Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека




НазваниеВилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека
страница1/24
Дата публикации19.05.2013
Размер3.44 Mb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ББК 88 В 46

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты: Р. С. Немов, доктор психологических наук, О. В. Овчинникова, кандидат психологических наук

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.— М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.

ISBN 5—211—01031—0

В монографии рассматриваются конкретные психоло­гические механизмы и процессы, обеспечивающие разви­тие мотивации человека. Большое внимание уделяется во­просу о преемственности механизмов биологической и со­циальной мотивации, преобразованию процессов, разви­вающих природные потребности, в условиях человеческой психики. Обсуждаются воздействия, изменяющие мотивационные отношения человека, эмоциональные процессы, лежащие в основе таких изменений, условия, от которых зависит их закрепление, и другие вопросы, имеющие пря­мое отношение к практике воспитания. Предназначена для психологов, педагогов, социоло­гов, а также для широкого круга читателей, интересую­щихся формированием мотивации человека.
0303020GOO—080 077(02)—90

ББК 88

ISBN 5—211—01031—0

Вилюнас В. К., 1990

СОДЕРЖАНИЕ



Введение
Глава 1. Явление собственно человеческой мотивации .
Специфика отражения в человеческой психике

Разнообразие мотивационных отношений человека

Детерминанты развития мотивации человека

Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
^ Глава 2. Механизмы развития мотивации человека
Проблема специфики человеческой мотивации

Мотивационное обусловливание

Мотивационное опосредствование

Строение воспитательных воздействий

Универсальность мотивационного опосредствования

Соотношение мотивационного обусловливания и опосредствования

Эмоциональное переключение и ситуативное развитие эмоций

Состояние проблемы

Ведущие и производные (ситуативные) эмоции

Специфика ситуативного развития эмоций в человече­ской психике

Мотивационная фиксация

Эмоции и память

Запечатление инстинктивных отношений

Подражание и эмоциональное заражение

Высшие формы фиксации

Резюме

Мотивационная суммация

Феномен полимотивации Слияние чувств
Глава 3. Перспективные проблемы и общая характеристи­ка мотивации человека
Проблема субъективного переживания

Субъективные переживания и мотивация

Мотивация и мотивы человека

Литература

Именной указатель

ВВЕДЕНИЕ


Поскольку сложные явления, к каким относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя пе­ревода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при ре­шении такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор некото­рого порядка в освещении выделенных аспектов. В данной работе будет обсуждаться прежде всего онтогенетическое развитие мотивации, причем в на­правлении от феноменологических данных к обобще­ниям и теоретическим построениям. Что касается ос­вещаемых аспектов мотивации, то главное внимание будет уделяться вопросу ее психологических меха­низмов. Выделение данного аспекта мотивации не является традиционным и требует пояснения, что имеется в виду. Содержание того, что в принципе способно моти­вировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан­ный, содержательный, аспект мотивации человека — значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, ко­торые он добровольно или по необходимости прини­мает на свою долю в некоторой социальной системе, т. е. изображать частное, что, как известно, само по себе не ведет к выделению существенного. В психологическом анализе более целесообраз­ным и продуктивным представляется другой подход, по мере возможности отвлекающийся от содержа­тельных различий в мотивации и сосредоточиваю­щийся на том, в какого рода образованиях она в принципе обнаруживается в индивидуальной психике, какие воздействия обеспечивают ее формирова­ние и актуализацию, каковы закономерности этих процессов и т. п. То, на что направлены подобные вопросы, обобщенно может быть названо механиз­мами мотивации. Отметим, что задача исследования механизмов актуальна не только для мотивации, являясь одной из главных также и для многих других линий разви­тия человека, в отношении которых «необходимо... еще более активно изучать и описывать явления, по­зволяющие ответить на вопрос, который можно гру­бо сформулировать так: что в психике из чего воз­никает, когда и в какой последовательности?» (Вода-лев, 1983. С. 13)\. В психологической литературе содержательному аспекту мотивации обычно противопоставляется ди­намический аспект (Асеев, 1976; Обуховский, 1971), подчеркивающий прежде всего ее процессуальные особенности, развитие и взаимодействие побуждений, энергетическую сторону регуляции деятельности. Од­нако энергия, если она не слепая, должна чем-то рас­пределяться, процесс, как правило, является след­ствием взаимодействия некоторых структурных об­разований, короче, мотивационная динамика пред­полагает осуществляющие ее механизмы, которые на­полняются тем или иным предметным содержанием, но к нему несводимы. Фрейдовское вытеснение, на­пример, прежде всего процессуальный феномен, од­нако вполне правомерно предположение о существо­вании специального осуществляющего его механиз­ма, не зависящего от того, что именно подвергается вытеснению. Таким образом, выделение наряду с со­держательным и динамическим еще одного аспекта мотивации — реализующих ее внутренних механиз-

' Важность изучения психологических механизмов, обеспе­чивающих развитие личности, отмечает Л. И. Анцыферова: «Ис­следовать динамику психической жизни личности — значит изу­чить разные формы существования и осуществления личности; во времени, раскрыть психологические механизмы этого сущест­вования. Психологические механизмы можно представить себе как закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате кото­рых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личност­ной системы, меняется режим ее функционирования» (1981. С. 8).

мов—представляется оправданным шагом, повы­шающим структурированность этой проблематики и облегчающим ее описание. Четкое определение упомянутых аспектов моти­вации невозможно, так как речь идет лишь о гносео­логических абстракциях, не имеющих конкретных признаков различения и неотрывных друг от друга в онтологическом проявлении. Один и тот же феномен может быть охарактеризован и как процесс, и как механизм в зависимости от контекста обсуждения; так, упомянутый процесс вытеснения имеет, с одной стороны, свой механизм, в основе которого лежит, допустим, взаимодействие эмоций, с другой—сам может рассматриваться как механизм устранения противоречий в мотивационной сфере личности. По­этому тот или иной аспект мотивации выступает на первый план в зависимости от характера стоящих перед исследователем задач. Так, если в собственно научном анализе можно в известной мере отвлекать­ся от содержательных различий в мотивации, пола­гая, что выводы из рассмотренного частного материа­ла сохраняют силу -для аналогичных случаев, то в прикладных исследованиях, когда важно выявить, что именно мотивирует конкретных людей или их группы, такие различия могут стать центральной проблемой. Понятно, что абсолютное противопостав­ление выделяемых аспектов мотивации невозможно и что речь может идти лишь о том, которому из них при совместном анализе отдается преимущественное внимание. Исследование, уделяющее главное внимание пси­хологическим механизмам мотивации, было проведе­но нами в отношении низших ее уровней, обеспечи­вающих удовлетворение биологических потребностей (Вилюнас, 1986). Поскольку настоящая работа яв­ляется, по существу, продолжением этого исследова­ния, реализующим те же методологические установ­ки и преследующим аналогичные цели в отношении другого ее уровня — социально обусловленной моти­вации человека, сформулируем в тезисах основные его положения и выводы. Они послужат отправным пунктом нижеследующего обсуждения мотивации че­ловека, в частности, вопроса об ее качественном от­личии от биологической мотивации, проиллюстрируют специфику подхода и характер получаемых в нем данных. 1. Постановка вопроса о психологических меха­низмах мотивации возможна только при условии принципиального отказа от параллелистической трак­товки психического, которая под влиянием традиций позитивизма и, в частности, физиологических кон­цепций продолжает сохранять прочные позиции в со­временной психологии, причем не обязательно в явно декларируемом виде. Несмотря на отсутствие кон­кретных представлений об онтологической природе психического, сам факт его возникновения в биоло­гической эволюции и те функции, которые оно выпол­няет в приспособлении живых существ к изменчивой среде, свидетельствуют о том, что оно представляет собой качественно новый уровень взаимодействия регулятивных процессов, обеспечивающий выработ­ку в конкретной ситуации индивидуально-гибких, т. е. генетически целиком незапрограммированных реак­ций; это функциональное назначение психическое осуществляет на основе целостного отражения ситуа­ции и потенциально возможных в ней действий. 2. При данном понимании психического термин мотивация служит родовым понятием для обозначе­ния всей совокупности факторов, механизмов и про­цессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно не­обходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На основе психиче­ского отражения регулируется не весь процесс удов­летворения биологических потребностей, а только те его звенья, которые предполагают активность в из­менчивой среде и требуют ситуативной выработки реакций. 3. Взаимосзязанность как эволюционного разви­тия, так и функционального обнаружения механизмов мотивации исключает отчетливое различение в слож­ной внутренне соподчиненной их системе отдельных структурных единиц, таких как «потребность», «мо­тив» и т. п. При наполнении такого рода теоретиче­ских категорий конкретным содержанием неизбежен, по крайней мере на современном уровне знаний о механизмах мотивации, элемент произвольности. 4. В процессе актуализации потребностей п по­рождении ими конкретных мотивационных побужде­ний можно выделить две основные фазы. Если по­требность актуализируется при отсутствии в окруже­нии соответствующего ей предмета, формируется спе­цифическое состояние мотивационной установки, оз­начающее потенциальную готовность к активной ре­акции в случае его появления. (При этом некоторые потребности субъективно отражаются в виде диффуз­ного переживания неудовлетворенности, побуждаю­щего поисковую активность.) Когда такой предмет появляется, к нему возникает эмоциональное отноше­ние, которое, собственно, открывает субъекту по-требностную значимость предмета (в виде положи­тельной или отрицательной оценки) и побуждает направить на него активность (в виде желания, вле­чения и т. п., см. Вилюнас, 1976). Принципиальное отношение между мотивацией и эмоциями передает обобщенное определение эмоций как субъективной формы существования проявления) мотивации. 5. В эволюционном развитии сложились две ос­новные формы биологической мотивации. Филогене­тически первичной форме инстинктивной мотивации свойственна фиксированность в наследственности как стимулов, побуждающих субъекта действовать, так и принципиального характера этих действий; при этом самим субъектом осуществляется приспособле­ние инстинктивных действий к конкретным условиям наличной ситуации. Более совершенная форма онто­генетически развивающейся мотивации предполага­ет, наоборот, прижизненное выявление мотивацион-но значимых воздействий и способов ответа на них индивида. 6. Инстинктивно мотивируемое поведение отли­чается генетической раздробленностью на автоном­ные сравнительно мелкие звенья, побуждаемые от­дельными ключевыми раздражителями и лишь в по­следовательном (иногда — строго последовательном) выполнении приводящие к необходимому приспосо-бительному результату. Из-за этой особенности важ­ную роль в обеспечении инстинктивного поведения играют специфические механизмы, отвечающие за связь и смену отдельных его звеньев. В самом об­ щем виде такие механизмы мотивационной пере­ стройки обнаруживаются как способность некоторых

воздействий изменить мотивационное отношение к другим воздействиям (в виде возникновения к ним эмоционального переживания или формирования мо- тивационной установки). Характер мотивационных перестроек определяет, в частности, содержание звеньев инстинкта, способ их смены и тип инстинк­ тивного поведения в целом. Это универсальный ме­ ханизм, проявляющийся и в более совершенных фор­ мах мотивации. 7. Онтогенетическое развитие мотивации в наи­более простом случае обеспечивается переключени­ем эмоционального отношения к ключевым (безус­ловным) воздействиям на сопутствующие им в опыте индивида стимулы (механизм импринтинга). В бо­лее сложном случае мотивационного обусловлива­ния, составляющего основу выработки условных рефлексов и являющегося главным механизмом он­тогенетического развития мотивации, имеет место ситуативное развитие эмоционального отношения к безусловным воздействиям и избирательное закреп­ ление эмоционального значения за важными для ак­тивности условиями и сигналами. Благодаря про­цессам обусловливания круг изначально (безуслов­но) мотивационно значимых воздействий в онтогене­зе постепенно обрастает целой системой сигналов, приобретающих условное (производное от безуслов­ного, но не совпадающее с ним) мотивационное зна­чение. 8. В реальном поведении обе формы мотивации обычно проявляются вместе и взаимодополняют друг друга. Характерным является случай сохранения в мотивации поведения общей схемы инстинкта, совер­шенствованной элементами приобретенной мотива­ции в пределах отдельных его звеньев, а также слу­чай, когда приобретенная мотивация подготавливает возможность совершения некоторого инстинктивного акта. Наблюдающееся в филогенезе увеличение удельного значения приобретенной мотивации озна­чает не отмену, а дальнейшее развитие изначальных инстинктивных побуждений, совершенствование спо­соба их осуществления. В акте формирования новых мотивационных отношений инстинктивная (унаследо­ванная) мотивация присутствует в качестве подкреп­ляющего (безусловного) фактора, что означает осу­ществление ею контроля за общим направлением он­тогенетического развития мотивации и в конечном счете за определяемым этим развитием поведением. Аффект означает возвращение к инстинктивной фор­ме мотивации в случае, если такое более совершен­ное поведение не обеспечивает необходимого резуль­тата. 9. Возникновение субъективного побуждения к цели обычно означает начало сложного процесса си­туативного развития мотивации, в результате кото­рого оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата. Этот мотива-ционный процесс сопряжен с обследованием условий предстоящей деятельности и обеспечивается, в част­ности, взаимодействием возникающих при этом си­туативных эмоций, направленных на значимые об­стоятельства активности и формирующих промежу­точные цели. Из этих положений, характеризующих биологиче­скую мотивацию, пожалуй лишь вывод о формах ак­туализации потребностей, т. е. о том, что мотивация на уровне субъективного отражения презентируется установками и эмоциональными отношениями, мо­жет быть без специального обсуждения заимствован для характеристики мотивационной сферы человека на правах универсальной особенности психического. По существу, он происходит из феноменологии пере­живаний человека и, наоборот, заимствован оттуда для характеристики мотивационной сферы животных (см. "Вилюнас, 1986. С. 91—92). Что касается других, более специфических харак­теристик биологической мотивации, то вопрос об их отношении к мотивации человека требует исследова­ния. Ясно, что они должны быть свойственны чело­веку в той мере, в какой он продолжает оставаться биологическим существом и поэтому, например, ис­пытывает все усиливающиеся неприятные пережи­вания при перегрузке некоторой группы мышц, по­буждающие к тому, чтобы дать им покой, начинает при этом учащенно дышать и испытывает тоже не­приятное чувство удушья, если в кровь не поступает необходимое количество кислорода и т. п. Но извест­но и другое: что такого рода биологические побуж­дения не играют ведущей роли в жизни человека,

обычно подчиняясь более высокому уровню социаль­но обусловленной мотивации. Так, значительная часть жизни спортсмена может быть посвящена до­стижению именно того, чтобы упомянутые пережи­вания утомления и удушья возникали как можно позже, г. возникнув, не препятствовали бы действо-вать вопреки следующим из них побуждениям. Об­суждение взаимоотношения обоих уровней мотива­ции невозможно без постановки вопроса о том, что представляет собой специфически человеческая мо­тивация, что она унаследовала от мотивации биоло­гической и чем от нее отличается.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconПсихологические механизмы мотивации человека
Специфика отражения в человеческой психике Разнообразие мотивационных отношений человека Детерминанты развития мотивации человека...

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconИльин В. А. И 49 Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни
И 49 Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни — М.: Независимая фирма “Класс”, 2002. — 208 с. — (Библиотека психологии...

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconСписок основної та допоміжної літератури
Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Изд-во Казан ун-та, 1987

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconЭкзамен 1999 года, В. К. Вилюнас Ю. Д. Бабаева. Билет а Проблема...
Билет 14. а Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconФизиологические механизмы формирования эмоций
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль...

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconРазд. Х1У. Психологические защитные механизмы

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека icon«Психологические особенности частного охранника» представляется чрезвычайно...
Психологическая характеристика деятельности и мотивации деятельности сотрудника охраны

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconЭмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями
Тема занятия ІІ. Психологические особенности больных с разными заболеваниями. Психологические особенности больных при туберкулезе,...

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека iconОпределение школьной мотивации в 4 классе Диагностика школьной мотивации
Познакомьтесь с анкетой, специально предназначенной для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы). Анкета для определения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<