Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001




НазваниеПеревод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001
страница1/81
Дата публикации30.04.2013
Размер12.2 Mb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81
Карл Густав Юнг.

Психологические типы

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001


Содержание


Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский
Предисловие. В. В. Зеленский
От редактора русского издания 1929 г. Э. Метнер
Предисловие к первому швейцарскому изданию
Предисловие к седьмому швейцарскому изданию
Предисловие к аргентинскому изданию


Введение
I. Проблема типов в истории античной и средневековой мысли
1. Психология классического периода: гностики, Тертуллиан, Ориген
2. Богословские споры в раннехристианской Церкви
3. Проблема пресуществления
4. Номинализм и реализм
5. Спор Лютера и Цвингли о причастии
II. Идеи Шиллера о проблеме типов
1. Письма об эстетическом воспитании человека
2. Рассуждения о наивной и сентиментальной поэзии
III. Аполлоническое и дионисийское начало
IV. Проблема типов в человековедении
1. Общий обзор типов Джордана
2. Специальное изложение и критика типов Джордана
V. Проблема типов в поэзии. Прометей и Эпиметей Карла Шпиттелера
1. Предварительные замечания о типизировании Шпиттелера
2. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете
3. Значение объединяющего символа
4. Относительность символа
5. Природа объединяющего символа у Шпиттелера
VI. Проблема типов в психопатологии
VII. Проблема типических установок в эстетике
VIII. Проблема типов в современной философии
1. Типы по Джемсу
2. Характеристические пары противоположностей в типах Джемса
3. К критике концепции Джемса
IX. Проблема типов в биографике
X. Общее описание типов
1. Введение
2. Экстравертный тип
3. Интровертный тип
XI. Определение терминов
Заключение


Приложения. Четыре работы о психологической типологии
1. К вопросу об научении психологических типов
2. Психологические типы
3. Психологическая теория типов
4. Психологическая типология
Карл Густав Юнг и аналитическая психология
Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью
назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.
Как известно, аналитическая, точнее - глубинная психология есть общее
обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего,
идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать
фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее
содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях
в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является
аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде
общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс,
экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом.
Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве
идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга действительно
строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды
возникали "строительные элементы", впоследствии составившие оригинальную
психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он
базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на
человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических
данных.
Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу
живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской
церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской
гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология,
археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет,
где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и
психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией,
теологией, оккультизмом.
По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О
психологии и патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся
прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду.
Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей
необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк,
работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии
медиуматического транса. Важно отметить, что с самого начала своей
профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами
психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании /1- Т.1.
С.1-84; 2- С.225-330/ легко можно увидеть логическую основу всех его
последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от
содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.
В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у
известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для
душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной
территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в
атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы
и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности,
аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в
8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о
состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи
врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь
поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого
Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами
вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке
истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов
вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший
персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой
попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На
территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть
месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время
читал пятидесятитомную "Allgemeine Zeitschrift fur Psychiatrie".
Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также
статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг
пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить
("нащупать") определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных
(или эмоционально "заряженных") мыслей, понятий, представлений и, тем самым,
дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая
реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В
результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением
испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие
аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие "комплекс",
чтобы описать их целокупную комбинацию. /3- С.40 и далее/
В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу
Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который
спустя четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей
болезни. В этой работе /4- С.119-267; 5/ Юнг предположил, что именно
"комплекс" отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное
развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание
в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и
аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени
искаженные проявления подавленного комплекса. Книга Юнга "Психология
dementia praecox" оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в
дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности
психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил
"токсинную" гипотезу, объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных
нейрохимических процессов.
Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К
моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал
после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими
опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.
Используя в опытах теорию Фрейда - его труды он хорошо знал, - Юнг не только
объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое
движение как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной
дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и
нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле,
отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и
понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что
наконец-то нашел своего духовного "сына" и последователя. В этой глубоко
символической связи "отец - сын" росли и развивались как плодотворность их
взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки.
Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя
переписка, составившая полновесный том /6- P.650 [том содержит 360 писем,
охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и объему от короткой
поздравительной открытки до фактического эссе в полторы тысячи слов]; 7-
С.364-466 [на русском языке переписка частично опубликована здесь]/.
В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего
фабриканта Эмме Раушенбах (1882 - 1955), с которой прожил вместе пятьдесят
два года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на
территории клиники Бурхгольцли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а
позже - в 1906 году - переехали во вновь отстроенный собственный дом в
пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг
начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году
вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Ференчи, работавшим в
Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс
лекций по методу словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате
Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое
двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную
степень доктора.
Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая
неплохой доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставляет свой
пост в Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим
директором), принимая все более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте,
на берегу Цюрихского озера. В это время Юнг становится первым президентом
Международной ассоциации психоанализа и погружается в свои глубинные
исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром
психопатологии. Появляются публикации, довольно четко обозначившие область
последующих жизненных и академических интересов Юнга. Здесь же более ясно
обозначилась и граница идеологической независимости от Фрейда во взглядах
обоих на природу бессознательного психического.
Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как
термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что
психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и
перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир
пациента. Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными
способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную,
в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным
вытеснением. Поэтому Юнг стал использовать понятие либидо для обозначения
всей психической энергии [Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в
характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию
по этому вопросу, высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем
Гротом. А именно то, что понятие психической энергии так же правомерно в
науке, как и понятие энергии физической, и что психическую энергию можно
измерить подобно физической. /8/], не ограничиваясь ее сексуальной формой. В
дальнейшем расхождения во взглядах выявились и по другим вопросам. Например,
Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными
его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так
называемым эдиповым комплексом. Юнг, напротив, был убежден, что причина
невроза скрыта в сегодняшнем дне и все детские фантазии - явление второго
порядка. Фрейд полагал, что наши сновидения - это неисполненные желания,
перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. "Зримое
содержание сна", говорил он, всего лишь покрывало на "скрытом содержании",
которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание
раннего детства. Для Юнга же сны являлись каналами связи с бессознательной
стороной психического. Они передаются символическим языком, весьма трудным
для понимания, но совсем необязательно связаны с желаниями или скрывают
неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь,
компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического
расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути. Невроз -
достаточно ценный сигнал, "полезное" сообщение, указывающее, что индивид
зашел слишком далеко. В этом смысле невротические симптомы могут
рассматриваться как компенсационные; они тоже часть механизма саморегуляции,
нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психического.
Парадоксально, но Юнг говорил иногда о ком-нибудь: "Слава Богу, он стал
невротиком!" Как физическая боль сигнализирует о неполадках в теле, так и
невротические симптомы сигнализируют о необходимости привлечь внимание к
психологическим проблемам, о которых человек и не подозревал.
Словом, "отступничество" Юнга было неизбежно, и последовавшие события
привели к тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошел
разрыв, и каждый пошел своим путем, следуя своему творческому гению.
Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была
личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на
грани глубокого нервного расстройства. "Он не только слышал неведомые
голоса, играл, как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с
воображаемым собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о
Юнге, - но и серьезно верил, что его дом населен привидениями". /9- P.172/
В момент расхождения с Фрейдом Юнгу исполнилось тридцать восемь лет.
Жизненный полдень, притин, акмэ, оказался одновременно и поворотным пунктом
в психическом развитии. Драма расставания обернулась возможностью большей
свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного
психического. В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому
символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину"
бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через
этап, который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или
"творческой болезни" (Элленбергер). Значительное время Юнг проводил в
попытках понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это -
насколько возможно - в терминах повседневной жизни. /10- Гл.VI. С.173 и
далее [автобиографическая книга]/ В результате получилась объемистая
рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов
сновидений и названная "Красной книгой". (По причинам личного характера она
никогда не публиковалась.) Пройдя через личный опыт конфронтации с
бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   81

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconЖизнь счастливого человека (А. Маслоу)
«ммк», №2010 опубликовал эту статью, подготовленную по материалам книг «Классики менеджмента» / Под ред. М. Уорнера: Пер с англ под...

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconЕ. Базанов, А. Дубянский, Н. Перевезенцева Художник А. Борина Верстка...
Б25 Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ под ред. С. Г. Бо­жук. — Спб: Питер, 2001. — 864 с.: ил....

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconБ. Керниган, Д. Ритчи Язык программирования Си Издание 3-е, исправленное...
К36 Язык программирования Си.\Пер с англ., 3-е изд., испр. Спб.: "Невский Диалект", 2001. 352 с.: ил

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconКнига адресована широкому кругу серьезных читателей, в том числе...
Пер с англ под ред. В. Г. Трилиса. — К.: «София»; М.: Ид «София», 2003. — 336 с

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconЭймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция.: пер с англ
Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер с англ под ред. Ю. Н. Каптуревского. Спб: Питер, 2001. 480с

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconКраткое пособие по практическим умениям Под редакцией проф. Д. Ф. Костючек
Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям / Под ред. Д. Ф. Костючек. Спб: Спбгма, 2001. 116 с

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconИммануэль Валлерстайн. Анализ мировых систем и ситуация в современном...
Книга представляет собой первый в нашей стране сборник статей одного из самых интересных западных историков и социологов американца...

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconЯсные сны
Перевод: А. П. Исаева Л. А. Маклакова под ред. Л. И. Жеребцова Редактор: И. Старых

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconКухлевский Д. С, Радченко М. Г. П84 Профессиональная разработка в...
П84 Профессиональная разработка в системе 1С: Предприятие 8 (+CD) / Под ред. М. Г. Радченко. — М.: «1с-паблишинг»; спб.: Питер, 2006....

Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 iconФигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб статей / Под ред. А. В. Демичева,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<