Главное управление образования Курганской области
ГКОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум» Рассмотрена на МО «Утверждаю»
классных руководителей директор _________
_____________________ Скутина Т.А.
Протокол № ________ _______________
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по подготовке будущего семьянина
«Взросление»
2011год
Содержание
Паспорт Программы 3
2. Обоснование Программы 5
Механизм реализации Программы 7
Нормативно-правовая база 9
Содержание, формы и методы работы 10
План реализации Программы 12
Критерии результативности воспитательной работы и диагностика 15
Литература 16
Паспорт Программы
^
| Целевая воспитательная программа по подготовке будущего семьянина «Взросление»
|
Заказчик Программы
| Админисстрация ГКОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум»
|
^
| Лисина Г.А.- зам. директора по воспитательной работе,
Зубова И.В. – преподаватель педагогики, психологии
|
^
|
Педагогический и студенческий коллективы ГКОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум»
|
^
|
Воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни.
|
Задачи
|
Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые доброжелательные и уважительные отношения.
Формирование высоконравственных взглядов на любовь, чувства ответственности во взаимоотношениях юношей и девушек.
Расширение представлений о народных семейных традициях.
Формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей.
|
^
|
4 года, с сентября 2011 по июнь 2015
|
Ожидаемые результаты
|
Повышение уровня знаний студентов по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки.
Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье;
Проявление уважительного отношения к близким людям;
Готовность студентов к решению конфликтов и основных проблем в межличностных отношениях в семье;
Теоретическая готовность студентов к семейной жизни.
| ^
| Средства бюджета ГКОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум»
| Механизм реализации и контроля
| Реализация программы осуществляется в течение всего периода профессиональной подготовки студентов в учебной и внеурочной деятельности.
Диагностирование обучающихся проводится в первом, четвёртом и восьмом семестрах.
Контроль осуществляется администрацией техникума, Советом техникума.
|
^ Данная программа направлена на подготовку студентов к выполнению социальной роли «семьянина» и включает курс внеклассных воспитательных занятий, посвященных различным аспектам семейной жизни и психологии межличностных отношений в семье.
В настоящее время в связи со сменой социальных ориентиров и нравственных ценностей данная проблема становится достаточно актуальной. Сегодня важной задачей становится профилактика негативных явлений в семейной жизни: роста числа разводов, неполных семей, семейного насилия, детской безнадзорности и беспризорности.
Проблема готовности к семейной жизни заключается в том, что большинство молодых людей, вступающих в брак, не имеют реального представления о трудностях семейной жизни и о тех задачах, которые супругам придется в дальнейшем решать.
Можно ли подготовиться к семейной жизни? В полной мере, конечно, нет. Но можно усвоить основные правила взаимоотношений, узнать о трудностях современной семьи и о том, как их преодолевать.
В XX веке такой традиционный институт, как семья, претерпел значительные изменения. Продолжает он меняться и в XXI веке. Многие изменения оказали положительное влияние на взаимоотношения внутри семьи. Но, к сожалению, большинство трансформаций сделали институт семьи нестабильным, подверженным негативным влияниям и не выполняющим возложенных на него функций.
Современная семья – отражение общества, и внутри семьи существуют такие же проблемы, что и на уровне общества.
Не стоит отрицать, что сегодня наблюдается падение семейных ценностей, рост числа семейных конфликтов, изменение общественного положения как женщин, так и мужчин. Множество браков заканчиваются разводами, а большая часть людей предпочитает не регистрировать отношения.
Ухудшающееся здоровье молодежи требует особого внимания как к репродуктивному, так и, в целом, социальному здоровью молодежи; в том числе, к созданию новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию подростков и молодежи, внедрению программ по формированию здорового образа жизни и подготовке к семейной жизни с использованием инновационных социальных технологий.
Проведённая перепись населения показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах — 17%.
Как видно, современная семья нуждается в поддержке, решение вышеперечисленных проблем требуется незамедлительно.
Одним из возможных вариантов профилактики семейных проблем и укрепления российской семьи является введение курса по подготовке к семейной жизни, в котором с подростками в форме тренингов, лекций, игр обсуждались бы проблемы межличностных взаимоотношений в семье и продолжение данной работы через разнообразные формы внеурочной деятельности.
Именно молодёжь, будущие создатели семей, должны подойти к этому шагу осмысленно и ответственно.
^ работы по реализации Программы является воспитание семьянина, подготовка студентов к семейной жизни.
Задачи воспитательной работы:
1. Развитие умения устанавливать между юношами и девушками чистые
доброжелательные и уважительные отношения.
2. Формирование высоконравственных взглядов на любовь, чувства
ответственности во взаимоотношениях юношей и девушек.
3. Расширение представлений о народных семейных традициях.
4. Формирование знаний по семейному праву, о способах решения
конфликтных ситуаций в семье, методах семейного воспитания детей. ^ :
- нравственно-этическое воспитание;
- правовое;
- эстетическое;
- физическое;
- семейно-бытовое.
Программа рассмотрена на заседании методического объединения классных руководителей, согласована с педагогическим советом коллектива.
^
Реализация Программы рассчитана на весь период профессиональной подготовки студентов и осуществляется в ходе учебной и внеурочной деятельности, участии студентов в различных социально-значимых проектах и акциях.
На первом и втором курсах основной задачей в работе со студентами являются знакомство с вопросами этики взаимоотношений полов. На внеурочных воспитательных занятиях, которые могут проходить в формах лекций, диспутов, тренингов рассматриваются следующие темы: установление взаимоотношений между молодыми людьми; этика знакомства; дружба и любовь; любовь или увлечение; честь и достоинство; культура взаимоотношений влюблённых: Проблема взаимоотношений влюблённых. Спид- общая беда человечества.
На третьем курсе, когда продолжается профессиональная подготовка, изучение обще-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, педагогическая практика, идёт дальнейшая работа по изучению вопросов брака и семьи. На внеурочных занятиях обсуждаются вопросы: как играют на свадьбах, брак и семья, правовые взаимоотношения супругов, идеальный муж, идеальная жена, взаимоотношения с родителями супругов. Осуществляется дальнейшее обсуждение вопросов: Азбука для двоих., Как избежать ссор и конфликтов. Семейный быт. Семейная экономика. Институт семейного хозяйства. Праздники семейного календаря. Секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Наши соседи и друзья. Помимо этого в настоящее время в учебный план всех специальностей включен факультативный курс «Гамология: генезис брака и супружеских отношений».
На четвёртом курсе в ходе внеклассных групповых воспитательных дел рассматриваются вопросы воспитания детей в семье: детство до рождения; советы будущей маме; влияние вредных привычек на развитие плода; традиции народной семейной педагогики; стили и методы семейного воспитания. В учебной деятельности этому способствует изучение психологии, педагогики, социологии, основ права.
Итогом реализации воспитательной программы является тестирование – комбинация психологических методик и социологических опросников, позволяющаея определить:
- уровень знаний студентов, по вопросам формирования семейных отношений;
- предпочитаемую ими стратегию в отношениях с противоположным полом,
- сформированность нравственных принципов и взглядов на семью.
Результаты тестирования обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета по воспитательной работе и Совете техникума.
^
Всеобщая декларация прав человека – Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
Конвенция о правах ребёнка- Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1989г. Ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г. №1559-1.
Конституция РФ.
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
Локальные акты образовательного учреждения по организации воспитательной деятельности.
Содержание, формы и методы работы
^
| Рекомендуемые методы, формы и примерная тематика воспитательных дел.
| 1 и 2 курс. Этика взаимоотношений полов.
Установление взаимоотношений между молодыми людьми. Этика знакомства, дружба и любовь, любовь или увлечение. Честь и достоинство. Культура взаимоотношений влюблённых. Проблема взаимоотношений влюблённых. Спид- общая беда человечества.
|
Беседы, лекции, тренинги, тестирование, занятия с психологом, вечер вопросов и ответов, встречи со специалистами из больницы, работа агитбригад по ЗОЖ, создание буклетов, устный журнал.
| 3 курс. ^ .
Как играют на свадьбах. Брак и семья. Правовые взаимоотношения супругов. Идеальный муж. Идеальная жена. Взаимоотношения с родителями супругов. Азбука для двоих. Как избежать ссор и конфликтов. Семейный быт. Семейная экономика. Институт семейного хозяйства. Праздники семейного календаря. Секреты семейной кухни и настоящей хозяйки. Наши соседи и друзья.
|
Беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, сюжетно-ролевые игры, участие в общетехникумовских мероприятиях (8 марта, 23 февраля), клубные занятия, разрешение проблемных ситуаций.
| 4 курс. ^ Детство до рождения. Советы будущей маме. Влияние вредных привычек на развитие плода. Период новорожденности. Ребёнок и уход за ним. Любовь и долг. Роль отца в воспитании ребёнка. Семь «я». Традиции народной семейной педагогики. Авторитет родителей, его источники и прочность.
Стили и методы семейного воспитания. Здоровый образ жизни в семье -основа воспитания. Время отдыха: с субботы до понедельника. Скоро в школу. Трудный возраст. Конфликты поколений. Ошибки воспитания.
|
Беседы, индивидуальные беседы, лекции, тренинги, занятия с психологом, индивидуальное консультирование, сюжетно-ролевые игры, встречи со специалистами из больницы, создание буклетов, клубные занятия, разрешение проблемных ситуаций.
|
^
№
п\п
| Содержание и формы
деятельности
| Сроки
| Ответственные
| 1.
1.1
| Организационное обеспечение
Разработка целевой программы и её рассмотрение на методическом объединении классных руководителей.
| Сентябрь
2011г
| Зам.по ВР, педагог-психолог.
| 1.2
| Согласование Программы с педагогическим советом, постановка задач перед коллективом.
| Сентябрь
2011г
| Администрация
техникума
| 1.3
| Организация работы по реализации воспитательной Программы по подготовке студентов к семейной жизни.
| В течение
всего
периода
| Классные руководители, преподаватели, педагог-психолог
| 1.4
| Организация мероприятий по обмену опытом: подготовка сообщений на МО классных руководителей.
| По плану
МО
| Зам. по ВР,
классные
руководители
| 2.
2.1
| Информационное обеспечение
Изучение рекомендаций Глав УО Курганской области по вопросам подготовки студентов к семейной жизни на МО классных руководителей.
| В течение
всего
периода
| Зам. по ВР
| 2.2
| Обзор психолого-педагогических изданий и ресурсов Интернет по вопросам подготовки к роли «семьянина».
| В течение
всего
периода
| Зам. по ВР
| 3.
3.1
| Методическое обеспечение
Пополнение методической копилки техникума разработками мероприятий по вопросам становления будущего семьянина.
| В течение
всего
периода
| Классные руководители
| 3.2
| Составление каталога статей по вопросам подготовки студентов к браку и семье.
| В течение
всего
периода
| Библиотекарь
| 4 4.1
| Психолого-педагогическая
поддержка
Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися, по вопросам взаимоотношения полов, неразделённых чувств.
|
В течение
всего
периода
|
Педагог-психолог
| 4.2
| Проведение психологических тренинговых занятий по развитию нравственно-этических качеств.
| В течение
всего
периода
| Педагог-психолог,
классные
руководители
| 4.3
| Работа «телефона доверия».
| В течение
всего
периода
| Педагог-психолог,
члены
студенческого психологического
центра
| 5
5.1
| Воспитательная работа
Подготовка материалов на сменный стенд по профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, половые связи) под названием «Мы за здоровый образ жизни».
|
В течение
всего
периода, обновление материалов
|
Зам. по ВР,
классные
руководители,
активы групп,
студпрофком
| 5.2
| Работа волонтёрского отряда «Мы за здоровый образ жизни».
| В течение
всего
периода
| Зам. по ВР,
участники
агитбригады
| 5.3
| Выпуск агитбуклетов «Мы за семейные ценности», «Нет – абортам!»
| В течение
всего
периода
| Активы групп,
студпрофком
| 5.4
| Организация работы клуба «Семейная гостиная»
|
с 2012-2013 уч.года
| Зам. по ВР,
классные
руководители,
руководитель
клуба
| 5.5
| Проведение групповых воспитательных часов.
Примерная тематика:
Расскажи мне о себе (тренинговое занятие).
Я и моя семья (рассказы студентов о своей семье).
Любовь – что это?.. (классный час-рассуждение).
Красота спасет мир (классный час-презентация).
Вселенная любви (устный журнал).
Любовь между началами — мужчиной и женщиной (дискуссия).
Три источника влечения — душа, разум, тело (классный час-лекция).
О видах любви. Любовь созидательная. Любовь разрушительная (классный час-лекция).
Семья + семья (викторина).
Семья на отдыхе. (сюжетно-ролевая игра)
Кредо по-настоящему счастливых супругов (классный час-практикум).
Можно ли предупредить конфликтные ситуации в семье? (разрешение конфликтных ситуаций)
От чего умирает любовь (диспут)?
Женщина — сердце семьи, ее духовное начало (классный час-лекция).
Мать — первая земная Вселенная (семейная гостиная).
Я родился (сюжетно-ролевая игра)!
Имя будущего ребенка (сюжетно-ролевая игра).
О семейных традициях (устный журнал).
Современные трудности в браке (классный час-беседа).
| В течение
всего
периода по
планам воспитательной
работы с группами
| Классные
руководители,
педагог-психолог,
члены
студенческого психологического
центра,
активы групп с приглашением мед. работников, специалистов социальной службы, инспекции по защите прав детей.
|
^
Критерии эффективности
| Показатели
| ^
| Знание основ межличностных отношений в семье
| Повышение уровня знаний студентов по вопросам межличностных взаимоотношений юноши и девушки, супругов в семье
| Анкетирование, тестирование
| Отношение к своему здоровью, как одному из условий продолжения рода
| Повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье. . Развитие потребности в здоровом образе жизни.
| Педагогическое наблюдение, анализ результатов медицинских осмотров
| Гражданское самосознание; социальная зрелость личности.
| Развитость гражданского самосознания, социальной зрелости личности. Готовность и способность к самоутверждению и самореализации в современном обществе.
| Педагогическое наблюдение, анализ полученных данных в ходе общения с педагогами и студентами.
| Нравственный потенциал личности.
| Развитость нравственных качеств, эмоциональной сферы. Уровень культуры общения и поведения. Готовность следовать нравственным нормам в своей жизнедеятельности.
| Педагогическое наблюдение, полярная анкета, тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте",
методики "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора",метод ранжирования,
методики "Репка" ("Что во мне выросло»)
|
Литература
Басаргина, А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания //Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия ,2006. -512с.
Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение ,2003. -175с.
Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев - М.: Просвещение ,1999. -270с.
Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия ,2005. -314с.
Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение ,1992.- 200с.
Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
Интернет-ресурсы
http://www.sciteclibrary.ru/family/ Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи.
http://www.7ya.ru Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.
|