Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса




Скачать 441.85 Kb.
НазваниеКомплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса
страница1/4
Дата публикации16.04.2013
Размер441.85 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4

Каменская специальная общеобразовательная школа-интернат

для слабослышащих и позднооглохших детей

диагностика и коррекция девиантного поведения

подростков с нарушениями СЛУХА

работа Горбенко В.Н., воспитателя


- 2012 -
диагностика и коррекция девиантного поведения

подростков с нарушениями СЛУХА
Содержание

Введение

I. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема

1.1. Причины и механизмы девиантного поведения подростков.

1.2 Особенности межличностных отношений детей с нарушениями

слуха.

1.3. Внутренние и внешние раздражители девиантных школьников.

Семья и школа

II. Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 Д класса.

2.1 Диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков.

2.2 Проблема психокоррекции в педагогической деятельности.

2.3. Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей в условиях школы- интерната.

2.4.Оценка эффективности коррекционных занятий как способа коррекции межличностных отношений подростков с нарушениями слуха.

III. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний детей.

3.1. Диагностика информированности подростков о вредных привычках.

3.2. Профилактика вредных привычек.

IV.Заключение.

V. Список литературы.

VI. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных проблем, с которыми встречаются в настоящее время педагоги общеобразовательных школ - проблема девиантного поведения детей и подростков, которая усугубляется с каждым годом. Наличие проявлений асоциального поведения у ребенка связано с нарушением процесса его социального развития, социализации. Дети, имеющие различные отклонения от нормы в поведении, чаще из неблагополучных, неполных семей, слабо успевающие, конфликтующие с учителями и одноклассниками, психически надломленные и зачастую физически нездоровые. Предъявляемые им в школе требования и учебные нагрузки непосильны, многие учителя и воспитатели не умеют и не знают, как с ними работать. Не находя способов позитивного взаимодействия с таким ребенком в конечном счете, его выталкивают из коллектива класса, а иногда и из семьи. Он оказывается на улице и попадает в компанию неудачников, изгоев. Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими учащимися.

Актуальность темы исследования: Девиантное поведение несовершеннолетних - актуальная проблема современного украинской общества. В период нестабильного политического и экономического 
состояния государство недостаточно уделяет внимания подросткам. С одной стороны, низкий материальный уровень большинства населения заставляет родителей основную часть  своего времени уделять заработку денег, а с другой - низкий духовный уровень  неблагополучных семей, не занимающихся воспитанием собственных детей,  препятствует полноценному развитию подростков и влияет на формирование девиантного поведения. В таких современных условиях школа остается единственной органом, который может реально заниматься профилактикой и коррекцией девиантного поведения подростков. Понятно, что проблема девиантного поведения - проблема, которую следует решать комплексно.  Проблема профилактики девиантного поведения подростков в условиях развития современного украинского общества еще имеет достаточно нерешенных  вопросов. Мы хотели бы рассмотреть один из них - что может реально сделать  школа для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в современных условиях.  К сожалению, в психолого-педагогической литературе сегодня недостаточно раскрыты системные исследования, не отражена взаимосвязь между коррекционной деятельностью и единственным педагогическим процессом.
Благоприятное развитие личности и успешность социализации неслышащего ребенка во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения.

Известно, что процесс социализации неслышащего индивида протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуникативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации.

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. В современных условиях, в период бурных социально-политических и экономических изменений, когда резко обостряется девиантное поведение подростков, требуется комплексное решение этой проблемы.
Историко-педагогические исследования показывают, что в условиях кризисного состояния обществам осознание важности системного подхода к проблеме девиантного поведения происходит постепенно.

Цель исследования: выявление особенностей и коррекция девиантного поведения подростков с нарушениями слуха.

задачи:

-изучить психологическую, философскую, социально-педагогическую литературу по проблеме;

-выделить параметры, характеризующие качество межличностных отношений слабослышащих подростков.

-провести комплексную диагностику выбранных параметров при помощи отобранного диагностического инструментария;

-разработать и провести коррекционные занятия с слабослышащими подростками ;

-проанализировать динамику межличностных отношений слабослышащих подростков после проведенных занятий.

практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть использованы педагогами в воспитательной работе со слабослышащими учащимися в условиях школы-интерната.
^ I. девиантное поведение как психолого- педагогическая проблема


    1. Причины и механизмы девиантного поведения подростков

Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизации (неврозы, психозы и др.); социологи - на отклонениях социальных групп от норм культуры.
Присоединение подростка в группу часто влечет за собой снижение запретов по привлечению в противонормативние действия. Дело в том, что присоединившись к группе, он отодвигается на второй план и морально «прячется» в ней, поскольку внимание общества сосредоточивается прежде всего на самой группе, а уже потом - на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания за какую вину у него возникает возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе.
Зная, что можно уйти от наказания, подросток в группе становится равнодушным к возможным санкциям со стороны общества, и поэтому его поведение постепенно перестает подчиняться внешним правилам и нормам. Таким образом, в группе у подростка высвобождается поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.
Подростки, теряют индивидуальность и присоединяются к группе, плохо осознают себя в качестве отдельных существ. Результат - неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения
и оно страдает дефицитом продуманности или планирования.
Чаще всего причиной конкретного девиантного поведения выступает не одна, а несколько причин. Что касается современной Украины, то специалисты считают, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия и т.д., имеют в своей основе общий источник - социальн
ую дезадаптацию.
Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующейся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения:


- Дисфункциональность семьи;
- Личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
- Школьная дезадаптация;
- Влияние асоциально
й неформальной среды;
- Причины социально-экономического и демографического характера.



Чаще всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток плохо учится за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.
Однако большинство отечественных специалистов убеждено, что истинные причины массовой социальной дезадаптации подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины украинских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи.
  
Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишении или утрате подростком основной потребности - потребности в полноценном развитии и самореализации. Социально дезадаптированны
й ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Детство - это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворения потребностей развития. Другой способ ухода - эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершение преступлений.
Основными причинами социальной дезадаптации являются факторы социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного поведения среди детей и подростков, нужно найти подходы и решения, способные снизить влияние этих факторов




1. Биологические факторы. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье:

  • - генетические факторы, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, приводящих к различным соматическим заболеваниям;

  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.

Проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе

конфликты, психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило ведут к кризису духа, потере смысла существования. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

2. Фактор неблагополучной семьи. Стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;

  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье.

3. Морально-этический фактор. Низкий моральный уровень современного общества, разрушение ценностей, бездуховность, психология вещизма и отчуждение личности. Деградация и падение нравов: массовая алкоголизация, распространение детской наркомании и проституции, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, кражи, попытки суицида. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навык Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

^ 4 Основные причины девиантного поведения.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

  • социальной дезадаптации – состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

  • криминализации среды свободного времяпрепровождения.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconПлан введение Истоки и причины отклоняющегося поведения факторы девиантного...
Трансформация российского общества предо­пределила формирование в нашей стране различных видов девиант-ного поведения. Девиантное...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconВиды и формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения
Причины: Проявление подростковой реакции группирования со сверстниками, характерно для подростков с неустойчивой акцентуацией характера,...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconВиды и формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения (додаток 1)
Причины: Проявление подростковой реакции группирования со сверстниками, характерно для подростков с неустойчивой акцентуацией характера,...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconПроблема диагностики девиантного поведения подростков в научно-психологической литературе 5

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса icon1. Понятие девиантного поведения. Типология девиантного поведения
В широком смысле термин подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например,...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconПсихологический подход к воспитанию девиантных подростков
Особое внимание общества привлекло распространение девиантного поведения среди подростков. Психологическая теория показала себя открытой...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconПрограмма летней оздоровительной площадки 2013 «Планета детства»
Одной из актуальных проблем современного общества является организация досуга детей и подростков как средства социализации подрастающего...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconИстория социологии девиантного поведения
В недрах социологии зародилась как специальная отрасль социологического знания – социология отклоняющегося поведения и социального...

Комплексная диагностика и коррекция девиантного поведения подростков с недостатками слуха 9 д класса iconДиагностика и коррекция с использованием технологии компьютерного нейробиоуправления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<