Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер




НазваниеФопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер
страница1/18
Дата публикации01.09.2013
Размер2.27 Mb.
ТипКнига
uchebilka.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Klaus W.Vopel

Materialien fur Gruppenleiter

Teill: DIAGNOSE DER GRUPPENSITUATION

Teil2: GESTALTUNG DER SCHLUSSPHASE

Teil 3: KOMMUNIKATIONSREGELN IN GRUPPEN

Teil 4: UMGANG MIT KONFLIKTEN

Teil 5: TEAMENTWICKLUNG

Teil 6: BRIEFE ALS LERNSTRATEGIE

Teil 7: ZIELE

Teil 8: LERNEN

iskopress

Клаус В. Фопель

Психологические

группы

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

Практическое пособие

Перевод с немецкого 5-е издание, стереотипное

Москва «ГЕНЕЗИС» 2004

УДК 159.98(075.3)

ББК88.4

Ф789

Переводчик Екатерина Патяева

Научный редактор Ольга Сафуанова

Художник Фарит Сафуанов
Фопель К.

Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.

ISBN 5-98563-018-8
Книга адресована психологам, ведущим групповую работу. В ней представлены разнообразные упражнения, существенно расширяющие репертуар приемов ведения групп и повышающие эффективность групповой работы. Рабочие материалы скомпонованы по конкретным направлениям: умение работать с конфликтами, развитие групповой сплоченности, духовный рост и осознание жизненных целей и т.д. Описаны методы, позволяющие диагностировать ситуацию в группе и подготовить участников к завершению групповой работы. Многие упражнения подходят для работы с детьми и подростками.
ISBN 5-98563-018-8

© 1993, 1997 by iskopress, Salzhausen © Издательство «Генезис», 2000

^ От издательства
Уважаемый читатель!

В 1998-99 г.г издательство "Генезис" выпустило в свет серию книг "Как научить детей сотрудничать?". Их автором является немецкий психолог Клаус Фопель — специалист широкого профиля, практик, автор более 90 книг, большинство из которых представляют собой практические материалы для психологов, ведущих группы разных направлений. Мы предлагаем Вашему вниманию очередную книгу К.Фопеля, которая, мы надеемся, будет хорошим подспорьем специалистам, ведущим психологические группы.

Книга представляет собой сборник упражнений и включает в себя как оригинальные авторские разработки, так и приемы, традиционно используемые в различных психотерапевтических школах. Многие упражнения апеллируют не столько к интеллекту и сознанию, сколько к эмоциям и бессознательному. Материалы скомпонованы по темам в соответствии с различными целями групповой работы. У Вас будет возможность выбрать упражнения, которые наиболее соответствуют Вашему направлению работы и наилучшим образом подходят для конкретной группы.

В первой части описаны способы диагностики состояния группы. С помощью представленных здесь упражнений можно выявлять проблемы, возникающие во взаимоотношениях участников группы и анализировать групповую динамику.

Во второй части Вы найдете упражнения, которые помогут участникам осознать и сформулировать свои жизненные цели и более четко понять цели групповой работы.

Упражнения, собранные в третьей части, предназначены для работы с конфликтами. Они помогут участникам осознать позитивную роль конфликтов и научиться сочетать собственные интересы с уважительным отношением к позиции оппонента.

Четвертая часть посвящена проблеме превращения группы как рабочего коллектива в сплоченную команду.

В пятой части приведены упражнения, затрагивающие важнейшие аспекты обучения, приобретения нового опыта и новых знаний.

В книге также описано, как можно использовать в групповой психологической работе письма конкретным или воображаемым адресатам (шестая часть).

Седьмая часть посвящена проведению заключительного этапа групповой работы, подготовке участников к повседневной жизни без ощущения постоянной групповой поддержки.

В конце книги приводятся основные правила поведения в группе.

Книга адресована специалистам, имеющим опыт групповой работы. Материалы предназначены главным образом для работы со взрослыми, однако многие упражнения могут быть использованы в детских и подростковых группах.

Мы надеемся, что эта книга станет достойным пополнением Вашей рабочей библиотеки.

Научный редактор

кандидат психологических наук О.В. Сафуанова

Часть 7

Диагностика групповой ситуации

^ DIAGNOSE DER GRUPPENSITUATION

^ведение

Собранные в этой части книги упражнения позволяют ведущему выявлять и прорабатывать проблемы взаимоотношений, которые часто возникают внутри группы. Эти процедуры могут применяться как в естественных группах, так и в группах, созданных с конкретной целью и на определенный срок. Я исхожу из того, что книгу будут читать специалисты, уже обладающие определенным опытом групповой работы, поэтому основной упор в ней делается на описании самих процедур (к каждой из них приводится подробный текст инструкции), а где и как упражнения могут применяться, обсуждается очень кратко.

Основные идеи, лежащие в основе предлагаемых упражнений, заключаются в следующем:

— Если Вы как ведущий группы анализируете групповой процесс не в тиши кабинета, а вместе с группой, то тем самым Вы увеличиваете вероятность того, что группа как целое станет более зрелой, ответственной и творческой. Группы же, в которых участников подавляют или балуют, будут реагировать как дети: саботажем или апатией.

— Как ведущий группы, Вы должны иметь в виду, что каждая из описанных ниже процедур (которые, помимо всего прочего, должны служить углублению самопознания участников) будет активизировать и сопротивление членов группы. Поэтому попытайтесь занять такую позицию, чтобы по возможности вместе с участниками выявлять те или иные факты и исследовать их взаимосвязи и последствия. Воздерживайтесь от какого-либо оценивания или сравнения конкретной группы с так называемыми хорошими (или даже идеальными) группами.

— Ваша работа по совместному анализу групповой ситуации будет более продуктивной, если в процессе ее проведения Вы будете относиться к участникам более дружелюбно и тепло, чем обычно. Это поможет им справиться с новым, нередко болезненным для них, опытом.
Содержание

Начало работы

Упражнение 1. Кто самый чужой для меня? ......................ю

Упражнение 2. Пожелания друга ..............................12

Упражнение 3. Цели группы ..................................-|з

Сплоченность

Упражнение 4. Степень включенности в группу....................14

Деление группы на подгруппы

Упражнение 5. Скрытые противоречия .........................15

Упражнение 6. "Выяснение отношений" ........................16

Доверие

Упражнение 7. Я тебе доверяю ...............................17

Упражнение 8. Потерявшийся .................................18

Аналаз развития группы

Упражнение 9. Взлеты и падения ..............................19

Упражнение 10. "Хвосты" ....................................20

Взаимное влияние

Упражнение 11. Я в группе ...................................21

Упражнение 12. Ряд влияния .................................22

Упражнение 13. Выбор руководителя группы .....................24

Упражнение 14. Трон .......................................25

Проекция

Упражнение 15. Кто кого напоминает? ..........................26

Симпатии

Упражнение 16. Подарок.....................................28

Групповая атмосфера

Упражнение 17. Удовлетворенность работой группы ...............29

Упражнение 18. Самораскрытие ...............................31

Групповые нормы

Упражнение 19. Незаконченные предложения ....................32

Упражнение 20. Альтернатива ................................33

Отношение к ведущему

Упражнение 21. Приглашение к совместной деятельности ..........34

Расставание

Упражнение 22. Тяжело расставаться ..........................35

Упражнение 23. Что я приобрел? ............................36

Кто для меня самый чужой?

Упражнение 1 (Клаус В. Фопелъ)

В начале работы любой группы участники обычно чувствуют себя несколько скованно. Многие люди ощущают смущение перед группой, высказывая это, например, таким образом: "Я не чувствую себя свободно и не хочу ничего говорить вслух, потому что в группе слишком много людей". Снять эту начальную неловкость помогает один простой рецепт: если человек уясняет для себя, кто конкретно из участников группы вызывает у него смущение, и может сообщить ему об этом, то он перестает испытывать неловкость. Именно это можно сделать с помощью предлагаемого ниже упражнения. Если группа очень велика, Вы можете проводить его в подгруппах, примерно по семь участников в каждой.

■Инструкция: Я хочу, чтобы вы получили возможность чувствовать себя свободнее в нашей группе. Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит для себя на вопрос: кто из участников группы кажется мне в данный момент наиболее чужим? При этом каждый понимает под этим то, что он сам хочет. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на этот вопрос. (1-2 минуты.) А теперь каждый пусть нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как самого чужого. У вас есть для этого 10 минут. Выберите себе несколько карандашей, подходящих, как вам кажется, по цвету для того, чтобы выразить те чувства, которые вы испытываете по отношению к конкретному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом во время рисования. В заключение подпишите портрет и поставьте сегодняшнюю дату, сразу после этого отдайте его тому человеку, которого вы рисовали.

^ Если вы сами получили от кого-то свой портрет, постарайтесь понять, что хотел вам сказать автор. Что чувствуют те из вас, кто не получил ни одного портрета? (3 минуты.)

Обсуждение проходит следующим образом: сначала те участники, которые получили свои портреты, высказывают группе свои предположения о том, что хотел сообщить им автор рисунка, и выражают свое отношение к этому; лишь после этого сами авторы могут высказаться и пояснить, что именно они имели в виду.

10

1Вопросы для обсуждения:

— Что я имею в виду, когда говорю о том, что кто-то в группе чужой для меня?

— Чем мои критерии "чуждости" отличались от критериев, высказанных другими участниками нашей группы?

— Насколько широк был диапазон определений "чуждости"?

— Чувствую ли я себя сейчас увереннее?

— Кто из участников получил много портретов, и как они к этому отнеслись?

— Кто не получил ни одного портрета? Как отреагировали эти участники?
пожелания друга

Упражнение 2 (Клаус В. Фопелъ)

В начале работы любой группы важно, чтобы каждый участник почувствовал, что пребывание в группе может быть наполнено для него особым смыслом. Предлагаемая процедура дает участникам возможность прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны.

1Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Закройте глаза... Пусть вам вспомнится какой-нибудь человек, который, как вам кажется, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в работе нашей группы, и ожидает в этой связи от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый (например, по работе), а может быть и человек, с которым вас связывают личные, близкие отношения... (30 секунд.)

Теперь представьте себе, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных. (2 минуты.)

^ Теперь откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте нам свои записи.

IВопросы для обсуждения:

— Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями?

.— Кто из участников написал примерно то же, что и я?

— Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

— В какой мере ожидаемые результаты моего участия в группе соответствуют теме нашей работы?

12

^ Цели группы

Упражнение 3 (Клаус В. Фопелъ)

В начале работы участников группы нередко тревожит, смогут ли они достичь своих личных целей, поскольку они не знают, в какой мере их собственные желания согласуются с желаниями других. Предлагаемая процедура помогает участникам более четко осознать свои собственные цели, понять, насколько они совпадают с целями других членов группы, и увидеть, что именно их объединяет.

1инструкция: Я хочу дать вам возможность обсудить с другими членами группы планы нашей совместной работы. Пусть каждый выберет себе партнера, с которым он хотел бы выработать общие для группы цели, поделиться своими соображениями о том, зачем он пришел на занятия и чего он ждет от них. Коротко обоснуйте своп выбор партнера, который, впрочем, волен отклонить ваш выбор, если укажет причины своего отказа. Теперь сядьте вместе со своим партнером и в течение пяти минут обсудите следующий вопрос: что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела вместе с нами планировать совместную работу? Каждая пара должна представить свой проект и кратко пояснить его достоинства. При этом не надо говорить пока, с какой именно другой парой вы хотите сотрудничать. После этого пары могут договариваться друг с другом аналогично тому, как это делали отдельные участники на первом этапе упражнения — о совместной работе вчетвером. Опять-таки, пара может сказать "нет", если приведет основания своего отказа. Ваши четверки имеют теперь полчаса для того, чтобы сформулировать три общие для вас цели, над которыми вы хотите работать в рамках нашей группы. Запишите результат ваших усилий на большом листе бумаги, который вы представите для совместного обсуждения.

^ IВопросы для обсуждения:

— Насколько широк оказался спектр представленных целей?

— В какой мере они соответствуют теме группы?

— Насколько вы уверены, что цели вашей микрогруппы могут быть реализованы?

13

^ Степень включенности в группу

Упражнение 4 (Клаус В. Фопель)

Для полноценной работы группы необходимо, чтобы каждый участник ощущал свою принадлежность этой группе. Тот, кто чувствует себя посторонним или слабо включенным в совместную деятельность, вынужден большую часть своей эмоциональной и умственной энергии тратить на то, чтобы искусственно поддерживать чувство собственной ценности и значимости. Особенно проблематично в этом смысле положение тех людей, которые фактически не принимают участия во внут-ригрупповых взаимодействиях (например, сами они молчат, а другие участники к ним не обращаются). Предлагаемое упражнение обращает внимание группы на проблему включенности участников и в тоже время создает предпосылки для более полной интеграции в группу "аутсайдеров".

1Инструкция: Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каждый из нас чувствует себя в данный момент включенным в группу. Для меня это упражнение очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то степени, но посторонним. Сейчас вам надо будет встать, и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в группу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, у противоположной стены комнаты. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место... Теперь оглядитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа. Я хочу, чтобы каждый сейчас коротко сказал о том, что побудило его встать именно на это место и как он относится к решению, принятому другими участниками. В какой мере результат упражнения оказался неожиданным для вас?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconИнструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете...
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения-Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. —...

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconПрактическое пособие Москва удк 159. 98 Ббк 88. 5 К89
К89 Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2002. 320 с.: ил

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconУчебное пособие Электронная версия текста получена с сайта socioworld
Основы научных исследований: Учеб пособие / Под ред. А. А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во "Знания", коо, 2001. 113 с

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconУчебное пособие Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы...
Основы научных исследований: Учеб пособие / Под ред. А. А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во "Знания", коо, 2001. — 113 с

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconДифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах
Александров, П. С. Введение в теорию множеств и общую топологию : учеб пособие / П. С. Александров. – 2-е изд., стер. – Спб. Лань,...

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconЭластичные таблицы авторских знаков для кириллицы и латиницы
Практическое пособие для библиотекарей.— 7-е изд., испр. / Под ред проф. Ю. Н столярова. — М.: Тоо «Либерея», 1993. — 176 с

Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер с нем. 5-е изд., стер iconПрактическое пособие для студентов III-IV курсов handbook for sight translation
Материалы пособия можно использовать для перевода на слух и отработке навыков с применением лексико-грамматических трансформаций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<