Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности»




Скачать 74.18 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности»
Дата публикации27.04.2013
Размер74.18 Kb.
ТипСамостоятельная работа
uchebilka.ru > Психология > Самостоятельная работа
Самостоятельная работа к практическому занятию № 1

«Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности»


1

Виды социальных систем

Устный опрос

Практическое занятие 1

2

Методы исследования в психологии управления

3

Связь психологии управления с другими науками

4

Требования к менеджеру (по С.А. Маничеву)

1.

Человек — основной компонент социальной системы. Все многообразие социальных систем сводится к четырем типам: «человек — человек», «человек — коллектив», «коллектив — чело­век», «коллектив — коллектив». Для оптимального функциони­рования любой системы требуется определенное поведение че­ловека как в руководимой, так и в руководящей подсистемах. А это происходит тогда, когда руководитель и исполнитель об­ладают необходимой подготовкой и готовностью действовать в определенное время и надлежащим образом. Вот почему совер­шенствование системы социального управления невозможно без совершенствования деловых и личностных качеств руководителя и исполнителей. Здесь можно выделить два момента. Во-первых, психология управления изучает психологические за­кономерности и возможности развития способностей и ка­честв личности, то есть все то, что связано с определенными изменениями как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах человека при выполнении им управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, эффективность дея­тельности человека определяется не только степенью его про­фессиональной подготовки, но и психическим состоянием, в котором он находится в любой данный момент времени. А это связано с межличностными отношениями, которые складыва­ются в управляющей и управляемой подсистемах (взаимоот­ношениями между руководителями и исполнителями или между самими исполнителями).

Исходя из этого, можно заключить, что объектом исследова­ния психологии управления является система «человек — человек», рассматриваемая с позиции оптимизации управления системой. Наряду с этой рассматриваются и другие системы как объекты управления: личность — группа, группа - группа, личность — организация, организация - организация.

Другая точка зрения на объект психологии управления свя­зана с включением наряду с системой «человек - человек» и системы «человек - техника». Это вполне оправдано в тех слу­чаях, когда осуществляется функционально-структурный ана­лиз управленческой деятельности и эффективности использо­вания автоматизированных систем управления (АСУ).

2.

^ Методами исследования психологии управления являются на­блюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетный метод, ме­тод тестов, контент-анализ, социально-психологический тре­нинг (ролевые и деловые игры), метод социометрии. Это методы психологической науки. Отметим кратко назначение каждого из них.

Наблюдение - один из основных методов психологической науки. Наблюдение зависит от цели и объекта, а также от пред­мета конкретного исследования. Например, наблюдение пове­дения руководителя при контактах с сотрудниками или с вы­шестоящими руководителями включает регистрацию его эмо­циональных реакций (тона голоса, жестикуляции, мимики, часто употребляемых слов и выражений), а также регистрацию эмоциональных реакций сотрудников и вышестоящих руко­водителей. На основе полученных данных можно составить характеристику поведения руководителя, сравнить его поведе­ние при контактах с сотрудниками или с вышестоящими ру­ководителями .

Эксперимент, лабораторный или естественный. При экспе­рименте с помощью различных технических средств и прибо­ров исследуются внимание, мышление, память, направленность сознания, быстрота реакции, эмоциональная уравновешен­ность, субъективность оценки, мускульные усилия и т. п.

Беседа. С помощью данного метода раскрываются последо­вательность и аналитичность мышления, качества речи и па­мяти, компетентность, инициативность и другие психологи­ческие черты личности.

Интервью представляет собой способ получения социаль­но-психологической информации с помощью устного опроса. В интервью принято предупреждать интервьюируемого об исследовании.

Анкетный метод — одни из наиболее распространенных методов в социальной психологии и социологии. Используется он и в психологии управления. Анкеты могут быть открытыми (исследуемое лицо не ограничивается в ответах) и закрытыми (испытуемый должен выбрать один или несколько из возмож­ных ответов, предлагаемых экспериментаторами).

Метод тестов (тестирование) — основной инструментарий практического психолога. Выступает в качестве одного из основных методов психологической диагностики и позволяет получить сопоставимые количественные и качественные пока­затели степени развитости психологических свойств или со­стояний личности. Процесс тестирования связан с примене­нием тестов — стандартизированных методик психодиагнос­тики, представляющих собой серию относительно коротких испытаний (задач, вопросов, утверждений, ситуаций и т. п.). С помощью таких испытаний с известной вероятностью опре­деляются уровни развития у индивида психологических свойств, психических состояний, практических умений, навыков и дру­гих личностных характеристик.

Контент-анализ — метод изучения деятельности людей по документальным источникам. С его помощью можно судить о способностях человека, его знаниях, умениях, отношению к трудовой деятельности. С этой целью изучаются документы, протоколы, планы и т. п.

Ролевые и деловые игры являются составными частями соци­ально-психологического тренинга, в котором в качестве игро­техника чаще всего выступает подготовленный психолог. Иг­ротехник - это ведущий деловую или ролевую игру. Правила игры, раскладка ролей, поведение конкретных участников игры оказывают серьезное воздействие на испытуемых, их психи­ческие состояния, оценки, трансформируют их поведение.

Метод социометрии. Впервые данный метод был применен американским социальным психологом Дж. Морено для ис­следования взаимоотношений между членами коллектива. В настоящее время метод является одним из основных в соци­ологии, социальной психологии и педагогике. Применяется он и в психологии управления. Сущность социометрического метода заключается в определении отношения каждого из чле­нов коллектива (малой группы) к определенному вопросу или в оценивании ими определенных действий, включенных в со­ответствующие тесты.

3.

Психология управления тесно связана с другими отраслями психологии (общей психологией, социальной психологией, психологией труда, инженерной психологией). Так, психоло­гия управления изучает психику человека в условиях его специ­фической предпринимательской или трудовой деятельности и опирается на достижения других отраслевых отделов психоло­гии. Например, при раскрытии психологических особенностей системы «человек — техника» особую ценность представляют достижения инженерной психологии, поскольку управленчес­кая деятельность протекает также в рамках определенных чело­веко-машинных систем. Психология управления самым тесным образом связана и опирается на достижения философской мысли, на кибернетику, теорию информации, исследование опера­ций и других научных дисциплин о человеке и обществе. Без учета данных этих наук трудно оценить изменения, происхо­дящие в психике руководителя и подчиненных при выполне­нии различных видов управленческой деятельности. Для фор­мирования у подчиненных определенных психологических качеств, способствующих установлению оптимальных контак­тов с руководителями, положительного социально-психоло­гического климата в коллективе, здоровых межличностных отношений, психология управления должна использовать до­стижения социальной психологии.

Большое значение имеет и связь психологии управления с социологическим знанием. Такие отрасли социологического знания, как социология управления, социология массовых коммуникаций, социология общественного мнения, социоло­гия экономики, политики и права, социология организаций, социология этноса и возраста во многом предопределяют сво­еобразие и закономерности принятия управленческих реше­ний. К примеру социология экономики, политики и права определяет правовые основы предпринимательской деятель­ности, без чего невозможно принимать управленческие реше­ния. Социология этноса и возраста, социология общественно­го мнения, массовых коммуникаций, в свою очередь, оказы­вают значительную помощь менеджеру в принятии адекватных управленческих решений в маркетинговой деятельности (на­пример, при определении социального положения потенци­альных потребителей, деловых качеств исполнителей, при рас­становке управленческих кадров и т. п.).

Таким образом, благодаря взаимодействию с различными научными дисциплинами психология управления превраща­ется в своеобразный фактор совершенствования социального управления, вносит определенный вклад в повышение эффек­тивности управленческой деятельности предпринимателя, ме­неджера.

4.

С. А. Маничев выделил три класса требований к менеджеру: квалификационные, организационные и функциональные.

1. Квалификационные требования. К ним относятся уровень подготовки (продолжительность и качество обучения), опыт и стаж работы, на управленческих должностях, стаж работы в организации и т. п.

По существу, эти требования являются требованиями к ста­диям карьерного цикла. К первой стадии карьерного цикла от­носятся завершение профессиональной подготовки, вхожде­ние в профессию, минимальный практический опыт, мини­мальная социализация в организации. Ко второй стадии карьерного цикла относится период включения менеджера в структуру интерперсональных отношений в организации, когда прихо­дит успех в руководстве персоналом организации. Поведен­ческие проявления этой линии карьеры обеспечиваются соче­танием коммуникативных и мотивационных качеств менедже­ра. Третья стадия карьеры — становление менеджера как спе­циалиста в некоторой предметной области. Характеризует спо­собность и степень его участия в решении конкретных про­фессиональных проблем. Развитие менеджера на этой стадии карьеры определяется в основном уровнем его интеллектуаль­ных качеств.

2. Организационные требования определяются, прежде всего, типом и стадией развития организации. На уровне организации предметами анализа являются миссия, цели, стратегия развития и изменений в организации. Это в свою очередь предъявляет специфические требования к концепту­альной работе менеджера (умение прогнозировать и предви­деть результаты деятельности, находить альтернативные реше­ния проблем, связанных с изменением организации и т. п.).

3. Функциональные требования содержат описание ключевых задач, функций и соответствующих им черт поведения и лично­сти как требований к менеджеру. Анализ деятельности прово­дится в такой последовательности: ключевые цели — задачи — функции — черты поведения — лежащие в их основе личност­ные особенности менеджера. При этом традиционно выделя­ются: высшее звено управления (уровень стратегических целей организации), среднее звено (цели тактического характера), низшее звено (исполнительские цели).

Описанные выше профессионально важные личностные и деловые качества социально обусловлены, они формируются в процессе воспитания и выполнения самой предпринимательской деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconТема: «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности»
Определение материальных средств, разнообразных условий (времени, пространства и др.)

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconСамостоятельная работа к практическому №2 «Личность руководителя...
Охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconБеловский Филиал Кемеровского Государственного Университета Построение...
Построение графика функции различными методами (самостоятельная работа учащихся)

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconМетоды исследования разговорной и дыхательной функции. Вредные привычки, их профилактика
Для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
Тема занятия ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями. Психологические особенности больных при туберкулезе,...

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Нарушение менструальной функции в разные возрастные периоды. Нейроэндокринные синдромы в гинекологии

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconПроект, как особая форма управленческой деятельности. История возникновения...
Тема Проект, как особая форма управленческой деятельности. История возникновения проектов. Особенности проектной деятельности

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconСамостоятельная работа к практическому №5 «Проблемы принятия управленческих решений»
«диагностика», уже используемые в медицине и тех­нике, как нельзя лучше подходили для этих целей. Диагности­ка управления, таким...

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconМетодическая разработка для студентов при подготовке к практическому занятию. Тема №4
Иммунный статус, возрастные особенности. Иммунодефициты и другие иммунозависимые заболевание принципы диагностики, иммунотерапии,...

Самостоятельная работа к практическому занятию №1 «Функции управления. Психологические особенности субъекта управленческой деятельности» iconВопросы к зачету «Социальный менеджмент»
Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания. Функции социального управления. Системы и подсистемы социального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<