Тема: Дом наших отношений




Скачать 141.6 Kb.
НазваниеТема: Дом наших отношений
Дата публикации16.09.2013
Размер141.6 Kb.
ТипУчебник
uchebilka.ru > Психология > Учебник
Комбинированное занятие по психологии и этике

Тема: "Дом наших отношений"
Цель: сплочение коллектива.
Задачи:

анализ степени сплоченности коллектива, выявление проблемных зон в личностном развитии учащихся (для психолога);

расширение знаний детей друг о друге;

активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе;

развитие навыков сотрудничества;

формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе;

развитие у школьников гордости за свой коллектив;

развитие самопознания;

развитие речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование:

Шаблон дома, выполненный из картона (размер: 50см. на 70см.).

Камни – шаблоны из цветной бумаги.

Нарисованные дверь, окно.

Карточки (характеристики благоприятного психологического климата в коллективе).

Карточки с описанием домов.

Фотография современного дома – Зеленой Цитадели Магдебурга (Германия).

Учебник этики (5 класс).

Фломастеры.
Ход игры


  1. Орг. момент.

  2. ^ Объявление темы и цели занятия.


Психолог: Сегодня у нас необычное занятие. Его название «Дом наших отношений». Наша цель – сплочение коллектива, помощь в строительстве добрых, дружных отношений. Мы попробуем расширить знания друг о друге, проанализируем степень сплоченности коллектива, выявим проблемы, которые могут мешать личностному развитию, и пути их решения. Сегодня занятие посвящено нам, одному коллективу, нам, одноклассникам, и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ отношений.

- А что такое отношения в коллективе?

- Зачем нужны отношения?
Учитель этики: Помогут нам в строительстве дома идеальных отношений две науки – психология и этика. Древнегреческий философ Аристотель ставил этику между психологией и политикой, так как она ближе других наук подходит к изучению человека и его отношений в обществе. В этом и сходство этики и психологии.

ІІІ. Актуализация опорних знаний.
Психолог: Жизнь любого человека связана с домом. Наш дом – это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Это, с одной стороны, воплощение нашего благосостояния, с другой – наше представление об уюте и комфорте, интересах и увлечениях, привычках и вкусах. Говорят, что в собственном жилище человека и стены лечат. Но они не только и не столько лечат – они, прежде всего, вселяют в человека уверенность, навевают ощущение стабильности. Знакомая обстановка, привычная ситуация – очень важный фактор человеческого самоощущения.

Наш дом – это наш друг, в котором мы уверены. Кстати, здесь стоит вспомнить одно из тех важнейших качеств, за которое мы очень ценим своих друзей: мы хорошо их знаем, мы привыкли к ним, мы уверены в них.
Учитель этики:

- Давайте вспомним известные пословицы и поговорки о доме.

( “В гостях хорошо, а дома лучше”,“Свой дом – не чужой: из него не уйдешь”,“ И мышь в свою норку тащит корку”,“ В родном доме и стены помогают” )

Ребята, в мире существует множество разных домов, у каждого он свой, и каждый старается вложить в него свою душу и украсить неповторимо. Сейчас вашему вниманию описание домов из литературных произведений.
Представители из каждой команды зачитывают описания домов.
- Что общего во всех этих описаниях?

Лучшие архитекторы мира думают над тем, каким должен быть идеальный дом для современного человека. Мы предлагаем вам заочную экскурсию в немецкий город Магдебург, который прославился своим уникальным домом - Зеленой Цитаделью Магдебурга.
Рассказ подготовленной ученицы .
Психолог: Дом – не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к общению по-своему. Именно это мы и обсудим сегодня.


  1. ^ Основная часть.

Строительство дома
Психолог:

- Из каких материалов строят дома? (дерево, шлакоблоки, камни, бетон)

- С чего начинается строительство дома?


Фундамент
Психолог: Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. В жизни для фундамента используется бетон, камни, каменные блоки, и мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать символические камни. Сейчас мы начнем строительство дома наших идеальных отношений.
Психолог: Ребята, что можно считать фундаментом хороших отношений в коллективе?
Каждая из команд получит по камню монолиту для закладки фундамента. На нем нужно написать то, что вы считаете главным для крепких отношений в коллективе.

( общие интересы, увлечения, похожие человеческие качества и др.)
Камни прикрепляются на макет дома.
Стены
Учитель этики: Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит выстроить каркас нашего дома – стены, крышу. Какую функцию выполняют стены и крыша в доме? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. В основе хороших дружеских отношений в коллективе стоит стержень, то самое главное, без чего не будет коллектива.

- Что это может быть? (Доброта)

- Что может разрушить хорошие отношения в коллективе?

( обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и т.д.)
Сейчас каждая команда получает по 3 символических кирпича, на которых нужно написать черты характера или особенности поведения, которые помогут сохранить комфорт в классе.

( дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум и т.д..)
Кирпичи прикрепляются к макету дома
Окна
Психолог: Вы прекрасно выполнили такое сложное, но важное задание, но все же чего-то не хватает в доме. Отгадайте загадку.


  • Много соседей, все рядом живут,
    А никогда не видятся.

(Окна)

Психолог: Окна – это глаза на мир. Человек смотрит на мир глазами, а глаза - зеркало души , дома смотрят своими окнами, окошками, оконцами.
- Бывают абсолютно одинаковые окна?
Внешне они вроде бы похожи друг на друга, но если присмотреться, можно найти что-то особенное, необычное. Так и в коллективе, хотя и есть много общего между людьми, но каждый человек - личность – индивидуальная, неповторимая (как эти разноцветные символические камешки)! Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность.. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, ваши таланты и способности.

Посмотрите, какие красивые, яркие камешки у меня в коробке, именно из них мы будем украшать наше окошко, чтобы оно было ярким и необычным. Каждый из вас заложит свой собственный камешек.

Беря камешек из коробки и прикрепляя его к шаблону окна, расскажите , чем вы интересны, чем можете гордиться.

К доске выходит по цепочке каждая команда.


Психолог: - Ребята, почему у нас одно окно, а не несколько?

Мы с вами одна команда, и окно нам нужно сделать одно как символ целостности.

Но это не все. У меня есть для вас сюрприз!
Психолог в объединенное окно выкладывает общую фотографию класса.
Учитель этики: Из окон нашего внутреннего мира, из окон наших реальных домов мы смотрим на мир по-разному, как герои этого маленького стихотворения «В одно окно смотрели двое»

Дверь
Психолог: Молодцы, но ДОМ наш все еще не закончен.

Отгадайте еще одну загадку, это то, чего нам не хватает.


  • Кто приходит, кто уходит –
    Все ее за ручку водят.
    (Дверь)


Психолог: Дверь – это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только со своими одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями своих одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации: конфликтные и бесконфликтные.
Учитель этики: Сейчас вы познакомитесь с 2 школьными ситуациями, которые относятся к конфликтным. Необходимо обсудить в группе данные ситуации и предоставить свое решение проблемы.
Ситуация 1

Ученики 5 класса готовились к школьному конкурсу чтецов. Каждый класс должен был делегировать одного исполнителя. Дети решили, что честь класса может отстоять только Маринка, которая посещала театральную студию. Девочка ответственно отнеслась к своим обязанностям, выучила большой стих. Но неожиданно, в день выступления, она заболела ангиной, у нее была высокая температура , и в школу она не пошла. Пятиклассники обиделись. Маринке никто не позвонил, а когда она выздоровела, - с ней никто не разговаривал.
- Можно ли утверждать, что Маринка подвела свой класс?

- Справедливым ли было отношение к ней со стороны одноклассников?

- Как можно было поступить, чтобы избежать такой ситуации?
Ситуация 2

В школе проходил турнир по футболу. В команде 5 класса самым лучшим футболистом был Петя. Мальчик охотно согласился играть за честь класса, но на игру, которая проходила после уроков, не пришел – ему очень хотелось посмотреть по телевизору трансляцию европейского кубка, и это желание взяло верх над обязательствами перед одноклассниками. Когда на следующий день мальчику сказали, что он подвел класс, он ответил, что поступил так специально, чтобы все, а не только он, научились играть: мол, чтобы научиться плавать, нужно упасть в реку.
- Согласны ли вы, что Петя подвел свой класс?

- Мог ли он поступить так, чтоб его интересы были согласованы с интересами коллектива?
Чердак
Психолог: Ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено – это место между потолком и крышей, оно называется чердак.
- Что в реальной жизни обычно храниться в доме на чердаке?
Правильно, люди хранят там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить жалко, потому что они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущем. В отношениях между людьми так же существуют невидимые нити – правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе.
Сейчас мы раздадим вам карточки на которых записаны положительные характеристики здорового коллектива. Вам нужно выбрать те, которые создадут благоприятный микроклимат в классе.

Ребенок читает вслух и кладут карточку на место дома, где очерчен чердак.
Характеристики:


  • В коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.




  • Членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.




  • Отношения строятся на принципах:

  • сотрудничество;

  • взаимная помощь;

  • доброжелательность;

  • одобрение и поддержка;

  • критика высказывается с добрыми пожеланиями.




  • Помощь “новичкам”!




  • Члены коллектива умеют сотрудничать (работать вместе, быстро, инициативно, качественно).




  • Гордость за совместные достижения, индивидуальные достижения.




  • Все сопереживают за неудачи.




  • В отношениях между группами внутри коллектива существует понимание, сотрудничество.




  • Группа открытая – готова общаться и взаимодействовать с другими группами.




  • Уметь прощать другого и не замечать недостатки.


Вывод: Вот к чему мы стремились, строя наш ДОМ, вот к чему все должны стремиться в построении отношений в нашем коллективе.
^ IV. Подведение итогов.

Учитель этики: И вот мы построили ДОМ НАШИХ ОТНОШЕНИЙ.

- Он вам нравится?

Видите, какой он получился: красивый, яркий, радостный добрый, надежный, комфортный. Это дом идеальных коллективных отношений. Давайте определим, на какой стадии строительства находится дом нашего коллектива. Строительство только началось или осталось только крышу накрыть и окна покрасить? А может, дом был построен давно, но он уже нуждается в ремонте и пора снимать паутину и мыть окна?
Высказывания ребят.
Психолог : Строительство дома - процесс долговременный и сложный ,требует очень больших усилий. Сегодня мы обсудили с вами, к чему нам нужно стремиться в построении наших отношений в классе. Даже если вам покажется, что коллектив уже создан, знайте, что потом нужно будет беречь и сохранять то, что создано с таким трудом.

Дарите тепло своей души, дорожите друг другом, чаще протягивайте руку тому, кому нужна ваша помощь. Легче идти по жизни, когда рука в руке – не споткнешься и не упадешь.

Давайте сейчас подарим частичку своего тепла друг другу, возьмемся за руки, чтоб не пропасть по одиночке.
Звучит музыка. Ребята выходят из-за столов и берутся за руки.

^ Используемая литература:
Даль В.И. Пословицы русского языка. – М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л.Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003-312с.
Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.



Приложение №1
Всем хорошо известны самые разные психологические классификации – условное разделение людей на “психологические типы”. Например, в зависимости от времени сна люди делятся на “сов” (бодрствующих поздно вечером и столь же поздно просыпающихся) и “жаворонков” (рано ложащихся спать и рано встающих). По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Но не менее важным, как кажется, является разделение людей на “людей дома”, “людей двора” и “людей улицы”. Эти три типа личностей могут быть выделены в зависимости от того, как человек связывает свое общение со своим жилищем, домом.
“Человек дома” нередко сам так и называет себя – “домашний человек”. Такой психологический тип может проявляться в любом возрасте. Это бывает чаще всего ребенок, предпочитающий играть с родителями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, но избегающий излишнего общения с “чужим” миром. Как правило, такой стиль поведения ребенка формируется под влиянием взрослых, старающихся оградить свое чадо от невзгод и неблагоприятных обстоятельств. Ребенок уже с самого раннего возраста должен постепенно выходить за пределы своего дома (имеется в виду дом не столько в материальном, сколько в психологическом смысле), знакомиться не только с прелестями, но и с трудностями окружающего мира. Препятствия и разочарования – прививки на будущее, закалка воли, испытания и стимулы для формирующегося характера. В мировой культуре хорошо известна легенда о том, как индийский царь решил оградить своего сына – будущего наследника престола – от тягостей повседневной жизни. Царь поселил его в прекрасном дворце с садом, огражденным высоким забором. Но принц все–таки узнал о существующих в мире трудностях, убежал из дворца и стал основателем новой религии, призванной привести человека в гармонию с окружающим миром. Это был принц Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда – основатель буддизма, одной из трех мировых религий. Но далеко не каждому суждено стать Буддой. В подростковом и юношеском возрасте, когда складываются главные черты характера, “домашний ребенок” становится, как говорят психологи, интровертом, то есть человеком, направленным вовнутрь, в свой внутренний мир. Такой человек гораздо больше внимания уделяет своей квартире, домашнему уюту, он более тонок в своих чувствах и сопереживаниях. Но в то же время он более раним и менее контактен, он скорее будет стараться избегать трудностей, чем с напряжением сил преодолеть их. “Человек дома” не очень часто принимает гостей, далеко не всех и не разу пускает в свое психологическое пространство. Для него пригласить другого в дом – это все равно, что открыть свою душу, довериться. В доме такого человека гости – это, главным образом, его близкие друзья. Он труднее сходится с людьми, более осторожен в своем доверии, но те, кто все-таки заслужил его дружбу, могут рассчитывать на многое с его стороны. Гости, придя к “домашнему человеку”, должны вести себя особенно деликатно, зная, как дорог для хозяина уют его маленького мира – мира его квартиры.
Второй психологический тип из названных нами – “человек двора”. Слово “двор”, как и раньше “дом”, употребляется здесь не только в материальном, так сказать, физическом смысле, но и, что более важно для человека, – в психологическом смысле. “Человек двора” (или “человек школьного класса”, “человек студенческой группы”, “человек коллектива” и т. п., что почти одно и то же) имеет немного другую границу между собой, своим внутренним миром и миром внешним, так сказать, чужим. Для “человека дома” свое – это только он, его семья и близкие друзья (а иногда вообще исключительно он сам, а все остальные – “чужие”. А для “человека двора” свое – это весь класс, вся студенческая группа, весь двор, весь коллектив на работе. Такой человек очень хорошо может выполнять коллективную работу, требующую согласованных действий нескольких или многих участников. С другой стороны, такой человек и от других требует аналогичных качеств и критически относится к тем, кто выбивается из коллектива. Такой тип личности психологи называют “коллективистом” и экстравертом (человеком, направленным наружу, во внешний мир). “Человек двора” старается жить по законам группы, коллектива. В его доме гости – это весь класс (если он школьник), вся группа студентов (если он студент) или весь отдел на работе. Чуть ли не каждый день у него в доме – несколько друзей, а друзей у него много. С другой стороны, такой человек, как правило, меньше внимания уделяет разнообразным психологическим тонкостям, особенностям характера и мировосприятия. Он общителен, гостеприимен, но далеко не так чувствителен, как “человек дома”. Да это и понятно: если бы тот, кто дружит со многими, вдавался бы в психологические тонкости каждого, то его сознание постоянно работало бы в режиме перегрузки. В доме у “человека двора” можно вести себя намного более свободно, раскованно – хозяин ценит прежде всего дружескую компанию, а не атмосферу в доме как таковую. Излишняя церемонность, предупредительность, чрезмерная деликатность наверняка будет раздражать его – он будет считать, что вы недостаточно искренни, недостаточно дружественны. Такой хозяин дома хочет, чтобы и у него в гостях человек чувствовал себя в полном смысле как дома, был по-настоящему самим собой.
Третий тип, выделенный так же условно, как и предыдущие, - “человек улицы” (или “человек офиса” – удачное название здесь подобрать довольно трудно). Представитель этого психологического типа, как правило, идеален в работе, в деловых контактах. Он стремится пунктуально выполнять свои обязанности, гордится деловыми качествами и навыками, умением справиться со сложной задачей, провести переговоры, настоять на своем, добиться необходимого результата. В отличие от “человека дома”, он не обладает такой тонкой чувственностью, но при этом совсем не жалеет об этом – он считает излишнюю сентиментальность ненужной и даже вредной, мешающей работать. Но он отличается и от “человека двора” тем, что стремится не к коллективной, а к индивидуальной работе, да и отдохнуть может не только в компании, но и один, и ему от этого не будет хуже. Выходные, праздники, дни рождения такой человек, как правило, предпочитает отмечать в кафе, ресторане или на природе-то есть в обстановке, никого не связывающей и никого ни к чему не обязывающей. Раскрывается он довольно редко и только в очень близком кругу (а в принципе может и вообще не раскрываться, держать все свои проблемы в себе). В отношении к дому и гостям он чем-то напоминает первый психологический тип (“человека дома”), но отличается от него намного большей коммуникабельностью. Это, так сказать, “западный” тип личности, и именно он, как правило, становится преуспевающим бизнесменом, организатором, общественным деятелем. Он нередко гордится тем, что при необходимости способен выполнить работу вместо любого из своих подчиненных. Коротко говоря, он самодостаточен. Одним это нравится, другим – не очень, но на вкус и цвет, как известно, товарища нет. Придя в гости или принимая гостей, “человек улицы” или, по–другому, “человек работы”, “человек дела” будет вести себя, прежде всего, по-деловому, обращать внимание лишь на самые важные детали. Те или иные церемонии, как правило, интересуют его с точки зрения целей и стремлений. По темпераменту такой человек почти всегда холерик или сангвиник, а не флегматик или меланхолик. У него и в доме будет создана рабочая обстановка, а на работе уж тем более не домашняя. Он – само действие.
Подводя итоги, следует особенно подчеркнуть: ни один из описанных выше психологических типов личности не является “плохим” или “хорошим”. Просто такие люди есть – как есть блондины, брюнеты, шатены. А еще больше людей, которые соединяют в себе черты двух или даже всех трех психологических типов. Ведь кроме ярких проявлений одного образа есть еще “золотая середина”, а иногда и не одна.
Итак, дом, жилище, квартира – не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к домашнему общению по-своему.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Дом наших отношений iconБольшая психологическая игра "Дом наших отношений"
Доступность: опыт может быть использован школьными психологами, классными руководителями, заместителями директора по увр, социальными...

Тема: Дом наших отношений iconДом как сакральный центр и сакральная граница в русской национальной картине мира
Ицию. "Взаимодействие с миром оборачивается взаимодействием с традицией [16, с. 19]. Рассмотрение концепта "дом" через призму виртуального...

Тема: Дом наших отношений iconКурсовая работаПо дисциплине: Тема: «Этика деловых отношений»

Тема: Дом наших отношений iconПрограмма Вторник, 09. 06. 2008 10. 00 Дом Нюрнберга Открытие семинара...
Установление контактов молодых людей из Германии и Украины для знакомств и дружеских отношений

Тема: Дом наших отношений iconВолынь сквозь столетия, сквозь века!
Экскурсия по старому городу: музей-аптека, Свято Покровская церковь, кирха-дом Евангелистов, «Дом с химерами», синагога, дом Косачей,...

Тема: Дом наших отношений iconИ. В. Братусь Младенец и телевизор
Дом – колыбель первого опыта на Земле. Дом и его уклад, его устройство может создавать чувство защищенности, спокойствия, радости,...

Тема: Дом наших отношений iconПлан: Введение. Торговый Дом «И. Я. Чурин и К». Торговый Дом «В....
В этой связи, безусловно, необходим материал об отечественных предпринимателях на Амуре в дореволюционный период. В своей работе...

Тема: Дом наших отношений iconРеферат Тема: отношения России с Индией По курсу: история международных отношений ©

Тема: Дом наших отношений iconК. Здравствуйте, дорогие ребята!
К.    Мы приглашаем наших дорогих учителей   звезд нашей школы, наших фабрикантов занять свои места

Тема: Дом наших отношений iconФормирование межэтнических отношений в учебно-воспитательном процессе вуза. Алимова Л. У
С ростом проявления национального самосознания появляется острая необходимость в оптимальной регуляции процесса стабилизации национальных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<