Скачать 343.57 Kb.
|
Разработка урока географии в 10 классе на тему: «География мирового транспорта» Подготовила учитель 1 категории ОШ № 12 Сёмина Елена Юрьевна Цели:
изучить основные показатели развития мирового транспорта в настоящее время; сформировать представления о направлениях грузопотоков и пассажиропотоках; сформировать знания о различиях в мировой транспортной системе.
^ учебник Б.П. Яценко «Экономическая и социальная география мира», К.: «Форум», 2004г. словари; атласы для 10-го класса(1998г. и 2003г.), политическая карта мира, карта «Транспортная система мира»; статистические таблицы, диаграммы; карточки с заданиями № 1-4, «Правила эффективной работы в группе»9шт., маршрутные листы-8шт., «награда»-стикеры 48-60 шт., «печать»- стикер 8 шт., «Сертификаты» 5-7шт., варианты ответов на вопросы 3-8 (Станция «Воспоминания»)-6шт. мультимедиа, слайдовая презентация, ватман, маркеры, липкая лента. ^ Ход урока Организационный (2 мин.)
Здравствуйте! Я очень рада видеть Вас! Возьмитесь за руки, ребята. Вы чувствуете тепло рук друг друга? Я хочу, чтобы вы слушали и услышали друг друга, чтобы между вами возникло взаимопонимание! Я желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке! 2. Распределение класса на группы (8 мини-групп «Исследователей» и группа «Специалистов»). 3. Организация работы в группах, распределение обязанностей в группе. Учитель: Сегодня особая роль будет отведена «Специалистам» (группа сильных учеников). Каждая группа сможет один раз попросить помощи у Специалистов, если задание окажется сложным. На столах: “Правила эффективной работы в группе:
Мотивационный (2 мин.) Проблемный вопрос ставит учитель (он записан на доске). Ребята! Давайте задумаемся: «Есть ли какая-то польза мне, как гражданину Украины и моей стране, в изучении мирового транспорта?» Заслушиваются мнения учащихся. Предполагаемый ответ учителя: «Мировой транспорт можно использовать в качестве зеркала, в котором отражаются достоинства и недостатки того, кто в него смотрит» В конце урока мы вернёмся к этому вопросу и посмотрим на его аспекты. ^ Предлагаю нам провести урок - путешествие – исследование. Итак, отправляемся в дорогу! Отправная точка «Пакуем чемодан» (2мин.) Учитель. Что, по вашему мнению, поможет нам в изучении мировой транспортной системы? Приём «Мозговой штурм» Ответы учащихся: учебник (параграф 25), словарь, карты, атласы, статистические данные и диаграммы, багаж имеющихся знаний. Учитель. Предлагаю каждой мини-группе (пара или тройка) получить маршрутные листы вашего путешествия, куда вы будете заносить результаты ваших исследований и по одной «печати» для Специалиста-консультанта(8 групп- 8 бланков маршрутных листов, 8 «печатей»-стикеров) Маршрутный лист (Фамилия, имя) 1._____________________2._____________________3._________________
За правильные ответы вы будете получать «награды», и заносить их в маршрутный лист. Учитель. Каждый «Специалист» получает «Сертификат консультанта по международному транспоту». Он будет считаться действительным при наличии «печатей». Специалистов прошу получить «Сертификаты» и карточки с заданиями на урок, а подготовленные вами сообщения мы заслушаем в конце путешествия. «Сертификат консультанта по международному транспоту» Специалист_____________________________________________ (Фамилия, Имя)
исследователям __________________________________________(Фамилия, Имя) Печать __________________________________________________(Фамилия, Имя) Печать __________________________________________________(Фамилия, Имя) Печать
5 и более «печатей» – оценка 12 баллов, 4 «печати» – оценка 11 баллов, 3 «печати» – оценка 10 баллов, 2 «печати» – оценка – 9 баллов. ^ . Раздаёт «награды» и «печати» активным ученикам за отправную точку «Пакуем чемодан». Планируем маршрут (2 мин.) Учитель: Ребята! Давайте составим план нашего исследования. Приём беседа.
Ответ: что нам известно о различных видах транспорта, их экономико-технических характеристиках.
«Судоходство», «Магистраль», «Трубопровод» и «Стратосфера»? Ответ: Проанализируем основные показатели развития мирового водного, железнодорожного и автомобильного, трубопроводного и воздушного в настоящее время и направления грузопотоков и пассажиропотоках.
Учитель. Раздаёт «награды» и «печати» активным ученикам за «Планирование маршрута» Станция «Воспоминания» Остановка 4 мин. Исследование. Обсуждение вопросов№1-2. Работа со словарём. Составление схемы. Тестовые задания. Учитель предлагает получить задания группам. 1.Что такое «транспорт» и его показатели «грузооборот», «пассажирооборот»? Используйте источник знаний – словарь! Название этого термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс». Изначально под термином «________» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. Плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства – это ____________ В энциклопедическом словаре это понятие обозначает -1) основная, главная линия в системе какой-нибудь транспортной сети (железнодорожной, электрической, водной и т.п.) 2) Широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным движением транспорта (от лат. magistralis - руководящий). Что это? ___________________ Ответы: Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов, а также совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. Грузооборо́т — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Пассажирооборо́т — показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Ответ: каботаж, магистраль.
Варианты ответов на вопросы 3-8. А. Занимает 2 место по грузообороту и 1по пассажирообороту на Украине. Основные грузы – уголь, железная руда, металл, древесина, нефть и нефтепродукты, строительные материалы. ^ Занимает 1место по грузообороту и 2 по пассажирообороту на Украине. Имеет высокую себестоимость перевозок В.Обеспечивает внутри- и межгосударственные перевозки. Перемещает нефть, газ, нефтепродукты. Г.Предназначен преимущественно для международной перевозки грузов и пассажиров. Низкая скорость перевозок. Низкая себестоимость. Д.Осуществляет перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки: лес, нефть и нефтепродукты, зерно и стройматериалы. Характерна низкая себестоимость. ^ .Недостатки – относительно небольшой объем грузов, высокая себестоимость. Ж.Обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. ^ Недостатки – относительно небольшой объем грузов (преимущественно почта), высокая себестоимость. И.Главный в перевозках на короткие расстояния. ^ Недостатки – сезонность функционирования, низкая скорость, ограниченность направлений перевозок. Л.Имеет особое значение для обслуживания АПК. М.Перевозит пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях. ^ Транспортные средства – сухогрузы, грузо- пассажирские и рыболовные судна, танкеры. О.Недостаток – перемещает только жидкие продукты. Достоинство - низкая себестоимость. П.Главная специализация – перевозка пассажиров на дальние расстояния. Слушаем ответы на задания №1 и 2 Учитель. Раздаёт «награды» группам, правильно выполнившим задание №1 и 2, на остановке «Воспоминания». Собирает ответы у групп № 3-8. ^ Остановка 5 мин. Исследование. Обсуждение №1,2. Метод ПРЕСС Текст к заданию № 2: История развития транспорта начинается с древних и античных времён. Первые средства сообщения имели достаточно примитивный характер. К ним можно отнести протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. Значительный сдвиг в развитии транспорта произошёл в эпоху рабовладельческого хозяйства, которое было построено на эксплуатации труда рабов. Это требовало переправки воинов и рабов, а значит, транспорта. Как бы то ни было, но военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Персии, Римской Империи и других государствах, в связи с чем было построено множество мощеных дорог, предназначенных для целей войны. К примеру, сеть римских военных дрог охватывала десятки тысяч километров. Их остатки сохранились и до наших дней. Постепенный рост торговли рабами, хлебом, тканями, пряностями послужил причиной к возникновению городов-государств на Средиземном море, таких как Финикия, Карфаген и другие, и, как следствие, развитию морского судоходства: появились гребные, а потом и парусные суда. В таких государствах античного мира, как Греция, Рим, Египет морские суда, особенно военные, достигали больших размеров. Некоторые из них имели тысячи гребцов - рабов. Тем не менее купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные, так как они обладали меньшими размерами, не требовали большого количества гребцов и имели относительно больше места для размещения грузов. Задания с использованием учебника.
|
![]() | Создание презентаций по тематике программы «География материков и океанов»в 7 классе | ![]() | Цель: 1/ Познакомить со специфическими особенностями ведения сельского хозяйства |
![]() | ![]() | ||
![]() | Разработка урока искусство в 6 классе. Автор – Захарова Юлия Григорьевна, учитель художественно-эстетических дисциплин Артемовской... | ![]() | Разработала: Приходько Елена Николаевна, учитель географии Рубежанской общеобразовательной школы I – III ступеней №8 |
![]() | ![]() | Разработка урока может использоваться в 6 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности». Ход урока сопровождается презентацией.... | |
![]() | ![]() | Технологическая карта урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет |