Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин




НазваниеПрограмма обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин
страница1/12
Дата публикации31.08.2013
Размер2.25 Mb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


ПРОГРАММА

ОБНОВЛЕНИЕ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Б. Д. ЭЛЬКОНИН

ВВЕДЕНИЕ

В ПСИХОЛОГИЮ

РАЗВИТИЯ

(в традиции культурно-исторической теории л.с. выготского)

МОСКВА 1994
ББК88

Рецензенты:

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник

Психологического института РАО

Г. А. Цукерман, Кандидат психологических наук, член-корреспондент РАО

B.C. Собкин.

Научный редактор Т. А. Нежнова

Б.Д. Эльконин. Введение в психологию развития (в традиции куль¬турно-исторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с, ил.
В книге предложен подход к анализу акта развития. Акт развития представ¬ляется в двух аспектах: во-первых, как определенное состояние жизни, и во-вторых, как культуросозидательное (продуктивное) действие. Представлены материалы, демонстрирующие возможность экспериментального изучения ак¬та развития.

ISBN 5-88415-003-2

© Б.Д. Эльконин. 1994

© "Тривола". Оригинал-макет.

1994

Данное издание представляет собой авторскую рабо¬ту, подготовленную в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", которая осуще¬ствляется Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом "Культурная инициатива".

Спонсором программы является известный амери¬канский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

Стратегический комитет программы:

Владимир Кинелев Владимир Шадриков Валерий Меськов Теодор Шанин Дэн Дэвидсон Виктор Галичин
Эльконин Борис Даниилович

Родился в 1950 году в Москве. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 году. Кандидат психологических наук, заведующий лаборато¬рией теоретических и экспериментальных проблем психологии разви¬тия Психологического института РАО. Ведет исследования и имеет публикации по проблемам психологии развития, возрастной и детской психологии, теории действия, психологии продуктивного мышления, педагогической психологии, проектирования образовательного про¬странства.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

^ РАЗДЕЛ I. ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 9

Глава 1. Бытие развития 9

Глава 2. Идеальная и реальная формы 12

Глава 3. Событие 44

Глава 4. Посредничество 63

РАЗДЕЛ II. ЕДИНИЦА РАЗВИТИЯ 105

^ Глава 5. Предметное действие 105

Глава 6. Продуктивное действие как единица развития 116

Глава 7. Знаковое опосредствование и творческий акт 132

Глава 8. Условия возможности действия 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

Публикация этой книги инициирована Владимиром Петро¬вичем Зинченко, возглавляющим программу "Геном культур¬ного развития человека", в рамках которой многие мысли, из¬ложенные в книге, были обсуждены и тем самым апробирова¬ны. Автор искренне признателен Владимиру Петровичу за то, что, сочтя некоторые соображения достойными публикации, он не только порекомендовал, но и настоял на их монографи¬ческом представлении.

Автор благодарен Фонду "Культурная инициатива", поддер¬жка которого сделала возможным издание книги.

Светлой памяти Даниила Борисовича Эльконина

ПРЕДИСЛОВИЕ

Считаю необходимым сделать несколько предуведомлений Читате¬лю, приступающему к работе с этой книгой, чтобы заранее снять неко¬торые вполне обоснованные ожидания, которым, однако, не суждено будет осуществиться. Проще говоря, перечислю то, чего Читатель в этой книге не найдет.

1. Эта книга является введением именно в психологию развития, а

не в детскую, возрастную или педагогическую психологию, и поэтому в

ней нет систематического развертывания их оснований. Перечисленные

области психологической науки имеют разные объекты изучения, раз¬

ные языки описания и поэтому предполагают разные способы размыш¬

ления. Объектом психологии развития является акт развития per се, т.е.

говоря предельно абстрактно, переход как таковой.

Понятно, что данное утверждение содержит допущение о наличии некой особой реальности перехода, особой "жизненной ткани", которая составляет акт развития. Именно эту "жизненную ткань" нам с Читате¬лем предстоит рассмотреть как область особых феноменов, требующих для своего ухватывания особого метода мышления.

Если уж появляется новое слово или имя, то, на мой взгляд, более продуктивно начать размышлять о той новой реальности, которая в нем рождается, и пытаться помочь этому рождению, нежели эмпирически обобщать уже известное и установившееся, лишь расширяя круг объек¬тов. Последнее, кстати, уже сделано в американской психологии разви¬тия; подробнее об этом см.: Бурменская, Обухова, Подольский, 1986.

2. В названии работы указано, что она выполнена в контексте куль¬

турно-исторической теории Л.С. Выготского. Добавлю, что объектом

анализа и критики являются лишь труды самого Л.С. Выготского и его

ближайших сотрудников и учеников — тех, кого можно назвать вторым

поколением выготчан, и лишь в редких случаях рассматриваются рабо¬ты следующих поколений.

Подобное сужение рабочего поля преследует цель предельной кон-цитрации внимания именно на основах и началах психологии развития, ибо я считаю, что именно Л.С. Выготский был тем первым и единствен¬ным психологом, которому удалось выделить собственный объект этой науки и выстроить соответствующий ему метод. Анализу, критике, дальнейшему пониманию и конкретизации этих объекта и метода посвя¬щена книга.

3. Принятый мною метод изложения не соответствует "учебниче-

ским" стандартам. Этот метод можно назвать проблематизирующим.

Проблема, которая проходит через всю книгу и лишь в напряжении

которой все сказанное в ней имеет смысл,— это проблема полагания

субъекта развития.

Выбор такой нетрадиционной манеры написания "учебника" совер¬шен сознательно, ибо я считаю своевременным и современным лишь того специалиста-психолога, который может задать "границу работы" своих методик, профессиональных сведений и техник. Подобная граница воз¬можна лишь как выделение той проблемы, относительно которой весь этот арсенал только и существует. Вне проблематизации невозможно самоопределение — т.е. определение своих собственных возможностей и их границ. А вне самоопределения психолог и вовсе предстает как некий "химик душевной жизни".

4. Не совсем каноническое принятие в качестве материала достаточ¬

но узкой и глубокой "области осмысления", выбор проблематизации в

качестве метода ее представления, а также использование для этого

некоторых собственных работ дают основание назвать этот учебник

авторским и адресовать его в основном тем, кто не просто знакомится с

психологией, а намеревается профессионально заниматься ею.

^ РАЗДЕЛ I. ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Глава 1. БЫТИЕ РАЗВИТИЯ

Допущение развития как особой "области жизни". Историческая ситуация современного детства — исходное условие теоретизирования. Общий план дальнейшей работы.

1.1. Все психологические теории развития, в том числе концепции Л.С. Выготского и его последователей, исходили из того, что развитие есть. При этом необходимо предполагалось, что в реальной жизни при¬сутствуют и "работают" те специальные конструкции, через которые теоретики понимают и описывают развитие человека (например, поня¬тие о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, основных психологических новообразованиях). Вместе с тем предполагалось еще и то, что существует какая-то "область", "пространство" феноменов че¬ловеческой жизни, которая называется человеческим (детским) разви¬тием, и это особая, специальная "область", отличающаяся от других "областей" (например, функционирования). Но главное — в повороте, инверсии этих суждений: есть особая "область жизни", которая называ¬ется развитием. Такова исходная интуиция любой психологической те¬ории развития и теории Л.С. Выготского в том числе.

Задача всего учебника — выявление, объективация и проблемдтиза-ция именно этой интуиции.

Итак, развитие есть, существует, является неким особым бытием и все дело, основная задача в том, чтобы это бытие выделить и предста¬вить. И это именно задача, поскольку вся история психологии и, в

частности, история школы Выготского свидетельствует о том, что эта область жизни не видна непосредственно, не бросается в глаза. А следо¬вательно, нужны специальные средства, особые "очки", разрешающая способность и устройство которых позволяют увидеть, явить себе эту жизнь в ее чистоте, без каких-либо "примесей" и инородных элементов. Эти средства я и называю категориями онтологии развития, т.е. кате¬гориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия.

1.2. Построение средств видения и вычленения акта развития как особой жизненной реальности является не только теоретически необхо¬димым действием. В определенных исторических условиях это действие и практически необходимо. Таковой является ситуация исторического кризиса детства (ЭльконинБ., 1992).

В истории детства есть периоды, для которых характерна утрата форм участия детей и взрослых в жизни друг друга. При этом, конечно же, начинают "замутняться" основные содержательные характеристики возрастов — такие, как ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Именно поэтому у наблюдателя теряется ощущение естест¬венно и закономерно текущего процесса детского развития и становится неуместным своеобразное допущение объективного и закономерного процесса развития системы отношений детей и взрослых. Психологиче¬ское содержание возрастов (по Д.Б. Эльконину — различные образцы смыслов и задач деятельности или ее операционно-технического соста¬ва) перестает быть точкой отсчета — подобием "идеально твердого тела", относительно которого исследователем строятся теоретические конст¬рукты и экспериментальные ситуации, а также практические разработ¬ки (например, суждение о том, что в дошкольном возрасте эффективное обучение возможно только в форме игры, поскольку игра является веду¬щим типом деятельности в этом возрасте, становится далеко не очевид¬ным) .

В период исторического кризиса детства предметом осмысления и действия должны стать именно "точки отсчета" развития — его истори¬чески складывающиеся содержания и формы.

Опоры развития должны быть теоретически и практически воссозда¬ны или пересозданы, ибо они перестали быть, налично и объективно существовать.

Онтология развития и задает строение этих форм и опор. Она есть то знание, которое вызывается разрывом связи времен, кризисом детства и откликается на него; это есть знание, возникающее в кризисной ситуа-

ю

ции и призванное связать две истории и два времени — время жизни человека и время жизни рода — и для этого найти позицию, способ и слова, посредством которых описываются "точки взаимоперехода" жиз¬ни рода и человека.

1.3. В дальнейшем движении нам предстоит выстроить три основные категории онтологии развития, имена которых: идеальная форма, собы¬тийность и посредничество или, соответственно, образ совершенного поведения; способ его явления — "встречи" с наличным поведением; поиск и построение этого способа. Именно с помощью этих трех опор я собираюсь наиболее общо и схематично описать акт развития, полагая при этом, что идеальная форма, событийность и посредничество и есть то, содержание чего меняется в истории, и что именно их воссоздание является положительным заданием исторического кризиса детства.

Рекомендуемая литература

Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской пси¬

хологии и творчество Д.Б. Эльконина//Вопр.психол.1988. N 3.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм де¬

тского развития//Вопр.психол. 1992. N 3-4.

11

^ Глава 2. ИДЕАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ФОРМЫ

Л.С. Выготский об отношениях реальной и иде¬альной форм. Знаковое опосредствование — еди¬ница и модель соотнесения реальной и идеальной форм. Экспериментально-генетический метод и интериоризация. Субъектность и акт развития. Значение и смысловое поле. Смена акцентов в ра¬ботах А.Н. Леонтьева. Уподобление. Изменение представлений о субъектное™ и идеальной форме. Неэволюционный характер усвоения культуры в детстве — периодизация Д.Б. Эльконина. Про¬блема переходов. Строение и работа знака.

2.1. Ядерным, стержневым положением культурно-исторической те¬ории развития является положение о развитии как соотношении реаль¬ной и идеальной форм. Л.С. Выготский полагал, что именно это соотно¬шение задает специфику собственно человеческого развития. В послес¬ловии к 4-му тому собрания сочинений Выготского Д.Б. Эльконин при¬водит следующую цитату из стенограммы его лекций "Основы педоло¬гии": "Можно ли себе представить. . . что, когда самый первобытный человек только-только появился на Земле, одновременно с этой началь¬ной формой существовала высшая конечная форма — человек будущего и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек? Невозможно себе это пред-

12

ставить... Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная фор¬ма. . . уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце раз¬вития и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шага¬ми, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается высочайшее своеобразие детско¬го развития в отличие от других типов развития, среди которых мы никогда такого положения вещей не можем обнаружить и не находим" (Выготский, т. 4, с. 395).

Итак, в детском развитии идеальная форма, по мысли Выготского, "уже существует" и "взаимодействует" с реальной. Это положение раз¬деляли все представители школы Выготского, однако, на вопросы о том, как существует и как взаимодействует, они давали разные ответы. Это же положение задает и ту проблемную область, которая будет прояс¬няться и уточняться в нашей работе.

2.2. Принципиальный ответ на вопрос о способе взаимодействия ре¬альной и идеальной форм дал Л.С. Выготский в понятии о знаковом опосредствовании. Ход его мысли был и остался нетривиальным и нео¬жиданным. Осмысление и переосмысление этого хода и сейчас является чрезвычайно продуктивным.

В 1981 г. в Москве состоялась конференция "Научное твор¬чество Л.С. Выготского и современная психология", пафос ко¬торой выражался в лозунге Д.Б. Эльконина "Вперед, к Выгот¬скому!" Эти слова означали не призыв что-то "штурмовать", а стремление к продуктивному осмыслению, рефлексии собст¬венного движения в русле известной научной школы. Д .Б. Эль-конин много раз говорил, что ощущает какое-то недопонима¬ние, некое неокончательное ухватывание главных, коренных смыслов культурно-исторической концепции:"... при чтении и перечитывании работ Льва Семеновича у меня всегда возни¬кает ощущение, что я чего-то не до конца понимаю. И я все время стараюсь найти и отчетливо сформулировать ту идею, которая руководила им с самого начала его научной деятель¬ности и до самого ее конца" (Эльконин Д., 1989, с. 475-476).

Л.С. Выготский понимал развертывание психических процессов (и поведения в целом) как переход к новому принципу их порождения. Моделью этого перехода (от натуральной к культурной форме поведе¬ния) являлось знаковое опосредствование. В знаковом опосредствова¬нии сами естественно сложившиеся стереотипы поведения становятся

13

предметом изменения и уже в силу этого преодолеваются в качеств естественных — становятся осознанными и произвольными, т.е. челова овладевает собственным поведением.

Знак или, по выражению Л.С. Выготского, стимул-средство являете] психологическим орудием и, в отличие от материального орудия, наце^ лен на самую структуру поведения или сам психический процесс, станса вится средством его построения. "Существенным отличием знака oi орудия,— писал Л.С.Выготский,—. . . является различная направлен¬ность того и другого. Орудие служит проводником воздействий человека на объект его деятельности, оно направлено вовне, оно должно вызвать те или иные изменения в объекте, оно есть средство внешней деятельно¬сти человека, направленной на покорение природы. Знак ничего не изменяет в объекте психологической операции, он есть средство психо¬логического воздействия на поведение — свое или чужое, средство внут¬ренней деятельности, направленной на овладение самим человеком; знак направлен внутрь. Обе деятельности столь различны, что и природа применяемых средств не может быть одной и той же в обоих случаях" (Собр.соч., т. 3, с. 90; курсив мой — Б. Э.). В работе "Орудие и знак" Л.С. Выготский писал: "Слово, направленное на разрешение проблемы, относится не только к объектам, принадлежащим внешнему миру, но также и к собственному поведению ребенка, его действиям и намерени¬ям. С помощью речи ребенок впервые оказывается способным обратить¬ся на самого себя, как бы со стороны рассматривая себя как некоторый объект" ("Орудие и знак", с. 26) .
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconПрограмма •обновление гуманитарного образования в россии- с. А. Беличева
Редакционно-издательский центр Консорциума «социальное здоровье россии» Москва 1994

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconПрограмма обновление гуманитарного образования в россии г. С. Батыгин
Владимир Кинелев, Владимир Щадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галичин

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconСоциальная стратификация
Программа обновление гуманитарного образования в россии в. В. Радаев, О. И. Шкаратан социальная стратификация учебное пособие Для...

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconПрограмма обновление гуманитарного образования в россии г. Г. Дилигенский
Понятно, что подобная, свободная от какихлибо сложностей и сомнений схема общественной жизни, не оставляла много места для раздумий...

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconПрограмма «обновление гуманитарного образования в россии» москва
Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число побе­дителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в...

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconKitaphane info Библиотека Учебной и научной литературы программа...
Подписано в печать 08. 06. 95. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура "Таймс". Печать офсетная. Объем 18,5 усл п л. Тираж 3000...

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconСтатья «Обновление гуманитарного образования»
Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconПрограмма секции гму международной научно-практической конференции...
Председатель – Мирзалиев М. Н. к э н., вице-президент ано «Институт муниципального развития»

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconРабочая программа педагога Мартышовой Людмилы Иосифовны, учителя...
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Юный художник» составлена на основе письма Минобразования России...

Программа обновление гуманитарного образования в россии б. Д. Эльконин iconДонецкий областной институт последипломного педагогического образования...
Торты, брала, отняла, иконопись, факсимиле, жалюзи, рефери, маркетинг, звонит, кухонный

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<