Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький




Скачать 114.57 Kb.
НазваниеОльга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький
Дата публикации20.09.2013
Размер114.57 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

2 (43) - 2011




6. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательніх стандартов. Проект “Стандарт общего образования”. – М., 2002.
В статье определен педагогический потенцил компетентностного подхода в процессе формирования профессиональной компетентности студентов-будущих землеустроителей, обозначены аспекты реализации этого подхода.

The article identified pedagogical potential of competence-based approach in the formation of professional competence of students, future surveyors, marked aspects of the implementation of this approach.
Данкєєва Ольга Євгенівна - аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор В.В. Червонецький

УДК 37.037
^ РАЗВИТИЕ ВОЛИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
И.А. Ененко
В профессиональной подготовке человека имеют важное значение не только определенные способности, но и развитие волевых качеств.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, мотивация, профессиональный рост.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Люди, принимая решение действовать, не всегда переходят к реализации задуманного, а если и приступают, то с разной степенью решительности и интенсивности. Эти явления связывают с проявлениями их воли.

которые опирается автор

С древнейших времен волю использовали, чтобы объяснить поведение человека и его отличие от других живых существ. В средние века существовал негласный запрет на научное изучение воли человека. С началом эпохи Возрождения проблема воли привлекла внимание ученых в связи с возникновением учения Р. Декарта о теле как биологическом автомате. Внимание ученых к проблематике воли было привлечено во второй половине ХІХ века в связи с появлением и признанием теории эволюции Ч. Дарвина. И только тогда, когда психология окончательно превратилась в современную, экспериментальную науку, тема воли стала предметом экспериментальных исследований, а не только теоретических размышлений ученых.

^ Выделение не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена данная статья

И хотя такие исследования ведутся, до сих пор не создано ни одного валидного и надежного психологического теста, который позволил бы выявлять и количественно оценивать волю человека.

^ Формулировка целей статьи (постановка задачи)

Цель работы состоит в определении значения воли в профессиональной деятельности музыканта, определении волевых качеств, способствующих становлению музыканта-исполнителя.

^ Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Волю можно определить как некоторый до сих пор еще до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которой человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля – это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.

Признаком участия воли в регуляции поведения человека есть наличие продуманного плана его выполнения. Действие, не имеющее плана, не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. Так, С.Л. Рубинштейн пишет: «Волевое действие - это ... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [6,с.328].

Существенным признаком волевого действия является усиленное внимание человека к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе непосредственного удовольствия, получаемого в процессе ив результате его выполнения, т. е. волевое действие обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не в ходе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления.

В.И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом сознательная рефлексия осуществляется на следующих уровнях:

- первый уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности;

- понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

- второй уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Их можно рассматривать как базисные, или первичные, волевые качества личности. Наряду с ними существуют вторичные, или высшие, волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность человека. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества личности в онтогенезе обычно формируются и развиваются позднее, чем названная выше группа первичных волевых качеств личности. В жизни человека волевые качества проявляются вместе с его характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические.

По мнению В.А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного, волевого побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия в свою очередь обычно связан с борьбой мотивов и обычно меняется при определенных, преднамеренных, целенаправленных умственных усилиях.

Современные психологические исследования оказались разделенными между разными научными направлениями. Каждое из них по-своему пыталось объяснить феномен воли. В бихевиористически ориентированной науке просто выделялись и изучались соответствующие формы поведения, связанные с преодолением трудностей и препятствий. В когнитивной психологии в центре внимания оказались процессы, соотносимые с сознательной интеллектуальной обработкой информации (предполагалось, что в их регуляции принимает участие воля). В психологии мотивации обращалось внимание на способы волевого и сознательного преодоления человеком разного рода мотивационных конфликтов. В психологии личности внимание ученых оказалось сосредоточенным на изучении волевых характеристик личности.

В.А. Иванников психологические исследования воли соотносит с борьбой двух концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой концепции все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внешние и внутренние стимулы, и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, оценить их и выяснить их связь с поведенческими реакциями.

Согласно другой концепции, которая за последние несколько десятков лет набрала силу и окончательно утвердилась в психологической науке, поведение человека, по крайней мере на его высших уровнях, понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному и волевому выбору способов поведения, к его волевой регуляции.

Говоря о профессиональном воспитании, прежде всего вуз должен нацелить студента на достижение высокого профессионального уровня подготовки в процессе обучения. Это положение необходимо осознать не только как общественно важное требование, но и как субъективно значимое для каждого педагога [3, с. 18].

Профессиональные достижения музыкантаоказываются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли.

Волевое действие каждого человека несет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. Именно воля как сознательная организация и саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта. В частности, одной из интегральных характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярчее всего – в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены.

В достижении большого художественного результата для художника имеет первостепенное значение творческая воля как способность достигать воплощения замысла несмотря ни на какие препятствия. Болезни, бытовые неурядицы, личные проблемы – все помехи на пути достижения в творчестве наивысшего результата отступают перед огромной творческой волей больших артистов. По воспоминаниям Д.Б. Кабалевского, на ответственных концертах в Австрии Эмиль Гилельс вынужден был выходить на эстраду больным с высокой температурой. И несмотря на это он играл с таким блеском, что никто из слушателей не замечал, что он болен.

Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности [2,с.348].

Можно сказать, что целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Можно выделить целеустремленность:

- стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами;

- оперативную, т.е. умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения.

Хотя прилив творческих сил и возможностей, называемых вдохновением, не ощущается музыкантом каждодневно, большие мастера умеют управлять этим процессом и заставляют себя работать даже тогда, когда не испытывают к этому особого расположения. Упорный и самозабвенный труд сопровождает тех, кто посвятил свою жизнь служению искусству. Г. Цыпин пишет: «Суть в том, что «концерт за концертом», «полные залы», «блистательный успех» – все это в известном смысле лишь внешняя, отнюдь не доминирующая сторона человеческого и художественно-творческого обихода С.Рихтера, главное кроется в ином. Сам образ жизни артиста издавна скорректирован так, что все – решительно все – делается им для музыки и ради нее. При всей кажущейся суетности - «города, поезда, самолеты, люди...» - он никогда не знал, принципиально не хотел знать суетности житейской, «мирской», около музыкальной» [7,с.12].

О творчестве И.К. Архиповой написано следующее: «Сказать, что вечная неудовлетворенность сжигает и терзает ее, будет не совсем правильно, поскольку артистка всегда точно знает, чего именно она хочет и во имя чего это делается. А добившись намеченной цели, она ставит перед собой следующую, более сложную и трудную. И процесс этот идет безостановочно. Подчас кажется даже, что он обладает некоей изначальной спонтанной силой» [5,с.26].

Рассматривая отдельные звенья волевого акта, можно сказать, что первый этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность и самостоятельность. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Инициативность тесно связана с самостоятельностью, которая проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Эти волевые качества проявляются в интерпретации музыкальных произведений. Раскрывая музыкальный образ наиболее близкими его художественной и личностной индивидуальности выразительными средствами, музыкант-исполнитель в слуховом воображении строит свой собственный самобытный вариант прочтения музыкального произведения. В результате субъективной оценки художественно-образного содержания музыкального произведения исполнитель, пропуская его через призму своей психики, трансформирует и акцентирует различные грани образа соответственно своим музыкально-слуховым представлениям о логике развития его художественного содержания. Звуковой образ, возникающий в воображении исполнителя, несет на себе отпечаток его индивидуальности [1, с. 191].

На этапе побуждения волевого действия нельзя не отметить и такое качество воли, как выдержка. Выдержка позволяет затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряженной обстановке. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующей условиям и оправданный обстоятельствами.

Для музыканта-исполнителя самым большим испытанием является публичное выступление. Концертное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку. Это вызывает рост психической напряженности, которая сначала повышает, а затем снижает устойчивость проявления выработанных психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, двигательных реакций. В условиях психической напряженности человеку необходимо контролировать свои действия управляющей силой воли. Так, у музыкантов, обладающих концертной выдержкой, как это было, например, у Ф. Листа и Н. Паганини, состояние эстрадного волнения вызывает особый подъем духа, помогающий им в выступлении
[4, с. 306].

^ Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

Таким образом, профессиональные достижения музыканта-исполнителя оказываются обусловленными не только его способностями, но и наличием сильной воли, под которой понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели. Настойчивость, упорство, самостоятельность, инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность должны способствовать достижению результатов творческой деятельности. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения. Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдаленной жизненной перспективе.

В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В деятельности музыканта такие ситуации чаще всего возникают в процессе пуличного выступления. В последующих работах есть необходимость проанализировать процесс воспитания у студентов концертной выдержки и выработки оптимального концертного состояия.
Литература

  1. Гржибовская Р. Интерпретация музыкального произведения / Р.Н. Гржибовская // Теория методика обучения игры на фортепиано [под общ. ред. А. Каузовой, А. Николаевой] – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

  2. Общая психология [сост. Е.И. Рогов]. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.

  3. Основи педагогического мастерства / [под ред. И.А. Зязюна], - М.: Просвещение, 1989. – 302с.

  4. Петрушин В. Музикальная психология / В.И. Петрушин. – М.:Академический Проект, 2006. – 400с.

  5. Попов И. Ирина Арипова: Творческий портрет / Е.И. Попов. – М.: Музика, 1981. – 32с.

  6. Рубинштейн С. Основи общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер Ком,1999. – 720с.

  7. Цыпин Г. Святослав Рихтер: Творческий портрет / Г.М. Цыпин. – М.: Музыка, 1987. – 32с.


У професійній підготовці людини мають велике значення не тільки визначені здібності, але й розвинуті вольові якості.

Ключові слова:воля, вольова регуляція, мотивація, професійне зростання.
Certain abilities and will merit pley important role in the vocational training of a person.

Keywords will, will control, motivation, professional advance.
Єненко І.А. – кандидат педагогічних наук, зав.кафедрою фортепіано Луганського державного інституту культури та мистецтва (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – доктор педагогічних наукк, професор Шевченко Г.П.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconРецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer...
Гош Вікторія Євгеніївна викладач Луганського обласного медичного училища, аспірант Луганського національного університету імені Тараса...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconТеоретические основы формирования картины мира вторичной языковой личности
Родіонова Н. М. – кандидат педагогічних наук, старший викладач кафедри інженерно-педагогічних дисциплін Луганського національного...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconМ. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного...
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ,...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Шевердін К. М. старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconРецензент кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології...
Рецензент – кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка Баришева...

Ольга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<