Столбова Елена Александровна




Скачать 68.42 Kb.
НазваниеСтолбова Елена Александровна
Дата публикации19.08.2013
Размер68.42 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Столбова Елена Александровна,

аспирант Челябинского государственного педагогического университета, Россия
Выявление детей группы риска в условиях летнего лагеря

В летний период 2012 года на базе Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» (г. Челябинск) по путевкам органов социальной защиты отдохнули 1055 детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, дети, находящиеся под опекой, дети, находящиеся в социально опасной и тяжелой жизненной ситуации и дети – сироты (табл. 1).

Таблица 1

^ Социальные показания

1 смена

2 смена

3 смена

4 смена

Отдыхающие в ДОЛ

в%

дети из неполных семей

94

89

90

61

334

32%

социальные показания не указаны

52

53

49

61

215

20%

дети из малообеспеченной семьи

48

55

54

42

199

19%

дети из многодетных семей

24

41

41

33

139

13%

дети, находящиеся под опекой

44

29

29

27

129

12%

дети – сироты

0

0

0

30

30

3%

СОП, ТЖП

0

0

0

9

9

1%




262

267

263

263

1055




Данные для исследования были предоставлены органами социальной защиты, которые направили детей в детский лагерь. Проанализировав статистические данные (Табл. 1), можно отметить, что большая часть детей входит в группу «дети из неполных семей» - 32%; у 20% (215 человек) социальные показания не были указаны; 13% (139 человек) - дети из многодетных семей, 12% (129 человек) - дети, находящиеся под опекой; 3% (30 человек) - дети, проживающие в детском доме; самая немногочисленная группа - дети, находящиеся в социально опасном положении и в трудной жизненной позиции - 1% (9 человек).



Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает один из критериев их дифференциации – «дети, проживающие в малоимущих семьях»; «дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи». Эти обстоятельства могут быть различными и зависеть не только от ребенка, но и от семейного уклада жизни.

Разные названия отражают различные точки зрения относительно этой категории детей, которые, в свою очередь, обуславливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе, и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее – несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах. Первый аспект – это риск для общества, который создают дети данной категории. Это понятие позволяет выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. Второй аспект: тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе – риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

В течение 4 смены с 10 по 27 августа нами была проведена первичная диагностика с целью выявления детей «группы риска». В методике представлены пять шкал: отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуация характера. Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

В исследовании приняли участие дети из старших и средних отрядов от 9 до 15 лет, всего 85 человек. По результатам диагностики мы определили, что у 39% (33 человека) проявляется высокий уровень в показателях по 3-5 шкалам, у 61% (52 человека) выявлен низкий уровень в показателях по 1-2 шкалам.

Низкий уровень

Высокий уровень

Определение такой группы детей позволило найти индивидуальный подход к работе с детьми, решить возникшие трудности, создать условия для снижения уровня по таким психологическим показателях, как: агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе через участие в мероприятиях, делах в отряде, систему самоуправления на уровне отряда и лагеря.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети, имеющие высокий уровень в показателях по шкалам, имеют большую вероятность выраженности к группе риска, предполагается, что у таких детей, скорее всего, мы можем наблюдать явление социальной дезадаптации. Выявление такой группы детей необходимо, для проведения профилактических мероприятий и осуществления социальной поддержки детей в условиях детского лагеря, когда они находятся вдалеке от дома и родителей им необходима дополнительная поддержка, которая будет осуществляться не только вожатыми или воспитателями, а всеми службами лагеря.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социально-педагогическая поддержка детей группы риска в условиях детского лагеря возможна, если:

во-первых, обозначен индивидуальный план работы для работы для детей, с обозначением участников, осуществляющих поддержку;

во-вторых, создан комплекс педагогических условий для социально-педагогической поддержки в условиях детского лагеря: формирование лидерских качеств у подростка; включение подростка в социально-педагогическое проектирование; обеспечение участия подростка в социальном партнерстве в детском лагере.

Итак, целью исследования является научное обоснование, разработка и внедрение методов выявления детей группы риска, для осуществления социально-педагогического сопровождения в условиях летнего лагеря.

В дальнейшей работе в соответствии с гипотезой и целью исследования мы предполагаем разработать и внедрить программу социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях детского лагеря.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Столбова Елена Александровна iconПрограмма мероприятия
Веровец Елена Александровна – Первый заместитель начальника главного управления регионального развития, привлечения инвестиций и...

Столбова Елена Александровна iconЯричевская Светлана Александровна председатель комиссии Трощеновский...
Ревизионная комиссия в составе 3-х человек была избрана в марте 2011 года (протокол №1 от 14. 05. 10г.)

Столбова Елена Александровна iconРазработка мероприятия «Что такое дружба?» Практический психолог Чернобай Елена Александровна
...

Столбова Елена Александровна iconЧернышева Елена Александровна Украина. Харьков, ул. Ватутина, 39/12 тел. (097) 915 50 88
Харьковский Национальный Автомобильно Дорожный Университет (хнаду) факультет «Управления и бизнеса», специальность Организация перевозок...

Столбова Елена Александровна iconШелудько Елена Александровна
Многие поступают, не предполагая, чему будут обучаться. Особенно сложно приходится студентам из сельской местности. От позитивной...

Столбова Елена Александровна iconПрограмма проведения авторского методического семинара-тренинга для...
Ответственные за проведение: Одинцова Елена Александровна, методист по воспитательной работе Института последипломного образования...

Столбова Елена Александровна iconАндронова Анна Александровна к э. н., доцент Чижевская Елена Леонидовна...
Российской Федерации или решениями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный уровень...

Столбова Елена Александровна iconБиографическая справка пономаренко Анна Александровна
Пономаренко Анна Александровна работает заместителем председателя Херсонской областной государственной администрации

Столбова Елена Александровна iconК иев, Одесса, Симферополь, Харьков, Почаев в каждом из этих украинских...
Святителя Николая Чудотворца, благочинный г. Самары священник Анатолий Урсув. По нашей просьбе отец Анатолий и Елена Александровна...

Столбова Елена Александровна iconОтель «Бор» Св. Константин и Елена
Елена“ это самый старый черноморский курорт Болгарии, в 2008 году ему исполнилось 100 лет. В 1907 г было принято решение по приему...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<