Психология лени: постановка проблемы




Скачать 476.17 Kb.
НазваниеПсихология лени: постановка проблемы
страница1/4
Дата публикации31.05.2013
Размер476.17 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4

Психология лени: постановка проблемы

Воробьева В.В., Якиманская И.С.




Психология лени: постановка проблемы 1
Воробьева В.В., Якиманская И.С. 1
Введение. 1
Глава 1. Психологический анализ лени. 2
1.1 Определение понятия лень. 2
1.1.1 .Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо. 2
1.1.2. Лень как слабая волевая сфера. 3
1.1.3. Лень как индивидуальный стиль деятельности. 4
1.1.4. Лень как интуиция 4
1.1.5.Лень как инфантильное состояние. 4
1.1.6. Лень как стремление к удовольствию. 5
1.1.7. Лень как боязнь ответственности. 5
1.1.8. Лень как защитная реакция. 6
1.1.9. Лень как ресурсное состояние. 6
1.1.10. Лень как двигатель прогресса. 6
1.1.11. Лень как деятельность. 7
^ 1.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА ЛЕНИ. 8
1.2.1. Актуальность другой деятельности. 8
1.2.2. Состояние «здесь и теперь». 8
1.2.3. Зависимость от внешних условий. 8
1.2.4. Приобретенное качество. 8
1.2.5.Инфантильное состояние субъекта. 8
1.2.6. Заразность. 9
1.2.7. Компенсирующий и уравновешивающий механизм - чувство вины. 9
1.2.8. Динамика лени как процесса. 9
1.2.9.Состояние психической напряженности. 9
1.2.10. Гендерные различия. 9
^ Глава 2. Исследование представлений о лени. 11
2.1. Организация исследования и применяемые методы. 11
2.2. Особенности представлений о лени в выборке. 12
2.3. Гендерные различия в представлении о лени. 16
Выводы. 17
ЛИТЕРАТУРА 18
Прил

Введение.


В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта -трудолюбие, английская - бережливость, американская - независимость, то русская - лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. От нее хотят избавить себя и вытравить ее в других. Да вообще, лень - жуткая вещь, по её милости куча людей болеют "неизлечимыми" болезнями, считаются неудачниками, остаются старыми девами, не могут устроиться на работу, избавиться от комплексов, похудеть и т.д. Считается, что почти все наши неудачи и беды от лени, что если мы все от нее избавимся, то всё у всех будет хорошо. Такой вот национальный миф! Однако природа, в том числе и человеческая, никогда ничего не делает просто так. И если данный феномен стал национальным - это неслучайно. Фромм отмечает, что «национальный характер определяется способом существования данного общества» [12, с.99]. Если мы существуем ленясь, и это - наша особенность, то, может быть, стоит пересмотреть отношение к ней?

Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, мы столкнулись с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике почти нет. Черта русского характера не изучена. Возможно, это связано с тем, что в советской социальной психологии лень считалась постоянным свойством характера (вроде гнилого фундамента) присущим отсталым личностям, чаще всего на капиталистическом Западе. Иногда лень, как опасная болезнь, охватывала одного из наших граждан, но коллективу при помощи идеологического воспитания и показательного примера удавалось изгнать эту напасть [17]. Отбросив советскую идеологию, приходится признать, что лень в России это распространенное, но неизученное явление.

В ходе работы мы хотим определить те аспекты, стороны, грани, с которых возможен подход к изучению лени. Ведь, по-хорошему, прежде чем с кем - или чем-либо бороться, тем более в национальном масштабе, неплохо бы знать врага в лицо. Глядишь и бороться уже не будет необходимости. Кроме того мы попытаемся ответить на вопросы, что же такое лень, когда она появляется, как проявляется и т.д.
^

Глава 1. Психологический анализ лени.

1.1 Определение понятия лень.


Подходя к вопросу, что же такое лень, заметим, что, на наш взгляд, нет ни одного точного определения, которое давало бы полную её характеристику, т.к. она очень многогранна. Слишком много сторон человеческой жизни и общественных отношений можно назвать ленью. Однако, как правило, каждый конкретный индивид из всего многообразия граней выбирает 1 -2 , реже 3, и все остальные пытается свести к выбранным. Мы попробуем на основе индивидуальных значений лени, как превращенных форм деятельности (Мамардашвили,1969, Леонтьев, 1975), найти общие моменты и определить ту область, которую можно назвать ленью.

В нашем первичном исследовании определились следующие направления для рассмотрения феномена лени: лень как низкий уровень мотивации, связь со слабой волевой сферой, лень как индивидуальный стиль деятельности, боязнь ответственности, защитная реакция, негативизм внутреннего ребенка, стремление к удовольствию, ресурсное состояние и т.д., наконец, лень как деятельность.
^

1.1.1 .Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо.


Любое состояние лени сопровождается нежеланием что-либо делать. Мы бы сказали, что лень - это не отсутствие желания что-то делать, а желание что-то не делать. Потому что, если просто нет желания, то нет и разницы делать это или нет. Однако видно, что делать что-то (какие-то определенные действия) явно не хочется, следовательно, должно существовать желание которое притягивает человека к определенному состоянию, например, желание поваляться в кровати или еще что-то.

Для такой ситуации могут быть разные причины. Тимошенко, например, говорит о следствии бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает, человек не видит личностного смысла. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п.; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не помогает [16].

Или, например, ситуация, когда от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. В Америке таких людей называют lazy­bones - ленивая кость, обитатель дивана, которого не держит собственный позвоночник. Западные психологи выяснили, что у многих ленивцев нет достаточного негативного стимула для того, чтобы зарабатывать на жизнь [17]. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке "Кто делать горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?

Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот - типичная not-motived person - немотивированная личность[17]. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.

К этому можно отнести и лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности (например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с людьми, - у них вскоре пропадет желание делать такую работу). А так же лень (точнее, апатию) как признак так называемой циклотимии (периодической смены активности и депрессии), наступающая именно в депрессивной фазе. Циклотимик в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе). Кстати, циклотимия характерна для людей деятельного типа личности [16].
^

1.1.2. Лень как слабая волевая сфера.


Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. С данной точки зрения чаще обсуждается лень, даются рекомендации по её преодолению. Действительно, отсутствие силы воли иногда негативно сказывается на выполнении определенных действий. Особенно ярко и отчетливо это проявляется в детском возрасте, когда только происходит формирование волевой сферы. Считается, что «ребенок должен научиться послушанию путем формирования самообладания» [2, с.597-598]. Т.е. главным моментом волевого действия выступает саморегуляция, самообладание, самодисциплина: если решение принято - остается только его выполнить. Одного только мотива для достижения результата недостаточно, каким бы великим и соблазнительным мотив ни был. Приблизительно до одиннадцати лет ребенок учится подавлять некоторые свои потребности для удовлетворения других. Это называется самодисциплина [18]. Именно самодисциплина необходима человеку для интеграции в общественные отношения. «Двойственность лежит в основе волевого акта и становится особенно приметной и наглядной, когда в нашем сознании сталкивается несколько мотивов, противоположных стремлений, из них сознанию приходится делать выбор... [2, с.194-195]. И очень часто оказывается трудно прилагать волевые усилия и делать то, что нужно, а не что хочется в данный момент. Рубинштейн отмечает, что «воля, поднимающаяся над уровнем одних лишь природных органических влечений, предполагает существование общественной жизни, в которых поведение людей регламентируется нравственностью и правом...». Не во всех случаях общественные нормы принимаются и выполняются. У одних все значимое сведено к партикулярно - личностным мотивам, а если они и совершают поступки, которые отвечают предписаниям общественной нравственности, то в этом случае нравственное содержание не входит в мотивы человека и не детерминирует его воли. У других общественно значимое осознается как должное, значимое, обязательное, но переживается как чуждая внешняя сила, противостоящая самоотождествлению и переживаемому как свое личное. Воля расщеплена на внешние друг другу показатели - влечения и долженствования - и поглощена разрешением их постоянно возобновляющегося конфликта [6, с.592-593]. Когда личностные нормы противостоят общественным, человек чаще бездействует, чаще, с точки зрения окружающих, он ленится. Например, почти во всех культурах принято, что женщина должна быть хорошей хозяйкой и всё отсюда вытекающее. Если у женщины какое-то время стоит немытая посуда, она считается ленивой, но не обязательно, что ее мнение совпадает с окружающими. «Борьба личной воли против действующего права и ходящей нравственности - не всегда борьба личностного против общественно значимого. Иногда эта борьба против отжившего права и законов, ставшего бесправием и беззаконием, за новое право; не против нравственности вообще, а против норм расхожей морали за новую...» [6, с.593].
^

1.1.3. Лень как индивидуальный стиль деятельности.


Т.е. лень это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [3, с.25]. Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое.
^

1.1.4. Лень как интуиция


Иногда бывает, что не хочешь по тем или иным причинам что-нибудь делать и не делаешь, а потом оказывается, что и не надо было. В данном случае можно говорить о лени с позиции интуиции. Т.к. «интуиция, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. Она представлена в виде известной выжидательной установки - состояния созерцания, всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было «всмотренно» в объект и сколько было в нем «заложено»» [14, с.349-350]. Однако такое иррациональное восприятие ситуации и ее последующая оценка не всегда может привести к желаемым результатам, хотя если попытка интуиции окажется удачной, то будет сэкономлено немало сил. Такое понимание лени может трактоваться как прислушивание и следование своему внутреннему голосу.
^

1.1.5.Лень как инфантильное состояние.


Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного утробному» [5, с.33]. Т.е. в силу каких-либо причин человеку требуется минимизировать свои усилия, проявлять минимальную активность. С другой стороны, лень можно трактовать и как детский негативизм, когда человек находится в состоянии, которое трансактный анализ определяет актуализацией состояния внутреннего ребенка [1, с. 15-45]. Своим бездействием, или неделанием назло, внутренний ребенок противостоит явному трансакционному стимулу со стороны родителя другого человека. В скрытой же трансакции ребенок поддается на провокацию ребенка - внутреннего демона - другого человека.
^

1.1.6. Лень как стремление к удовольствию.


З. Фрейд, отмечал, что жизненные силы и энергия человека стремятся канализироваться через получение удовольствия, и в следствие получить ослабление уровня внутреннего напряжения. В этом заключается принцип удовольствия [10, с.374-381]. Т.е. с точки зрения классического психоанализа, лень это вполне нормальный и объяснимый феномен -получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия [18]. С другой стороны можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя. Подобные различия в стремлениях мы выявили в нашем исследовании: мужчины чаще ленятся для получения удовольствия, а женщины - для избегания неудовольствия.

В противовес принципа удовольствия, который достаточно популярен в наши дни, можно поставить идеи Франкла о том, что стремление к удовольствию отнюдь не смысл жизни человека. Удовольствие - побочное явление, следствие реализации наших устремлений. А люди, считающие, что смысл их жизни заключается в получении удовольствий, скорее всего имеют искаженную иерархию ценностей и часто сталкиваются с осознанием бессмысленности своего существования [9, с.23-32].
^

1.1.7. Лень как боязнь ответственности.


Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений [18], девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает гиперопека, то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным и ему ничего не нужно и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любую ситуацию, связанную с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.
^

1.1.8. Лень как защитная реакция.


Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. У физиологов есть такой термин - "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил - организм просто откажется ему подчиняться. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками". А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно начинает работать как минимум чувство вины в том, что он лентяй [16]. Защита может проявляться и в других случаях. Например, синдром приобретенной беспомощности, когда человек не чувствует возможности взять под контроль повторяющиеся неприятные события. Это своего рода "лежачая забастовка". Она обычна для детей и супругов деспотичных, активных членов семьи, подавляющих желания и волю окружающих. Это нормальное стремление избегать психотравмирующих ситуаций. Это своеобразный протест - бездеятельность - против насилия над их личностью [17]. В этом случае лень является показателем какой-либо психической травмы и является психологической защитой [8, с. 194-197]. Лень как психологическая защита, например, может выступать и как условная приятность: не хочется изменять то, что так или иначе выгодно. Например, можно страдать по поводу избыточного веса, но избавляться от него лень: если похудеть, на что же тогда жаловаться и чем же объяснять свои неудачи в личной жизни?
^

1.1.9. Лень как ресурсное состояние.


Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.
^

1.1.10. Лень как двигатель прогресса.


Кстати, данное выражение часто употребляется как бы с иронией -мол, оправдание для лодырей... Так-то оно так, но именно "ленивый" человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время - от пресловутого колеса до того же Интернета. Все эти изобретения оказали несомненное влияние на развитие цивилизации. И данный конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять, - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям. Поэтому понимание лени в этом контексте подразумевает, что сам человек не осознает свою лень, он работает мысленно, так, что никто этого не видит, но его внешнюю бездеятельность замечают окружающие. С их точки зрения он является лентяем, Парадокс заключается в том, что очень часто в случаях, когда индивид считает, что он трудится, а с внешней стороны это выглядит как лень, после неоднократных претензий человек перенимает мнение окружающих (интроецирует его). И все дальнейшие подобные ситуации он воспринимает как лень, что осложняет его жизнь мешает нормальному осуществлению индивидуального стиля деятельности.
^

1.1.11. Лень как деятельность.


Ранее мы разобрали много позиций, с которых можно подходить к понятию лени. Однако наш обзор не будет полным, если мы проигнорируем деятельностный подход к данной проблеме.

Если рассматривать лень как деятельность, необходимо учесть аспект, когда леность (от простого нежелания до неделания) возникает по отношению к какой-нибудь конкретной деятельности, которая в данный момент и в данной ситуации наиболее актуальная. И какая-нибудь другая деятельность (менее значимая, актуальная для данного субъекта) и будет ленью как самостоятельной деятельностью в этой ситуации. В таком аспекте лень может трактоваться как делание чего-нибудь другого вместо деятельности, которая осознается более важной и приоритетной. Т.о. лень является деятельностью, когда она осуществляется вместо другой более значимой деятельности. Под такое определение лени могут подойти множество различных деятельностей, причем у каждой из них будут свои мотивы, цели, задачи и т.д. но объединяющей их сущностью является то, что они - альтернативы главной деятельности, они очень сильно от нее зависят, вернее, не от самой деятельности, а от отношения субъекта к ней.

Если в какой-то момент деятельности субъект ощущает нехватку или недостаток личностного смысла в действиях, составляющих эту деятельность, а новые для него пока ещё не определены, то у него возникает нежелание их осуществлять. Здесь правильнее будет выразиться, что у субъекта возникает желание их не осуществлять. Тогда человек находит уйму других дел, которые он может делать в настоящий момент. Реализация же первичных целей оставляется на потом. Вернуться к ним он сможет либо когда его вынудят внешние условия, либо когда обнаружится новый личностный смысл. В любом случае, когда он вернется к первоначальной деятельности, то завершится лень как деятельность. И ее продуктом (кроме конкретного продукта конкретной деятельности, подходящей под категорию лени) будет определённая готовность субъекта возвратиться к первоначальной деятельности приступить к ее осуществлению. Леонтьев писал о деятельности - она отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях [19].

Таким образом, продолжительность лени как деятельности зависит от готовности (внутренней или внешне обусловленной) субъекта вернуться к изначальной деятельности. Быть может, поэтому для лени характерен контекст «здесь и сейчас». То есть человек стремится к тому, чтобы именно в настоящий момент получить удовольствие не столько от результата, сколько от процесса. Мотив деятельности-лени заключается в получении удовольствия от ее процесса. Если по субъективным представлениям удовольствия становится слишком много, то начинает формироваться компенсирующий механизм - чувство вины. Именно он добавляет в лень чувство напряженности, которое уже не позволяет получать необходимое удовольствие, удовлетворение.

С такой точки зрения на лень, она является весьма полезным феноменом. Но степень ее полезности зависит от личности конкретного субъекта, от детерминант его поведения и от контекста самой деятельности. То есть, важно, как каждая конкретная личность находится в каждой конкретной деятельности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология лени: постановка проблемы iconПроблемы построения структуры содержания сельскохозяйственного образования...
Постановка проблемы. Сельское хозяйство – является важнейшей отраслью экономики, и проблема подготовки сельскохозяйственных кадров...

Психология лени: постановка проблемы iconПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству...
Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...

Психология лени: постановка проблемы icon© 2005 Резниченко Н. К., Дубовец А. Н., Лях Б. Г. К вопросу о совершенствовании...
Постановка проблемы. Процесс обучения является целенаправленной передачей учебной информации от ее источника – носителя к обучаемому,...

Психология лени: постановка проблемы iconПрофессиональная деятельность будущих магистров профессионального...
Постановка проблемы. Профессиональная деятельность специалиста в той или иной отрасли народного хозяйства независимо от желания самого...

Психология лени: постановка проблемы iconКомпьютерное моделирование в подготовке инженера-педагога постановка проблемы
В данной статье приводится опыт применения новых компьютерных технологий и коллективного решения поставленной проблемы при проведении...

Психология лени: постановка проблемы iconНекоторые проблемы подготовки инженерных и педагогических кадров
Постановка проблемы. Подготовка высококвалифицированных кадров – одна из основных задач общества. Обучающийся, как человек, есть...

Психология лени: постановка проблемы iconПроблемы организации самостоятельной работы студентов
Постановка проблемы. Одной из составляющих Болонского процесса [1-3], к которому Украина присоединилась в 2005 году, является увеличение...

Психология лени: постановка проблемы iconСостояние исследований по методам и технологиям формирования проектной...
Целью данной статьи является определить степень изученности проблемы формирования проектной культуры у магистров профессионального...

Психология лени: постановка проблемы iconПроблемы разработки программ двойных дипломов
Постановка проблемы. После присоединения Украины к Болонской декларации появилась возможность за один период обучения получить два...

Психология лени: постановка проблемы iconПроблемы перестройки фундаментального образования
Постановка проблемы. Последние годы в вузах Украины наблюдается перестройка (зачастую формальная) учебного процесса, вызванная подписанием...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<