Социально-психологическая готовность к школе




НазваниеСоциально-психологическая готовность к школе
Дата публикации24.09.2013
Размер31.5 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
Социально-психологическая готовность к школе

Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка с взрослыми и сверстниками, к самому себе.

В работах Е. Е. Кравцовой были выделены трудности, с которыми сталкиваются неготовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является отношение к школьному учению. В этом смысле очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднений ребенка часто лежат либо в сфере общения с взрослым ,непонимание условности вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения. Либо в сфере взаимодействия со сверстниками, неумение слушать товарища и следить за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания и т.д. Также в сфере собственного самосознания, завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя и т.д.

Эти 3 группы трудностей выделяются не случайно. Они отражают основные стороны личностно-социальной готовности ребенка к школе и школьному обучению.

В сфере общения с взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность. Общаясь и взаимодействуя с взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, не только на наличную ситуацию, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. Эти изменения могут быть обнаружены в самых разнообразных ситуациях общения детей с взрослым — и на уроке, и в повседневном обиходе, и в играх с участием взрослого.

Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Для выявления способности ребенка устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности в психологии используются самые различные методики и приемы.

Так, в экспериментах Е. Е. Кравцовой и Г. Г. Кравцова использовалась специальная игровая методика. Это был лабиринт, расположенный на большой прямоугольной доске. В противоположных углах доски находились два гаража с несколькими игрушечными машинками, крашенными в соответствующие гаражам цвета. Перед началом игры машинки ставились в "чужой" гараж. Затем двум детям предлагалось провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая из них оказалась в гараже своего цвета. Это задание могло быть выполнено детьми только в том случае, если они как-то договорятся между собой о "прохождении трассы", будут согласовывать свои действия с действиями партнера. В противном случае действия каждого из них будут препятствовать действиям другого и цель (поставить машинки в свой гараж) достигнута не будет.

Обнаружилось, что часть детей вообще не реагирует на действия партнера. Все их внимание было направлено на машинки. Цель игры они быстро упускали из виду, и их деятельность превращалась в бесцельное манипулирование машинками. Вторая группа детей уже обращала внимание на действия партнера, но подлинного взаимодействия не было. Они в лучшем случае воспринимали действия партнера как образец для подражания. У части детей возникло взаимодействие, носившее эпизодический характер. Например, когда машинки сталкивались, дети пытались как-то договориться: "Давай сначала я проеду, а ты потом", "Подожди, не ставь свою машинку в гараж, дай мне выехать из него". Четвертая группа воспринимала ситуацию задачи в целом и устойчиво удерживала цель игры, но игра для этих детей приобретала характер соревнования-соперничества. Они внимательно следили за действиями партнера-соперника, пытались намеренно помешать ему. При этом они планировали последовательность своих действий и предвосхищали результаты: "Ну да! Если я тебя пропущу, ты меня опять обгонишь, и я тогда проиграю!"

И только у небольшой части детей возникали подлинное сотрудничество и партнерство. Здесь уже не было соревновательных отношений. Дети воспринимали задачу как общую для них и согласовывали свои действия. При этом в одних случаях планирование за двоих носило ситуативный характер, а в других дети, еще не приступая к вождению машинок, вырабатывали стратегию их проведения по лабиринту. Они предварительно составляли общий план совместных действий, договаривались: "Давай сначала отведем твои машинки в гараж, а потом мои". Однако такой уровень взаимодействия в дошкольном возрасте скорее исключение, чем правило.

Наиболее типичен для дошкольников с нормальным психическим развитием кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, когда дети устойчиво удерживают общую игровую цель и отношение к партнеру как к противнику по совместной игре.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая...
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная...

Социально-психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность детей к школе
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы...

Социально-психологическая готовность к школе iconГотовность ребенка к школьному обучению
В понятие "готовность к школьному обучению" включается три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность, социально-психологическая...

Социально-психологическая готовность к школе iconОсобенности подготовки ребенка к школе
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы...

Социально-психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Обеспечить психологическое сопровождение процесса формирования психологической готовности ребенка к школе

Социально-психологическая готовность к школе iconРечевая готовность ребенка к школе
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти, мышлению. Существенную роль играет психологическая...

Социально-психологическая готовность к школе iconГруппа психологической игры
Цели: Формирование разумного или произвольного, психологическая коррекция возрастных особенностей, что могут стать препятствием к...

Социально-психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность к школе. Что это такое?
Чтобы у вас не возникало подобных недоразумений, давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов...

Социально-психологическая готовность к школе iconПсихологическая готовность ребенка к школе: истоки и последствия
Примерно к 4–5 годам жизни ребенка заботливые родители обычно задумываются о его готовности к школе, начинают ликвидировать пробелы...

Социально-психологическая готовность к школе iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психологическая готовность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<