Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь




Скачать 328.41 Kb.
НазваниеМетодические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь
страница1/3
Дата публикации26.10.2013
Размер328.41 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

Методические указания

к теоретическим и практическим занятиям

для студентов всех специальностей дневной формы обучения

по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»


Севастополь

2012

УДК 37.037.1


Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /Сост. ст. преподаватели: Н.О. Богатко, А.В. Русинова, Г.Н. Олейник. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – 24 с.
Целью методических указаний является ознакомление студентов с методикой измерения и оценкой основных жизненных показателей, физических качеств и уровня здоровья человека.

Методические указания рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физвоспитания и спорта СевНТУ (протокол № 1 от 19.01.2012 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: Н.В. Бурень, кандидат наук ФВ и С


4

6

9

10

11

15

16

18

19

20

22

22



^ В
СОДЕРЖАНИЕ

ведение

1. Определение и оценка антропометрических показателей

2. Определение и оценка силовых качеств

2.1. Оздоровительное воздействие силовых упражнений

3. Определение и оценка показателей сердечно-сосудистой системы

4. Определение и оценка показателей дыхательной системы

4.1.Оздоровительное воздействие аэробных упражнений

5. Определение и оценка показателей гибкости

5.1. Оздоровительное воздействие упражнений развивающих гибкость

6. Определение и оценка уровня соматического здоровья

7. Контрольные вопросы

Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ

Понятие «здоровья» включает в себя различные показатели, отражающие состояние деятельности различных систем органов и физических качеств. Наиболее информативными являются показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), росто-весовой показатель, показатели кардио-распираторной системы. Среди показателей физических качеств, необходимых для поддержания и укрепления здоровья можно выделить тесты на выносливость, силу и гибкость. Анализ их дает представление о состоянии физического здоровья человека на текущий момент и даёт представление, какие качества требуют большего внимания с целью их совершенствования.

Для достижения хороших показателей физического здоровья необходимы систематические занятия физической культурой в рекомендуемом двигательном режиме. При соблюдении правильной методики занятий (соблюдении принципов постепенности, индивидуального подхода и др.) результаты тестов и жизненных (функциональных) показателей будут улучшаться. Для того, чтобы лучше узнать свой организм, законы его развития и понять причины возникающих изменений рекомендуется фиксировать полученные результаты замеров и тестов, т.е. вести дневник самоконтроля. Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок. [3]
Предлагаемый дневник самоконтроля включает в себя несложные тесты для оценки наиболее значимых жизненных параметров и физических качеств. Дневник состоит из пяти разделов:

  • Антропометрия

  • Показатели мышечной силы

  • Показатели деятельности кардио-распираторной системы

  • Показатели гибкости тела

  • Оценка соматического (физического) здоровья

В первых четырёх разделах даётся краткая характеристика измеряемых характеристик тела или физических качеств, методики их измерения или тестирования, а также их оценка. Даются таблицы самоконтроля для самостоятельного заполнения их студентами в течение 2–х лет учёбы (в конце каждого семестра), которые включают графу изменения показателей, для анализа их динамики. Далее говорится о том, какую пользу для здоровья приносят упражнения, развивающие то или иное физическое качество. Разделы завершаются перечнем рекомендуемых учебных пособий, где изложены средства и методы для улучшения полученных показателей.

Последний раздел посвящён оценке уровня физического здоровья человека. Выполнив серию тестов и рассчитав по предложенной методике свои показатели, можно объективно оценить свой уровень физического здоровья. Анализ полученных результатов даёт возможность не только выявить слабые стороны своего организма, но и наметить программу развития физических качеств и улучшения деятельности жизненно важных систем организма средствами физической культуры.


  1. ^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Антропометрия (греч. anthropos – человек, metro – измеряю) – совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека. Она включает в себя: измерение роста, веса, внешних форм тела (форму головы, окружности груди, шеи, конечностей), а также ряда функциональных показателей (жизненной емкости легких, силы мышц и др.). При самоконтроле проводятся простейшие измерения, по которым можно судить об изменениях в организме, происходящих в результате физической нагрузки. Результаты различных антропологических измерений используются в расчётах, позволяющих проводить комплексную оценку состояния здоровья человека.

Для получения достоверных данных при антропометрии измерения проводят на обнаженном теле, обычно утром. Повторные измерения должны производиться, по возможности, в одно и то же время.
Рпрямоугольник 8ост (длину тела) измеряют в положениях стоя и сидя с помощью ростомера.При измерении роста стоя измеряемый должен стоять ровно, не поднимая плеч, с сомкнутыми стопами иприкасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

Можно вместо ростомера пользоваться обычным чертежным угольником, приставляемым к стене. Последний способ может быть применен в домашних условиях.

В положении стоя измеряется общий рост, сидя - длина туловища. Зная рост стоя и сидя можно вычислить индекс пропорциональности физического развития (ИП). [2]
^ Индекс пропорциональности физического развития (ИП)

ИП = ((L-Lсидя):Lсидя) х 100%,

Где L – рост (см), Lсидя– рост сидя

Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног.

^ Критерии оценки: менее 87% - малая длина ног относительно туловища; 87-92% - пропорциональное физическое развитие; более 92% - относительно большая длина ног. Все эти антропометрические данные важны для учёта двигательной нагрузки оздоровительного характера и для рекомендаций по выбору видов спорта (детям, подросткам и молодым людям).

Например: с низким ИП (низкое расположение центра тяжести) — устойчивость тела в пространстве (виды спорта — горнолыжный, борьба, штанга и др.). Лицам с высоким ИП (более 92%) рекомендуются игровые виды спорта, легкая атлетика и др. Как правило, у женщины КП несколько ниже, чем у мужчин.

^ Вес (массу) тела измеряют с помощью напольных или медицинских весов. Взвешиваться нужно утром, после посещения туалета, натощак, без одежды или в одной и той же лёгкой одежде. Измеряемый становится на середину площадки весов.

Показатели роста и массы тела используют при вычислении нормальной массы тела.
^ Нормальная масса тела

Результат взвешивания сопоставляется с рекомендуемой идеальной или предельно допустимой нормой. Идеальной нормой является вес человека в 25-30 лет. При здоровом образе жизни масса может (должна) сохраняться до 60 лет без изменений. Одна из наиболее применяемых формул для расчёта нормального веса человека является формула индекса Кетле (ИМТ), согласно которой:

line 4




В настоящее время соответствие между массой и ростом человека и его индексом массы обычно принимают таким:

ИМТ менее 15 кг/м2 - острый дефицит массы тела;

ИМТ от 15 кг/м2 до 19 кг/м2 - недостаточный вес;

ИМТ от 20 кг/м2 до 25 кг/м2 - нормальный вес;

ИМТ от 26 кг/м2 до 29кг/м2 - избыточный вес;

ИМТ от 30 кг/м2 до 34,9 кг/м2 - I степень ожирения;

ИМТ от 35 кг/м2 до 39,9 кг/м2 - II степень ожирения;

ИМТ 40 кг/м2 и более - III степень ожирения.
Полученный результат будет соответствовать нормальному весу людей с гармоническим телосложением (нормостеникам). При астеническом типе телосложения считается нормой снижение полученной таким образом величины до 10 %, при гиперстеническом типе – соответствующее её увеличение (но не более, чем на 10 %).
Для определения типа телосложения применяется индекс крепости телосложения.

Для его подсчета необходим ещё один антропометрический показатель: окружность грудной клетки.

Окружность груди измеряют сантиметровой лентой. Накладывают ее на грудную клетку кзади — под углом лопаток, спереди — под соском (у женщин — на IV ребре). [2]
^ Индекс крепости телосложения ИКТ (индекс Пинье). Выражает разницу между ростом и суммой массы тела и окружностью грудной клетки в фазе выдоха.

ИКТ = L- (P+T),

где ИКТ - индекс; L - рост (см), Р - масса тела (кг), Т -окружность груди в фазе выдоха (см).

Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения).

Критерии оценки: до 10 - крепкое телосложение - гиперстеники;от 10 до 30 - среднее телосложение (атлетический тип)– нормостеники; более 30 – слабое телосложение - астеники.

Астеники характеризуется преобладанием длиннотных размеров над широтными: конечности длинные и тонкие, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, уплощенная, голова узкая или яйцеобразная, лицо вытянутое, шея тонкая и длинная, мышцы развиты слабо, длинные, тонкие; упитанность пониженная, кожа бледная, сухая; нередко наблюдается нарушение осанки (сутуловатость, круглая спина).

Гиперстеники характеризуется преобладание широтных размеров: конечности короткие, толстые, тело длинное, плотное, шея короткая, широкая, живот длинный и хорошо выражен, таз широкий, подкожная жировая клетчатка хорошо развита, мускулатура хорошо развита, но вследствие хорошей упитанности малорельефна, мышцы короткие и толстые, костяк широкий, позвоночник часто имеет усиленный поясничный лордоз.

Нормостеники характеризуется пропорциональным атлетическим телосложением: длиннотные и широтные размеры пропорциональны, плечи достаточно широкие, таз узкий, грудная клетка хорошо развита, мускулатура хорошо развита и рельефна, упитанность умеренная. [2]



^ Наблюдение за изменением роста и веса


Первый курс


1 семестр

2 семестр

Рост

Вес

Должн. вес

Отклонение от должн. веса

Вес

Должн. вес

Отклонение от должн. веса























^ Второй курс



3 семестр

4 семестр

Рост

Вес

Должн. вес

Отклонение от должн. веса

Вес

Должн. вес

Отклонение от должн. веса























^ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
Силу человека можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление, либо противостоять ему посредством мышечных усилий

Силовые качества могут быть: собственно силовыми (проявляемыми при медленных сокращениях мышц с околопредельными и предельными отягощениями); скоростно-силовыми (способность достигать максимальных показателей за возможно короткое время) и в виде скоростной выносливости (способности противостоять утомлению при выполнении упражнений со значительным мышечным напряжением). [4]
Сила мышц может измеряться пружинными динамометрами, либо весом отягощений, которые испытуемый может перемещать (например: вес штанги при жиме лёжа или приседании). Сравнивать силу мышц разных людей можно только используя силовые индексы, в подсчёте которых учитывается вес человека. Чем больше вес человека (при отсутствии ожирения), тем больше мышечная масса, тем выше будут его абсолютные силовые показатели.

Уровень силовой выносливости определяется количеством повторений упражнений с отягощениями или собственным весом (например, для рук: количество подтягиваний на перекладине; для мышц брюшного пресса: количество подниманий туловища из положения лёжа).
Динамометрия — измерение силы мышц, производится пружинными динамометрами — становым и ручным. Ручной динамометр вкладывают в кисть руки шкалой кверху; при сжатии прибора руку свободно опускают книзу или отводят в сторону; отмечают наибольший показатель после 2-3 измерений.

Определив силу мышц сгибателей кисти, вычисляют силовой индекс (показания динамометра делят на массу тела занимающегося и умножают на 100). В среднем этот индекс (относительная сила кисти) для мужчин составляет 65-70, для женщин – 45-50. При систематических занятиях физическими упражнениями сила кисти постепенно возрастает.

Уровень силовой выносливости мышц рук оценивают количеством подтягиваний на перекладине. Юноши подтягиваются на высокой перекладине из исходного положения – вис, девушки на низкой перекладине (высота 90 см) из исходного положения – вис лёжа. Оценить результат можно по таблице 2. [2]
Таблица 2 - Оценка результатов подтягивания на перекладине (у девушек на низкой перекладине (90 см) в положении виса лёжа) (количество раз)


Оценка

юноши

девушки

удовлетворительно

7

8

хорошо

9

12

отлично

12

15


^ 2.1. Оздоровительное воздействие силовых упражнений

Силовые упражнения оказывают оздоровительное воздействие на все системы и органы. В результате выполнения упражнений, направленных на развитие силы:

а) улучшается деятельность сердца и лёгких, усиливается кровообращение, образуются новые капилярные сети, что улучшает обмен веществ в тканях (их питание, дыхание, выведение продуктов распада);

б) увеличивается мышечная сила, укрепляется костно-связочный аппарат, приобретаются навыки рационального и правильного её использования;

в) происходит коррекция телосложения и веса, формируется правильная осанка, что благотворно влияет на нервную систему и внутренние органы человека;

г) улучшается эмоциональное состояние человека, воспитывается чувство уверенности в себе, оптимизм.


^ Наблюдение за изменением показателей силы и силовой

выносливости

Тест

1 курс

2 курс

КП за 2 года

1 семестр


2 семестр


КП

3 семестр


4 семестр


КП

Кистевая динамометрия, кг






















Подтягивание на перекладине
























КП - коэффициент прироста (вычисляется путем деления последующего результата на предыдущий)







^ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Показателями состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) являются:

  • а) частота сердечных сокращений (ЧСС);

  • б) величина артериального давления (АД);

  • в) реакция ССС на стандартную нагрузку;

  • г) скорость восстановления после нагрузки.


Частота сердечных сокращений в покое является одним из наиболее информативных и доступных параметров ССС. Частота пульса измеряется в области лучевой, сонной, височной артериях сразу после сна или после длительного пребывания в состоянии покоя. Подсчитывается обычно за 15 секунд (умножив на 4, получим частоту пульса за минуту).

Частота пульса в покое 40-60 уд./мин (ударов в минуту) (брадикардия) у тренированных людей свидетельствует об экономной работе сердца и является физиологической нормой. Для нетренированного человека такая частота пульса обычно указывает на патологию сердца или нарушение нейрогуморальной регуляции. Оценка физической подготовленности может проводиться по таблице академика Н.М.Амосова (таблица 3). [1]


Таблица 3 - ЧСС в покое для подготовленных людей (уд./мин).


Мужчины

Женщины

Оценка

50 и меньше

55 и меньше

отлично

51-65

56-70

хорошо

67-65

71-80

удовлетворительно

76 и более

81 и более

неудовлетворительно


В СМО (спецмедотделении) придерживаются следующих величин:

  • ЧСС менее 60 уд./мин – отлично;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной...

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к теоретическим занятиям для студентов специального...
Смо всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост ст преп. Олейник Г. Н., ст преп....

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех...
Метод указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт», специализация...

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания для подготовки студентов всех специальностей...
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к учебным и самостоятельным практическим занятиям...
Ального тренинга с отягощениями на занятиях по атлетической гимнастике: Метод указания к практическим занятиям для преподавателей...

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconНормализация массы тела средствами физического воспитания и контроля за питанием
Метод указания к учебным и самостоятельным занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине "Физическое...

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к самостоятельным занятиям для студентов, временно...
Реабилитация студентов, при заболеваниях печени и желчных путей посредством применения физических упражнений: Метод указания к самостоятельным...

Методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» Севастополь iconМетодические указания к теоретическим и самостоятельным занятиям...
Методические указания к теоретическим и самостоятельным занятиям по дисциплине «Управление профессиональной работоспособностью» (для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<