Скачать 42.04 Kb.
|
«Маленькая злюка» или немного о детской агрессивности «Он у меня такой своенравный», «с ним очень сложно договориться, переубедить», «она не терпит неуважительного отношения к себе», «что-то не по его – моментально взрывается», «все время спорит с другими, ссорится», «последний удар должен бать за ним», «просто неуправляем, мы такими не были»… Эти и подобные характеристики нередко слышишь от родителей детей-дошкольников. Родители, а чаще бабушки и дедушки сетуют на то, что их чада очень отличаются от детей прошлых поколений. С одной стороны, острый, пытливый ум, с другой, - отсутствие авторитетов, вспыльчивость, слабость процессов торможения. Кто-то видит в этом личностную особенность, индивидуальность ребенка, кто-то – нарушение психологического развития, патологию воспитания. Сегодня мы будем говорить об одной из таких характерных черт – детской агрессивности. Агрессивное поведение достаточно часто проявляется у детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. И здесь агрессивность как свойство личности ребенка следует отличать от «доброкачественной» агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. В последнем случае мы говорим о ситуативной агрессии, носящей защитный характер. Агрессивность же является устойчивым свойством личности, выражающимся в готовности к агрессии. Родителям, столкнувшимся с такого рода проблемой, необходимо разобраться, каковы возможные причины появления агрессивности и какими способами можно ее корректировать. Говоря о причинах, предлагаю сделать небольшой экскурс в историю изучения этой черты характера в психологической литературе. Существует три различных подхода, объясняющих природу агрессивности:
Итак, учитывая различные психологические подходы, давайте разберемся в причинах детской агрессивности. Во-первых, значительное влияние на развитие агрессивного поведения оказывает стиль воспитания в семье: гипер- или гипоопека, неудовлетворенная потребность в родительской любви, в принятии и понимании; характер наказаний, применяемый родителями (попустительство или чрезмерная строгость, жестокость физическая или словесная),- все это негативно сказывается на развитии ребенка. Кроме того, малыш может идентифицироваться с агрессивным взрослым. Источником непрямой стимуляции агрессии могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктом творчества (герои фильмов, мультфильмов, игрушки), сцены жестокости и насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров. Еще одна причина появления детской агрессивности - повышенная тревожность малыша, ощущение собственной беззащитности и уязвленности, комплекс несоответствия ожиданиям взрослых, неадекватная самооценка. Все это подкрепляется страхом быть травмированным, особенно если ребенок неоднократно подвергался физическим наказаним, унижениям, оскорблениям. Бурные протестные и злобные реакции «маленького агрессора» - это способ привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку. Иногда подобные реакции вызваны низким уровнем развития игровых и коммуникативных навыков. Малыш просто не умеет сдерживать свои порывы и иным способом добиваться реализации собственных желаний. Агрессивность может быть вызвана как психологическими, так и физиологическими причинами. К последним относятся такие индивидуальные особенности ребенка, как, например, сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д. Что же могут сделать родители, чтобы помочь своему чаду смягчить свои реакции и лучше адаптироваться в социуме? Первое – это искренняя симпатия и принятие ребенка как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Старайтесь демонстрировать модель неагрессивного поведения. Это вовсе не означает сокрытие собственных чувств и эмоций. Просто свое недовольство высказывайте спокойным, уравновешенным тоном. Наказания и приказы лучше заменять на просьбы и переключение внимания малыша. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Постарайтесь акцентировать внимание на его достоинствах и успехах в преодолении трудностей. Старания обязательно должны быть замечены и оценены. Позитивная оценка и теплое отношение необходимы ребенку для хорошего самочувствия и формирования уверенности в себе. Предоставляйте малышу возможность выплескивать свою энергию в подвижных играх, совместных занятиях физкультурой. И не забывайте о телесном контакте: нежные родительские объятия, поглаживания, легкий массажик перед сном помогут сыночку или дочке расслабиться и еще раз почувствовать себя любимыми и надежно защищенными от всех невзгод. Кроме того, родители самостоятельно или с помощью специалиста могут вести систематическую работу в нескольких направлениях:
|
![]() | Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей | ![]() | Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 нет проявлений агрессивности, 1 проявления... |
![]() | Алчевска. Как невозможно передать словами весь блеск и атмосферу бразильского карнавала или испанской корриды, точно так же трудно... | ![]() | Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на формирование... |
![]() | Один кусок хлеба; половина большой булки для гамбургера; одна маленькая булочка или бисквит; 5–6 маленьких или 3–4 больших крекера;... | ![]() | Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или... |
![]() | Международный День детской книги отмечается ежегодно, начиная с 1967 г., по инициативе и решению Международного совета по детской... | ![]() | Положить размятую вилкой отварную или жареную рыбу или натертые крабовые палочки. Немного полить майонезом |
![]() | Составитель: привлеченный психолог по программе «Маленькая мама» Косцова Ирина Петровна | ![]() | Нейро-лингвистическое программирование, как альтернативный метод исследования детской одаренности |