениев научное психологическое исследование с элементами математическойстатистики.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д:"Феникс", 2001.Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебноепособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочникучителя//Практическая психология в образовании - М.: Изд-во "Совершенство",1998.Нартова-Бочавер С.: "Coping behavior" в системе понятий психологииличности. Психол. журнал 1997. №5Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. - СПб.:Ювента, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconКурсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания»

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconПедагогические риски семейного воспитания
Одной из актуальных проблем в современной психологии является проблема воспитания в семье. Цель данной работы – характеристика воспитания...

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconКурсовая работа по теории и методике физического воспитания на тему:...

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconТенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики
Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики 14

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconИ. В. Челышева Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания
Челышева И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог: Изд-во Ступина А. Н., 2011. 128 c

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconПсихология воспитания
При этом очень важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений...

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconПедагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта
Педагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова,...

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconКонтрольная работа по «Семейной медицине» на тему: «Оснащение рабочего...

Курсовая работа На тему: \" Стили семейного воспитания \" iconКурсовая работа по методике музыкального воспитания Тема: «Особенности развития детского голоса»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<