Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь




Скачать 402.59 Kb.
НазваниеМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь
страница1/3
Дата публикации19.10.2013
Размер402.59 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ В БАСКЕТБОЛЕ

(система личной защиты)
Методические указания к учебным занятиям

для студентов всех специальностей дневной формы обучения

по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»

Севастополь

2011

УДК 37.037.1

Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /Сост. ст. преподаватели И.П. Ткаченко, С.В. Коротких – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2011. – 28 с.

Целью методических указаний является ознакомление студентов учебной специализации «баскетбол» и членов сборной команды по баскетболу с основами тактики защиты в этой игре.

Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № 7 от 25 марта 2011 г.)

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: В.А. Гальчинский, кандидат педагогических наук, доцент.

С
4

5

8

9

9

12

14

21

23

26

27
одержание


Введение

1. Общее положение тактики игры в баскетболе

2. Тактические действия игроков при личной системе защиты

2.1 Индивидуальные действия

2.1.1. Действия против нападающего без мяча

2.1.2. Действия против нападающего, владеющего мячом

2.2 Групповые действия

2.3 Командные действия

3. Личная система защиты

4. Контрольные вопросы

Библиографический список



Введение

Баскетбол – спортивная игра, в которую входят: проявление физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки), специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), и действия с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защиты своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся, дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Основным принципом в баскетболе является принцип сознательности и активности, он подразумевает:

– осмысление и понимание сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;

– самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.

В современном баскетболе каждый игрок должен уметь точно и своевременно сделать передачу и поймать мяч в самых неожиданных ситуациях, мгновенно изменить направление ведения мяча или сделать бросок в корзину без предварительной подготовки. Активизация защитных действий заставляет нападающего с мячом, с одной стороны, увеличить скорость выполнения приема, а с другой – изменять их динамическую и кинематическую структуру, приспосабливаясь к новым обстоятельствам.

Есть и еще один путь преодоления активного защитного противодействия – совершенное владение движениями (финтами), которые могут вывести защитника из равновесия.

В высших учебных заведениях приемы игры в баскетбол используются на академических занятиях.

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортив­ного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ве­дения борьбы.

Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на дей­ствия атакующих, а активное упреждающее применение контрдей­ствий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стреми­тельному переходу в контратаку [1].



^ 1. Общее положение тактики игры в баскетболе

Приемы игры в защите направлены на противодействие напа­дающей команде. Основная цель игры в защите — прервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник дол­жен постоянно стремиться занять необходимую позицию для пред­отвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока пре­пятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Со­ответственно технику защиты подразделяют на две основные группы:

1) техника передвижений;

2) техника противодействия и овладения мячом.

Стойка баскетболиста в защите – это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных дей­ствий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим на­мерениям нападающего.

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование несколь­ких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположе­нии и работе ног и рук.

В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с па­раллельной постановкой стоп (параллельная), стойка с выстав­ленной вперед ногой и закрытая стойка.

Стойка защитника с параллельной постановкой стоп (параллель­ная) применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча вдали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия корзины, а также при сопровождении перемещения соперника поперек площадки. Характерными для этой стойки являются рас­положение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разво­ротом носками наружу и выставление в стороны-вниз незначи­тельно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределе­на на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положе­ние головы и спины выпрямленное (рисунок 1 а).

Стойка защитника с выстав­ленной вперед ногой (рисунок 1 б) применяется при опеке игрока, владеющего мячом, и предна­значена для предотвращения броска или прохода под щит.

В исходном положении игрок занимает позицию между соперником и щитом. Одна нога, почти выпрямлен­ная, выставляется вперед с по­становкой стопы прямо (носком вперед), одноименная рука вы­тягивается вперед-вверх, пре­дупреждая ожидаемый бросок.



Сзади стоящая нога акцентировано согнута и ставится с разворо­том стопы носком наружу, а одноименная ей рука выставляется полусогнутой в сторону-вниз для противодействия ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Масса тела рас­полагается преимущественно на сзади стоящей ноге. Голова под­нята, взгляд направлен вперед. Спина прямая.


Рисунок 1 – Стойка баскетболиста в защите:

а) стойка с параллельной постановкой стоп

б) стойка с выставленной вперед ногой
^ Закрытая стойка применяется при активных формах защиты и отличается от других видов стоек близким расположе­нием защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возмож­ной передачи. Другой полусогнутой рукой игрок контролирует рас­положение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения мяч и опекаемого игрока, находиться в ус­тойчивом положении на согнутых, пружи­нящих ногах.

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимо­действий игроков-партнеров в каждый игровой момент обуслов­лены изменяющимися условиями их выполнения, а осмыслен­ный выбор диктуется избранной тактикой игры.

Тактика игры – это рациональное, целенаправленное использова­ние способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенно­стей конкретного соперника и складывающихся условий игрового про­тивоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуаци­ям применение многообразия техники игры.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпо­сылки для максимального использования в игре их технического потенциала. Технико-тактическое действие рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.

Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие. Структурной единицей командных действий являет­ся комбинация – это заранее разученные и целенаправленные вза­имодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных усло­вий для завершения атаки.

Существует термин форма ведения игры — это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных так­тических задач. Форма ведения игры может быть активной или пас­сивной, что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прес­синг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперни­ка с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пассивных формах ведения игры в защите команда предоставляет соперникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в нападении предпочитает длительный розыгрыш мяча с использованием многоходовых комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и ко­манды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам (рисунок 2).





Рисунок 2 – Схема тактики защиты [2].

^ 2. Тактические действия игроков при личной системе защиты

По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каж­дый раздел подразделяют на группы действий: индивиду­альные, групповые и командные.

^ Индивидуальные действия – это самостоятельные действия иг­рока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

^ Групповые действия – это взаимодействия двух или трех игро­ков в рамках выполнения командной задачи.

Командные действия подразумевают взаимодействия всех игро­ков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет не­сколько видов, способов и их вариантов, которые определяются формами ведения игры, содержанием конкретных иг­ровых действий и особенностями выполнения.

Необходимость эффективной организации действий команды требует распределения функций между игроками. Тем самым кон­кретизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игрока при организации атакующих и защитных действий.

Основные обязанности защитников – четкое руководство дей­ствиями партнеров в нападении, а также готовность к завер­шению атаки позиционным броском или стремительным проходом к корзине; в обороне – сдерживание быстрой контрата­ки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубе­же защиты у своей корзины.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игры может меняться в зависимости от избранной командой системы игры и складывающейся в матче ситуации.

В связи с тенденцией дифференциации функций внутри традиционных игровых амплуа, среди защитников стали выделять разыгрывающего (первого номера), т. е. дирижера или глав­ного диспетчера (плеймейкера) команды. Групповые действия игроков составляют основу различных так­тических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.

^ 2.1. Индивидуальные действия

Индивидуальные действия — это базовые компоненты тактики игры в защите. Эффективная оборона корзины не может быть орга­низована без рациональных действий каждого игрока на своей позиции.

Для результативной, тактически грамотной игры в защите не­обходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физи­ческих и личностных качеств.

Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом.

Различия обусловлены степенью потенциальной опасности каждого из них для корзины защищающейся команды.



^ 2.1.1. Действия против нападающего без мяча

Действия защитника против нападающего без мяча предопре­деляются решением двух основных задач: 1) не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия отскока; 2) быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.

Опекая игрока без мяча, защитник должен руководствоваться собственной позицией, местоположением мяча, расстоянием до корзины и уровнем технико-тактического мастерства опекаемо­го. Обороняющийся игрок обязан постоянно держать в поле зре­ния мяч и своего подопечного. Классическим для защитника в данной ситуации является расположение внутри так называемо­го «игрового защитного треугольника», условными вершинами которого являются мяч, корзина и опекаемый нападающий (рисунок 3).

Избранная защитником стойка и характер его действий могут претерпевать существенные изменения в зависимости от занима­емой на площадке позиции, а также места нахождения мяча и соперников. Так, например, опекая нападающего в позиции игрока задней линии атаки на стороне мяча, защитник смещается в сто­рону игрока с мячом настолько, чтобы сковать его действия и в то же время успеть мгновенно возвратиться к своему подопечно­му, если тому последует передача (рисунок 4). При этом он находит­ся в открытой стойке: одна рука указывает на мяч, а другая на подопечного.

При держании игрока в позиции форварда или центрового на стороне мяча защитник использует закрытую стойку и выдвигается на линию возможной передачи: одну руку вытягивает перед подопечным, преграждая полет мяча, а другую – у него за спи­ной для контроля над возможными передвижениями соперника. Причем степень выдвижения защитника варьируется в зависи­мости от расположения мяча и опекаемого соперника.




Рисунок 3 – Игровой защитный «треугольник» при держании нападающего без мяча

Рисунок 4 – Расположение защитни­ка при держании нападающего «периметра» на стороне мяча


Если мяч находится на периметре атаки под углом к корзине, то в пози­ции на линии штрафного броска и в углу площадки требуется смещение на полкорпуса со стороны мяча, а на боковой линии трехсекундной трапеции – на три четверти кор­пуса. При держании высокорослого центрового в средней позиции результативным в некоторых случаях является также выдвижение защитника перед соперником с поднятой вверх одной рукой и отведенной назад-вниз другой. Особенно эффек­тивны такие действия в случае перемещения мяча вдоль боковой линии или в угол площадки. Спереди по отношению к своему подопечному защитник должен оставаться в данной ситуации и в средней, и в нижней позиции центрового. В верх­ней позиции по-прежнему требуется выдвижение на полкорпуса со стороны мяча [3].

При опеке нападающего на дальней от мяча стороне площадки защитник, находясь в любой позиции, должен руководствоваться одним общим правилом – необходимо сместиться в сторону мяча внутри «игрового защитного треугольника» (рисунок 5) и тем са­мым сформировать другой, плоский треугольник, вершинами которого будут сам защитник, его подопечный и игрок с мячом. В данной ситуации первоочередными задачами для защитника являются: обеспечить перехват дальних навесных пере­дач в направлении опекаемого нападающего, а при необходимос­ти оказать активную помощь в защите своей корзины партнерам на стороне мяча.

При попытке любого нападающего совершить выход для получе­ния мяча в ограниченную зону области штрафного броска (трехсе­кундную трапецию), т.е. открыться в непосредственной близости от корзины, опекающий его защитник обязан действовать быст­ро и решительно. Необходимо сохранить позицию между мячом и подопечным и не позволить ему свободно пройти перед собой (рисунок 6). Соперник жестко встречается выставленной вперед со­гнутой в локтевом суставе рукой с одновременным шагом вперед одноименной ногой. А при пе­редвижении нападающего под щит он удерживается защитни­ком за спиной с контролем со­вершаемых им передвижений от­веденной назад-вниз рукой. По возможности следует спиной от­теснить его в направлении ли­цевой линии или, перехватив согнутой в локте другой рукой, выдавить за пределы ближайших границ трехсекундной трапеции.




Рисунок 5 – Смещение обороняюще­гося в «игровом защитном тре­угольнике» при держании напада­ющего на дальней от мяча стороне

Рисунок 6 – Действия защитника при попытка нападающего совершить обход


Важнейшим элементом тактики игры в защите является блокирование нападающего при борьбе за взятие отскока на своем щите. В баскетболе существует неоспоримое правило: «Кто выигрывает щит, тот вы­игрывает игру».

Для успешного овладения мячом при отскоке (взятие отско­ка) защитник, прежде чем идти на подбор, обязан преградить путь опекаемому нападающему. Для этого он вправе избрать два варианта действий: 1) не дожидаясь начала движения соперни­ка, может сблизиться с ним в момент выпуска мяча при броске, выполнить упреждающее блокирование и устремиться к щиту для овладения мячом; 2) может занять выжидательную позицию на расстоянии одного шага от соперника, а с началом его дви­жения определить направление перемещения, выполнить бло­кирующий поворот на ближней к нему ноге и мгновенно напра­виться на подбор мяча.

Результативность блокирования при борьбе за взятие отскока зависит от нескольких факторов. Прежде всего, защитник должен занимать выгодную исходную позицию находиться между по­допечным и корзиной. В момент броска мяча необходимо быстро реагировать на начало движения опекаемого нападающего блоки­рующим поворотом на ближней к направлению его перемещения ноге, прийти в устойчивое положение готовности к активному контактному противоборству с соперником. Затем мгновенно идти на подбор мяча с поднятыми вверх руками, не позволяя против­нику оттеснить или опередить себя. Решающее же значение имеют точный расчет в действиях и предугадывание направления отско­ка по месту выброса и траектории полета мяча, которые в сочета­нии с хорошими физическими данными защитника и высоким прыжком могут обеспечить ему устойчивое преимущество в борь­бе за подбор мяча в каждом единоборстве с подопечным напада­ющим.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к теоретическим и практическим занятиям для...
Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к теоретическим занятиям для студентов специального...
Смо всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост ст преп. Олейник Г. Н., ст преп....

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания для подготовки студентов всех специальностей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconНормализация массы тела средствами физического воспитания и контроля за питанием
Метод указания к учебным и самостоятельным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине "Физическое...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным и самостоятельным практическим занятиям...
Ального тренинга с отягощениями на занятиях по атлетической гимнастике: Метод указания к практическим занятиям для преподавателей...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех...
Метод указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт», специализация...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно...
Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод указания к самостоятельным...

Методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<