Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель




Скачать 267.99 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель
страница1/3
Дата публикации27.04.2014
Размер267.99 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3
Красноармейская районная государственная администрация

Отдел образования

Методический кабинет


Методическое пособие

по использованию ассоциативных карт



Составитель:

методист, отвечающий

за психологическую службу

Каган С. Д.

Красноармейск 2012


«Карточне игры» для педагогов. Методическое пособие по использованию ассоциативных карт / Составитель Каган С.Д. – Красноармейская РГА. Красноармейск, 2012. 18 с.
В методическом пособии представлены более 30 игр с использованием ассоциативных карт «Креатив» для проведения развивающей, коррекционной и воспитательной работы с детьми и подростками.

Пособие содержит правила работы с картами индивидуально и в группе, рекомендации по проведению игр.

Для практических психологов, педагогов, социальных педагогов.

Несколько слов от составителя
У Вас в руках – очень интересный и, можно сказать, уникальный универсальный инструментарий – ассоциативные карты «Креатив». Название говорит само за себя! Возможностей и способов использования и педагогической практике (да и просто в личной жизни!) хватит не на одну креативную голову. В подборке же привожу игры и упражнения для освоения инструментария, поскольку по мере наработки опыта Вы сами будете придумывать задания, исходя из своих потребностей.
Для начала – немого из истории ассоциативных карт. В профессиональных (психологических) кругах карты известны под разными названиями: «О-карты», «проективные карты», «терапевтические карты» и др. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. Благодаря психотерапевту и издателю Моритцу Егетмейеру и его издательству «ОН-Verlag» карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников. Сейчас существует достаточно много колод, как стандартных (разработанные в Германии, Израиле), так и авторских.
В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Украинский научно-методическим центром практической психологии и социальной работы с 2011 года рекомендован к использованию набор карт «Креатив» (автор колоды Луценко Ю.А.).
Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты эффективно используются в разных направлениях психологии, педагогике, менеджменте да и просто для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи.
Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Таким образом, карты могут быть использованы педагогами и психологами для:


  • создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;

  • развития интереса к самоизучению и саморазвитию;

  • развития творческих способностей;

  • уменьшения страха критики или осуждения;

  • содействия личностному росту;

  • преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы;

  • коррекции отношений и разрешения конфликтов;

  • развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;

  • управления стрессом;

  • анализа психологических особенностей представителей различных профессий;

  • создания психологических портретов специалистов-профессионалов;

  • развития ключевых компетенций педагогов.



Конечно, карты – всего лишь инструмент, эффективность использования которого зависит от мастерства владеющего этим инструментом. Не лишним будет определить

правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.
• Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
• Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.
• Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.
• Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально)
в принципе, они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:


  • ^ Самое ценное – «прозрение» другого (в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.




  • «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!» или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)


Следует заметить, что использовать карты в работе с детьми можно при условии достаточного развития ассоциативного мышления. Другими словами, ребенок должен созреть для того, чтобы понять происходящее в сюжете картинки и, абстрагируясь (отстраняясь) от конкретного изображения, связать его суть с личными переживаниями, опытом, мысленным образом. С теми, кто затрудняется, можно провести подготовительные развивающие упражнения. В нашей практике колода «Креатив» с успехом использовалась с детьми младшего школьного возраста (простые упражнения на запоминание), в индивидуальной работе автора с целью коррекции - с детьми 9-10 лет.
Теперь о том, как устроено пособие и как его использовать в практике.

Прежде всего – вы получили набор упражнений. Это – своего рода конструктор, из «деталей» которого можно составлять свои игры и тренинги. Для этого в каждом упражнении определена цель и способ проведения (индивидуально или в группе – индекс И/Г возле названия). Также даны ограничения и предостережения, которые стоит учитывать для того, чтобы не навредить личности и обойти возможные проблемные моменты. Упражнения условно объединены в группы по цели использования. Использовать карточки можно открытым способом, когда игроки видят изображение (в тексте – «открытый выбор»), или закрытым, когда карта выбирается изображением вниз и открывается по команде ведущего (в тексте – « выбор вслепую»).
Исходя из личного опыта, замечу, что осваивать технику работы с ассоциативными картами легче всего с развивающих игр.
Ну что ж, коллеги, - дерзайте!

С уважением, составитель, Каган С.Д.



Игры и упражнения на развитие психических процессов
Запретная картинка. И/Г

Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).

Ведущий определяет «запретную» картинку (или группу картинок), например, запретными являются картинки с изображением явлений природы. Дальше: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной» картинке, либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание (выкрикивает условное слово, выходит из круга, встает и т.п.)
Моментальное фото. И/Г

Цель: диагностика объема внимания, оперативной зрительной памяти.

Участник игры выбирает картинку вслепую. По команде ведущего картинка открывается на 10 секунд, после чего переворачивается. Задача игрока как можно точнее описать увиденное. Ведущий может фиксировать то, что, что воспроизводит игрок, а после сравнить с картинкой. По объему воспроизведенных элементов можно определить объем внимания и оперативной зрительной памяти.

Предостережение! Это – не тест. В целях диагностики нужно использовать стандартные методики. ^ Информация от упражнения - только ориентировочная!

В малой группе (до 10 человек) можно провести упражнение так. На стол выложить 10 (можно 2-3 группы) картинок (группа их не видит!). Причем картинки подбираются так, чтобы их изображения содержали близкие элементы (сюжеты, например серии из № 10, 47, 49, 51, 54, 57; 9, 31, 32, 37; 16, 17, 34, 38, 48). Один из участников подходит к столу и, выбрав картинку, молча запоминает ее 10 секунд, после чего описывает увиденное группе.

Малышам можно описывать увиденное напрямую (т.е. по сюжету) но детям постарше игру стоит усложнить. Для этого вводится условие: при описании можно использовать только 1 (или 2) части речи (заодно их и повторите!). Для описаний предметов можно использовать только прилагательные или глаголы, для сюжетных – прилагательные и числительные (но не глаголы).

Любой из группы, кто считает, что понял, о чем идет речь, может сообщить об этом, подойти к столу и выбрать картинку, загаданную игроком. Если картинка угадана, отгадывающий становится игроком и загадывает картинку сам. Одну и ту же картинку загадывать можно! (Получается очень интересные ситуации!). Если же картинка не отгадана, игрок опять повторяет описание и т.д. Игра может проходить достаточно весело, и, к тому же дает возможность группе ощутить, насколько по разному каждый воспринимает одно и то же!

Предостережение! Эта «разность» может подвигнуть некоторых особо «заводящихся» участников на спонтанные некорректные замечания, поэтому при проведении групповой формы игры ознакомьте игроков с правилами.


Шерлок Холмс Г

Цель. Развитие внимания и сообразительности.

Это упражнение похоже на предыдущее. Отличие в том, что игрок, загадавший карту, не описывает ее а отвечает на вопросы группы по увиденному (один вопрос – одно предложение), причем в ответе можно использовать только слова самого вопроса, например или Да/Нет:

^ Вопрос: На картинке изображены люди?

Ответ: Нет, на картинке людей нет. (Нет, не люди).

Можно использовать прямое описание и по частям речи.
«Деза». И/Г

Цель. Развитие гибкости мышления.

Это упражнение похоже на «Моментальное фото». Однако все усложняется тем, что игрок описывает увиденное «от противного», т.е. изображение на картинке меняется на противоположное (высокое дерево – низкая трава, вечернее море - утренняя пустыня и т.п.). Задачка не из легких для всех! Но тем и интересно.
Что пропало? И/Г

Цель. Развитие оперативной памяти.

На столе выкладывается ряд картинок. Игрок за 10 секунд запоминает ряд и отворачивается. Ведущий убирает карточку и

1 вариант. Игрок описывает, какой не хватает.

2 вариант. Игрок находит карточку среди других ( 5-7 шт.)

3 вариант. Ведущий убирает карточку, а взамен кладет другую. Игрок должен определить лишнюю и найти пропажу.

Играть можно и в малой группе, тогда роль ведущего и игрока могут выполнять сами играющие по очереди.
Переставлялки

Цель. Развитие оперативной памяти.

Упражнение похоже на предыдущее, только карты не убираются, а меняется их последовательность (порядок). Можно менять от 2 до 5 карточек (из 10) или переставить все!
Жестовые этюды. Г

Цель. Развитие воображения, раскрепощение креативности.

На столе выкладываются картинки (сходные по сюжету). Игроку предлагается пантомимой передать содержание картинки, которую группа не видит. Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал – пантомима продолжается!

Вариант для большой группы: картинку молча показывает одна группа другой!

«Немо-слепой» агент. Г

Цель. Развитие воображения, раскрепощение креативности.

Ведущий говорит группе примерно следующее: «Представьте, что вы - резиденты иностранной разведки (для тех, кто не знает, резидент – разведчик, формирующий шпионскую сеть). Ваших двух лучших агентов поймали контрразведчики и долго пытали. Но агентам удалось сбежать. Правда, они серьезно пострадали: один онемел (видит и слышит, но не говорит), другой – ослеп (не видит, но слышит и говорит). Задача агентам:

  1. Выбрать картинку.

  2. Используя свои возможности, донести ее сюжет до группы».

Усложнить игру можно, поставив немого за тканевую ширму (натянуть простыню, штору), тогда он может только передавать двигательную информацию «слепому», которую тот будет озвучивать.

Можно объявить конкурс на лучшего дешифровщика, а можно разбить группу на две части – разведчиков и конрразведчиков (СБУ и ФБР). Во втором варианте выигрывает та разведка, которая догадалась о картинке раньше и определила ее правильно.
10 идей. И/Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления.

Игроки вслепую вытаскивают из колоды по две карты. По команде переворачивают и выполняют задание:

  1. Найти 10 способов объединить карточки.

  2. Найти 10 способов того, как одна карточка может стать альтернативой другой (напомним – альтернатива – это не просто противоположность, а и способ увидеть по-другому, иной выход).


«Какой кошмар! – Какая прелесть!» И/Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления. Эмоциональная гимнастика.

Игра подходит для небольшой группы (до 10 человек)

Группа встает в круг. Первый игрок вытаскивает карточку. Его задача – определить, как изображение на карточке можно интерпретировать как «кошмар». Например: «Какой кошмар! Ежище колючий!»

Второй игрок, принимая карточку, должен выразить свой восторг: «Какая прелесть! Ежичек-лапочка!»

Важно, чтобы игроки передавали соответствующие эмоции. Можно прокрутить 3-4 карточки со сменой начала (первый игрок теперь восхищается, а второй ужасается)

После игры проводится небольшое обсуждение:

- Что легче было: восхищаться или ужасаться?

- Почему удалось выполнить оба задания?

- Как это умение может помочь в жизни?

Телеграф. Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления.

Подходит для небольшой группы (до10 человек)

Перед началом игры выбирается отгадывающий, который на время покидает помещение. Остальная группа выбирает 5 карточек (можно серию сходных по сюжету) и раскладывает их на столе изображениями вверх. Затем из карточек выбирается одна. Группа стает в круг. Игроки по очереди внимательно смотрят на карточку и молча придумывают к ней слово-ассоциацию. После этого карточка кладется на место в ряд.

Отгадывающий заходит. Ему сообщают, что группа загадала карточку, но каждый может сказать о ней только одно слово – ассоциацию (т.е. то, что, по его мнению, карточка выражает). Задача отгадывающего – выслушать всех и найти карточку среди других на столе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие по инженерной графике «Проекционное черчение....
Методическое пособие по инженерной графике «Проекционное черчение. Чертеж детали.» рассмотрено и рекомендовано к изданию и использованию...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие Киев-2003 Система интеграции новостей из сети...
Назначение данного пособия ознакомить пользователей (как реальных, так и потенциальных) с системой интеграции новостей InfoStream,...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие Киев-2003 Система интеграции новостей из сети...
Назначение данного пособия ознакомить пользователей (как реальных, так и потенциальных) с системой интеграции новостей InfoStream,...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconНаучно-методическое пособие удк 681. 3 Ббк 73 я 43 + 32. 973
Мониторинг новостей из Интернет: технология, система, сервис: научно-методическое пособие. – Киев. Инжинириг, 2007. – 40 с

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconУчебно-методическое пособие Краснодар
Учебно-методическое пособие "Системный подход в программировании и построении моделей приложений"

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconМетодическое пособие понятие и назначение коллективного договора. Содержание
В целях повышения квалификации специалистов юридических служб, уровня правовых знаний иных работников предприятий, учреждений, организаций...

Методическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель iconУчебно-методическое пособие для неязыковых вузов Составитель
Тесты предназначены для определения степени усвоения изученного материала. Тестовые задания эффективны, в том числе и для самостоятельной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<