Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта»




Скачать 343.57 Kb.
НазваниеРазработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта»
страница1/4
Дата публикации05.10.2013
Размер343.57 Kb.
ТипРазработка урока
uchebilka.ru > Спорт > Разработка урока
  1   2   3   4
Разработка урока географии в 10 классе

на тему: «География мирового транспорта»

Подготовила учитель 1 категории ОШ № 12

Сёмина Елена Юрьевна
Цели:

  • Мотивировать учащихся к изучению темы; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

  • Актуализировать знания учащихся о различных видах транспорта, их экономико-технических характеристиках.

  • Помочь учащимся раскрыть сущность мирового транспорта и сформировать знания о роли транспорта в развитии мирового хозяйства;

изучить основные показатели развития мирового транспорта в настоящее время; сформировать представления о направлениях грузопотоков и пассажиропотоках;

сформировать знания о различиях в мировой транспортной системе.

  • Привлечь учащихся к самостоятельному поиску информации по заданной проблеме.

  • Развивать умения пользоваться и анализировать таблицы, диаграммы, слайды.

  • Способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, способствовать развитию географического кругозора, мышления и речи, вниманию и памяти.

  • Содействовать воспитанию интереса к географии, активности, организованности, умения работать в группе.

  • Продолжить формирование личностных качеств учащихся – чувство уважения друг к другу, взаимовыручки, ответственности за результат.

  • Содействовать развитию умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку.



^ Материалы и оборудование:

учебник Б.П. Яценко «Экономическая и социальная география мира», К.: «Форум», 2004г.
словари;

атласы для 10-го класса(1998г. и 2003г.),

политическая карта мира, карта «Транспортная система мира»;

статистические таблицы, диаграммы;

карточки с заданиями № 1-4, «Правила эффективной работы в группе»9шт., маршрутные листы-8шт., «награда»-стикеры 48-60 шт., «печать»- стикер 8 шт., «Сертификаты» 5-7шт., варианты ответов на вопросы 3-8 (Станция «Воспоминания»)-6шт.

мультимедиа, слайдовая презентация,

ватман, маркеры, липкая лента.

^ Форма урока: урок - исследование
Ход урока
Организационный (2 мин.)

  1. Приём «Оптимистический заряд»:

Здравствуйте! Я очень рада видеть Вас!

Возьмитесь за руки, ребята. Вы чувствуете тепло рук друг друга?

Я хочу, чтобы вы слушали и услышали друг друга, чтобы между вами возникло взаимопонимание!

Я желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке!

2. Распределение класса на группы (8 мини-групп «Исследователей» и группа «Специалистов»).

3. Организация работы в группах, распределение обязанностей в группе.

Учитель: Сегодня особая роль будет отведена «Специалистам» (группа сильных учеников). Каждая группа сможет один раз попросить помощи у Специалистов, если задание окажется сложным.

На столах: “Правила эффективной работы в группе:

  • в совместной работе нет зрителей и актёров;

  • каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

  • следует говорить только по теме, избегая лишней информации;

  • критикуются идеи, а не личности;

  • цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение”


Мотивационный (2 мин.)

Проблемный вопрос ставит учитель (он записан на доске).

Ребята! Давайте задумаемся:

«Есть ли какая-то польза мне, как гражданину Украины и моей стране, в изучении мирового транспорта?»
Заслушиваются мнения учащихся.
Предполагаемый ответ учителя: «Мировой транспорт можно использовать в качестве зеркала, в котором отражаются достоинства и недостатки того, кто в него смотрит» В конце урока мы вернёмся к этому вопросу и посмотрим на его аспекты.
^ Тема нашего урока: «География мирового транспорта».

Предлагаю нам провести урок - путешествие – исследование.

Итак, отправляемся в дорогу!
Отправная точка «Пакуем чемодан» (2мин.)

Учитель. Что, по вашему мнению, поможет нам в изучении мировой транспортной системы?

Приём «Мозговой штурм»
Ответы учащихся:

учебник (параграф 25), словарь, карты, атласы, статистические данные и диаграммы, багаж имеющихся знаний.
Учитель. Предлагаю каждой мини-группе (пара или тройка) получить маршрутные листы вашего путешествия, куда вы будете заносить результаты ваших исследований и по одной «печати» для Специалиста-консультанта(8 групп- 8 бланков маршрутных листов, 8 «печатей»-стикеров)

Маршрутный лист
(Фамилия, имя) 1._____________________2._____________________3._________________


  1. Отправная точка «Пакуем чемодан»




  1. Планируем маршрут




  1. Станция «Воспоминания». Остановка 5 минут.




  1. Станция «Погружение в науку». Остановка 5 минут




  1. Станция «Судоходство». Остановка 4 минуты




  1. Станция «Магистраль». Остановка 4 минуты




  1. Станция «Трубопровод». Остановка 4 минуты




  1. Станция «Стратосфера». Остановка 4 минуты




  1. Конечный пункт


За правильные ответы вы будете получать «награды», и заносить их в маршрутный лист.

Учитель. Каждый «Специалист» получает «Сертификат консультанта по международному транспоту». Он будет считаться действительным при наличии «печатей». Специалистов прошу получить «Сертификаты» и карточки с заданиями на урок, а подготовленные вами сообщения мы заслушаем в конце путешествия.
«Сертификат консультанта по международному транспоту»
Специалист_____________________________________________ (Фамилия, Имя)

  1. Получил «награду» за умение собирать чемодан. Награда




  1. Получил «награду» за умение планировать маршрут. Награда




  1. Оказал квалифицированную помощь по вопросам ___________транспорта

исследователям __________________________________________(Фамилия, Имя) Печать
__________________________________________________(Фамилия, Имя) Печать
__________________________________________________(Фамилия, Имя) Печать


  1. Сообщал_ о «ролкерах». Печать




  1. Сообщал_ о «контейнерной революции». Печать



  1. Представлял_ транспортную систему североамериканского типа. Печать




  1. Представлял_ транспортную систему европейского типа. Печать




  1. Представлял_ транспортную систему стран СНГ. Печать




  1. Представлял_ транспортную систему североамериканского типа. Печать




  1. Представлял_ транспортную систему азиатского типа. Печать



  1. Выполнял_ задания для транспортной фирмы. Печать

5 и более «печатей» – оценка 12 баллов, 4 «печати» – оценка 11 баллов, 3 «печати» – оценка 10 баллов, 2 «печати» – оценка – 9 баллов.
^ Учитель. Раздаёт «награды» и «печати» активным ученикам за отправную точку «Пакуем чемодан».

Планируем маршрут (2 мин.)
Учитель: Ребята! Давайте составим план нашего исследования.

Приём беседа.

  1. Что мы вспомним на станции «Воспоминания»?

Ответ: что нам известно о различных видах транспорта, их экономико-технических характеристиках.


  1. На какой остановке мы изучим роль транспорта в развитии мирового хозяйства? Ответ: Остановка «Погружение в науку»




  1. Какие виды мирового транспорта мы будем исследовать на остановках

«Судоходство», «Магистраль», «Трубопровод» и «Стратосфера»?

Ответ: Проанализируем основные показатели развития мирового водного, железнодорожного и автомобильного, трубопроводного и воздушного в настоящее время и направления грузопотоков и пассажиропотоках.


  1. ^ Учитель. И на конечном пункте узнаем о различиях в мировой транспортной системе.


Учитель. Раздаёт «награды» и «печати» активным ученикам за «Планирование маршрута»
Станция «Воспоминания» Остановка 4 мин. Исследование. Обсуждение вопросов№1-2.

Работа со словарём. Составление схемы. Тестовые задания.

Учитель предлагает получить задания группам.

1.Что такое «транспорт» и его показатели «грузооборот», «пассажирооборот»? Используйте источник знаний – словарь!

Название этого термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс». Изначально под термином «________» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. Плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства – это ____________

В энциклопедическом словаре это понятие обозначает -1) основная, главная линия в системе какой-нибудь транспортной сети (железнодорожной, электрической, водной и т.п.) 2) Широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным движением транспорта (от лат. magistralis - руководящий). Что это? ___________________

Ответы: Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов, а также совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Грузооборо́т — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Пассажирооборо́т — показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Ответ: каботаж, магистраль.

  1. Составьте кластер-схему «Виды транспорта», используя таблички «воздушный », «водный», «сухопутный», «железнодорожный», «автомобильный», «морской», «речной», «трубопроводный», «авиационный», «вьючный », «гужевой». Результаты разместите на листе ватмана.

  2. Из предложенных характеристик выберете те, которые относятся к железнодорожному транспорту. Ответ: А, М

  3. Из предложенных характеристик выберете те, которые относятся к автомобильному транспорту. Ответ: Б, Ж,И,Л,М

  4. Из предложенных характеристик выберете те, которые относятся к трубопроводному транспорту. Ответ: В, О

  5. Из предложенных характеристик выберете те, которые относятся к морскому транспорту. Ответ: Г, Н

  6. Из предложенных характеристик выберете те, которые относятся к речному транспорту. Ответ: Д, К

  7. Из предложенных характеристик выберете те, которые относятся к воздушному транспорту.


Варианты ответов на вопросы 3-8.

А. Занимает 2 место по грузообороту и 1по пассажирообороту на Украине. Основные грузы – уголь, железная руда, металл, древесина, нефть и нефтепродукты, строительные материалы.

^ Б.Занимает 1место по грузообороту и 2 по пассажирообороту на Украине. Имеет высокую себестоимость перевозок

В.Обеспечивает внутри- и межгосударственные перевозки. Перемещает нефть, газ, нефтепродукты.

Г.Предназначен преимущественно для международной перевозки грузов и пассажиров. Низкая скорость перевозок. Низкая себестоимость.

Д.Осуществляет перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки: лес, нефть и нефтепродукты, зерно и стройматериалы. Характерна низкая себестоимость.

^ Е.Недостатки – относительно небольшой объем грузов, высокая себестоимость.

Ж.Обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

^ З.Недостатки – относительно небольшой объем грузов (преимущественно почта), высокая себестоимость.

И.Главный в перевозках на короткие расстояния.

^ К.Недостатки – сезонность функционирования, низкая скорость, ограниченность направлений перевозок.

Л.Имеет особое значение для обслуживания АПК.

М.Перевозит пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях.

^ Н.Транспортные средства – сухогрузы, грузо- пассажирские и рыболовные судна, танкеры.

О.Недостаток – перемещает только жидкие продукты. Достоинство - низкая себестоимость.

П.Главная специализация – перевозка пассажиров на дальние расстояния.

Слушаем ответы на задания №1 и 2

Учитель. Раздаёт «награды» группам, правильно выполнившим задание №1 и 2, на остановке «Воспоминания». Собирает ответы у групп № 3-8.
^ Станция «Погружение в науку» Остановка 5 мин. Исследование. Обсуждение №1,2.

Метод ПРЕСС

Текст к заданию № 2: История развития транспорта начинается с древних и античных времён. Первые средства сообщения имели достаточно примитивный характер. К ним можно отнести протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. Значительный сдвиг в развитии транспорта произошёл в эпоху рабовладельческого хозяйства, которое было построено на эксплуатации труда рабов. Это требовало переправки воинов и рабов, а значит, транспорта. Как бы то ни было, но военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Персии, Римской Империи и других государствах, в связи с чем было построено множество мощеных дорог, предназначенных для целей войны. К примеру, сеть римских военных дрог охватывала десятки тысяч километров. Их остатки сохранились и до наших дней. Постепенный рост торговли рабами, хлебом, тканями, пряностями послужил причиной к возникновению городов-государств на Средиземном море, таких как Финикия, Карфаген и другие, и, как следствие, развитию морского судоходства: появились гребные, а потом и парусные суда. В таких государствах античного мира, как Греция, Рим, Египет морские суда, особенно военные, достигали больших размеров. Некоторые из них имели тысячи гребцов - рабов. Тем не менее купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные, так как они обладали меньшими размерами, не требовали большого количества гребцов и имели относительно больше места для размещения грузов.
Задания с использованием учебника.

  1. Определите значение транспорта в мировой экономике.

  2. История транспорта

  3. Железнодорожный транспорт в эпоху НТР

  4. Автомобильный транспорт в эпоху НТР

  5. Морской транспорт в эпоху НТР

  6. Речной транспорт в эпоху НТР

  7. Трубопроводный транспорт в эпоху НТР

  8. Воздушный транспорт в эпоху НТР
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconТорезский методический центр Творческая группа учителей географии...
Создание презентаций по тематике программы «География материков и океанов»в 7 классе

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconМетодическая разработка урока географии в 10 классе на тему: «Сельское хозяйство мира»
Цель: 1/ Познакомить со специфическими особенностями ведения сельского хозяйства

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconКурсовая работа по экономической географии на тему:«География морского...

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconТворческая группа учителей географии «Мультимедийный конструктор...

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconУрока искусство в 6 классе на тему «Огонь Прометея»
Разработка урока искусство в 6 классе. Автор – Захарова Юлия Григорьевна, учитель художественно-эстетических дисциплин Артемовской...

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconРазработка урока географии для участия в Форуме педагогичных идей «Урок»
Разработала: Приходько Елена Николаевна, учитель географии Рубежанской общеобразовательной школы I – III ступеней №8

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconРеферат по географии на тему «География нефтяной промышленности»

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconУрока: обучающая
Разработка урока может использоваться в 6 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности». Ход урока сопровождается презентацией....

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconТема: Создание мультимедийного конструктора современного урока по географии в 7 классе

Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» iconРазработка урока химии в 9 классе Тема «Галактика углеводородов»
Технологическая карта урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<