Факультет




НазваниеФакультет
страница1/11
Дата публикации23.02.2013
Размер1.93 Mb.
ТипУчебное пособие
uchebilka.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГІЇ

КАФЕДРА МЕДИЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ, ПСИХОДІАГНОСТИКИ ТА

ПСИХОТЕРАПІЇ

СПЕЦІАЛЬНІСТЬ 6.030102 Психологія


КУРС 3

НАЗВА ДИСЦИПЛІНИ Психологія здоров’я


ПРІЗВИЩЕ ВИКЛАДАЧА Кулешова Т.В.

^ ВИД МАТЕРІАЛУ

ОБСЯГ МЕТОДИЧНИХ МАТЕРІАЛІВ (уМБ)

П.І.Б. ТА ПОСАДА ОСОБИ, ЩО РОЗМІЩУЄ МАТЕРІАЛИ
^

Л.Д. Демина, И.А. Ральникова

Психическое здоровье и защитные механизмы личности


Учебное пособие

Год издания: 2000

Издатель: Изд-во Алтайского государственного университета

Страниц: 123

Аннотация

Учебное пособие посвящено анализу подходов к пониманию психического здоровья личности и факторов его детерминирующих. Даются новые определения психического здоровья и психологической культуры личности. Рассматриваются защитные механизмы личности - теория, функции, виды, типология. Приводятся примеры деструктивного развития личности, опосредованного, в частности "психологическими защитами", представлены пути "снятия" или "ослабления" влияния психологических защит.

Пособие представляет интерес для психологов, психотерапевтов, социологов, культурологов, социальных работников и всех интересующихся проблемами оптимального развития личности.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности

1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека

1.1.1. Психиатрия и психология

1.1.2. Психические расстройства

1.1.3. Неврозы и психозы

1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности

1.2.1. Концепция жизненных сил человека

1.2.2. Категория образа

1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа

1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе

1.2.5. Социальное действие

1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия

1.2.7. Категория мотивации

1.2.8. Мотивационные системы

1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации

1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"

1.2.11. Категория личности

1.2.12. Психологическое время личности

1.2.13. Типы психологического времени личности

1.2.14. Индивидуальная субъективность

1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья

1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям

1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям

1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам

1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям

1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность

1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии

1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности

1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности

1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья

1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья

1.4.3. Понятие о психическом равновесии

1.4.4. Многоуровневость психического здоровья

1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья

1.4.6. Жизненная среда

1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека

^ Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития

2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности

2.2. Примеры личностных деструкций

2.2.1. Агрессивность

2.2.2. Стереотипизация

2.2.3. Ригидность

2.2.4. Неадекватность социальных оценок

2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение

2.2.6. Диссинхрония

2.2.7. Зависть

^ Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды

3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности

3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов

3.2.1. "Естественные" психологические защиты

3.2.1.1. Вытеснение

3.2.1.2. Подавление

3.2.1.3. Аскетизм

3.2.1.4. Нигилизм

3.2.2. "Интегративные" психологические защиты

3.2.2.1. Агрессия

3.2.2.2. Десакрализация

3.2.2.3. Идеализация

3.2.2.4. Проекция

3.2.2.5. Идентификация

3.2.2.6. Играние роли

3.2.2.7. Инверсия

3.2.2.8. Юмор

3.2.2.9. Эмоциональное выгорание

3.2.2.10. Обесценивание

3.2.2.11. Рационализация

3.2.2.12. Компенсация

3.2.2.13. Интеллектуализация

3.2.2.14. Интроекция

3.2.2.15. Ретрофлексия

3.2.3. Ретро-защиты

3.2.3.1. Отступление

3.2.3.2. Дефлексия

3.2.3.3. Окаменение

3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность

3.2.3.5. Комплекс Ионы

3.2.3.6. Регрессия

3.2.3.7. Оглушение

^ Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит

4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью

4.1.1. Определение самосознания

4.1.2. Самоценность личности

4.1.3. Я-концепция

4.1.4. Самоопределение личности

4.1.5. Самость

4.1.6. Саморазвитие

4.1.7. Концепция человека А. Маслоу

4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы

4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы

4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура

Приложение

Список рекомендуемой литературы

Предметный указатель

Введение
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого - начале нового, XXI века - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин "здоровье" в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение - с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности - возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие - самопознании и саморазвитии, у третьих - доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не "пациенту" (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а "клиенту" (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Настоящее пособие имеет своей целью обобщить очень разрозненные данные, имеющиеся в психологической теории и практике, и предложить новую концепцию психологического здоровья личности, опирающуюся на концепцию жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность человека.

Мы благодарим студентов-психологов Алтайского госуниверситета (гр. 1063), принявших активное участие в обсуждении содержания учебного пособия и выражаем уверенность, что многие из них станут хорошими профессионалами.

^ Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности

1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
Каждый человек живет в обществе себе подобных. Что это несет ему? Только лишь помощь и поддержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека?

Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшение производительности труда и вообще "развал" промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в России 1990-х гг. По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности и нарушения его здоровья, в том числе и психологического 1>>> .

В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего - К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу.

К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показал, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др.

Примерами таких общественных идеалов является "Кодекс строителя коммунизма", образы "Настоящего советского человека", "Истинного комсомольца", т.е. людей, лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения.

В указанных выше исследованиях показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротического человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенности психологического здоровья.

<<<1

См., например, В.А.Пономаренко. Социально-этические проблемы здоровья здорового человека// Известия РАО, 1999; Е.В.Руденский. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения// Мир психологии. 1998. №3; ЯковенкоИ.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источники массового террора// Мир психологии. 1998. №3; А.П.Назаретян. Социальное развитие и психологическая составляющая антропогенных кризисов// Мир психологии. 1996. №2; В.Можайский. Психология ценностного опыта. М., 1998 и др.

1.1.1. Психиатрия и психология
Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин. По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет iconИнновационная деятельность медицинского факультета за 2009-2010 гг
Медицинский факультет Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина существует с марта 1993 года (до 2008 г факультет...

Факультет iconКармазина светлана
Хгу «Народная Украинская Академия». Факультет социального менеджмента, хпи, инженерно-физический факультет

Факультет iconРезюме Третьяченко Виктория Викторовна
Запорожский Государственный Университет, факультет: Романо-Германская Филология (первая специальность). Факультет Психологии (вторая...

Факультет iconК 120-летию нту «хпи» Факультет транспортного машиностроения – 40
Тм факультет подготовил тысячи выпускников, многие из которых стали Генеральными конструкторами, директорами мощных производственных...

Факультет iconОбразование – непрерывное Старт – в элитарной школе
Факультет довузовской подготовки, реорганизованный в факультет дистанционного и доуниверситетського обучения, основан 10 января 2002...

Факультет icon«А. Кош Огненный факультет»: армада: «Издательство Альфа книга»; М.; 2005 isbn 5 93556 492 0
Впереди лекции по тактике и энергетике, многочасовые медитации, магические поединки, межфакультетские соревнования… Множество проблем...

Факультет iconМакдебург Факультет Экономики и Менеджмента донецкий национальный...
Был исследован зарубежный опыт такого сотрудничества. Была проанализирована банковская система Украины. В результате были определены...

Факультет iconЧто передается на факультет и на кафедру
...

Факультет iconГеологічний факультет радіофізичний факультет
Предмет навчальної дисиципліни “радіоелектроніка” включає в себе розгляд фізичних явищ та процесів, які лежать в основі роботи напівпровідникових...

Факультет iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<