Главное управление образования Курганской области
ГКОУСПО «Куртамышский педагогический техникум» Рассмотрена на МО «Утверждаю»
классных руководителей директор __________
«24» мая 2011г. Скутина Т.А.
Протокол № 5 «25» мая 2011г.
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма «Я + Ты = Мы»
Разработчики программы:
Лисина Г.А.- зам. директора по воспитательной работе,
Косых М.В.- педагог-психолог
2011 год
Содержание
Паспорт Программы 3
2. Обоснование Программы 5
Механизм реализации Программы 7
План реализации Программы 8
Нормативно-правовая база 11
Ожидаемые результаты 11
Методы диагностики 11
8. Литература 12
Паспорт Программы
Наименование Программы
| Целевая воспитательная программа по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма
|
^
| Админисстрация ГОУСПО «Куртамышский педагогический техникум»
|
Разработчики Программы
| Лисина Г.А.- зам. директора по воспитательной работе,
Косых М.В.- педагог-психолог,
Зубова И.В.- заведующая дневным отделением
| ^
| Педагогический и студенческий коллективы ГОУСПО «Куртамышский педагогический техникум»
|
^
|
Формирование у студентов толерантного сознания, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.
| Задачи
| 1. Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях.
2. Расширение представлений студентов об этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств, молодёжных субкультурах.
3. Воспитание уважения к традициям и культуре народов других национальностей.
4. Создание в студенческом коллективе благоприятной психологической атмосферы и предупреждение проявления неуважения друг к другу и агрессивности.
5. Подготовка будущих педагогов к воспитанию у школьников толерантности и осуществлению профилактической работы по предупреждению экстремистских проявлений.
| ^
| 4 года, с сентября 2011 по июнь 2015
| Ожидаемые результаты
| Сформированность у студентов знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях;
Расширение кругозора студентов о молодежных субкультурах, этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств;
Проявление уважения к традициям и культуре народов других национальностей.
Наличие благоприятной психологической атмосферы в студенческих группах и временных объединениях
Готовность будущих педагогов к воспитанию у школьников толерантности и осуществлению профилактической работы по предупреждению экстремистских проявлений.
| ^
| Средства бюджета ГОУСПО «Куртамышский педагогический техникум»
| Механизм реализации и контроля
| Реализация программы осуществляется в течение всего периода профессиональной подготовки студентов в учебной и внеурочной деятельности.
Диагностирование обучающихся проводится в первом, четвёртом и восьмом семестрах.
Контроль осуществляется администрацией техникума, Советом техникума.
|
^ В настоящее время одной из сложных социально- политических проблем российского общества стала проблема проявления среди молодежи нетерпимого отношения к людям других национальностей, верований или иных взглядов. Зачастую это проявляется в жестокости, возникновении экстремистских и террористических организаций.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является наиболее подверженной деструктивному влиянию и формированию радикальных взглядов и убеждений.
По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Наблюдается рост преступлений экстремистской направленности, совершенных молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет.
Активизировалась деятельность неформальных молодежных групп, объединяющих представителей различных молодёжных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, деятельность которых заключается в проведении силовых и пропагандистских акций, создающих конфликтные ситуации.
Среди причин, возникновения и проявления экстремизма в молодежной среде социологи указывают следующие:
Обострение социальной напряженности в молодежной среде, обусловленной проблемами качества и уровня образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и др.
Криминализация сфер общественной жизни, вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса.
Изменение ценностных ориентаций, влияние на молодежь различных религиозных организаций и сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм.
Использование сети Интернет радикальными общественными организациями в противоправных целях.
В нашем образовательном учреждении обучаются студенты в возрасте
15 -20 лет, которые, как и другая молодежь, могут попасть под влияние организаций, насаждающих чуждые российскому обществу ценностей. Не смотря на то, что проведенное диагностирование студентов по оценке их толерантности и отношению к проблеме экстремизма создаёт пока благоприятную картину, но педагогическому коллективу техникума нельзя успокаиваться, необходима постоянная профилактическая работа. Наши студенты – будущие педагоги, которым в дальнейшем и самим предстоит формировать толерантность и интернационализм у своих воспитанников, поэтому воспитание толерантного сознания и профилактика экстремизма являются актуальными для нашего коллектива.
Целью данной Программы является формирование у студентов толерантного сознания, нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.
Задачи:
Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях.
Расширение представлений студентов об этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств, молодёжных субкультурах.
Воспитание уважения к традициям и культуре народов других национальностей.
Создание в студенческом коллективе благоприятной психологической атмосферы и предупреждение проявления неуважения друг к другу и агрессивности.
Подготовка будущих педагогов к воспитанию у школьников толерантности и осуществлению профилактической работы по предупреждению экстремистских проявлений.
^ :
Создание условий для профессионального становления и личностного развития студентов как свободных и ответственных гражданин общества, содействие их социализации, и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям;
Выделение вопросов толерантности при изучении обще-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;
Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе обучения, создание толерантной среды, способствующей восприятию адекватной культуры мира;
Организация воспитательных дел, способствующих формированию толерантности и негативного отношения к проявлениям экстремизма.
Программа рассмотрена на заседании методического объединения классных руководителей, согласована с педагогическим советом коллектива.
^
Реализация Программы рассчитана на весь период профессиональной подготовки студентов и осуществляется в ходе учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования в студенческом психологическом центре, клубах интернациональной дружбы и интересных встреч, спортивных секциях.
На первом курсе основными задачами в работе со студентами является сплочение коллектива, помощь в успешной адаптации студентов к новым социальным условиям и учебной деятельности в профессиональном образовательном учреждении, создание благоприятного психологического климата в группе и комфортных условий в общетехникумовском коллективе.
Процесс адаптации контролируется администрацией техникума, классными руководителями групп нового набора и отслеживается педагогом-психологом.
На втором и последующих курсах, когда начинается профессиональная подготовка, изучение обще-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, педагогическая практика, идёт работа по расширению знаний студентов об установлении бесконфликтного общения, способах оказания психологической поддержки, приёмах самоконтроля и саморегулирования эмоционального состояния. Расширяется политический кругозор, представления о религиозной и этнической культуре народов разных стран и национальностей. В учебной деятельности этому способствует изучение основ социологии и политологии, мировой художественной культуры, факультативного курса по изучению религиозной культуры Зауралья.
В процессе внеклассной воспитательной практики на втором и третьем курсах студенты имеют возможность практически развивать умения по формированию толерантности у школьников. При проведении пробных уроков и в ходе преддипломной практики студенты организуют взаимодействие в школьных классах, где учатся дети разных национальностей, лидеры и школьники с низким уровнем популярности в ученическом коллективе.
Диагностика уровня развития толерантности и отношения к проявлению экстремизма проводится на первом, в конце второго и во втором семестре четвёртого курсов. Результаты диагностики обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета по воспитательной работе и Совете техникума.
^
№ п/п
| Содержание и формы деятельности
| Сроки
| Ответственные
| 1.
1.1
| Организационное обеспечение
Разработка целевой программы и её рассмотрение на методическом объединении классных руководителей.
|
май 2011г.
|
Зам. по ВР, педагог-психолог, зав.дневным отделением
| 1.2
| Согласование Программы с педагогическим советом, постановка задач перед коллективом.
| сентябрь 2011г.
| Администрация техникума
| 1.3
| Организация работы по успешной адаптации первокурсников, реализация Программы адаптации студентов нового набора.
| в течение всего периода
| преподаватели педагог-психолог
| 1.4
| Организация мероприятий по обмену опытом: подготовка сообщений на МО классных руководителей
| по плану МО
| Зам. по ВР, классные руководители
| 2.
2.1
| Информационное обеспечение
Изучение нормативных и законодательных актов, рекомендаций Глав УО Курганской области по проблемам экстремизма на МО классных руководителей.
|
2011-2012 уч. год
|
Зам. по ВР
| 2.2
| Обзор периодических педагогических изданий и ресурсов Интернет по вопросам воспитания толерантности и профилактике экстремизма.
|
2011-2012 уч. год
|
Библиотекарь, зам. по ВР
| 3.
3.1
| Методическое обеспечение
Проведение тренингов, семинаров-практикумов с педагогами по проблемам толерантного поведения.
|
в течение всего периода
|
Педагог-психолог
| 3.2
| Пополнение методической копилки техникума разработками мероприятий по профилактике экстремизма.
| в течение всего периода
| Классные руководители
| 4.
4.1
| Психолого-педагогическая поддержка
Проведение диагностических исследований психологического самочувствия студентов с использованием методик: «ящик доверия», «забор».
|
ежегодно
|
Студенческий психологический центр
| 4.2
| Выявление отношения студентов к проблеме толерантности: анкетирование «Моё отношение к носителям различных культур, религиозных и этнических традиций»
| 1,4 и 8 семестры
| Педагог-психолог, классные руководители
| 4.3
| Работа «телефона доверия»
| в течение всего периода
| Педагог-психолог, студенческий психологический центр
| 4.4
| Проведение психологических акций «День спонтанного проявления доброты».
| в течение всего периода
| Студенческий психологический центр
| 4.5
| Индивидуальное консультирование студентов, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, помощь в разрешении возникших конфликтов.
| В течение всего периода
| Педагог-психолог
| 4.6
| Групповые психологические занятия, тренинги по формированию коллективов групп первокурсников.
| 1 семестр на первом курсе
| Классные руководители, педагог-психолог
| 5.
5.1
| Воспитательная работа
Подготовка материалов на сменный стенд по вопросам формирования толерантности и профилактики экстремизма.
|
В течение всего периода, обновление материалов 1раз в квартал
|
Зам. по ВР., классные руководители
| 5.2
| Конкурс коллажей на тему «Жизнь. Мир. Согласие. Взаимоуважение».
| ноябрь 2011 г.
| Активы групп
| 5.3
| Подготовка фотовыставки «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»
| ноябрь 2012 г.
| Студсовет, активы групп
| 5.4
| Выпуск агитплакатов «Мы за мир и дружбу всех народов!»
| ноябрь 2013 г.
| Студпрофком, активы групп
| 5.5
| Подготовка тематических листов по теме «Культурные традиции народов мира»
| ноябрь 2014 г.
| Активы групп
| 5.6
| Проведение групповых воспитательных часов на темы:
Гуманизм и толерантность (урок этической грамматики)
Радости и сложности общения (беседа с элементами тренинга)
Учимся быть терпимыми (классный час-практикум)
Радость прощения (интерактивное занятие)
Жизнь – это… (классный час- рассуждение)
Мы такие разные (КТД)
Людей неинтересных в мире нет! (творческая гостиная)
Многообразие культурных традиций (устный журнал)
Русские народные праздники и игры (КТД)
Кухня народов мира (классный час- презентация)
Мировые религии (устный журнал)
Интернациональная семья: за и против (диспут)
О, Спорт, ты - мир! (экскурс в историю олимпийских побед)
Возьмемся за руки, друзья! (час национальных подвижных игр)
Молодежная субкультура: образ жизни или кризис возраста (диспут)
| В течение всего периода по планам воспит. работы с группами
| Классные руководители, педагог-психолог, активы групп, члены студенческого психологического клуба
| 5.7
| Организация работы клуба интернациональной дружбы
| В течение всего периода
| Зам. по ВР., преподаватель иностранного языка
| Нормативно- правовая база
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об образовании»;
Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО, 1995г.;
Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2011 г.г.»;
Федеральный Закон №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 г.г.);
Уголовный кодекс Российской Федерации, Ч-1,ст.63;
Примерные и рабочие программы по учебным дисциплинам: история, основы социологии и политологии, основы права, мировая художественная культура, педагогика, психология;
Устав ГОУСПО «Куртамышский педагогический техникум»
Локальные акты образовательного учреждения по организации воспитательной деятельности.
Ожидаемые результаты
Сформированность у студентов знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях;
Расширение кругозора студентов о молодежных субкультурах, этническом и религиозном многообразии народов России и зарубежных государств;
Проявление уважения к традициям и культуре народов других национальностей;
Наличие благоприятной психологической атмосферы в студенческих группах и временных объединениях;
Готовность будущих педагогов к воспитанию у школьников толерантности и осуществлению профилактической работы по предупреждению экстремистских проявлений.
Методы диагностики
Анкетирование «Моё отношение к носителям различных культур, религиозных и этнических традиций».
Тест по оценке уровня толерантности.
Педагогическое наблюдение.
Метод недописанного тезиса.
Методика «Тревожность» С.Спилбергера.
Рогов Е. Методика изучения психологического климата коллектива.
Литература
Блинов, В.М. На пути к идеалу гуманистического учителя. // Педагогика.-2007.-№2.-С.123-124.
Гурьянов, А.Воспитание толерантной личности. // Воспитание школьников.- 2008.-№2.- С.25-28.
Дудникова, О.Г. Вопросы педагогической поддержки ребёнка // Среднее профессиональное образование.- 2007.- № 2.-С.61-63.
Зайцева, Ж.А. От конфликта до конфликта. //Директор школы.- 2007.-№ 4.-С.41-45.
Захарченко, Е.. Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения. // Директор школы.-2008.- № 1.- С.27-32.
Ишакова, А.Ф.Этнокультурные аспекты подготовки педагогов профессионального образования /А.Ф.Иншакова, В.Д.Лобашев, В.Ф.Тропин // Среднее профессиональное образование.- 2009.-№ 7.-С.26-30.
Романов, А. Правовая работа учителя с учеником в школе / А.Романов, Т.Слюсаренко // Народное образование.-2009.-№ 10.-С.183-198.
Фёдоров, А.Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране // Молодежь и общество.- 2007.- №1.- С.90-109.
Ямбург, Е. Счастье просить прощение // Директор школы.-2009.- № 6.- С.76-78.
|