Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология»




Скачать 11.96 Mb.
НазваниеУчебник Дэвида Майерса «Социальная психология»
страница1/82
Дата публикации10.09.2013
Размер11.96 Mb.
ТипУчебник
uchebilka.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   82

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

FIFTH EDITION

Social Psychology

David G. Myers

McGRAW-HILL, INC.

New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota

Caracas Lisbon London Madrid Mexim

NewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов

и аспирантов психологических факультетов,

а также слушателей курсов психологических

дисциплин на гуманитарных факультетах

ВУЗов РФ

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 1997

Дэвид Майерс

Давид Майерс Социальная психология

Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Научный редактор А. Свенцицкий

Литературные редакторы М. Шахтарина,

В. Рыжков, В. Попов

Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев

Художник А. Суворов

Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина

Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина

ББК 88.5 УДК 159.9:301 Майерс Д.

М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.

© 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.

© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,

С. Шпак, 1996.

© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.

Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.

Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-88782-141-8

ISBN 0-07-044377-7 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.

Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.

197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27

в Социальная психология и смежные науки.................................................30

Социальная психология и социология................................................30

Социальная психология и психология личности..................................31

Уровни объяснения...........................................................................31

Резюме ............................................................................................33

■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33

Очевидное влияние ценностей............................................................34

Завуалированное влияние ценностей..................................................34

Субъективные аспекты науки.........................................................34

Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36

Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38

Резюме ............................................................................................38

■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология

аналогом здравого смысла?.........................................................................40

Резюме ............................................................................................46

■ Социальная психология: как это делается.................................................46

Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46

Противостояние: взаимосвязь — причинность ................................47

Опрос..........................................................................................49

Нерепрезентативные выборки....................................................50

Последовательность вопросов ....................................................51

Право выбора ответа.................................................................52

Формулировка .........................................................................52

Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53

Контроль: манипулирование переменными.....................................53

Случайное распределение: великий уравнитель...............................55

Этика экспериментального исследования........................................56

Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58

Из лаборатории — в жизнь...............................................................60

Резюме ............................................................................................60

ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62

ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64

■ Я-концепция....................................................................................................64

Самопознание...................................................................................67

■ Социальная психология

Объяснение нашего поведения.......................................................67

Прогноз нашего поведения............................................................68

Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69

Я и культура....................................................................................71

Резюме ............................................................................................73

■ Самоэффективность.......................................................................................74

Локус коргтроля................................................................................74

Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75

Коллективная эффективность............................................................77

Резюме ............................................................................................79

■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79

Объяснения позитивных и негативных событий..................................79

Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82

Нереалистичный оптимизм................................................................83

Ложный консенсус и уникальность ....................................................85

Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86

Мотивация самоуважения..................................................................88

Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу

своего Я...........................................................................................89

Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90

Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91

Резюме ............................................................................................93

■ Самопрезентация............................................................................................94

Ложная скромность ..........................................................................94

Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95

Управление впечатлениями ...............................................................96

Резюме ............................................................................................98

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99

■ Интерпретация других..................................................................................100

Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100

Предполагаемые черты................................................................ 102

Атрибуции здравого смысла........................................................ 103

Интеграция информации............................................................. 104

Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104

Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105

Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107

Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109

Перспектива и ситуационное осознание .................................... 109

Культурные различия .................................................... \\2

Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атри­буции? ..............................'............................................................. \\2

Резюме ................................................................. \ •] 5

■ Наши суждения о других............................................................................U5

Интуиция: наш потенциал внутреннего знания .................................115

Сила интуиции............................................................. j j g

Содержание ш

Границы интуиции...................................................................... 117

Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118

Восприятие и интерпретация событий..........................................119

Стойкость убеждений ................................................................. 122

Конструирование воспоминаний ..................................................123

Реконструирование прошлых установок ................................... 124

Реконструирование прошлого поведения...................................126

Реконструкция прежнего опыта ............................................... 127

Самонадеянность в суждениях.........................................................128

Лекарство от самонадеянности .................................................... 131

Эвристика...................................................................................... 132

Эвристика репрезентативности.................................................... 132

Игнорирование базовой оценочной информации ...........................133

Доступность эвристики ............................................................... 134

Иллюзорное мышление................................................................... 136

Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136

Иллюзия контроля..................................................................... 138

Азартные игры ....................................................................... 138

Возврат к среднему................................................................. 138

Настроение и суждения................................................................... 140

Резюме .......................................................................................... 142

■ Убеждения самореализации........................................................................143

Ожидания преподавателя и поведение студента ................................144

Что мы ждем от других, то и получаем ............................................. 145

Резюме .......................................................................................... 147

■ Выводы...........................................................................................................148

Резюме ..........................................................................................152

ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153

■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155

Неужели мы все лицемеры ?............................................................. 155

Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157

Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157

Уменьшение других влияний на поведение...................................158

Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159

Повышение силы установки......................................................... 160

Довести установки до сознания................................................ 160

Сила установок, закрепленных опытом ..................................... 161

Некоторые выводы.....................................................................162

Резюме .......................................................................................... 162

■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163

Наши роли.....................................................................................164

Утверждение становится убеждением ............................................... 166

Феномен «нога в дверях»................................................................ 168

Дурные поступки и установки......................................................... 171

Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173

Социальные движения.................................................................... 174

■ Социальная психология

Размышления над данными исследований......................................... 175

Резюме .......................................................................................... 176

■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176

Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177

Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178

Недостаточное оправдание.......................................................... 179

Диссонанс после принятия решений.............................................182

Самовосприятие ............................................................................. 183

Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186

Сравнение теорий........................................................................... 189

Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191

Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193

Резюме ..........................................................................................194

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   82

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconАндреева Г. М. Социальная психология. Уч. Пос. /Г. М. Андреева Социальная психология
Анализ социально-психологической атмосферы в коллективе и разработка мер по ее улучшению

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconУчебник нового века психология Учебник для гуманитарных вузов
П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ ред. В. Н. Дружинина. — Спб

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconУчебник для вузов Оглавление Учебник посвящен анализу и современной...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconУчебник для вузов Учебник посвящен анализу и современной интерпретации...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconНадежда Мельникова Социальная психология: конспект лекций лекция...
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconРекомендована література Базова
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр и доп. – М.:  Аспект...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconИсследование памяти, внимания младших школьников
Специальности: практическая психология социальная педагогика; биология практическая психология; музыка практическая психология; начальное...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconУчебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер, 2003. 351 с.: ил. Серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconУчебник для вузов
Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп и перераб. — Спб.: Питер, 2004. — 639 с.:...

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» iconУчебник для вузов
Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп и перераб. — Спб.: Питер, 2004. — 639 с.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<