Скачать 262.52 Kb.
|
44044 зн © 2002 г. Я. АЛСТЕД ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО: МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ _________________________________________________________________ АЛСТЕД Якоб - профессор факультет социальных наук университета Роскильде, Дания. ________________________________________________________________ Меня давно занимал вопрос, почему в социологии нет психологии. Целью истории не могут не быть мотивы каждого индивида [36, p.297]; чтобы понять общество, нужно понять мотивы индивидов. Это было ясно первым социологам. В трудах Дж. С. Милля и других социологов есть указания на природу человеческой психики [27, p.175]. Но после Фрейда понимание социологами психики сильно отстало. В последние годы социологи признали важность психологии на пути к более прочной социологической теории [35, p.185]. Н. Смелзер отмечал "социальные грани психоанализа" [38]. С. Жижек выступал за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя книга (вышедшая на датском языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое развитие одного человека не объясняет социетального уровня [26, p.21]. А раз невозможен анализ каждого индивида, психоанализ непригоден для социальных наук. Я намерен это опровергнуть. Социология много выиграет, создав общую модель мотивации [1], включая малоприятные грани жизни: злость, ревность, зависть [2]; исследовать организации помогает психодинамическая теория [12], и т.п.Ядро теории психологии – структурная модель личности Фрейда. Классическая модель Фрейда – ее последние версии сформулированы в 1926 г. – такова: Суперэго, Эго, Ид. Ид - подсознательная часть личности, импульсы инстинктов, подавленные фантазии и желания. По Фрейду подсознательное – это подавленный страх биологических импульсов, инстинктов [28, p.104]. Эго посредничает между Ид, Суперэго и внешней реальностью. Эго - хранилище "реалистичного" представления о себе и идентификации. Эго частью подсознательно, функционируя по принципу реальности. Принцип реальности – еще одна важная идея Фрейда [31, p.344], объясняющая как индивиды откладывают реализацию инстинктов, чтобы удовлетворять их в будущем. Принцип реальности – сила, сдерживающая или подавляющая сиюминутные потребности инстинктов, так как их немедленное удовлетворение часто приносит вред. Здесь внешняя реальность входит в модель Фрейда. Суперэго – это идеальное Эго, место нахождения внутренних врожденных и социальных норм/правил. Часть Суперэго - подсознательна. Но сохраняет ли значение эта модель сейчас? Против нее есть три возражения: 1. Трехчленная модель делит психику на части, тем самым размывая представления о психике человека в целом [40, p.851, 24, p. 59]. Но часть этой критики направлена против инстинктов, а не модели. Основа этой критики скорее функции, приписанные Ид, Эго и Суперэго. Предлагалось всеобъемлющее "сам" (an overarching self) как единственная структура психики. Такая личность часто выглядит контейнером, инициирующим, организующим и интегрирующим опыт [24, p. 59], что серьезно снижает возможность понимания процессов внутри психики, лишая концепцию "сам" (self) всякого значения [12, p. 892] и не являясь альтернативой. 2. Говорят об альтернативе Юнга [17, 18]. Но у его модели два слабых места. Она не включает роли отношений к внешнему миру: как показано выше, это должно быть составной частью мотивации и психики. И она не объясняет развитие психики, механизмов созревания и самореализации психики. 3. Модель Фрейда слишком глобальна [8, 42, 43] "и поэтому трудноприменима к процессам перемен" [16, p.7]. Взамен предложена концепция схемы (Горовиц). Схемы усваиваются всю жизнь и учат нас любить, бороться, строить и т.п. Но для меня схемы и сходные концепции не углубляют понимания работы психики. В целом, трехчленная модель психики безальтернативна [30]. Психика зеркально отражает внутренний и внешний миры через Ид и Суперэго. Для овладения отношениями между ними развивается Эго. Ид – регулятор отношений с внешним миром и обществом в целом. Поскольку эти отношения главные для развития и работы психики, они не могут не иметь высокий приоритет в психике. Эго называли организатором опыта [14], осуществляющим самооценку, самонаблюдение, пробы реальности. Здесь находится защита от тревог. Задача Эго сбалансировать жизнь между Ид и Суперэго. Цель Эго - интегрированная психика, то есть, для Эго грозит неинтегрированность, - источник всех тревог [34, p.877]. Овладеть тревогами Ид и Суперэго– самое главное для Эго. Если Эго поглощено эмоциями, его функции искажаются, а способность психики принимать решения снижается. Поэтому модель нормального развития усиливает Эго. Такая структура модели психики отклоняется от оригинала и многих поздних изображений трехчленной модели [5]. 1. Часто Ид неверно описывают как подсознательное, считая его местом, где скорее отложены накопления инстинктов, чем самостоятельным целым. В такой модели значительная часть Ид подсознательна. Но у Ид свои динамические компоненты, свои обрабатывающие мощности, предпочтения, способность к саморегуляции и т.п. [40]. 2. Категории подсознательное, досознательное и сознательное рассматриваются как когнитивные, описывающие уровень познания в психике. Значит, все три части содержат элементы сознательные и бессознательные. 3. Ид и Суперэго управляются чувствами удовольствия и неудовольствия. По многим данным только Ид связан с этими основами психики [5, p.32]. 4. Все три части психики рассматриваются в параллельном развитии. Некоторые считают, что Суперэго формируется позднее [6]. 5. Относительно значения структуры. Ид, Эго и Суперэго – не контейнеры, они концептуальные конструкции, призванные суммировать данные моделей функционирования психики [4, р. 288]. Эти три части состоят из большого числа под- и микроструктур. Но каждая психическая структура функционирует по своим принципам, и подструктуры следуют этим принципам. |
![]() | «социология». Социология (лат societas – общество и греч logos – учение) – наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX... | ![]() | «вождеведение», явившаяся результатом сложного эволюционного синтеза таких наук, как педагогика, социология, психология, антропология,... |
![]() | Преподавание «Социология и медицинская социология» для студентов медицинских факультетов осуществляется по кредитно-модульной системе... | ![]() | Философия и социология. История и социология. В чем их соотношение и взаимопроникновение? 5 |
![]() | Познакомьтесь с анкетой, специально предназначенной для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы). Анкета для определения... | ![]() | Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента |
![]() | Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде | ![]() | Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде |
![]() | Специфика отражения в человеческой психике Разнообразие мотивационных отношений человека Детерминанты развития мотивации человека... | ![]() | «Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр |