Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях




НазваниеН. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях
страница1/7
Дата публикации10.09.2013
Размер0.77 Mb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Психология > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7


И. И. Беседина

Н. Н. Федотова



ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


ВВЕДЕНИЕ
Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения предопределяют новый подход к проблеме социальной и профессиональной самореализации личности.

Прежде всего это касается вопросов социально-профессионального становления молодежи: молодым людям не достает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. Положение усугубляется слабой профессиональной подготовкой выпускников ПТУ, техникумов их неконкурентоспособностью на рынке труда.

Специфика контингента выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда состоит в следующем:

  • низкий уровень информированности о рынке труда, условиях дальнейшего обучения, условиях занятости;

  • отсутствие опыта работы;

  • массовая правовая безграмотность в области подросткового труда;

  • низкий уровень активности, инициативности, мотивированности собственного трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным действиям.

Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательство), повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимости» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи в процессе профессионального становления. В последнее время тенденция такова, что все больше молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи, в получении рекомендаций специалиста по профориентации (81,1 % по результатам социологического опроса, проведенного ВЦИОМ 1).

Совокупность социологических исследований показала, что основной контингент учащихся средних специальных учебных заведений, и особенно ПТУ, – дети рабочих и служащих с разным уровнем доходов, характером занятости, семейным положением, чаще всего попадающие туда из школы в результате процесса селекции «трудных» подростков и обладающие социальными признаками этих групп, ценностными ориентациями, духовными потребностями. В настоящее время около 1/3 учащихся профтехучилищ на момент выпуска не хотят и не могут работать по полученной специальности. Разочарование в полученной специальности объясняется и противоречием между тем, что требует общество от каждого выпускника профтехучилища, и ожиданиями конкретного производства. В рыночном обществе провозглашается ценность высококультурного и разносторонне развитого работника, а предприятию зачастую нужен специалист узкой направленности, решающий типовые профессиональные задачи, работающий на морально устаревшей технике, в экологически опасных условиях.

Анализируя рынок труда Саратовской области и, в частности, трудоустройство выпускников различных учебных заведений, можно заметить, что 55 % обратившихся в службу занятости являются выпускниками ПТУ, на втором месте – выпускники средних специальных учебных заведений (32 %), на третьем – выпускники вузов (13 %). Очень низкому уровню трудоустройства специалистов, окончивших средние специальные заведения, противостоит более высокий процент трудоустройства выпускников вузов.

В условиях перехода к рыночной экономике меняется отношение людей к знанию и образованию. Многочисленные социологические исследования показывают, что в последнее время резко усиливается прагматизм учащихся и их родителей. Учащиеся и студенты сегодня оценивают учебное заведение со строго определенных позиций: получат ли они такое знание, которое будет полезно в будущей жизни, поможет найти место в жестких условиях рыночной конкуренции.

Одним из факторов снижения остроты проблемы молодежной занятости является реализация опережающей, адаптационной, развивающей программы социального обучения учащихся ПТУ и техникумов, направленной на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию, формирование социальной компетентности, развитие новых стратегий социально-профессионального поведения молодежи, поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные экономические реалии, обеспечение социальной и профессиональной мобильности молодого поколения. Реализация программы по адаптации молодежи к новым реалиям способствует мягкому вхождению в формирующуюся в обществе новую ценностную парадигму.

При построении адаптационной социальной программы важно реализовать три основных момента:

  • обеспечение единства профессиональной и жизненной перспективы молодежи;

  • обеспечение профессиональной и социальной мобильности, смены профессиональных ролей в течение жизни как естественного процесса;

  • формирование психологической готовности к реализации индивидуальных и жизненных моделей.

В предлагаемой программе акцент делается на социальном обучении молодых людей, формирование умения предвидеть обстоятельства, которые влияют на перспективу трудоустройства, преодоление стереотипов поиска в узкой сфере приложения имеющихся профессиональных знаний, коррекцию представлений о профессиональных перспективах и самооценок перспектив трудоустройства, формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся экономических ситуациях, обучение социальным и техническим навыкам по поиску новых форм трудовой самореализации.

Реализация предлагаемой программы социального обучения будет способствовать оптимизации процессов адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям.


Глава 1. Социальное обучение

в контексте социализации
Человеческий фактор в современном производстве, в развитых его формах, особенно в условиях рынка с его конкуренцией людей и идей, становится ведущим фактором. Постоянно ускоряющееся под воздействием рынка техническое и технологическое обновление требует соответствующего развития рабочей силы, непрерывного роста профессиональной квалификации работников, их активного участия в деятельности предприятия. В ситуации, когда имеющийся профессионально-квалификационный потенциал не находит спроса, крайне важной становится готовность человека адаптироваться к требованиям рынка в складывающейся структуре спроса на труд. Рынок труда через посредство работодателей осуществляет «тестирующую, селекционирующую и распределительную функции» 2.

В структурном анализе теоретических оснований социальной работы с молодежью, в условиях рыночных отношений, выделяют четыре парадигмы:

  • фунциональную, предполагающую тип «построения характера и направление бунтарской энергии в социально приемлемое русло с акцентом на моральном развитии молодежи»;

  • интерпретивную, по типу работы с молодежью «развитие личности», направленному на преодоление трудностей, связанных с переходом от детства к взрослости, акцент на развитии в молодых людях положительного образа «Я», устойчивых межличностных взаимоотношений, социальных навыков для участия в существующих социальных структурах;

  • радикально-гуманистическую, соответствующую реформисткой идеологии, развивающую тип работы с молодежью «критическое социальное обучение» и учитывающую различные формы неравенства, негативно влияющие на молодых людей, а также структурные факторы, задерживающие личностное развитие молодых людей;

  • радикальную, предполагающую идеологию радикальных изменений и радикальных форм работы с молодежью; молодежь рассматривается в качестве социально эксплуатируемой, другие социальные группы уменьшают ее жизненные шансы, равенство возможностей для молодых людей не может быть достигнуто до тех пор, пока социальные институты не изменят свою форму, законы.

Практика развития производства в развитых странах показала, что нормой устаревания базовых профессиональных знаний в развитых странах является примерно 5–8 лет, за этот период обесценивается 20–30 % специальных знаний работника 3. Это предполагает необходимость профессиональной самомобильности, без чего работник попадает в условия насильственной мобильности, выражающейся в различных видах высвобождения из производства и необходимости идти по пути поиска нового вида деятельности. И в том и в другом случае человеку, работнику, придется постоянно повышать либо свою квалификацию в рамках одного и того же вида профессиональной деятельности, либо менять профессию (специальность), что означает осознанную или насильственную необходимость постоянного обновления и приобретения новых знаний и умений, то есть непрерывного самообразования. Требуется такое образовательное развитие личности, которое дает возможность опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, умения пользоваться уже имеющимся образовательным потенциалом.

Мировая практика построения системы профессионального образования предполагает, с одной стороны, формирование специальных знаний и умений, а с другой – развитие личности: формирование жизненных планов, мотивов к деятельности.

При дифференциации профессионального образования традиционно исходят из их причинной обусловленности между характером и содержанием труда, потребностями производства. Термин «социальное обучение», более широкий по сравнению с содержанием профессионального обучения, является важным в концептуальном осмыслении ситуации введения нового института. Социальное образование направлено на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в развитии и самореализации. Социальное образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества 4. Средства социального образования не должны быть отделены от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального строя, в котором они формируются. Сегодня социальное образование должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности и как личности.

Человек не рождается членом общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к социальности. Гражданином он становится в ходе длительного процесса социализации. При «вхождении индивида в объективный мир общества» следует различать первичную социализацию, которой индивид подвергается в детстве и вследствие чего он становится членом общества, и вторичную социализацию, благодаря которой уже социализированный индивид включается в «новые сектора объективного мира его общества». Отличие вторичной социализации состоит в том, что она выступает как «приобретение специфического ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда». Необходимы механизмы вторичной социализации, при которых основным содержанием образования становится обеспечение процесса социализации и развития на основе технологий и средств педагогической поддержки. Профессиональная ориентация, как специализированная форма социальной практики, направлена на оптимизацию процессов включения человека в сферу труда. Предадаптирующее освоение «мира труда» не обеспечивалось до этого ни одним существующим социальным институтом вторичной социализации.

Исходя из международных норм и стандартов, а также реалий переживаемого периода, одно из направлений социально-педагогической политики является введение в образовательные учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на раннее профессиональное и жизненное самоопределение молодежи с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда. Подобные программы определяют оснащение личности системой социальных ролей так называемой внешнее «Я». Последнее зависит от приобретаемой личностью способности изменять собственное поведение в зависимости от условий, диктуемых социальных средой, свободно входить в разные среды и исполнять различные социальные роли. Формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций непосредственно связано с понятием социальной компетентности.

В период юношества молодые люди включаются в общественную жизнь, мир, обычаи, привычки и система ценностей которой отличаются от того, что они знали раньше. В современном обществе молодежь впервые «сталкивается с хаосом антогонистических оценок, и замешательство – естественный процесс ее неопытности» 5. Обучение социальной компетентности должно представлять собой овладение инструментарием, который позволит молодому человеку:

  • принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

  • забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

  • представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

  • правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

  • анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

  • представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

  • отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.

Социальную компетентность можно рассматривать и как меру личностной зрелости, характеризующуюся отсутствием противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, предполагающей умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений, и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения.

В настоящее время меняется ведущая образовательная идея: на смену практическому, догматическому, объяснительно-иллюстративному типам обучения приходит адаптирующее развивающее образование.

Суть адаптирующего (адаптационного) обучения состоит в его направленности на подготовку человека к жизни в конкретном обществе, на его приспособленность к конкретной цивилизации, культуре, экономике, структуре власти, производству и т.д. Главным принципом обучения становится требование связи с жизнью, практикой конкретной окружающей среды, требование использования самых разнообразных источников информации, формирование личной диспозиции, практикоориентированной мотивации учения. на занятиях учитель постоянно создает проблемные ситуации, ситуации выбора и оценки, использует для самостоятельных работ саморегулятивные задания, применяет метод самоконтроля.

^ Развивающее обучение основывается на субъективизации позиции учащегося. На таком занятии он думает, размышляет, догадывается, сопоставляет, а главное, много самопланирует, самоконтролирует самооценивает, саморегулирует свою учебную деятельность. Согласно парадигме развивающего обучения, образование способствует становлению развивающего образа жизни человека, строится на диагностике развития личности (а не на диагностике отбора и селекции, как это происходит сейчас).

Культура молчания, насаждаемая плохой школьной практикой, должна быть заменена на культуру диалога, в процессе которого растет критическое сознание личности. Взаимодействие с молодыми людьми формируется как партнерство, в котором молодежь активно вовлечена в определение и изучение интересующего, волнующего и необходимого. На это и направлено социальное обучение.


^ Глава 2. Программа курса

социального обучения
Основные задачи курса:

  • повышение уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях занятости на рынке труда;

  • формирование информационной основы принятия решения о выборе профессионального пути, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной переориентации и переподготовке как средству повышения конкурентоспособности;

  • коррекция представлений о профессиональных перспективах и адекватных социальных установках и ориентаций;

  • обучение навыкам поиска работы, самопрезентации;

  • получение учащимися психологических знаний о себе и освоение некоторых методов и приемов психологического познания.

Разработанная программа направлена на формирование жизненных моделей, включающих трудовую деятельность в качестве основного элемента социальной компетентности, поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные и экономические реалии, обеспечение социальной и профессиональной мобильности молодого поколения.

Программа социального обучения направлена не только на усвоение основных теоретических положений, но и на обучение на основе специально разработанной и поэтапно реализуемой системе заданий, упражнений, самостоятельных практических работ по построению грамотной индивидуально-личностностной модели социального поведения в рыночной экономике.

Программа включает 15 тем и рассчитана на 20 часов (1 час в неделю), однако часть тем требует сдвоенного урока (2 часа в неделю). Распределение времени на отдельные занятия может изменяться в зависимости от усвоения материала и особенностей конкретной группы учащихся.
1. Социальные ориентации и жизненные ценности (1 час)

Социальные ценности и их классификация. Социальные ценности в сфере труда. Жизненная позиция. Изменение жизненных ценностей и позиций в современных условиях.

2. Формирование образа «Я» (2 часа)

Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знания о себе, оценка себя).

3. Развитие эмоциональной устойчивости (1 час)

Эмоции и способы саморегуляции. Психотехнические приемы снятия внутреннего эмоционального напряжения. Стресс, методы предупреждения и защита от него.

4. Формирование адекватной самооценки. Ассертивность поведения (2 часа)

Типы поведения. Понятие ассертивности. Критерии ассертивного поведения. Препятствия и барьеры ассертивного поведения. Понятие адекватной самооценки.

5. Развитие компетентности в общении (2 часа)

Компетентность в общении: общие понятия, психологические закономерности, структурный анализ общения. Способы эффективного общения. Вербальный и невербальный язык общения. Особенности приема и передачи информации. Техники активного слушания.

6. Многообразие мира профессий (1 час)

Понятие профессии. Способы классификации профессий.

7. Социальные проблемы труда ("надо") (1 час)

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложения). Престиж и спрос на профессии.

8. Построение профессионального плана (2 часа)

Способы принятия решения. Условия планирования профессионального будущего. Самонаблюдение. Сбор и оценка информации. Принятие и планирование достижение цели. Психологическая готовность к смене профессии.

9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час)

Рынок труда, его функции, структура, особенности. Внутренний и внешний рынок. Субъективные и объективные факторы, влияющие на успешность адаптации к современному рынку труда.

10. Занятость населения. Безработица (1 час)

Федеральная служба занятости. Функции. Структура. Перечень предоставляемых услуг. Права и обязанности безработного. Необходимые документы. Вопросы выплаты денежных пособий.

11. Пути получения профессий (для тех, кто собирается учиться дальше) (1 час)

Система профессионального образования. Уровни образования. Формы образования. Образовательные стандарты. Средние специальные учебные заведения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения.

12. Основные трудовые права и обязанности работника (1 час)

Трудоустройство как правовой, законодательный акт. Права и обязанности подростка при устройстве на работу. Контракты. Правила заполнения контрактов.

13. Технология поиска работы (2 часа)

Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование, факторы, влияющие на его успешность. Конкурсный отбор. Необходимые сведения о психологическом тестировании.

14. Профессиональная карьера (1 час)

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессионализма. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

15. Адаптация молодого специалиста на новом рабочем месте (1 час)

Личностные и профессионально значимые качества, способствующие адаптации к современному рынку труда. Методика разработки плана по адаптации к новому рабочему месту. Модели профессионального поведения в новой профессиональной области.
^ Методические рекомендации по курсу
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconОтчет о базовом отслеживании регуляторного акта
«Об установлении предельных торговых надбавок (наценок) на продукцию общественного питания, которое реализуется в общеобразовательных,...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconПервый заместитель председателя
Проект розпоряжения председателя областной государственной администрации «Об установлении граничных торговых надбавок (наценок) на...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconН. А. Сура в статье дается описание дидактических возможностей икт...
...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconСихологические особенности профилактики конфликтов в педагогическом процессе
Психологические особенности профилактики конфликтов в педагогическом процессе профессионально-технических учебных заведениях

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconПлан мероприятий по организации празднования 75-й годовщины со дня...
Проведение в общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях Автономной Республики Крым научно-практических конференций,...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconАнализ содержания и методического обеспечения учебно-воспитательного...
Эффективность методической работы как важнейшей составляющей системы последипломного образования педагогических кадров в значительной...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconУчебно-методическое пособие по предмету: «специальная технология»...
«Рецензентами» для учащихся профессионально технических учебных заведений Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины,...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconКрым «06» июля 2010 №268 положение о порядке проведения экспертиз на
Настоящее положение определяет порядок проведения экспертиз на содержание генетически модифицированных организмов в продукции, используемой...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях iconПравовое регулирование трудоустройства студентов
Студенты вузов и учащиеся профессионально-технических учебных заведений имеют равные со всеми гражданами Украины права на труд; нет...

Н. Н. Федотова технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях icon«06» июля 2010 №268 положение о порядке использования средств на...
Автономной Республики Крым на реализацию мероприятий по проведению экспертиз на содержание генетически модифицированных организмов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<