Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие)




Скачать 382.88 Kb.
НазваниеГруппы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие)
страница1/4
Дата публикации16.05.2013
Размер382.88 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4

Группы профессиональной поддержки

для сотрудников хэсэдов

Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина,

(Методическое пособие)

Днепропетровск

2002




Брошюра является методическим пособием для психологов и тех сотрудников, которые после соответствующей подготовки станут ведущими групп профессиональной поддержки.

Авторы и составители брошюры — психологи, имеющие большой опыт работы с социальными работниками благотворительных организаций: Людмила Полехина (Днепропетровский регио- нальный институт социальных и общинных работников), Жанна Ремпель (“Хэсэд Михаэль”, Запорожье), Ирина Морозова (“Хэсэд Менахем”, Днепропетровск).

Американский Еврейский Объединенный

Распределительный Комитет «Джойнт»

Днепропетровский региональный институт социальных и общинных работников
 ̄ Л.Полехина, Ж.Ремпель, И.Морозова, 2002


Профессиональная адаптация
Эмоциональное здоровье — важный показатель эффектив- ности профессиональной деятельности, под которой подразуме- вается не только высокая производительность и качество труда, но и их соотношение с теми усилиями, которые человек затрачи- вает для их достижения. Плохо, когда ценой профессионального успеха становится здоровье.

Профессиональная деятельность социального работника и работника по уходу на дому, отличается рядом особенностей. Это психоэмоциональные нагрузки в связи с постоянным и тесным общением с психологически трудными клиентами. Высокая эмо- циональная насыщенность и нервно-психическое напряжение, безусловно, ставят эту профессию в ряд тех, в которых пробле- ма сохранения и укрепления здоровья приобретает особую акту- альность.

Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, пришедший работать в Благотворительный Фонд, — это переориентация в другую сферу деятельности. Процесс смены профессии может сопровождаться стрессовыми явлениями — с одной стороны тревогой, беспокойством, неуверенностью, с дру- гой — напряжением сил, активизацией личности, развитием по- веденческих реакций, направленных на то, чтобы справиться с задачей. В особую ситуацию попадают люди с высшим образо- ванием, остро переживающие вынужденную смену профессии и теряющие при этом социальный статус. Адаптация к профессии проходит легче в определенных социальных условиях и при оп- ределенных субъективных обстоятельствах. Во-первых, лучше адаптируются более молодые (с возрастом адаптационные воз- можности снижаются). Во-вторых, в профессиональной адапта- ции женщины на первый план выступают социально-психологи- ческие аспекты, мужчины же адаптируются прежде всего к дея- тельности. Способствуют адаптации эмоциональная стабиль-
3

ность, активности личности, такие ее свойства, как инициатив- ность, самостоятельность. Адаптация к профессии невозможна без мотивации достижения успеха, ее преобладании над мотива- цией избегания неудачи. Поскольку новые сотрудники хэсэдов не являются социальными работниками, не имеют специальных зна- ний и навыков, необходимых в работе, очень важно, чтобы обу- чение их происходило в начале работы. В противном случае пер- вые визиты к клиентам должны предвосхищаться беседой инст- руктора или руководителя службы. Плавной адаптации может помешать эмоциональный шок, связанный с тем, что ожидания работника не соответствуют действительности, а также из-за от- сутствия знаний психологии и социальной работы, позволяющих профессионально построить отношения с клиентом с первого визита к нему.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья социальных работников должно сопровождать все этапы профес- сионального становления: формирование профессиональных на- мерений, профессиональное обучение, профессиональную ори- ентацию и непосредственную реализацию в труде. Каждый из этих этапов сопровождается определенными психологическими труд- ностями, требующими к себе внимания, и находится в сфере ком- петенции психолога хэсэда.


Групповая работа
На сегодняшний день существуют разнообразные тренинго- вые группы, в зависимости от психотерапевтической направлен- ности, используемых методик, длительности проведения и состава участников. Группы работников хэсэда являются профессиональ- ными, т.к. объединяют представителей одной профессии и при- званы решать вопросы, связанные с профессиональной деятель- ностью, а именно:

l помочь работникам хэсэда работать продуктивнее;

l улучшить психологический климат в коллективе;
4

l помочь в преодолении стрессов и конфликтов;

l оказать поддержку работникам в решении личностных про- блем, которые так или иначе находят свой выход в рабочих ситуациях;

l и многое др.
Ощутить на себе силу воздействия групповой работы можно только принимая в ней участие. Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, ана- лизировать, искать причины их возникновения и делать опреде- ленные выводы. Групповая работа переносит проблему в дейст- вие. Мы получаем возможность рассмотреть ее комплексно, раз- вернув в пространстве и времени, в ситуации “здесь и теперь”, увидев ее с разных точек зрения и восприняв всеми психически- ми функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией. Даже если вскрытые на группе глубинные связи и смысл остают- ся непонятными или не находят словесного выражения, прора- ботанный процесс не забывается, продолжая оказывать на че- ловека воздействие. Нередко “инсайт догоняет по дороге”, т.е. понимание приходит уже после занятия в группе, через какое-то время.

Группа — это уникальная модель жизни, в которой у челове- ка появляется возможность лучше понимать и откровенно выра- жать свои чувства, вести честный разговор о своих проблемах в безопасной ситуации.

Группа — это то пространство, где каждый получает возмож- ность без болезненных последствий решить свои проблемы, от- работать навыки, поэкспериментировать, выразить сильные чув- ства, чего в обыденной жизни сделать не мог. В группе мы полу- чаем поддержку от других ее участников, имеющих сходные про- блемы или переживания. Влияние группы на личность огромно. Групповой процесс приобретает дополнительную силу воздей- ствия вследствие того, что он происходит перед зрителями и при участии в действии других членов группы. Такое событие не так легко забыть, не сделав из него никаких выводов. Сильное пере- живание продолжает оказывать воздействие на нас в реальной
5

повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит ее в движение.

Цель психолога на группе — помочь сотруднику изучить и проанализировать свой характер, научиться творчески относить- ся к себе и окружению.

Но только регулярные встречи в группе на протяжении не- скольких месяцев начнут приносить ее участникам результаты.

Ко всему вышесказанному, группа является достаточно эко- номной формой работы психолога в организации по сравнению, например, с индивидуальным консультированием.

Говоря о групповой работе, необходимо отметить ее важность для социальных работников, особенно тех, кто не просто обща- ется с клиентами, а ежедневно входит в их жизнь и по сути явля- ется ее частью. Для многих клиентов хэсэдов социальный работ- ник, а особенно работник по уходу, становиться лицом близким, по отношению к которому демонстрируется как требовательность, так и привязанность. Трудно избежать подобного слияния и са- мому социальному работнику.

Поэтому к работе в группе необходимо привлекать всех со- трудников хэсэда, которые имеют непосредственный контакт с клиентами. Все описанное выше имеет отношение не только к работникам по уходу на дому, которые непосредственно еже- дневно сталкиваются с клиентами (по сути, большую часть вре- мени они проводят у клиентов), но и к кураторам районов, кото- рые призваны организовать работу с клиентом и находить выход из постоянно возникающих непростых ситуаций, также особен- ного внимания заслуживают сотрудники, консультирующие кли- ентов по телефону.

Постепенно на семинарах они много узнают о различных за- болеваниях, сопровождающих старость, о всевозможных приспо- соблениях для облегчения жизнедеятельности клиентов, но, как правило, информация, связанная с профессиональной коммуни- кацией, остается лишь информацией. Сам же навык приобрести можно только на практике в группе, которую ведет психолог.

В хасидской притче рассказывается: “Б-г решил показать раввину, что такое ад и что такое рай. Сначала он привел рав-
6

вина в комнату с круглым столом и стоящим посередине ды- мящимся блюдом с мясом. Стол окружали изможденные блед- ные люди, умирающие от голода. Они не могли пользоваться ложками с длинными черенками, находящимися в их руках: держась за длинный черенок, невозможно было поднести лож- ку ко рту. Раввин печально согласился, что это ад. Тогда Б-г привел раввина в точно такую же комнату, все здесь было как в предыдущей, но люди, стоящие вокруг стола, были веселы- ми, упитанными и розовощекими. На вопросительный взгляд раввина Б-г ответил: “Все дело в привычке. Люди в этой ком- нате научились кормить друг друга”. И вот такая “райская” ат- мосфера сплоченности, взаимопомощи и доверия создается в группе, в том числе и в результате договоренности членов груп- пы соблюдать определенные правила.
l Правило искренности. Если человек говорит о себе что-то, то делает это максимально искренне. При этом у него все- гда есть право не говорить того, о чем он не хочет рассказы- вать.

l Правило конфиденциальности. Все, о чем рассказывают члены группы друг другу, не должно покидать ее пределы. Каждый должен быть уверен, что его слабостями, например, никто не воспользуется.

l Выражая свои переживания, отказаться от интеллектуаль- ных рассуждений (говорить не о том, что думаешь, а о том, что чувствуешь).

l Рассказывать о своих неудачах, трудностях, болевых точках в работе с клиентом.

l Разыгрывать ситуации, ставя себя на место клиента, после чего выражать свое отношение к нему.

l Развивать понимание влияния своих установок на особенно- сти общения с другими.

l Давать и принимать конструктивную обратную связь по по- воду профессиональной деятельности.

l Заботиться об атмосфере безопасности в группе (не крити- ковать, не оценивать, не поучать).
7

l Принцип “здесь и теперь”. Анализировать актуальные пере- живания, характер взаимодействия с членами группы.

Условия для работы группы
Каждый из нас, обращаясь к тому или иному специалисту, желает быть выслушанным, понятым и принятым со своей про- блемой. Мы ревностно относимся к тому, достаточно ли внима- тельно и любезно обращаются с нами, любимыми, ведь наша проблема самая главная, потому что она своя, родная. Неизвест- но, согласится ли кто-нибудь из нас делиться самым наболев- шим “на ходу”, при посторонних, в неудобном для общения мес- те? Когда мы говорим о чувствах, о своих проблемах, нам хочет- ся внимания, работы в спокойной обстановке, позволяющей груп- повое время потратить с наибольшей отдачей и эффективностью для каждого ее участника. Поэтому очень важно наличие отдель- ного закрытого, проветриваемого помещения для работы 10-15 человек, сидящих в круге, которые при необходимости могут пе- редвигаться в этом пространстве. Работа в круге, где каждый ви- дит друг друга, и все находятся наравне как физически, так и психологически, способствует большему комфорту, спонтанно- сти, открытому выражению чувств и мыслей.

Необходимо понимание того, что у психолога есть некото- рые профессиональные требования: благоприятная для рабо- ты обстановка, время, содействие со стороны администрации. Особо следует отметить уважение принципа конфиденциаль- ности и правил профессиональной этики психолога. Построе- ние эффективного взаимодействия требует от психолога на- стойчивости, терпения, разумных компромиссов и четкого зна- ния своих профессиональных целей. Для начала приходится заниматься поиском удобного места для встреч с сотрудника- ми, позволяющего соблюдать требование конфиденциально- сти. Без выполнения этого условия мы не можем рассчиты- вать на открытость участников группы и максимальное вовле-
8

чение в групповой процесс, а как следствие, на плодотворность групповой работы.

Время встреч не менее важно, чем место, тем более что ад- министрация может иметь расплывчатые представления о дли- тельности и частоте встреч профессиональных терапевтических групп. Оптимальное же время для работы группы 1,5–2 часа при периодичности 1 раз в неделю.

Организацией проведения подобных групп администрация дает понять работникам, что заинтересована в повышении эф- фективности их труда, в сохранении и улучшении психологиче- ского здоровья и готова вкладывать в этот процесс материаль- ные средства. Групповые встречи призваны решать в первую оче- редь производственные задачи, и уместно их проведение в рабо- чее время.


С чем мы работаем в группе
Профессиональное выгорание или синдром выгорания — это состояние, которое психологи наблюдают в течение последних нескольких лет среди широкого круга профессионалов, работаю- щих в сфере оказания помощи. Это люди, работа которых так или иначе требует вовлечения в прямой непрерывный контакт с различного рода реципиентами — здоровыми людьми, старика- ми, детьми, заключенными и другими. Деятельность этих профес- сионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время. Трудно, потому что час за часом, день за днем, год за годом они имеют дело с проблемами людей и их характерами.

Выгорание может проявляться в чувстве эмоциональной ис- тощенности, усталости. Вы чувствуете, что эмоционально не мо- жете помочь своим клиентам — не в состоянии войти в их поло- жение, соучаствовать и переживать, не выдерживаете необходи- мости персональной заботы и обязательств, которых требует сущ- ность Вашей работы. Причем, это состояние кажется Вам новым,
9

Вы понимаете, что изменились, что раньше было по-другому. Иногда бывает, что со временем Вы становитесь безразличными к своим клиентам, отношение к ним становится автоматическим, бездушным, исключающим эмоции. Цинизм может проявляться по-разному. Это может быть пренебрежение главным этическим принципом социального работника — “клиентоцентрированнос- тью” — и проявляться в автоматическом характере выполнения работы, без попыток включения клиента, без его активизации. Это может быть выраженная форма цинизма и нарушения этики (“По- чему это Ваша племянница — наследница Вашей квартиры — сама за Вами не ухаживает?”, “Так, у меня сейчас запланировано купание, быстренько просыпайтесь…”).

Еще одно проявление выгорания — возникновение чувства некомпетентности в своей профессии, осознание неуспеха в ней. Такое чувство часто возникает в случаях с тяжелыми больными, инвалидами, положение которых бесперспективно, не ведет к улучшению, и тяжелая рутинная работа приводит к ощущению бессмысленности происходящего и себя в нем.

Описанные состояния возникают не всегда и не у всех. Воз- никновение выгорания, своеобразного профессионального при- знака, зависит от множества причин — субъективных и объек- тивных.

Скорее и раньше выгорание возникает, если работа не рег- ламентирована, много сверхурочных и сверхплановых нагру- зок, если стиль руководства не демократический, а авторитар- ный, если Вы не чувствуете поддержки и социальной справед- ливости. Глубина контакта с клиентами, острота их проблем также влияет на выгорание. Постоянное и довольно глубокое общение с клиентами, имеющими острые проблемы, эффек- тивность решения которых минимальна, повышают вероят- ность выгорания. Трудно смириться с ситуацией, не имеющей выхода. В этом смысле кураторы меньше подвержены выго- ранию, так как их визиты к клиентам хоть и многочисленны, но общение менее постоянное.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconЭффективность применения исследовательской деловой игры для анализа...
И окружающих, но и не совпадают с профессиональной этикой. Безусловно, проблема профессиональной деформации вообще, и сотрудников...

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconМетодическое пособие для врачей
Эпилепсия классификация, клиника и лечение (Методическое пособие для врачей). Гродно: Гргму, 2005. 50 с

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconМетодическое пособие по подготовке к практическим занятиям для студентов...
Составители: преподаватели кафедры гуманитарных наук гу «дма мз украины» Пичкур Ирина Николаевна

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие (для студентов дневной формы обучения...
Учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы помочь студентам начать использовать современное программное обеспечение...

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №9 от 30. 12. 11г)

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconУчебно-методическое пособие для студентов-иностранцев
Основы русской фонетики в таблицах, комментариях, упражнениях : учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев / сост.: Л....

Группы профессиональной поддержки для сотрудников хэсэдов Жанна Ремпель, Ирина Морозова, Людмила Полехина, (Методическое пособие) iconМетодическое пособие по аэробике с элементами шейпинга для самостоятельных занятий
Методическое пособие по аэробике с элементами шейпинга к самостоятельным занятиям для студентов Доннту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<