Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81




НазваниеКоррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81
страница1/9
Дата публикации27.02.2013
Размер1.22 Mb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Коррекционно-развивающая программа

«Этот волшебный цветной мир»
(Программа для детей и родителей).
Маркова Наталья Владимировна, психолог ЗНЗ №81.

Паспорт СА 347503 , идентификационный код- 1887217549.

тел. 066-294-20-30.

69081, г.Запорожье, ул.Истомина,18.
Искусство, как терапевтический фактор, может быть использовано в индивидуальной и групповой работе, в тренинге эмоциональной сферы. Несомненно, занятия дают возможность не только понять свой внутренний мир, но и способствуют развитию творческого начала. Искусство способно сделать мир добрее и лучше. Рисование, живопись, лепка, занятия на песке - безопасные способы разрядки напряжения. В воображаемом сюжете нет директивных подходов, нет образца для создания той или иной картины Мира, нет обучающих программ по рисованию и лепке. Детям предоставляется уникальная возможность для творчества, для создания личного произведения. Кроме того, они могут проиграть свою историю, применяя краски, песок, миниатюрные игрушки, пластилин, разрезные фигурки для настольного театра. Согласно Ж.Пиаже, игра – ведущий источник развития детей. Игра позволяет освободить внутренний потенциал, внутренние чувства и перенести их во внешнюю действительность. С помощью активного воображения и творческой символической игры создается мостик от бессознательного и сознательному, а, значит, к Душе, от умственного и духовного к физическому, от невербального к вербальному.

В работе не приветствуются установки с негативным отттенком, сравнения с другими, критика. В арттерапевтической работе детям позволяется открыто выражать свои мысли, чувства, настроение.

Занятия помогают поддерживать позитивный настрой, снимать эмоциональные напряжения, исключать комплексы, например, «комплекс плохого художника», а главное – исключают эмоциональную зависимость от кого-либо. Кроме того, арттерапевтическая работа заменяет долгие часы расспросов и уточнений, что исключает ложное толкование симптомов и беспочвенных предположений в ориентированном на слово обществе. На физиологическом уровне эффект арттерапии очевиден. Во время творческой работы активно работает правое полушарие мозга, которое в быту практически не используется. В нем чувства, эмоции, зоны психосоматики (связь психологии и физиологии), чувство тревоги, страха, восприятие себя и других. Занимаясь художественным творчеством и заставляя эту часть мозга активно трудиться участники занятий возобновляют нормальное гармоничное развитие, учатся заново радоваться и любить. Свободное творчество рождает независимые действия, высвобождает чувства и эмоции, что и позволяет провести диагностику и коррекцию одновременно, а также наметить шаги профилактической работы.


^ Циклы занятий по программе : направленность и цели.
1.Работа с песком.
Цель: снятие психофизического напряжения.

Направленность: развитие тактильной чувствительности, активизация интереса к деятельности (индивидуальной или групповой).

^ 2. Музыкальная терапия, лепка из пластилина, соленого теста.
Цель: умение распознавать свои эмоции.

Направленность: овладение и управление эмоциями.

^ 3. Путешествие в волшебный мир.
Цель: эмоциональное расслабление.

Направленность: развитие способности к восприятию целостного мира, развитию образной памяти.
^ 4. Развитие креативности.
Цель: Снятие мышечного напряжения.

Направленность: развитие функций правого полушария.
Структура арттерапевтического занятия:
Основные части:
- невербальная часть: основное средство самовыражения детей – рисунок, построение на песке. Неструктурированное занятие..

- вербальная: интерпретация нарисованного рисунка или построенной картины на песке, описание ассоциаций.

Занятия, как индивидуальные, так и групповые способствуют развитию социальных навыков, процессу принятия решений, усилению личной идентичности. Отдать предпочтения индивидуальным или групповым занятиям достаточно сложно, поскольку невербальные дети предпочитают индивидуальные, во всяком случае на первом этапе.

Метод не имеет возрастных ограничений.

^ Структура занятий:
Приветствие.

Настрой на работу.

Актуализация ощущений: визуальных, аудиальных, кинестетических.
Мини-беседа по теме.

Разработка темы в движениях, музыке, образах.

Вербализация ( активизация вербальной и невербальной коммуникации).

Рефлексивный анализ.

Ритуал окончания.
^ Детям позволено:
Выражать чувства и эмоции, апеллируя к любым материалам, благодаря которым можно создать собственное произведение.

Дети могут выражать открыто свои мысли, делать то, что обычно вызывает недовольство и запреты. Это способствует расслаблению, выплеску негативных эмоций.

Дети могут позволить себе разрушительные действия, то есть выплеснуть отрицательные эмоции.

Приветствуются мнения , суждения без критики и оценки.
^ Правила и принципы в работе
Поддерживать чувство собственного достоинства;

Способствовать созданию позитивного образа «Я»;

Сравнивать ребенка только с самим собой, отмечая личностный рост и достижения в сфере деятельности;

Не давать оценочных негативных суждений. Не применять выражения, способные программировать ребенка.

Не заставлять ребенка делать что-то, к чему он в данный момент не склонен.

Постоянно поощрять детей за их деятельность;

Не допускать переутомления детей;

Особенно на первых этапах использовать ритуал занятия.
^ Выбор материалов
Использование материалов детьми дает возможность взрослому (психологу, учителю, родителям) многое понять о состоянии ребенка, поскольку выбор материала не только указывает на готовность к эмоциональному самовыражению, но и на область конфликтов.

Краски, акварельные или на основе муки, отражают в созданных образах эмоции и настроения. А степень выраженности эмоций прослеживается в нанесении мазков: ярко-тускло, четко-размыто и т.п.

Навыки психической саморегуляции легче тренировать твердыми материалами, восковыми карандашами (они самые твердые и имеют интенсивный цвет).

Фломастеры предполагают контроль (иногда строгий). Рисование фломастерами способствует выявлению очень большого количества эмоций и переживаний, а это может вызвать страхи.

Часто дети выбирают простой карандаш. Установлено, что этот выбор препятствует эмоциональному выражению.

Дети нередко зачерняют определенные места на рисунке, указывая тем самым на депрессивные расстройства или на желание избавиться от травмирующих воспоминаний.

^ О песочной терапии
Говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке…

Песок – великий Актер, способный сыграть множество ролей: возможности человека, его Память, роль разрушителя или Созидателя. Он способен перевоплотиться в субстанцию, из которой можно лепить, что только возможно. Игра в песок дает возможности человеку любого возраста пройти по спасительному виртуальному мосту от проблем к их решению. Песок – символ бессознательного, символ принимающего (напоминает маму). Это материнский символ. То, что на песке – сознательное. Ребенок чувствует себя комфортно, у него есть собственное пространство, где он – Творец. Благодаря этому он может сам поработать со своей проблемой, поговорить «с самим собой». Реальное «проживание», «проигрывание», пересказ ситуаций с героями сказочных игр во время песочной терапии упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. Если ребенок играет роль Спасителя, он не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигур. Ребенок получает уникальную возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, по возможности изменить ее. На песке можно рисовать , из него можно лепить. Песок развивает интеллект, так называемый «ручной интеллект», способствует развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Вода и песок способствуют избавлению от отрицательной энергии. В практике песочная терапия положительно работает со страхами различной этиологии, тревожностью, проявлениями аутизма, неврозах.
^ Рисование, живопись, лепка
В работах Карл Юнг предлагал своим пациентам выразить свои мечты и фантазии в рисунках, поскольку для него это было одним из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга об универсальных и персональных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством. Метод предоставляет возможность выразить агрессивные чувства в социально-приемлимой манере. И этим он полезен. Именно в образах легче всего можно выразить подсознательные процессы, включая страхи, конфликты, внутренние переживания, воспоминания детства, мечты и т.д.. Искусство, как творческий акт, дает возможность не только прояснить зрительные и кинестетические ощущения, но и экспериментировать с ними. Хотя все механизмы психологической защиты помогают человеку до минимума свести чувства тревоги, сублимация является наиболее адаптивной, поскольку она приводит к социально одобряемым результатам ( фантазии творца сублимируются в творческие и зрительные образы). Задача психолога сводится к тому, чтобы помочь понять участникам группы смысл внутреннего опыта, отображенный в рисунках, поощрять свободные ассоциации. При создании общего группового образа члены группы могут включаться в художественное творчество конкретного участника. И это интересно. Рисунок – это возможность, прежде всего, слышать себя, а потом и других. Спонтанный рисунок – возможность выразить свои чувства на бумаге, отыграть агрессию, освободиться от негативных чувств (например, депрессивных), снять психологическое напряжение, актуализировать внутреннее чувство меры.

Некоторые специалисты рассматривают искусство как самодостаточное средство, другие – преуменьшают чисто художественные цели в пользу теоретических. Тем не менее, терапия искусством является посредником при общении психолога и пациента на символическом уровне.
^ О цвете на рисунках
Выбор цвета на рисунке способствует снятию когнитивных установок. Использование, например, окрашенных предметов или цветного теста («волшебных красок») развивает тонкую моторику, эмоционально насыщает ребенка и позволяет ярко передавать образы. Каждому конкретному цвету с древнейших времен придавалось определенное смысловое значение. Существует «язык» цвета. Любая замутненность цвета, его серость и грязнота – сигнал потери того качества, который этот цвет обозначает. Некоторые специалисты по цвету считают, что с помощью цвета мы, находясь в нашем времени можем «докопаться» до корней, уходящих глубоко в прошлое. Существует мнение, что цветовые представления являются биологически врожденными особенностями, и надо полагать, имеют тесную связь с планетарными влияниями на процесс формирования индивида. Все мы интуитивно выбираем цвет, в котором нуждаемся.

Важным выбором является размер бумаги. Чем больше размер листа, тем свободнее движения. Это позволяет отказаться от контроля и ограничений, который присутствует при работе с малыми форматами листов.

Природные материалы развивают фантазию и привлекательны в создании коллажей, картин, изображений фантастического и реального мира. Ребенок учится фантазировать и видеть необычное в обычном.
^ Преимущества арт-терапии
Несмотря на простоту и доступность, арттерапия - глубокая и серьезная

форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся: неврозы, повышенная тревожность,

низкая самооценка,

трудности во взаимоотношениях с окружающими,

стрессовые ситуации,( в том числе в семье)

кризисные ситуации,

расстройства настроения,

гиперактивность, нарушение внимания,

страхи, тики, заикание, навязчивости и др.расстройства,

задержки речевого и психического развития,

конфликтные ситуации,

психосоматические заболевания.
^ Метод позволяет:
-Развить позитивную «Я»-концепцию,

- стать более ответственны в делах и поступках;

-выработать большую способность к самовосприятию;

- овладеть чувством контроля;

-развить сенситивность к процессу преодоления трудностей;

- повысить самооценку и веру в себя.

- сформировать жизненную позицию.

- разрешить внутренние травмирующие проблемы.
Резюме
В работе методами арт-терапии может участвовать каждый. Художественные навыки не обязательны.

Поскольку арттерапия является средством преимущественно невербального общения, она представляет ценность в работе с детьми младшего школьного возраста и с детьми со слабыми коммуникативными навыками. Данный метод хорошо подходит для детей, которые по какой-либо причине (психологической, поведенческой и др.) отказываются выполнять данные им задания в других видах продуктивной деятельности. Картина на песке содержит информацию о внутреннем и внешнем мире человека, позволяет увидеть проблемы, а главное – ресурсы.

Для вербальных детей она неоценима в плане развития речи, анализа, возможности проявить свои фантазии, рассказать о волнующих событиях в жизни.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и основана на

мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.


^ План занятий коррекционно-развивающей программы : «Этот волшебный цветной мир»



^ Тема, направленность занятия

Ход работы

1

2

Работа с песком

Знакомство с песком и песочницей.

Снижение психофизического напряжения, развитие моторики пальцев.

1. Ритуал начала занятия: приветствие с использованием вербальных и невербальных способов: касания ладошкой, улыбка другу, передача «волшебного цветка», пожелания приятными словами.

2. Создание доверительной обстановки. Упражнение «Знакомство. Музыкальное сопровождение «Вместе весело шагать…»

3.Упражнение «Знакомство с песком: песок, как вода, песок, как ветер, песок, как тайна. Актуализация ощущений (визуальных, кинестетических).

4. Построение индивидуальной картины «Мой мир» с использованием миниатюрных фигурок.

5. Вербализация картин.

6. Ритуал окончания – «Волшебный цветок дает нам силу и удачу».


Следы и узоры на песке.

Развитие воображения и тактильной чувствительности.

1. Ритуал занятия: передай хорошее настроение. «Волшебный цветок».

2. Пальчиковая гимнастика. Игра «Дождик»

3. Ладошки на песке (следы), «Узоры на песке».

4. Узоры из пуговиц, камешков и бусинок.

5. Вербализация : «Осколки доброты»(притча).

6. Ритуал окончания. «Волшебный цветок». Рефлексия занятия.


Песочный мир.

Снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, образного мышления.

1.Ритуал занятия: «Доброе слово», «Волшебный цветок».

2. Создание комфортной среды. Упражнение «Мы вместе».

3. «Найди песочного друга».

4.» Строим мир для друзей» -групповая работа.

5. « Сказка о песчаных жителях» -вербализация сказки.

6. Ритуал окончания занятия. «волшебный цветок». Рефлексия.

Волшебная страна чувств. Знакомство с эмоциями и чувствами.

Умение распознавать и изображать эмоции, активизировать ассоциации (способствует элименации негативных чувств).

1. Ритуал начала занятия. По кругу передача радости мимикой и жестами. «Волшебный цветок».

2.Сказка «Король и его слуги».

3. Строим Королевство Добра. Как сложится судьба его жителей?

4. Упражнения: « Передай чувство радости», «Передай настроение».

5.Создание масок эмоций.

6.Методы вербальной и невербальной коммуникации. Скульптура радости, гнева…»

7.Ритуал окончания занятия. «Волшебный цветок». Рефлексия.

Игра-путешествие «Моя планета»

Развитие творческих способностей.


1. Ритуал начала занятия. Приветствие мимикой и жестами. «Волшебный цветок».

2. Создание комфортной обстановки. Упражнение «Гусеница».

3. Коррекция и развитие произвольной сферы. Игры «На берегу моря», «Тень».Музыкальное сопровождение – Звуки моря.

4. Построение на песке :«Моя планета».

5. Обсуждение.

6. Ритуал окончания. Упражнение невербальное «Подарок группе».»Волшебный цветок» - по кругу.

Путешествия в волшебный мир.

Сказка «Город розового пуха»

Способствует развитию творческих процессов, пониманию добра и зла.

1. Ритуал начала занятия. Приветствия по кругу. «Волшебный цветок».

2. Упражнение «Слова».

3. Сказка «Город теплого пуха».

4. Игра по сказке «Можно ли меня убедить сделать…».

5. Обсуждение.

6. Нарисовать «город, который был, город, который стал, город, который будет».

7. Ритуал окончания. «Волшебный цветок». Рефлексия.



Путешествие к себе, волшебнику

Способствует осознанию скрытых созидательных сил, снятия эмоционального напряжения.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок» :пожелания по кругу.

2. Спонтанное рисование с музыкальным сопровождением: Шуберт «Аве Мария».

2.Сочинить историю о художнике, нарисовавшем картину, то есть о себе, осмысливая жизненный путь и опыт.

«Потенциал белого листа».

3. Какие миры мы создаем;

Пригодны ли эти миры для жизни, какие перспективы у жителей?

Обсуждение. Объединение рисунков в общую картину.

4. Ритуал окончания. «Волшебный цветок» с пожеланиями для каждого.

Волшебные краски

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее…

Умения передавать эмоциональные состояния. Преобразование гнева.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок»: вербальные и невербальные приветствия.

2.Методы активного воображения: «Путешествие в загадочный мир»

3. Сказка о волшебнице, изменившей мир ворчливого короля.

4. Рисование волшебными красками.

Индивидуальная работа: создание волшебного мира.

5. Обсуждение.

6. Ритуал окончания. «Волшебный цветок». Пожелания по кругу.


Волшебные превращения

Раскрытие внутреннего мира, снятие эмоционального напряжения, коррекция воображения.

1. Ритуал начала занятия. Волшебный цветок»: Что доброго я сделал сегодня.»

2. Игры с красками, создание эмблемы «Я».

3. Конкретизация образа в рисунке, рассказе, танце. Название образа.

4.Вербализация образа: использование техники активного воображения, метода личностной перспективы, вербальной и невербальной коммуникации.

4. Рефлексивный анализ: рассказ об ощущениях и чувствах.

5. Подготовка к оформлению психологического журнала «Мир, в котором я живу».

6. Ритуал окончания занятия. «Волшебный цветок». Передадим радость.



Сказка «Гора, полюбившая птицу»

Развитие креативности, способности к абстрактному мышлению.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок». Приветствия группе.

2. Сказка «Гора, полюбившая птицу».

3. Создания коллажа «Мир, созданный Любовью».

4. Рефлексивный анализ: создание мира Любви и Радости.

4. Вербализация «Моя радость».

5. Ритуал окончания занятия. «Волшебный цветок»: Танец радости с помощью рук.



Эмоции и здоровье.

Притча о гвоздях.

Понимание влияния эмоций на здоровье.

1. Ритуал начала занятий. «Волшебный цветок» По кругу «Я чувствую…»

2. Психологическая игра «Слова» (Как действуют позитивные и негативные утверждения). Беседа на тему: «Доброе слово».

3. Притча о гвоздях. Нарисовать гнев, обиды, переживания. Маленькие рассказы.

4. Этюды «Я сердит…», «Гнев…», «Камешек в ботинке».

5. Рефлексивный анализ : рассказ об ощущениях и чувствах.

6. Ритуал окончания занятия



Как преодолеть неуверенность в себе?

Притча «Бабочка».

Формирование положительной «Я-концепции», уверенности в себе, снижение тревожности.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок». Пожелания группе.

2. Игра «Поддержка».

3. Игра «Волшебная палочка» (для создания доверительной обстановки).

4. Притча «Бабочка». Проиграть сюжет. Пройти через пелену черно-белого мира.

5. Рисунок «Мой цветной мир». Работа с цветом. Какое настроение несет цвет?

6. Рассказы о рисунках по кругу.

7. Рефлексия : « Я чувствую…»

8. Ритуал окончания занятия. «Волшебный цветок». «Комплименты участникам.


Маски

Создание доверительной обстановки в группе, материализация чувств, обучение рефлексивным действиям.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок». Передай настроение.

2. Упражнения «Поверь мне», «Повтори за мной».

3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения «Волшебные очки», «Краски страха», «Пугающая музыка».

4. Индивидуальная работа с масками.

5. Вербализация: сублимация страха, игры с масками, проговаривание чувств.

6. Ритуал окончания занятия. «Волшебный цветок». Рассказ о своих ощущениях.

«Загадочные контуры», «Кляксы»

Стимуляция проявления чувств, развитие наблюдательности, активности, воображения.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок». Передать тепло руками по кругу.

2. Упражнения «Ассоциации», «Загадочные контуры»

3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнение «Волшебные капельки», «Краски музыки», «Краски настроения».

4. Индивидуальная работа: «История моей кляксы».

5. Оформление работ для журнала «Мир, в котором я живу».

6. Рефлексия окончания занятия. «Волшебный цветок». «Мы вместе» -передать настроение невербально.



«Волшебное зеркало»

Формирование положительной «Я- концепции, снижение тревожности, апелляция к положительным чертам личности.

1. Ритуал начала занятия. «Волшебный цветок. Передать настроение.

2. Упражнение «Повтори за мной», «Отвечай, не говоря».

3. Упражнения «Волшебные очки», «Превращения».

4. Индивидуальная работа «Я в волшебном зеркале»

5. Вербализация: метод личностной перспективы, рассказ о себе.

6. Ритуал окончания. «Волшебный цветок». Рефлексия.

Сохраним себя для жизни

Сказочная драма (Тренинговое занятие)

Принятие себя с достоинствами и недостатками.

Упражнение дает возможность глубокого осмысления участниками группы своих недостатков и достоинств, способствует развитию навыков рефлексии, уточнении.

Я-образа, выработке позитивного самоотношения. (^ В конце игры практически никто не скрывает задуманное качество ).
Освоение новых ролей – это механизм развития личности: проигрывая ту или иную роль, можно развить у себя нужное качество.

^ Упражнение может быть использовано для развития самопознания.

Воспитание духовности.

«Я и природа».

1. Ритуал начала занятия. По кругу передать эмоции добра.

2. Инструкция

У каждого человека есть недостатки. Относиться к ним можно по-разному: некоторые изо всех сил пытаются с ними бороться, как будто они – злейшие враги, некоторые принимают свои недостатки как естественную и гармоничную часть самого себя.

Задумаемся над словом «недостатки». Легко можно увидеть, что оно вовсе не означает «отрицательные стороны», «негативные качества», а что-то, чего недостает. Фразы можно изменить, например, вместо фразы «Я-ленивый» удобнее сказать:»Мне не достает трудолюбия»; «Я – робкий, застенчивый» легко переформулировать так: «Мне не хватает уверенности в себе, решительности». Отсюда ясно, с чем нужно работать и что развивать в себе. И это продуктивнее, чем бороться с негативными качествами.
3. Предлагаю вам минуту, чтобы выбрать то качество, которое по вашему мнению развито у вас недостаточно. Вслух произносить его необязательно, достаточно кивнуть, когда определитесь с ним.

Последняя фраза предназначена для тех, кто пока еще не готов к открытому самоопределению. После получения вербальных и невербальных ответов можно продолжать игру.
Вспомните, пожалуйста, сказочного героя, который в полной мере обладает тем качеством, которое вы хотели бы воспитать в себе. Необязательно, что этот герой – положительный персонаж. Важно, чтобы то, чего вам не хватает у него было бы в достатке.

Это задание более сложное, чем первое. Иногда, особенно взрослые, не могут подобрать нужный персонаж (возможно сказки перестали читать). Можно согласиться на выбор литературного героя или киногероя. Но лучше остаться в рамках сказочной тематики.
Итак, вы выбрали для себя сказочного героя? Кому это не удалось? Те кому это не удалось сделать, желаете ли взять помощь группы?

Этот вопрос нужно задать обязательно, поскольку вначале было обещано, что свой недостаток озвучивать необязательно. Здесь же по ситуации это сделать придется. Получив согласие участника, психолог (ведущий) предлагает качество, которого по его мнению не достает. Остальные участники предлагают имя героя, которому присуще это качество.

После этого по кругу присутствующие называют имя персонажа. Качество, на основании которого выбран персонаж не объявляется..

^ Ведущий может повторить сказочных героев.
Распределение по командам.

Распределение по командам можно проводить любым случайным образом: по расчету номеров, по цвету одежды, по другим внешним признакам. Можно распределить, исходя из тактических соображений и желания объединить в подгруппы людей недостаточно общающихся друг с другом до сего момента. В команде желательно участие 4-5 человек.
Главное.

Каждая команда – театральная группа. Через 20 минут театральные группы покажут спектакль. Роли уже заданы, неважно, что в одной команде будут два одинаковых героя. Это еще интересней. Важно, чтобы герой как можно ярче проявил качество, которое было задано вами.
^ Тема спектакля…

Ведущий определяет тему в зависимости от конкретной ситуации: «Новый год», «День знаний», «День рождения», «Любовь» и т.п. Возможно соединение нескольких тем.

За 20 - 30 минут можно создать яркое произведение.

^ Обсуждение проводится после того как выступили все труппы. Вначале задаются вопросы первой труппе…
Вопросы для обсуждения

Как проходил процесс создания спектакля?

Сложно было ли найти идею, объединяющую таких разных героев?

Удалось ли актерам не только сыграть героя, но и продемонстрировать нужное качество?

Какие чувства вы испытывали к герою так не похожего на вас?

Понравилось ли вам играть чувство, которого не достает, как вам кажется, у вас?

Комфортно ли вам с этим чувством?

1.Ритуал начала занятия. Послушаем тишину.

2. Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла…
Негромкая…
Но мы ее любили,-

Она ведь первою была для нас, и значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней только хлам,

И ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез

Как будто люди целью задались

Убить ее…

И своего добились.
^ 3. Вопросы для обсуждения
Почему речка стала « грязной»? Как можно помочь речке?

Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки к ним.

4. Напишите рассказы о своем отношении к природе.

5. Обсуждение рассказов

6. Рефлексия занятия. Рассказать о своих чувствах.


Юноша и морские звезды

(Из Книги для занятий по духовному воспитанию. Лопатиной А., Скребцовой М. Т5.-М.1997)


1.Ритуал начала занятия. Пожелания по кругу.

2. Музыка природы. Рисунки под музыку.

3. Чтение произведения «Юноша и морские звезды».

Как-то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если оставить их под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, возразил старик – Что толку в твоих усилиях?»

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть – для этой морской звезды и тех, кого я уже бросил».

4.Вопросы для обсуждения:

Были ли в вашей жизни моменты, когда кто-то отговаривал вас совершить доброе дело, но вы все-таки его совершили?

^ Что вы ответили бы на слова: «Всем все равно не сможете помочь, а если вы поможете нескольким, - это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?»

5. Ритуал окончания. Пожелания группе.



^ Осколки доброты

Решение сказочных задач

сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления, развитие воображения.

Цель сказочной задачи: стимулирование процесса «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, поиск большего количества потенциальных решений

1.Ритуал начала занятия. Пожелание добра.

2. Притча.

^ Осколки доброты

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с песка осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
3. Вопросы для обсуждения:
Почему старушка посвятила свою жизнь этому занятию?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вам не сразу понравился человек, потому что он отличался от других (плохо одет, некрасивый и т.п.), а потом вы изменили свое отношение к нему, узнав что-то хорошее о нем?
4.Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращающей все найденные на пляже стеклышки в настоящие осколки доброты.

5. Придумайте сказки о людях, нашедших эти осколки. А если осколки доброты оказались в вашей семье и каждый получил особый подарок, чтобы получили члены вашей семьи?

6. Обсуждение творческих работ.

7. Притча «Мудрость Хакима». Получение опыта.

7. Рефлексия тренинга.
В творческое мышление входит умение находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач. Достигать результаты с наименьшими энергозатратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений.
^ Задача: проецирование сказочной задачи на свой жизненный опыт; важно: сказочная задача не имеет единственно правильного решения.
Пример:

« В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь не делал, чтобы развеселить царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало.

Почему же не смеялась царевна? (Обсуждение)

Психологический вопрос в сказке: «Что вас огорчает, есть ли в вашей жизни неприятная ситуация?
Ответы самые разнообразные: ссоры родителей, одиночество, веселят не искренно, не от души, тяжело больна и т.п.

В ответах содержится проекция травмирующих ситуаций, следовательно, уникальная проективная диагностическая информация для работы психолога.

С помощью задачи можно строить не только проективную диагностику, но и коррекцию, поскольку следующий вопрос может быть таким: «Что можно сделать, чтобы царевна рассмеялась? Ведь в сказочной стране доступны любые средства.
Желательны следующие требования:

1. Задачу ставит сказочный герой: фея, Страж Сказочных Ворот, Волшебник, ведущий и т.д.

2. Сказочная задача – испытание. Например, Страж может спросит : «Хочу я проверить тех, кто пришел в сказочную страну. У нас много непростых ситуаций, нужно быть замечательными придумщиками, чтобы найти выход. «Ехал Иван-царевич по чистому полю, видит – камень стоит, от камня три дороги расходятся и надпись на камне : направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам погибнешь, прямо пойдешь – ничего не найдешь». Может быть и иная задача. Какую дорогу выбрал Иван-царевич, почему?

В одной волшебной стране течет река. Но в той реке не вода, а огонь. Как перебраться через реку?
В одной сказочной стране был железный лес. Кто его заколдовал?
Победил старый солдат Дракона. Забрал он себе все сокровища, которые хранились в тайниках Драконовых и поехал домой. Он был уверен, что приключения закончились, но вдруг… Что могло случиться с храбрым Солдатом?
В одной Сказочной стране жил- был старый Король, Была у него единственная дочь – красоты неописуемой. Шло время и король чувствовал, что сил управлять страной не остается. Решил он тогда выдать дочь замуж за принца достойного, умного, который мог управлять страной справедливо. Но всем претендентам принцесса отказывала. Почему? Какими качествами должен был обладать принц, чтобы управлять страной вместо старого Короля?
На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что когда-то Чудо-Юдо было прекрасным принцем. Кто и почему заколдовал принца?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 icon«Sun Holidays» туроператор детского и молодежного отдыха
По замыслу Уолта Диснея этот волшебный мир создавался не только для детей, но и для их родителей. Парк поделен на пять частей: Main...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconПрограмма «семь «Я» по радуге успеха»
Комплексная воспитательная программа «Семь «Я» по радуге Успеха» направлена на создание условий для оздоровления и развития личности...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconКоррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебную школу»
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconУкраинская ассоциация психоанализа
Турбина Наталья Владимировна, Бригида Вячеслав Иванович, Чеботарь Инна Ивановна, Данелян Виктория Рубеновна, Караванова Инна Петровна,...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconДети наше будущее!
С утра до позднего вечера вас ждет специальная программа разнообразных и захватывающих мероприятий для детей и родителей

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconЛитература
Мир сказки для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста01. 12. 2011 Поляшова Светлана Владимировна 

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconПрограмма соревнований «Я школьник 3»
Соревнования проводятся с целью: популяризации здорового образа жизни среди детей и их родителей; мотивации у детей интереса к занятиям...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconПрограмма кружка «Волшебный завиток»
Теперь у нас свои специальные инструменты и даже инструмент для гофрирования бумаги. Сейчас мои ученики готовятся к выставке в городской...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 iconПрограмма 5 дней/4 ночи
Программа предназначена для родителей с детьми, которые рассматривают возможность обучения в частных коледжах и школах-пансионах...

Коррекционно-развивающая программа «Этот волшебный цветной мир» (Программа для детей и родителей). Маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81 icon"Венок из сказок." Знакомство с буквой ц ц. Изготовление цветов из цветной бумаги. 2 класс
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<