Особенности психологического консультирования детей




Скачать 129.8 Kb.
НазваниеОсобенности психологического консультирования детей
Дата публикации16.08.2013
Размер129.8 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы




Коваленко Андрей Васильевич

практический психолог психологической службы МДЦ «Артек»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

^ Постановка проблемы. На официальном сайте «Артека» «artek.ua», в разделе «Форум для родителей», наиболее частая тема для обсуждения - «Хочу домой (в первый день). Как успокоить ребенка и себя? В помощь взволнованной маме». Пример - «Ребенок приехал в «Кипарисный». В «Артеке» впервые, как и в лагере вообще. Очень ждал поездку, изучил все сайты, подготовил варианты названия отряда, девизы, но в первых двух звонках – почти слезы и одна фраза – хочу домой. Паника не дает мне четко мыслить. Это реакция первого дня? Поддержите советом. Пожалуйста» [4]. Или еще один пример: «Добрый день всем!!! Поддерживаю начатую тему, т.к. сама в аналогичной ситуации. Очень стараюсь не поддаваться панике, но вопрос такой: что отвечать ребенку на фразы «хочу домой», «забери», «очень скучаю»... Как правильно себя вести с ним? Жестко поставить, мол, терпи, привыкнешь, не могу, а мягко и тактично – только лишние слезы. Что делать??? Делитесь, у кого какие секреты и специальные методы???» [4].

Подобные ситуации знакомы каждому вожатому, который хотя бы одну смену проработал с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет). Для психолога, работающего в детском лагере, подобное поведение ребенка, который, по словам родителей с нетерпением ожидал поездки в лагерь, а затем просится безудержно домой – далеко не новое, особенно в организационный период (первые 3-4 дня смены). Ведь ребенок мечтал о море, о походах, о новых знакомствах, а здесь вдруг слезы, жалобы, требования о срочном возвращении «на родину»? Что или кто оказывает такое сильное влияние на состояние ребенка, которому неожиданно даже для самого себя, отчего он так сильно хочет домой к маме? В таких ситуациях педагог-организатор естественно обращается за помощью к психологу. И вот сидит перед тобой маленький человечек, которому в этот момент очень плохо и смотрит на тебя красными от слез глазами с надеждой, что хоть ты как-то облегчишь его душевные страдания.

Исходя из всего этого, возникают вполне закономерные вопросы: Что же происходит в данный момент в жизненном пространстве ребенка и как ему помочь преодолеть столь сложную для него ситуацию? Как помочь родителям, которые не меньше ребенка страдают и требуют разобраться в сложившейся ситуации? Как помочь педагогам, которым необходимо успеть не только поддержать «домашнего» ребенка (а таких в отряде бывает несколько), но и эффективно организовать деятельность детской группы? Эта статья направлена как раз на поиск ответов на эти и многие другие вопросы.

^ Модель консультативного процесса младших школьников в условиях детского лагеря

Ребенок, приехавший отдыхать в лагерь, встречается со многими новыми, непривычными для себя, моментами: условия проживания (новая кровать, шкафчики, тумбочки, другое постельное белье и т.п.); режим дня (необходимо все делать достаточно четко, организованно, по времени – вставать, кушать, делать зарядку, отдыхать днем и т.п.); особенности организации (многое нужно делать самостоятельно – застилать кровать, убирать свою территорию, делать зарядку и т.д.); новые люди (причем их очень много, и с ними нужно разговаривать, спорить, выстраивать взаимоотношения, уметь высказывать свое мнение, выполнять самые разные задания, вместе петь, танцевать, участвовать в разных выступлениях, в общем, жить в очень «большой семье», только жить совершенно не так, как это было раньше, как это принято дома) и самое главное – это отсутствие тех людей, которые всегда были рядом, выполняли все капризы, учили вместе уроки, постоянно поддерживали и помогали во всем – это, конечно же, родителей.

Для получения наилучшего результата, мы предлагаем в условиях лагеря выстраивать консультативную работу в следующих системах (см. рис.1): «Психолог – Ребенок», «Психолог – Родители», «Психолог – Педагог-организатор».


ребенок



психолог



родители



педагог

(вожатый)


^ Рис.1. Модель консультативного взаимодействия в условиях детского лагеря

Все эти системы взаимосвязаны между собой и контролируются психологом как центральным элементом, который помогает через «консультативное взаимодействие», всем субъектам проблемной ситуации обучаться новому поведению, способствует развитию личности, акцентирует ответственность и создает условия, которые поощряют волевую активность клиента.

«Психолог – Родители». Чтобы более подробно охарактеризовать особенности консультативной работы с этой системой хочется привести одну метафору: «…Когда птенцы подрастают, их родители начинают относиться к ним достаточно агрессивно: поклёвывают их и стараются выпихнуть из гнезда. Птенцы при этом сопротивляются, пищат, но в итоге они из гнезда выпихиваются и дальше у них начинается самостоятельная жизнь. Какое-то время их ещё подкармливают, как-то ухаживают за ними, но в гнездо уже особо не пускают. Эта агрессия полностью инстинктивна. И без нее молодые птицы не смогут стать автономными особями. Нарушится процесс воспроизводства и весь птичий род погибнет. Потому что неавтономные и несамостоятельные особи, даже будучи биологически взрослыми, не смогут найти себе, во-первых, пропитание – они и дальше будут клянчить пищу изо рта у родителей, во-вторых, не смогут найти себе пару и начать размножаться, дабы дать жизнь последующим поколениям…» [5]. У многих возникнет внутренний протест, что это происходит у птиц, а мы же люди. У людей мы часто сталкиваемся с тем, что мамам сложно отделить себя от ребенка, ребенка от себя и такое неразрывное существование получило в психологии название психологической сепарации.

За последние десятилетия этот термин получил широкое распространение – во многом благодаря работам Боулби и Винникотта [2, 3], которые разрабатывали идею о том, что многие психические заболевания обусловлены отделением ребенка от матери в младенчестве и в детском возрасте. Гипотеза заключается не в том только, что разделение является причиной страдания в данный момент или даже несчастья потом, а в том, что служит причиной определенных психических болезней, особенно психопатии, фобий и депрессий. Объяснения того, как сепарация приводит к этим результатам, различаются по вариативности и сложности, например: а) она вызывает чувство незащищенности; б) увеличивает враждебность и амбивалентность; в) вмешивается в процессы интроекции и идентификации, тем самым препятствуя развитию Эго; и г) она порождает переживание скорби в том возрасте, когда ребенок еще слишком незрел, чтобы справиться с ней, и как бы «застревает» на фазе отчаяния или депрессии [3].

Понятие сепарации не так однозначно, как может показаться на первый взгляд, поскольку: а) лишь полная сепарация легко отличимая от материнской депривации; б) она предполагает рассмотрение двух переменных: возраста ребенка, в котором имеет место сепарация, и длительность самой сепарации.

Родителям, взаимодействие с которыми происходит у ребенка в основном с помощью телефона, важно объяснить, что в младшем школьном возрасте должна начаться так называемая «естественная сепарация», т. е. постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья. Что именно в этом возрасте для детей с постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значимым становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя (матери).

В младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы их поведения, являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители – это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны.

Естественная сепарация – в отличие от эмоционального отвержения – инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности. С обретением тонкой моторной ловкости, с повышением познавательного интереса ребенка и его стремления к деятельности, с ориентацией его на результат и социальные оценки этого результата главной задачей развития в этой его фазе, в соответствии с периодизацией Э. Эриксона [1], становится формирование у ребенка чувства умелости. В связи с этим особое значение приобретает для ребенка отношение родителей к результатам его труда. «Когда детей поощряют мастерить что угодно, рисовать, варить, рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость... Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности…» [1], поскольку дети при этом чувствуют свою несостоятельность в освоении «технологического этноса культуры». Развитию этого чувства, конечно, могут способствовать не только родители, но и вожатые, и сверстники, что позволит у ребенка формировать чувство уверенности в себе и соответственно более «гладко» проходить процесс сепарации.

«Психолог – Ребенок». В большинстве случаев детской дезадаптации к условиям отдыха в лагере мы наблюдаем процесс затрудненной сепарации ребенка от родителей (в основном от мамы). Многие дети, спустя несколько дней легко «включаются» в лагерную деятельность, вживаются с требованиями и традициями нового «места обитания», активно проявляют себя в разных мероприятиях. Но есть определенная группа ребят, которым очень сложно «переключится», именно такие дети и требуют особого внимания и с ними работает практический психолог в детском лагере. Примером может служить письмо ребенка к маме: «Мамо мені дуже недобре. Мені здається, що я зараз без тебе помру. Мені сумно. Я не можу заснути, а як проснуся, стає без тебе погано. Я не проживу без тебе 20 днів, мамусю! Я не люблю ходити в столову. Я заради тебе все зроблю – скочу з любої скелі. Я сумую за твоїм носиком, забув як я його цьомав. Хочу тебе вже обняти, взяти за твою лагідну ручку. Мрію тебе побачити. В мене скоро розколеться серце!».

В работе с ребенком рациональный подход менее результативен, и объяснять, что у него происходит сепарация, для младшего школьника будет бессмысленно да и глупо. Здесь очень важна как раз поддержка со стороны значимого взрослого. Ведь ребенку не хватает привычной модели поведения со стороны взрослых, и он любым образом в каждом человеке будет искать знакомое для него отношение. Здесь важно в процессе работы постараться стать для него как раз тем человеком, который бы напоминал столь привычного и значимого близкого, отсутствием которого он «пожертвовал», приехав отдыхать в лагерь. Часто после того как произошел раппорт, ребенок увидел или даже уловил какие-то качества у психолога, которые напоминают ему близкого человека, тогда наблюдается некоторое облегчение страдания ребенка, он отмечает, что ему стало лучше, но тревога еще не исчезла окончательно. На этом этапе важно дать ребенку понять, что дверь кабинета психолога для него открыта всегда и здесь он может найти столь важную для него поддержку и помощь.

Если мы начинаем усиливать внимание на внутренние резервы ребенка, предлагая вспомнить, что он успешен, энергичен, способен на многое, то вопреки ожиданиям загоняем его еще дальше в угол. Дело в том, что в сложные моменты жизни дети в таком возрасте не помнят, не чувствуют себя такими, какими являются на самом деле. Попавший в трудное положение ребенок понимает, что окружающие ждут от него чего-то вполне конкретного, но, будучи не в состоянии выполнить эти требования, он начинает сомневаться в себе, невольно боится разочаровать окружающих, а потому вынуждает себя соответствовать их представлениям о нем самом. Для этого он всячески подстегивает себя, в то время как силы ему нужны совсем для другого — для размышлений, нового взгляда на себя, самостоятельных решений, непривычных действий и поступков. Кроме того, страдает и его вера в себя: «Не надо было и пытаться ехать в этот лагерь, для этого нужно немножко подрасти, или быть совсем другим человеком!»; «Да ну его, этот лагерь, у меня совершенно нет сил здесь находиться».

Но как же все-таки подбодрить маленького человека, попавшего в «большую беду»? Главное — не давить на него своими ожиданиями. Неуверенность как другие отнесутся к тому, что он делает, мешает ему сосредоточиться и действовать в нужном направлении. Гораздо важнее показать, что, несмотря на сложную ситуацию, отношение к нему со стороны близких людей не изменилось, что они ценят и уважают его, как и прежде. Если же мы хотим вдохновить ребенка на то, что у него всегда все получиться, лучше привести конкретный пример из своего прошлого (я привожу пример своего первого опыта пребывания в детском лагере и рассказываю, как все изменялось в лучшую сторону). Полезно высказать и свой взгляд на ситуацию, которая сложилась в данный момент: возможно, она действительно так сложна, что растеряться в ней вполне естественно. Или привести пример из жизни лагеря, дающий понять, что в подобных обстоятельствах сложности испытывают многие, но большинство с ними справляются.

Нужно понимать, что в младшем школьном возрасте постепенно начинает играть существенное значение для развития ребенка его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними, делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие – насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива». Отряд является как раз тем главным терапевтическим воздействием, который главным образом помогает ребенку преодолеть «зависимость от родителей» и перейти на новый уровень своего социального развития. Поэтому переходим к третьей системе «психолог-педагог-организатор».

«Психолог – Педагог-организатор». Работа с педагогом является в подобной ситуации очень важной. Психолог оказывает помощь определенное конкретное время, педагог находится рядом с ребенком практически всегда. Если психолог и педагог-организатор выберут правильную стратегию поведения и создадут соответствующие условия для ребенка с затрудненной адаптацией, тогда результат не заставит себя ждать и положительные изменения произойдут в кротчайшие сроки.

Прежде всего, следует помочь выстроить взаимодействие педагога с родителями и выработать единую тактику поведения с ребенком. И здесь психолог через педагога может помочь как ребенку, так и родителям.

Зачастую дезадаптированные дети много времени проводят в разговорах с близкими людьми по мобильному телефону. Педагог в силу специфики своей деятельности может и должен задавать количество звонков ребенку, постепенно уменьшая их от 1-2 в день до 1 в два дня и т.д., педагог может выделить конкретное время для ритуала общения, регламентировать время, сводя его до 5 минут и т.д. Также при грамотно выстроенном взаимодействии педагога с родителями можно обсуждать с ними изменения, которые происходят с ребенком (так как информация, поступающая от ребенка, не всегда соответствует действительности), намечать дальнейший план действий и т.д.

Очень важно самому педагогу не стать «жертвой» плачущего ребенка т.к. дети часто прибегают к демонстративному поведению и владеют хорошими приемами манипуляции, которые оказывались эффективными дома. Здесь нужно дозировать и выдерживать «золотую середину» в процессе взаимодействия с ребенком, быть одновременно и строгим и ласковым, помня Шекспировское «что б добрым быть мне надо быть жестоким» и реагировать в зависимости от поведения ребенка. Если количество «мобильных» разговоров с родителями стало меньше, тогда начинается поиск «родных ушей» среди вожатых и других взрослых людей, которых много в лагере (обслуживающий персонал, медики, администрация и т.д.). Можно часто наблюдать как не получив удовлетворения со стороны одного педагога, ребенок подходит к другому, третьему и начинает демонстративно плакать, искать поддержки, понимания.

Важно научить педагога опосредованно влиять на плачущего ребенка через детскую группу, которая благодаря грамотной работе педагога должна стать для ребенка не только референтной, но и двигателем позитивных изменений в личности младшего школьника. «Отрядная» среда, в которой происходит основная жизнедеятельность младшего школьника, никуда не исчезает а, наоборот, со всех сторон активно влияет на ребенка. Постепенно через совместную интересную деятельность, участие в разных воспитательных делах, ребенок начинает по-иному смотреть и на себя, и на отдых в детском лагере.

Групповое взаимодействие, которое само по себе является терапевтическим, позволяет минимализировать боль от разлуки с близкими, а также постепенно заменить собой пустоту, которая возникает от расставания с родителями и другими значимыми взрослыми. Кроме слов поддержки со стороны педагога, важно его научить оказывать ребенку реальную помощь, которая может быть как самой элементарной (помочь донести книжку, посчитать кровати в корпусе и т.п.), так и существенной — помочь нарисовать отрядную газету, посчитать детей, проверить чистоту в комнатах, помочь в выполнении личного поручения и т.д.

Выводы. Консультативный процесс с младшими школьниками в условиях детского лагеря эффективнее реализовывать в схемах: «Психолог – Ребенок», «Психолог – Родители», «Психолог – Педагог-организатор». Грамотно выстроенное взаимодействие всех компонентов данной схемы, которое обеспечивает психолог, позволяет в короткие сроки оказать психологическую поддержку и осуществлять психологическое сопровождение на протяжении лагерной смены плохоадаптирующемуся младшему школьнику, труднопереживающим разрыв с ребенком родителям, а также позволит выработать единую тактику поведения педагогам и родителям. Но иногда бывает, что не всегда удается убедить родителей конструктивно решить возникшую проблему. В разговоре с такими взрослыми звучит следующая мысль: «Не учите меня воспитывать моего ребенка!»; или «Будут у вас дети, делайте с ними что хотите, а я буду делать так, как считаю нужным!». И в таких ситуациях ничего нельзя изменить, если нет поддержки и мотивации со стороны родителей. Остается лишь с сожалением провожать взглядом детей, которые не смогли прожить артековскую смену, ощутить ее краски, вырасти благодаря ей. Остается с таким же сожалением провожать родителей этих детей, которые, не позволив своим детям хоть на немного побыть самостоятельными, забирают их раньше окончания смены домой. Но радует и то, что намного больше ситуаций противоположного содержания. И неимоверно приятно, когда в конце смены ты видишь все того же «домашнего» ребенка в слезах, но теперь уже эти слезы не от горести разлуки с родными, а от горести разлуки с «Артеком».

Литература

  1. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – М., 2002.

  2. Винникотт Дональд Вудс. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - М.: Литур, 2004.

  3. Боулби Джон. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477с.

  4. http://www.artek.ua

  5. http://www.separacia.ru

  6. http://www.constellator.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности психологического консультирования детей iconОсобенности психологического консультирования детей
Мдц «Артек», практический психолог детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек», Украина

Особенности психологического консультирования детей iconОсобенности психологического консультирования детей
Мдц «Артек», практический психолог детского лагеря «Кипарисный» мдц «Артек», Украина

Особенности психологического консультирования детей iconКонтрольная работа заочникам 2012-2013
Тестовые задания к темам по частным теориям психологического консультирования (на выбор)

Особенности психологического консультирования детей iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

Особенности психологического консультирования детей iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Билеты по предмету основы психологического консультирования за весенний семестр 2001 года

Особенности психологического консультирования детей iconCourse unit title: Principles of Psychological Consulting
Гороностай Г. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – К., 1995

Особенности психологического консультирования детей iconОсновы психологического консультирования
Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением

Особенности психологического консультирования детей iconОсновы психологического консультирования
Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением

Особенности психологического консультирования детей iconИтоговый пресс-релиз
С 4 по 10 октября 2012 г в Киеве состоялся представительный форум в области профессиональной психотерапии и психологического консультирования...

Особенности психологического консультирования детей iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<