«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности




Скачать 42.04 Kb.
Название«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности
Дата публикации31.03.2013
Размер42.04 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности

«Он у меня такой своенравный», «с ним очень сложно договориться, переубедить», «она не терпит неуважительного отношения к себе», «что-то не по его – моментально взрывается», «все время спорит с другими, ссорится», «последний удар должен бать за ним», «просто неуправляем, мы такими не были»… Эти и подобные характеристики нередко слышишь от родителей детей-дошкольников. Родители, а чаще бабушки и дедушки сетуют на то, что их чада очень отличаются от детей прошлых поколений. С одной стороны, острый, пытливый ум, с другой, - отсутствие авторитетов, вспыльчивость, слабость процессов торможения. Кто-то видит в этом личностную особенность, индивидуальность ребенка, кто-то – нарушение психологического развития, патологию воспитания.

Сегодня мы будем говорить об одной из таких характерных черт – детской агрессивности.

Агрессивное поведение достаточно часто проявляется у детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. И здесь агрессивность как свойство личности ребенка следует отличать от «доброкачественной» агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. В последнем случае мы говорим о ситуативной агрессии, носящей защитный характер. Агрессивность же является устойчивым свойством личности, выражающимся в готовности к агрессии.

Родителям, столкнувшимся с такого рода проблемой, необходимо разобраться, каковы возможные причины появления агрессивности и какими способами можно ее корректировать.

Говоря о причинах, предлагаю сделать небольшой экскурс в историю изучения этой черты характера в психологической литературе. Существует три различных подхода, объясняющих природу агрессивности:

  • согласно теории влечений, основоположником которой является З.Фрейд, в человеке существует два наиболее мощных инстинкта (сексуальный (либидо) и влечение к смерти). Первому свойственны стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, злобу, ненависть, деструктивность. Интенсивность и дальнейшее становление агрессивности связывается со стадиями детского развития;

  • фрустрационная теория рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс (Дж. Доллард). Здесь агрессия – реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствия на пути к достижению удовольствия и эмоционального равновесия;

  • теория социального научения гласит, что «агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действия и социальное подкрепление».

Итак, учитывая различные психологические подходы, давайте разберемся в причинах детской агрессивности.

Во-первых, значительное влияние на развитие агрессивного поведения оказывает стиль воспитания в семье: гипер- или гипоопека, неудовлетворенная потребность в родительской любви, в принятии и понимании; характер наказаний, применяемый родителями (попустительство или чрезмерная строгость, жестокость физическая или словесная),- все это негативно сказывается на развитии ребенка. Кроме того, малыш может идентифицироваться с агрессивным взрослым.

Источником непрямой стимуляции агрессии могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктом творчества (герои фильмов, мультфильмов, игрушки), сцены жестокости и насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров.

Еще одна причина появления детской агрессивности - повышенная тревожность малыша, ощущение собственной беззащитности и уязвленности, комплекс несоответствия ожиданиям взрослых, неадекватная самооценка. Все это подкрепляется страхом быть травмированным, особенно если ребенок неоднократно подвергался физическим наказаним, унижениям, оскорблениям. Бурные протестные и злобные реакции «маленького агрессора» - это способ привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.

Иногда подобные реакции вызваны низким уровнем развития игровых и коммуникативных навыков. Малыш просто не умеет сдерживать свои порывы и иным способом добиваться реализации собственных желаний.

Агрессивность может быть вызвана как психологическими, так и физиологическими причинами. К последним относятся такие индивидуальные особенности ребенка, как, например, сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь своему чаду смягчить свои реакции и лучше адаптироваться в социуме?

Первое – это искренняя симпатия и принятие ребенка как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Старайтесь демонстрировать модель неагрессивного поведения. Это вовсе не означает сокрытие собственных чувств и эмоций. Просто свое недовольство высказывайте спокойным, уравновешенным тоном. Наказания и приказы лучше заменять на просьбы и переключение внимания малыша.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Постарайтесь акцентировать внимание на его достоинствах и успехах в преодолении трудностей. Старания обязательно должны быть замечены и оценены. Позитивная оценка и теплое отношение необходимы ребенку для хорошего самочувствия и формирования уверенности в себе.

Предоставляйте малышу возможность выплескивать свою энергию в подвижных играх, совместных занятиях физкультурой. И не забывайте о телесном контакте: нежные родительские объятия, поглаживания, легкий массажик перед сном помогут сыночку или дочке расслабиться и еще раз почувствовать себя любимыми и надежно защищенными от всех невзгод.
Кроме того, родители самостоятельно или с помощью специалиста могут вести систематическую работу в нескольких направлениях:

  • работать с гневом – обучать ребенка социально приемлемым способам выражения своего гнева;

  • обучать саморегуляции – вырабатывать навыки владения собой, своими эмоциями;

  • развивать эмпатию – формировать способность к сопереживанию, сочувствию через осознание собственных чувств и чувств других людей;

  • прививать навыки конструктивного взаимодействия, развивая умение общаться, различными способами выходить из конфликта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности icon«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессивности»
Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconДиагностика агрессивности Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник)
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрес­сивности у ребенка: 0 нет проявлений агрессивности, 1 проявления...

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconДоц им. Юрия Гагарина. Чем вызван столь пристальный интерес к знакомой...
Алчевска. Как невозможно передать словами весь блеск и атмосферу бразильского карнавала или испанской корриды, точно так же трудно...

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconАктуальность исследования агрессивности человека определяется насущными...
Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на формирование...

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconПирамида питания
Один кусок хлеба; половина большой булки для гамбургера; одна маленькая булочка или бисквит; 5–6 маленьких или 3–4 больших крекера;...

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconПрофилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или...

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности icon"Есть герой в мире сказочном " 2 апреля Международный день детской книги
Международный День детской книги отмечается ежегодно, начиная с 1967 г., по инициативе и решению Международного совета по детской...

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconСалат «Морская звезда»
Положить размятую вилкой отварную или жареную рыбу или натертые крабовые палочки. Немного полить майонезом

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности icon"я и мой ребенок" по программе "Маленькая мама". Составитель
Составитель: привлеченный психолог по программе «Маленькая мама» Косцова Ирина Петровна

«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности iconДетской одаренности, которая помо
Нейро-лингвистическое программирование, как альтернативный метод исследования детской одаренности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<