Скачать 328.41 Kb.
|
М ![]() Севастопольский национальный технический университет ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» ![]() Севастополь 2012 УДК 37.037.1 Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /Сост. ст. преподаватели: Н.О. Богатко, А.В. Русинова, Г.Н. Олейник. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – 24 с. Целью методических указаний является ознакомление студентов с методикой измерения и оценкой основных жизненных показателей, физических качеств и уровня здоровья человека. Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № 1 от 19.01.2012 г.) Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний. Рецензент: Н.В. Бурень, кандидат наук ФВ и С 4 6 9 10 11 15 16 18 19 20 22 22 ^ ведение 1. Определение и оценка антропометрических показателей 2. Определение и оценка силовых качеств 2.1. Оздоровительное воздействие силовых упражнений 3. Определение и оценка показателей сердечно-сосудистой системы 4. Определение и оценка показателей дыхательной системы 4.1.Оздоровительное воздействие аэробных упражнений 5. Определение и оценка показателей гибкости 5.1. Оздоровительное воздействие упражнений развивающих гибкость 6. Определение и оценка уровня соматического здоровья 7. Контрольные вопросы Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Понятие «здоровья» включает в себя различные показатели, отражающие состояние деятельности различных систем органов и физических качеств. Наиболее информативными являются показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), росто-весовой показатель, показатели кардио-распираторной системы. Среди показателей физических качеств, необходимых для поддержания и укрепления здоровья можно выделить тесты на выносливость, силу и гибкость. Анализ их дает представление о состоянии физического здоровья человека на текущий момент и даёт представление, какие качества требуют большего внимания с целью их совершенствования. Для достижения хороших показателей физического здоровья необходимы систематические занятия физической культурой в рекомендуемом двигательном режиме. При соблюдении правильной методики занятий (соблюдении принципов постепенности, индивидуального подхода и др.) результаты тестов и жизненных (функциональных) показателей будут улучшаться. Для того, чтобы лучше узнать свой организм, законы его развития и понять причины возникающих изменений рекомендуется фиксировать полученные результаты замеров и тестов, т.е. вести дневник самоконтроля. Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок. [3] Предлагаемый дневник самоконтроля включает в себя несложные тесты для оценки наиболее значимых жизненных параметров и физических качеств. Дневник состоит из пяти разделов:
В первых четырёх разделах даётся краткая характеристика измеряемых характеристик тела или физических качеств, методики их измерения или тестирования, а также их оценка. Даются таблицы самоконтроля для самостоятельного заполнения их студентами в течение 2–х лет учёбы (в конце каждого семестра), которые включают графу изменения показателей, для анализа их динамики. Далее говорится о том, какую пользу для здоровья приносят упражнения, развивающие то или иное физическое качество. Разделы завершаются перечнем рекомендуемых учебных пособий, где изложены средства и методы для улучшения полученных показателей. Последний раздел посвящён оценке уровня физического здоровья человека. Выполнив серию тестов и рассчитав по предложенной методике свои показатели, можно объективно оценить свой уровень физического здоровья. Анализ полученных результатов даёт возможность не только выявить слабые стороны своего организма, но и наметить программу развития физических качеств и улучшения деятельности жизненно важных систем организма средствами физической культуры.
ПОКАЗАТЕЛЕЙ А ![]() Для получения достоверных данных при антропометрии измерения проводят на обнаженном теле, обычно утром. Повторные измерения должны производиться, по возможности, в одно и то же время. Р ![]() ![]() Можно вместо ростомера пользоваться обычным чертежным угольником, приставляемым к стене. Последний способ может быть применен в домашних условиях. В положении стоя измеряется общий рост, сидя - длина туловища. Зная рост стоя и сидя можно вычислить индекс пропорциональности физического развития (ИП). [2] ^ ИП = ((L-Lсидя):Lсидя) х 100%, Где L – рост (см), Lсидя– рост сидя Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног. ^ : менее 87% - малая длина ног относительно туловища; 87-92% - пропорциональное физическое развитие; более 92% - относительно большая длина ног. Все эти антропометрические данные важны для учёта двигательной нагрузки оздоровительного характера и для рекомендаций по выбору видов спорта (детям, подросткам и молодым людям). Например: с низким ИП (низкое расположение центра тяжести) — устойчивость тела в пространстве (виды спорта — горнолыжный, борьба, штанга и др.). Лицам с высоким ИП (более 92%) рекомендуются игровые виды спорта, легкая атлетика и др. Как правило, у женщины КП несколько ниже, чем у мужчин. ^ измеряют с помощью напольных или медицинских весов. Взвешиваться нужно утром, после посещения туалета, натощак, без одежды или в одной и той же лёгкой одежде. Измеряемый становится на середину площадки весов. Показатели роста и массы тела используют при вычислении нормальной массы тела. ^ Результат взвешивания сопоставляется с рекомендуемой идеальной или предельно допустимой нормой. Идеальной нормой является вес человека в 25-30 лет. При здоровом образе жизни масса может (должна) сохраняться до 60 лет без изменений. Одна из наиболее применяемых формул для расчёта нормального веса человека является формула индекса Кетле (ИМТ), согласно которой: ![]() ![]() ![]() В настоящее время соответствие между массой и ростом человека и его индексом массы обычно принимают таким: ИМТ менее 15 кг/м2 - острый дефицит массы тела; ИМТ от 15 кг/м2 до 19 кг/м2 - недостаточный вес; ИМТ от 20 кг/м2 до 25 кг/м2 - нормальный вес; ИМТ от 26 кг/м2 до 29кг/м2 - избыточный вес; ИМТ от 30 кг/м2 до 34,9 кг/м2 - I степень ожирения; ИМТ от 35 кг/м2 до 39,9 кг/м2 - II степень ожирения; ИМТ 40 кг/м2 и более - III степень ожирения. П ![]() Для определения типа телосложения применяется индекс крепости телосложения. Для его подсчета необходим ещё один антропометрический показатель: окружность грудной клетки. Окружность груди измеряют сантиметровой лентой. Накладывают ее на грудную клетку кзади — под углом лопаток, спереди — под соском (у женщин — на IV ребре). [2] ^ Выражает разницу между ростом и суммой массы тела и окружностью грудной клетки в фазе выдоха. ИКТ = L- (P+T), где ИКТ - индекс; L - рост (см), Р - масса тела (кг), Т -окружность груди в фазе выдоха (см). Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Критерии оценки: до 10 - крепкое телосложение - гиперстеники;от 10 до 30 - среднее телосложение (атлетический тип)– нормостеники; более 30 – слабое телосложение - астеники. Астеники характеризуется преобладанием длиннотных размеров над широтными: конечности длинные и тонкие, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, уплощенная, голова узкая или яйцеобразная, лицо вытянутое, шея тонкая и длинная, мышцы развиты слабо, длинные, тонкие; упитанность пониженная, кожа бледная, сухая; нередко наблюдается нарушение осанки (сутуловатость, круглая спина). Гиперстеники характеризуется преобладание широтных размеров: конечности короткие, толстые, тело длинное, плотное, шея короткая, широкая, живот длинный и хорошо выражен, таз широкий, подкожная жировая клетчатка хорошо развита, мускулатура хорошо развита, но вследствие хорошей упитанности малорельефна, мышцы короткие и толстые, костяк широкий, позвоночник часто имеет усиленный поясничный лордоз. Нормостеники характеризуется пропорциональным атлетическим телосложением: длиннотные и широтные размеры пропорциональны, плечи достаточно широкие, таз узкий, грудная клетка хорошо развита, мускулатура хорошо развита и рельефна, упитанность умеренная. [2] ![]() ^ Первый курс
^
^ Силу человека можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление, либо противостоять ему посредством мышечных усилий Силовые качества могут быть: собственно силовыми (проявляемыми при медленных сокращениях мышц с околопредельными и предельными отягощениями); скоростно-силовыми (способность достигать максимальных показателей за возможно короткое время) и в виде скоростной выносливости (способности противостоять утомлению при выполнении упражнений со значительным мышечным напряжением). [4] Сила мышц может измеряться пружинными динамометрами, либо весом отягощений, которые испытуемый может перемещать (например: вес штанги при жиме лёжа или приседании). Сравнивать силу мышц разных людей можно только используя силовые индексы, в подсчёте которых учитывается вес человека. Чем больше вес человека (при отсутствии ожирения), тем больше мышечная масса, тем выше будут его абсолютные силовые показатели. Уровень силовой выносливости определяется количеством повторений упражнений с отягощениями или собственным весом (например, для рук: количество подтягиваний на перекладине; для мышц брюшного пресса: количество подниманий туловища из положения лёжа). Д ![]() ![]() Определив силу мышц сгибателей кисти, вычисляют силовой индекс (показания динамометра делят на массу тела занимающегося и умножают на 100). В среднем этот индекс (относительная сила кисти) для мужчин составляет 65-70, для женщин – 45-50. При систематических занятиях физическими упражнениями сила кисти постепенно возрастает. Уровень силовой выносливости мышц рук оценивают количеством подтягиваний на перекладине. Юноши подтягиваются на высокой перекладине из исходного положения – вис, девушки на низкой перекладине (высота 90 см) из исходного положения – вис лёжа. Оценить результат можно по таблице 2. [2] Т ![]()
^ Силовые упражнения оказывают оздоровительное воздействие на все системы и органы. В результате выполнения упражнений, направленных на развитие силы: а) улучшается деятельность сердца и лёгких, усиливается кровообращение, образуются новые капилярные сети, что улучшает обмен веществ в тканях (их питание, дыхание, выведение продуктов распада); б) увеличивается мышечная сила, укрепляется костно-связочный аппарат, приобретаются навыки рационального и правильного её использования; в) происходит коррекция телосложения и веса, формируется правильная осанка, что благотворно влияет на нервную систему и внутренние органы человека; г) улучшается эмоциональное состояние человека, воспитывается чувство уверенности в себе, оптимизм. ^ выносливости
КП - коэффициент прироста (вычисляется путем деления последующего результата на предыдущий) ![]() ![]() ^ Показателями состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) являются:
Частота сердечных сокращений в покое является одним из наиболее информативных и доступных параметров ССС. Частота пульса измеряется в области лучевой, сонной, височной артериях сразу после сна или после длительного пребывания в состоянии покоя. Подсчитывается обычно за 15 секунд (умножив на 4, получим частоту пульса за минуту). Ч ![]() Таблица 3 - ЧСС в покое для подготовленных людей (уд./мин).
В СМО (спецмедотделении) придерживаются следующих величин:
|
![]() | Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной... | ![]() | Смо всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост ст преп. Олейник Г. Н., ст преп.... |
![]() | «Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с | ![]() | «Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с |
![]() | Метод указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт», специализация... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения |
![]() | Ального тренинга с отягощениями на занятиях по атлетической гимнастике: Метод указания к практическим занятиям для преподавателей... | ![]() | Метод указания к учебным и самостоятельным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине "Физическое... |
![]() | Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод указания к самостоятельным... | ![]() | Методические указания к теоретическим и самостоятельным занятиям по дисциплине «Управление профессиональной работоспособностью» (для... |