Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами»




Скачать 64.73 Kb.
НазваниеКафедра «Педагогика и психология управления социальными системами»
Дата публикации16.09.2013
Размер64.73 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами»

Контакты: тел. (057) 707-64-90

E-mail: ir.tren@bk.ru
Применение игрового проектирования при создании проектов

магистрами-психологами в рамках дисциплины

«Психология организации»
Руководитель – доц. Васильева И.Г.
Исполнители проекта - студенты – магистры гр. ИФ-18ам

Специальность – 8.040101 «Психологія»

Объем в часах – 30 ч.

I. Организация ИП. Игровое проектирование проводится в рамках курсовой магистерской работы по курсу «Психология организации».

В основу организации ИП были положены следующие соображения:

1. Игровое проектирование – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку

2. Характеристика игрового проектирования:

- наличие сложной инженерной или социальной задачи;

- групповая работа;

- имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. (по И. Г. Абрамовой, 1988)

^ II. Сущностью игрового проектирования гуманитарной направленности являются:

- авторский подход к созданию проекта по решению определенных проблем или реальных задач организации, которые отражают содержание и динамику производства, а главное – отношений людей, работающих в данной организации;

- применение технологического подхода при составлении игровых проектов. Под технологическим подходом при составлении проекта студентами-магистрами гр. ИФ-18ам подразумевается применение «Технологии доктора психологических наук, профессора Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины Л.Н. Карамушки (2000г.)».

Технология состоит из 3-х блоков:

1. Информационно-смысловой компонент проекта по проблеме.

2. Диагностический компонент проекта включает систему диагностических методик и упражнений для изучения особенностей психологической проблемы.

3. Коррекционно-развивающий компонент проекта на основе модели психологического тренинга по разрешению психологической проблемы в организации.

При составлении проектов на различные темы, связанные с психологическими проблемами в организации, студенты строго придерживаются данной технологии, и в её рамках готовят свои авторские разработки теории, практики и тренинговой системы, направленной на возможные варианты разрешения психологических аспектов данной проблемы.

^ III. В ходе проведения ИП в группе студентов-психологов были приняты принципы построения проекта психологической направленности, отражены характерные черты ИП и учтены основные особенности проектов для студентов этой направленности:

1. Принципы построения проекта психологической направленности:

  • Системность;

  • Самостоятельность в выборе содержания;

  • Сопряженность интересов;

  • Включенность игры;

  • Коллективная ответственность;

  • Оппозиционность игровой коммуникации.

2. Характерные черты игрового проектирования с использованием технологического подхода:

    • Инновационная деятельность в гуманитарной и психологической областях;

    • Мотивация студентов к реальной деятельности;

    • Обучение технологическому подходу, включающему системность и последовательность профессиональных действий;

    • Профессиональный рост студентов.

3. Характерными особенностями проектов для студентов-психологов являются:

  • системный характер проектирования;

  • выделение и обоснование характерных признаков игрового проектирования для студентов- психологов;

  • применение студентами-психологами изученных основ коммуникативной компетентности при создании продуктов деятельности: методик, тестов, анкет, учебных (деловых) игр, социально-психологических тренингов, тренингов по предупреждению психологических проблем в группе;

  • позитивное влияние игрового проектирования на профессиональный уровень будущих специалистов-психологов, на их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности;

  • возможности использования игрового проектирования в своей будущей профессиональной деятельности, что способствует осмыслению будущими специалистами значимости ИП.

Но основной отличительной особенностью игрового проектирования гуманитарной направленности является перерастание игрового проектирования в проектно-деятельную игру, поскольку игровое проектирования проводится с функционально-ролевых позиций и заканчивается апробацией проекта в организациях с последующей защитой перед экспертной комиссией НТУ «ХПИ» на конкурсной основе.

^ V Алгоритм разработки игрового проекта магистрами-психологами обусловлен применением Технологии (Карамушка, 2001г.), а также возможностью использования стандартизованных методик, наработок и опыта психологов-практиков, что не исключает создания собственного продукта: методик, тестов, анкет, учебных (деловых) игр, социально-психологических тренингов, тренингов по предупреждению психологических проблем в группе, организации и т.д., которые включаются в компоненты технологии.

Этапы проведения проектно-деятельностной игры магистрами-психологами.

1 этап. Формирование команд (микрогрупп) и выбор темы для создания проекта.

2 этап. Создание авторского проекта:

- анализ зарубежной и отечественной литературы по выбранной проблеме и составление информационно-смысловой базы проекта;

- подбор методик для изучения выбранной проблемы для диагностического блока проекта;

- разработка и составление программы тренинга;

- апробация тренинга в одном из структурных подразделений НТУ «ХПИ» или в организации г. Харькова;

- составление рекомендации по результатам игрового проектирования и апробации тренингов.

3 этап. Подготовка и публичная защита проектов в присутствии Комиссии НТУ «ХПИ»:

- оформление игровых проектов;

- подготовка мультимедийной презентации;

- защита проекта;

- конкурс проектов;

- экспертная оценка;

- поощрение и награждение студентов.

Эффект ИП: приобретение студентами навыков принятия оригинальных самостоятельных и коллективных решений, воспитание чувства ответственности перед членами проектной группы, дополнительное самообразование с целью устранения пробелов по отдельным разделам дисциплины «Психология организации», развитие умений и навыков составления и проведения психодиагностики, психотехник и тренингов.


ПРИЛОЖЕНИЕ

^ ПРИМЕР ПРОЕКТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Проект на тему «Предупреждение конфликтных ситуаций в организации» содержит:

I Блок. Cущность и причины конфликтных ситуаций (Лекционный материал). Дискуссия на тему: Способы и правила разрешения конфликта.

II Блок. Cамооценка конфликтности личности (Диагностика).

III Блок. Развитие групповой сплоченности (Коррекционно-развивающий).

Релаксационные упражнения: Снятие эмоционального напряжения и стресса.

Оглашение результатов апробации проекта.
Программа тренинга
Знакомство

  • Упражнение «Приветствие»

        • Игра «Ромашка эмоций»

  • Упражнение «Пишущая машинка»

  • Упражнение «Автопортрет»

  • Упражнение «Мы похожи?»

  • Упражнение «Прыжок без парашюта»

Cущность и причины конфликтных ситуаций (Лекционный материал).

I Блок. Способы и правила разрешения конфликта

  • Упражнение «Учимся разрешать конфликты»

  • Игра «Стол переговоров»

  • Игра «Зеркало»

  • Игра «Путаница»

  • Игра «Билет в театр»

  • Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

II Блок. Самооценка и внутриличностный конфликт

  • Создание коллективного портрета приятного собеседника

  • Упражнение «Эстафета чувств»

  • Проективный рисунок «Наша группа»

  • Упражнение «Кто Я»

  • Объявление «Ищу друга»

  • Упражнение «Ладошка»

III Блок. Развитие групповой сплоченности

  • «Речевой этикет»

  • Игра «Одеяло»

  • Игра «Круг енота»

  • Игра «Тетя Фрося»

  • Упражнение «Исполнение желаний»

  • Игра «Два паровозика»


IV Блок. Снятие эмоционального напряжения и стресса

  • Метод саморегуляции

  • Оптимальные методы преодоления стресса

  • Упражнение «Чемодан»

  • Упражнения «Пожелания»


Литература:

1. Активизация обучения проектированию/ под ред. Горелого А.В. учеб. пос., УМК ВО, Киев, 1996, 253 с., 1996. – 376 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.

3. Дудченко В.С. Інноваційна гра як метод дослідження й розвитку організацій // Нововведення в організаціях. - М., 1983.

4. Горелый А.В., Васильева И.Г. Роль игрового проектирования в профессионализации практических психологов// Сучасні педагогічні технології в освіті: Збірник науково-методичних праць.- Харьков, ХПИ, 2012; С. 66-74.

5. Жежко И.В. Проектні ігри в культурі// Соціальне проектування в сфері культури: методологічні проблеми.- М., 1986; С. 56-59

6. Положение об игровом проектировании в ХПИ. О.П. Котляр, А.В. Горелый. Учебное издание. Харьков, ХПИ, 1991.-16с.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconАдрес оргкомитета конференции
Украина, г. Харьков, ул. Фрунзе, 21, нту «хпи», кафедра педагогики и психологии управления социальными системами

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» icon1-я Международная научно-практическая конференция "развитие методов...
Методы и средства обеспечения эффективности, надежности и безопасности производственных, экономических и социальных систем в сфере...

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconАнаньев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М: Педагогика,2000....
Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. – Харьков: Формула-Пресс, 1989

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconКафедра психологии и социологии
Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconИсследование памяти, внимания младших школьников
Специальности: практическая психология социальная педагогика; биология практическая психология; музыка практическая психология; начальное...

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconУчебник составлен в соответствии с Государственным образовательным...
«Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций,...

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconКонтрольная работа Министерство общего и профессионального образования...

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconПрибор приемо-контрольный пожарный
Пцн, выдачи обобщенного сигнала о неисправности спт, управления системами приточно-вытяжной вентиляции, управления системами удаления...

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconЭкзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний...
Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года

Кафедра «Педагогика и психология управления социальными системами» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<