Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников»




Скачать 273.78 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников»
Дата публикации09.11.2013
Размер273.78 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Спорт > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Развитие силы у старшеклассников

Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» Выполнил: студент 541 гр. Фомичев Евгений Проверила: Пахомова Л.Э. Белгород, 2000 ВВЕДЕНИЕ Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями(например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за тоили иное время и т.п.) и реализуются в определенных движениях, которыеотличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательныхвозможностей человека. Понятие «физическое качество» объединяет, в частности, те сторонымоторики человека, которые: 1. проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом – имеют один и тот же измеритель; 2. имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики. Как следствие этого, методика воспитания физического качестваобладает общими чертами вне зависимости от конкретного вида движения.Например, выносливость в плавании и беге совершенствуют во многом сходнымипутями, хотя сами эти движения резко различны. Представление о физических качествах первоначально использовалосьлишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь,затем постепенно завоевало права гражданства и физиологии спорта и другихнаучных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционнымпредставлением о двигательных навыках еще и специальной категории«физические качества» вызвана запросами практики, в частности различиями вметодике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель можетбесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильномвыполнении. Но в отношении силы, скорости, продолжительности и другихподобных параметрах движения он может давать лишь такие указания, как«сильнее-слабее», «быстрее-медленней» и т.д. Используя математическую терминологию, допустимо было бы говорить омного мерности двигательных навыков и одномерности физических качеств. Хотя развитие физических качеств, как формирование двигательныхнавыков, во многом зависит от образования условнорефлекторынх отношений вцентральной нервной системе, для физических качеств гораздо большеезначение имеют биохимические и морфологические перестройки в организме вцелом. Для развития физических качеств характерна значительно меньшая посравнению с формированием навыков осознаваемости тех компонентов, изкоторых складывается успех в достижении намеченной цели. Можно рассказыватьчеловеку, как надо выполнять то или иное движение, но такие объяснения непомогут установить наилучшее координационное отношение в деятельностисердечно-сосудистой системы, чтобы добиться большей выносливости. Существование двух сторон двигательной функции – навыков и качествприводит к выделению в процессе физического воспитания двухнаправленностей: обучение движениям и воспитание физических качеств. Различие между терминами воспитания и развития физических качестввесьма существенное Развитие физических качеств есть процесс их измененияво входе жизни человека. Например, в развитии силы отмечаются постепенныйподъем ее к 25-30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение.Воспитанием же физических качеств называется педагогический процессуправления, воздействие на развитие с целью его изменения в нужном намнаправлении. Так, говоря о воспитании силы, имеем в виду выбортренировочных упражнений, их дозировку и пр. Иными словами, терминомразвития обозначаются изменения, происходящие в организме; терминомвоспитания – действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовалинашим желаниям. Нам представляется правильно говорить о физических количествахчеловека, а не о качествах двигательной деятельности, как это часть делают. Оснований для этого два: во-первых, качества есть некотораяхарактеристика именно человека, а не движения; мы говорим о силе А.Жаботинского, выносливости Н. Болотникова; мы совершенствуем, наконец, вспорте человека, его возможности выполнять те или иные движения, а не самидвижения. Во-вторых, бесспорно, что двигательные качества человека проявляютсяв тех или иных характеристиках движения, определяя максимальные величиныэтих параметров. Однако различия между указательными величинами,естественно, количественные, а не качественные. ГЛАВА I П. 1.1. СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСВО ЧЕЛОВЕКА. В обыденно речи слову «сила» придают различные значения. Какнаучное понятие, оно должно быть по возможности строго определено. Надоразличать: 1. силу как механическую характеристику движения; 2. силу как свойство, качество человека. В первом значении сила наряду с другими характеристиками движенияявляется объектом изучения механики. Во втором - служит предметомисследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. В спортивно-методической литературе и в физиологии спорта, говоря осиле, обычно ссылаются на второй закон Ньютона, сила пропорциональнаускорению (F=m•а). При этом, как правило, забывают сказать, что этопрактически частный случай, соответствующий действию сил инерции. Когдасилы противодействия вызваны тяжестью тела, то они не зависят от ускоренияи определяются только весом. При растягивании эспандера или резиныпроявляемая сила почти не зависит от ускорения и определяется главнымобразом длиной, на которую растянут предмет. Наконец, когдапротиводействие возникает из-за трения, величина силы зависит не отускорения или пути, а от скорости. В большинстве движений действуютодновременно силы тяжести, инерции, напряжения, деформации и трения.Поэтому зависимость силы от прочих характеристик движения обычно сложна.Зависимости типа F=m•а можно наблюдать в «чистом виде» только вспециально созданных лабораторных условиях. Лучший способ определить какое-либо понятие - указать путьизмерения. «Лишь измеренность движения и придает категории. Без этого онане имеет никакой ценности» (Ф. Энгельс). Степень силовых возможностей человека определяется с помощьюдинамометров или каких-либо аналогичных устройств, примененных дляизмерения в механике. Это факт является выражением того, что сила естьего способность проявлять за счет мышечных усилий определенные величинысилы. Как известно, мышцы могут проявлять силу: 1. без изменения своей длины; 2. при уменьшении длины; 3. при удлинении. Сила движения во многом определяется природой сил сопротивления. В настоящее время на человеке достаточно изучены лишь движения,связанные с сообщением ускорения телам определенной массы. Исследованиятакого рода проводятся с помощью приборов динамографов, позволяющихустранять влияние силы тяжести. В этих динамографах используютсягоризонтальная ось с маховиком на ней. На ось наматывается шнур, закоторый тянет испытуемый, тем самым, раскручивая маховик. Регистрируетсясила тяги, а также сообщаемые маховику ускорения и скорость. Если человек выполнит ряд движений с предельным мышечным ускорение,перемещая тела различной массы, величины проявленной силы будут различны.Сначала с увеличением массы перемещаемого тела сила будет расти, однакодальнейшее возрастание массы не приведет к увеличению силы. Математическая связь сила – перемещаемая масса в том диапазонепеременных масс, где сила возрастает (см. рис. зона1), может бытьвыражена уравнением; F = a+k•lnm, где F – сила, а и к – индивидуальные компоненты; ln – обозначение натурального логарифма, m - масса. Зона Б ln m Зона А Зависимость силы от перемещенной массы при движениях с максимальнымиусилиями (схема по Н.Н. Гончарову). Зависимость сила-масса находит многочисленные проявления вспортивной практике. Так, сила, которую спортсмен может приложить к ядру,будет меньше той, которую он способен проявить при поднимании штанги ит.п. Однако если масса ускоренного тела велика, то величина силы, которуючеловек может приложить к тому телу, уже не зависит от перемещаемой массы иопределяется лишь силовыми возможностями человека (см. рис. зона Б). Если толкать ядра различного веса, измеряя скорость вылета ядра ипроявленную силу, то сила и скорость будут находиться в обратнопропорциональной зависимости: чем выше скорость, тем меньше проявляемаясила и наоборот. В крайнем случае, если ядро будет настолько тяжелое, чтоего нельзя сдвинуть с места, можно проявить наибольшую силу. Наоборот, придвижении свободной руки скорость оказывается наибольшей. Толкание обычногояда занимает промежуточное положение, скорость и сила здесь имеют какие-тосредние величины.| | Зависимость между показателями силы и скорости в ряду движений сразличными отклонениями. Виды силы как двигательного качества человека. Величины силы, проявляемые в медленных движениях, не отличаютсясущественно от показателей силы в изометрических условиях; в плиометрическом режиме наблюдается наибольшие величины силы,иногда в 2 раза превосходящие соответствующие показатели в геометрическихусловиях; в условиях быстрых движений величины силы уменьшаются с нарастающимскорости; между силой, проявляемой в условиях предельно быстрых движений, имаксимальной изометрической силой нет никакой связи. Исходя из указанного, можно, по-видимому, в качестве самойприблизительной, сугубо рабочей классификации предложить следующее делениевидов силовых способностей: Вид силовой Условия способности проявления 1. Собственно-силовые Статический режим способности и медленные упражнения 2. Скоростно-силовые способности а) динамическая Быстрые движения сила. б) амортизационная Уступающие движения сила. Из них главной является статическая сила: величины силы, которыечеловек может проявить в условиях быстрых движений или при уступающемрежиме, существенно зависит от его максимальных показателей силы визометрических условиях. Указанные виды силовых способностей – основные, однако они неисчерпывают всего многообразия проявления силы человека. Во многихслучаях очень важна так называемая «взрывная сила» - способность проявлятьбольшие величины силы в наименьшее время. При одинаковом уровне тренированности люди большого веса могутпроявлять большую силу. Зависимость между силой и собственным весом проявляется тем четче,чем более высока и одинакова спортивная квалификация испытуемых. Для сравнения силы людей различного веса обычно пользуются понятиемтак называемой относительной силы, под которой понимают величину силы,приходящейся на 1 кг. собственного веса. В противоположность этому силу,которую проявляет спортсмен в каком-либо движении безотносительно ксобственному весу, иногда называют абсолютной силой. абсолютная сила Относительная сила = собственный вес У людей примерно одинаковой тренированности, но разного весаабсолютная сила с увеличением веса возрастает, а относительная падает. Падение относительной силы объясняет тем, что собственный весспортсмена пропорционален объему тела, т.е. кубу его линейных размеров;сила же пропорциональна физиологическому поперечнику, т.е. квадратулинейных размеров. Следовательно, с увеличением размеров тела вес будетвозрастать быстрее, чем растет мышечная сила. Для метателей, штангистов тяжелого веса и некоторых другихспортсменов важнейшее значение имеет абсолютная сила. В видах, связанных сперемещением своего тела, а также там, где увеличение веса ограничиваетсявесовыми категориями основное значение имеет относительная сила. Так, вгимнастике упор кури в стороны на кольцах могут выполнять лишь теспортсмены, относительная сила которых в этом движении близка к 1 кг. накилограмм веса. В данном случае на весу удерживается не все тело гимнаста,потому «крест» можно выполнить, когда относительная сила несколько меньше1. В видах спорта, где главным являются абсолютные показатели силы,стараются тренироваться таким образом, чтобы параллельно ссовершенствованием нервнокоординационных отношений, определяющих проявлениемышечной силы, происходит рост мышечной массы. Увеличение же относительнойсилы могут быть различно связаны с изменением собственного веса. В одномслучае рост силы сопровождается стабилизацией или даже падениемсобственного веса. Однако этот путь далеко не всегда возможен. Он весьма эффективен улиц, имеющих жировые отложения или избыточное содержание воды в тканяхтела. Для спортсменов же, соблюдающих весовой режим, знасительноеуменьшение собственного веса без ухудшения работоспособности исамочувствия – задача почти не выполнимая. Но, разумеется, возможностьюуменьшить собственный вес следует пользоваться. Естественно, что всеприемы уменьшения веса допустимо применять лишь взрослым спортсменам;следует решительно пресекать малейшие попытки ограничивать естественноенарастание веса у детей и юношей. Второй путь – рост силы с одновременным увеличением мышечной массы.Этот путь вполне оправдан; спортсмену не следует бояться увеличения массымышц несущих основную нагрузку в его виде спорта. При функциональнойгипертрофии мышц сила всегда вырастает более значительно, чем собственныйвес. Максимальная сила, которую может проявлять человек, зависит, с однойстороны, от биомеханических характеристик движения; с другой – от величинынаправления отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания. П 1.2. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ. Выбор величины сопротивления при воспитании силы. Это один изглавных вопросов методики. Его решение возможно лишь при понимании физиологическихособенностей движений, выполняемых с разными мускульными напряжениями.Ниже рассматривается некоторые из этих отношений. Движения с разными мышечными напряжениями различны по характеруконцентрации усилий в пространстве и во времени. При поднятии околопредельного или предельного веса скорость теладостигает определенного значения и дальше движение идет с почтипостоянной скоростью. Ускорение незначительно колебания около нулевоймышцы; при этом сила примерно равна весу поднимаемого снаряда. Внешнее сопротивление представляет физиологический раздражительопределенной силы. Поднимание предельного веса сопровождается мышечнымпотоком центростремительных импульсов; при малых же внешних сопротивлениях сила раздражителя относительно невелика. В соответствии собщефизиологическим «законом силы» интенсивность ответной реакции доизвестного предела пропорциональна силе раздражителя. Указанные отличия приводят к тому, что попытки тренировать мышечнуюсилу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются неэффективными. Показательны результаты следующего эксперимента, проведенногона большой группе студентов (Хеллебрандт и Хоуту). Испытуемые упражнялисьс тяжестями, которые они могут поднимать в одном подходе примерно 25 раз.Однако поднимали они их же «до отказа», а только 15-18 раз. Хотя общеечисло подъемов в одном занятии было велико, даже длинная тренировка непривела существенному увеличению силы. Таким образом, если человек не проявляет систематическизначительных мышечных напряжений, то рост силы не происходит. При оченьмалых величинах напряжений может произойти падение силы. Падение мышечнойсилы и атрофия мышц происходит тем быстрее, чем меньше величинанапряжений. У спортсменов, привыкших к значительным мускульнымнапряжениям, падение силы может начаться даже в случае примененияотносительно больших отягощений, однако таких, которые меньше привычногоуровня. Существует три способа создания максимальных силовых напряжений: 1. повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до отказа»); 2. поднимание предельного веса; 3. поднимание непредельного веса с максимальной скоростью. Соответственно предлагается различать три метода воспитания силы: методы повторных, максимальных и динамических усилий. Характеристика метода повторных усилий. Движения с непредельными отягощениями отличаются по своимфизиологическим механизмам от работы с предельными и околопредельныминапряжениями. Однако по мере утомления картина меняется. Вес, который впервых подъемах легко можно быть поднять, оказывается теперь близким кпредельному и является физиологическим раздражителем большой силы.Изменяется концентрация усилий. В итоге наблюдаемая физиологическаякартина становится близкой к той, которая существует при выполнениипредельных усилий. Эти совпадающие во многом черты координации - основнаяпричина, из-за которой поднимание непредельного веса «до отказа» оказываеттренирующее влияние на мышечную силу. Поскольку ведущим фактором являетсясходство в последних подъемах, то, очевидно, что именно их выполнение имеетосновную ценность. При методе повторных усилий обязательно выполнениеупражнений до выраженного утомления, как говорят, «до отказа». Отсюда 2 основных положения. 1. Работа «до отказа» невыгодна в энергетическом отношении. Здесь приходится поднимать гораздо большее количество груза, чем при методе максимальных усилий. 2. При данном методе последние, наиболее ценные, попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления возбудимости центральной нервной системы.Работами же школы Т.П. Павлова показано, что условнооефлекторнаядеятельность протекает успешнее при оптимальном состоянии центральныхнервных структур. Выполнение упражнений на фоне утомления затрудняетобразование тех тонких условнорефлекторных отношений, которые, собственно,и обеспечивают дальнейшее развитие силы. Это снижает эффективность методаповторных усилий по сравнению с методами максимальных усилий. Меньшая эффективность метода повторных усилий является причинойтого, что спортсмены высокой квалификации все больше отказывается отэтого метода воспитания силы как от основного, и пользуются главнымобразом методом максимальных усилий. Однако, несмотря на меньшую эффективность, между повторных усилийшироко, и вполне оправданно, используется в практике. Объясняется эторядом его существенных преимуществ. 1. Большой объем выполняемой работы, естественно, вызывает значительные сдвиги в обмене веществ. Активизация трофических процессов создает возможности для усиления пластического обмена, что может привести к эффективной гипертрофии мышц и тем сказаться на росте силы. Высокая степень энерготрат может быть также последней, если занятие проводится преимущественно с оздоровительной направленностью. 2. Использование метода повторных усилий, в особенности, если выбираются упражнения локального характера, позволяет уменьшить натуживание, которое имеет место при выполнении упражнений с предельными напряжениями. 3. Упражнения с непредельными силовым напряжением дают больше возможностей для контроля за техникой. Особое значение это имеет для начинающих. Как известно, в начале образования двигательного навыка происходит иррадиация возбуждения, что внешне выражается включением в работу ненужных групп мышц и в следствии этого скованностью движений. При прочих равных условиях иррадиация тем шире, чем сильнее возбуждение. Работа с малыми весами позволяет, снизить величину возбудительного процесса, в следствии чего иррадиация становится относительно небольшой, а движение – более координированным. При поднимании же предельного веса, когда сила возбудительного процесса велика, у начинающих, не имеющих еще автоматизированного навыка, происходит значительная генерализация возбуждения, в следствии чего координация ухудшается. 4. Лицам, не занимавшимся ранее силовыми упражнениями, метод повторных усилий дает возможность избегать травм, вероятность проявления которых при работе с предельными напряжениями не исключена. Указанные рекомендации подкрепляются тем, что у начинающихэффективность воспитания силы почти не зависит от величины сопротивления,коль скоро эта величина превосходит определенный минимум – примерно 35 –40% максимальной силы. С увеличением продолжительности тренировок выявляются всепреимущества метода максимальных усилий. Поэтому в тренировкеквалифицированных спортсменов метод повторных усилий используется лишькак дополнительный. При этом чтобы компенсировать его неэкономичность,применяют обыкновенно упражнения локального характера. Суммарная величинаподнятого груза оказывается в таком случае сравнительно небольшой. Приметоде повторных усилий используют упражнения с большими и умереннобольшими сопротивлениями. Работа с малыми и очень малыми сопротивлениями,как правило, нецелесообразна. Пример: ученик выполняет отжимы в упоре лежас опорой руками о гимнастическую скамейку. Как только его силаувеличивается настолько, что он сможет выполнять это движение более 10-12раз, упражнение надо усложнить до степени, позволяющей выполнять его лишь4-7 раз. Не следует при воспитании силы доводить число повторений в одномподходе до 20 – 50, как это иногда к сожалению, делают. Столь большоечисло повторений целесообразно лишь при воспитании выносливости. Метод максимальных усилий, как уже отмечалось, основной в тренировкеквалифицированных спортсменов. Переход к работе с околопредельными весами произошел в послевоенныегоды. Он привел к существенному росту результатов. Если в 20-30-х годахспортсмены, в частности тяжелоатлеты, значительное время уделяли методуповторных усилий, то в настоящее время они используют в основномпредельные и околопредельные отягощения. Следует, однако, подчеркнуть, что метод максимальных усилий неявляется более эффективным вообще, безотносительно к месту и временииспользователя. Бесспорно, что при соответствующих условиях он лучшеспособствует образованию тех нервнокоординационных отношений, котороеобеспечивают рост силы. Но, во-первых, увеличение силы связано не только ссовершенствованием координации, метод максимальных усилий не всегдавыгоден; во-вторых, любой метод при его однообразном использовании станепривычным и будет оказывать со временем все меньший эффект. Поэтому методмаксимальных усилий, будучи основным, ни в коем случае не должен статьединственным. Предельный вес – это понятие, на применение которого основан методмаксимальных усилий, нуждается в некотором уточнении. Под таким весомвезде понимается предельный тренировочный вес, т.е. тот наибольший вес,который может поднять без значительного эмоционального возбуждения.Благодаря соответствующей психологической настройке этот вес можно иувеличить. В этом случае он будет подлинно предельным, но, как показываетопыт, тренировка с такими весами оказывается малоэффективной. Она быстровызывает значительное эмоциональное утомление. Исходя из этого, втренировке используют в основном предельные и околопредельные веса,которые можно поднять без значительного эмоционального возбуждения 2,максимум 3 раза. Веса больше, чем предельный тренировочный, используют лишьизредка; в большинстве случаев - раз в 7-14 дней. Впрочем, здесь возможныиндивидуальные колебания; есть спортсмены, которые делают подобные попыткигораздо реже. Также весьма индивидуальна разница между предельнымтренировочным весом и лучшими результатами спортсмена; обычно в легкихвесовых категориях эта разница меньше, в тяжелых – больше. Квалифицированные спортсмены, хорошо знающие свои возможности, могутпри определении предельного веса ориентироваться на частоту пульса. Еслиперед подходом частота пульса повышается, это говорит об эмоциональномвозбуждении, вес слишком велик. Если величина отягощения превышает возможности спортсмена, вцентральной нервной системе может развиться охранительное торможение, из-зачего спортсмен не проявит свою максимальную силу. Например, спортсмен,для которого предельный вес равен 100 кг., поднимал 110 кг., можетвследствии охранительного торможения прикладывать к этому большому весуменьшую силу, чем к более легким весам. Поэтому пытаться часто применятьвеса выше предельного нецелесообразно. ГЛАВА II П. 2.1. СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ. При воспитании силы пользуются упражнениями с повышеннымсопротивлением – силовыми упражнениями. В зависимости от природысопротивления они делятся на 2 группы. 1. Упражнения с высшим сопротивлением. Для создания его обычно используют: а) вес предметов, б) противодействие партнера, в) сопротивление упругих предметов, г) сопротивление внешней среды. 2. Упражнения с отягощением, равным весу собственного тела. С точки зрения воздействия на организм причина, вызвавшая сопротивление, не является ведущим фактором. Поднимает ли человек гирю, мешок с песком или противодействует собственной тяжести – во всех случаях воздействие на организм будет сходным, если только величина сопротивления одинакова. Однако в методическом отношении различные упражнения все же обладают некоторой спецификой. Во всех силовых упражнениях, кроме движений с тяжестями, величинавысшего сопротивления указывается лишь косвенно: по числу возможныхповторений данного упражнения. Статические силовые упражнения. Эти упражнения используются какдополнительное средство в процессе воспитания силы. Они имеют ряддостоинств. В упражнениях, рассмотренных вше, максимальное напряжениемышц достигается лишь в отдельные моменты движения. В статических –возможно сохранение иммунного напряжения сравнительное длительное время.Тренировка с использованием изометрических упражнений требует маловремени, оборудования для ее проведения весьма простое. С их помощьюможно воздействовать на любые мышечные группы. Особенно ценныизометрические упражнения в том случае, если ограничена возможностьдвижения с большой амплитудой. Однако широкому применению статических упражнений препятствуют ихнедостатки. Эффективность этих упражнений меньше, если эффективностьдинамических. В сравнительных экспериментах показано, что у людей,использовавших лишь статистические упражнения, сила росла медленнее, чем у тех, кто прибегал к общепринятым средствам воспитания силы. В то же время многие исследователи не находили статистическисущественных различий в приросте силы при использовании статистических идинамических упражнений. Это, помимо слабой физической подготовленностииспытуемых, может объясниться их малым числом и небольшойпродолжительностью эксперимента (1-5 мес.). Выводы же некоторых авторов о большей эффективности статистическихупражнений (Хеттингер и Мюллер, 1953; Мэтьюз и Крюз, 1957) не могут бытьпризнаны доказательными: в их экспериментах были допущены существенныеошибки, на что не раз обращалось внимание в литературе (Слействер-Хаммель, 1960; Петерсен, 1960 и др.). У спортсменов показатели силы визометрических условиях обычно увеличивается гораздо медленнее, чем вдинамических. Отличались случаи, когда переход на изометрическиеупражнения приводил к падению силовых показателей (Викстрем, 195).Тренировка с использованием лишь статических усилий очень быстро ( всреднем через 6-8 недель) перестает оказывать положительный эффект,уровень достигнутой силы стабилизируется (Мюллер, 1963; Мюллер и Ромерт,1963). Следует учитывать также, что нервно-мышечная регуляция привыполнении изометрических и динамических усилий во многом различна(Генри, 1961 и др.), из-за чего тренировка в статических упражненияхможет мало сказаться на показателях силы, проявленной в динамическомрежиме. Между приростами статической и динамической силы координацияможет отсутствовать. В частности, в одном из экспериментов изометрическиеупражнения привели к мышечному приросту результатов в прыжке вверх сместа, чем упражнения с весом 10 ПМ и выпрыгивания с весом 50-60% от 10ПМ (Бергер, 1963), а в другом вообще не сказывались на прыгучести, хотяизометрическая сила и выросла (Линдербург и сотр., 1963). Адаптация мышц к работам статического и динамического типавыражается в различных морфологических и биохимических изменениях (А.К.Кожевникова, 1956;Н.Н. Яковлев, 1958; Ваххолдер, 1936). Широкоеиспользование изометрических усилий вызывает приспособительные сдвиги,не соответствующие требованиям динамических упражнений. После Олимпийскихигр в Токио отмечали, что наиболее рьяные приверженцы изометрическихупражнений (штангисты Б. Марч, Г. Рублер, пловец И. Ястремский, метателиР. Конноли и П.О. Брайен) не показали результатов, которых от них ждали(Ц. Желещзков, 1965). Учитывая сказанное, изометрические упражнения следует применятьлишь как дополнительное средство воспитания силы. Они выполняются в видемаксимальных напряжений длительностью 506 сек. (меньшая или наоборот,большая продолжительность усилий дает меньший эффект – Хеттингер, 1953,57). При использовании изометрических упражнений рост силы проявляетсяпо преимуществу при том положении тела, в котором проводилась тренировка.Например, если выполнялись изометрические упражнения для сгибанийлоктевого сустава при учете в этом суставе 90, то при углах, выходящихза приделы 90+20, прирост силы будет очень мал. Поэтому при выбореположений тела для изометрических упражнений надо лишь добавить для однойи той де мышечной группы несколько упражнений при разных углах в суставе,либо выбирать положения, соответствующие наиболее трудным моментамсоревновательного движения. Что касается статических силовых упражнений, что здесь рациональнаследующая последовательность тренировки: сначала лучше использоватьупражнения динамического характера, а затем, когда будет создананеобходимая силовая база, включать все чаще статические задержки. Дыхание при выполнении силовых упражнений. Хорошо известно, чтопредельные усилия возможны лишь при натуживании напряжении мышц,обеспечивающих выход, при закрытой голосовой щели. Во избежание испытательных влияний при выполнении силовых упражненийнадо придерживаться нескольких основных правил: 1) допускать натуживаниеможно в том случае, когда оно необходимо, т.е. при кратковременныхмаксимальных напряжениях. У начинающих приходится наблюдать задержкудыхания, когда условия не требуют этого. Преподаватель долженограничивать подобные потуживания; 2) начинающим нельзя давать в большомобъеме упражнения с предельным и околопредельным напряжением; 3) неследует делать перед выполнением силовых упражнений максимальный вдох,так как это неоправданно увеличит внутреннегрудное дыхание и усугубит тесдвиги, которые наблюдаются при натуживании; 4) поскольку при выдохе ссуженной голосовой щели достигаются почти такие же показатели, как и принатуживании, можно делать максимальные усилия на выдохе без задержкидыхания; 5) у начинающих при работе со штангой надо требовать выполнениявдоха и выдоха в середине упражнения, в частности в тот момент, когдаштанга находится на груди. Конечно, такой режим дыхания затрудняетвыполнение, но с этим какое-то время надо мерится. Квалифицированныеспортсмены могут делать вдох средней величины только одни раз – передвзятием штанги. И, наконец, последнее замечание, лишь косвенно относящееся к рассматриваемому вопросу. Учитывая, что шоковые состояния бывают толькопри медленном темпе, надо добиваться быстрого поднимания даже предельноговеса. Возможной причиной появления шоковых состояний при жиме штангиявляется сильное сдавливание сонной артерии мышцами шеи. Во избежанииэтого при поднимании штанги нельзя опускать вниз подбородок. Головуследует держать прямо, не наклоняя ее. оптимальный темп выполнения упражнений. Силовые упражнения в одномподходе можно выполнить с разной частотой. Показано, что применениемаксимального темпа дает относительно небольшой эффект. Предпочтителеннекоторый средний темп; при этом причиной меньшей эффективности работы вмаксимальном темпе является, по-видимому, иррадиация возбуждения вцентральной нервной системе, возникающая под влиянием мощного потокаафферентных импульсов. Это затрудняет формирования необходимой дляпроявления силы координации нервных процессов. Если частота движений невелика, то ее конкретное значениенесущественны. Так, поднимание груза в темпе 2 и 15 подъемов в минутупривело к почти одинаковому приросту силы (Салтер, 1955). Здесь следуеториентироваться на естественный темп, в котором удобнее всего выполнятьдвижение. П. 2.2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ ОТДЕЛЬНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП. Характерная черта воспитания силы – возможность избирательного(аналитического) совершенствования отдельных мышечных групп. Никто нетренирует избирательно, например, выносливость одной руки и ноги. Привоспитании же силы так поступают постоянно: отдельно работают над развитием силы разгибателей ног, сгибателей рук и т.п. Возможность такого аналитического подхода ставит ряд методическихвопросов. В теле человека свыше 500 отдельных мышц. Какие же из них имеютнаибольшее значении? Какие мышечные группы следует развивать в первуюочередь? Какова специфика воспитания силы отдельных мышечных групп? У разных людей сила отдельных мышечных групп различна. Соотношениемаксимальной силы разных мышечных групп получило название топографиисилы. Для создания относительно полного представления о топографии силы укакого-либо человека надо измерить силу возможно большего числа мышечныхгрупп. У людей, не занимающихся спортом, обычно лучше всего развитиемышцы, противодействующие им тяжести: разгибатели спины и ног, сгибателирук. Топография силы зависит от спортивной специализации и рода занятийчеловека. Все же вне зависимости о специализации целесообразно выделитьнесколько мышечных групп, имеющих наибольше значение в большинствежизненных ситуаций. К ним относятся самые мощные мышцы нашего тела: мышцытазового пояса, туловища, бедер, плечевого пояса. Попытки объективного определения наиболее важных мышечных группчеловека осуществляется следующим образом. У большого числа испытуемыхопределяют силу во многих элементарных движениях акта. В некоторыхэкспериментах у каждого человека измеряют до 50-60 показателей силы. Затемэти показатели складывают, получая значения так называемой «общей силы».После этого с помощью методов математической статистики подбирают такуюкомбинацию мышечных групп, которая дает наибольшие величины корреляции с«общей силой». Отобранные таким образом мышечные группы и рассматриваюттак «наиболее важные». К ним, по данным Уендлера (1955) и др., относитсяследующие 5 мышечных групп: 1) разгибатели позвоночного столба, 2)сгибатели позвоночного столба и тазобедренных суставов, 3) разгибателиног, 4) разгибатели рук, 5) большая грудная мышца. В практике, к сожалению, нередко пытаются судить о силе человекана основании некоторых мелких мышечных групп, чаще всего сгибателейпальцев кисти. В данном случае мышечная группа очень мелка, и поэтомуполученные показатели плохо характеризуют силу человека. Очевидно, здесьнадо ориентироваться на более мощные мышечные группы. Методика воспитания силы отельных мышечных групп отличаетсянекоторой спецификой. Ниже как пример приводится описание особенностейдвух мышечных групп, развитию силы которых – по причинам, указанным ниже– следует уделить особое внимание. Брюшной пресс – мышечная группа, развитию которой надо уделятьвнимание с самого начала занятий спортом. Определяется это тремяпричинами: во-первых, эти мышцы участвуют в большинстве лополюций; во-вторых, хороший «мышечный корсет», охватывающий брюшную полость,способствует нормальному функционированию внутренних органов и,следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья человека; в –третьих, что особенно важно, должная сила мышц брюшного пресса являетсялучшей гарантией предупреждения групп. при тренировке мышц передней спинки живота используют в основномупражнения двух типов: 1) поднимание ног при фиксированном верхнем отделетуловища и 2) поднимание туловища при функционировании нижних конечностях.Оба типа упражнений отличаются некоторой спецификой, корреляция междурезультатами в них обычно не превышает0,35 – 0,40. В первом случае мышцы живота работают по преимуществу визометрическом режиме. Непосредственно в сгибании тазобедренного суставеони не участвуют, но способствуют фиксации таза, а при значительномсгибании в условиях опоры или в…….- повороту его. Электромиграфлическийанализ показывает, что наибольшую нагрузку здесь несет нижняя часть прямоймышцы живота. В упражнениях второго типа мышцы живота работают в болеединамических условиях; в данном случае больше нагрузка на верхниесегменты прямой мышцы живота. Общая нагрузка на мышцы живота здесь выше;для тренировки мышц брюшного таза несколько более эффективны. Однакоупражнения первого рода в силу более статического характера лучшеспособствуют повышению тонуса мышц живота, что может быть использовано,например, при коррекции осанки. Для развития косых мышц живота применяютупражнения, связанные с движением позвоночного столба в сторону и вособенности с его скручиванием. При тренировке мышц брюшного пресса во избежании травм и излишнегоповышения внутрибрюшного давления не следует широко использовать методмаксимальных усилий. Но нельзя впадать и в другую прастность – доводитьчисло повторений в одном подходе до очень больших величин (свыше 15-20),так как при том увеличении повторений уже будет мало сказываться на ростесилы. В таких случаях надо усложнить упражнение, чтобы число возможныхповторений в одном подходе было около 6-10. Мышцы поясничной области. Они так же относятся к тем мышечнымгруппам, развитию которых следует уделять особое внимание. Определяетсяэто, прежде всего соображением профилактики: пожалуй, ни одна областьнашего тела не травмируется при занятиях с тяжестями столь часто, какпоясничная. Это объясняется огромными перегрузками, действующими в областипоясничных позвонков при поднимании тяжестей. При положении вперед сотягощением плечо силы тяжести очень велико, плечо ……мышц во много разменьше. В результате наблюдается 10-15 кратный проигрыш в силе, и даже приподнимании относительно небольших тяжестей общая сумма сил действующих вобласти пятого поясничного позвонка оказывается весьма высокой. Так, ужепри постоянно наклоне вперед нагрузки в это в области могут превышать300кг, а если руками удерживать вес 300кг, то по данным Фрел (1959),нагрузка превосходит700 кг.! Естественно, что этих условиях у неподготовленных людей возникаетопасность травм. Рациональная методика позволяет предупредить ихпоявление. Методические рекомендации здесь сводятся к следующему. 1. Упражнение мышц поясничной области должно предшествовать работе с большими весами. Это касается всех движений, исходное положение для которых – стойка со штангой на плечах или груди. Здесь необходимо создание «силового фундамента»: тогда можно выполнять большой объем работы с тяжестями. 2. Следует уменьшать нагрузку на позвоночный столб, для чего надо шире использовать упражнения типа лежа на наклонной скамейке, ногами в положении лежа на спине. 3. Надо чередовать в занятии поднимание тяжестей с весами. В этом случае в силу собственной эластичности сдавленных межпозвоночных дисков восстанавливается их исходная форма. 4. Большое значение имеет правильная техника подъема тяжестей с земли, в частности рациональное положение позвоночного столба. При «круглой» спине возникает опасность сдавливания межпозвоночных дисков. Сохранение нормального поясничного лордоза устраняет эту опасность. К тому же при «круглой» спине проекция центра тяжести рук дальше отходит от оси вращения, нежели в случае сохранения выпрямленного положения спины, что делает этот способ выполнения подъема еще более неэффективным. Нагрузка (кг.) на 5-й поясничный позвонок в зависимости от поднимаемого веса, угла наклона и техники подъема (по Ф. Мюнхингеру, 1960).|Угол, |Подъемный вес, кг. ||градусы | || |0 |50 |100 |150 |0 |50 |100 |150 || |выполняемое положение | |«круглая» спина | 0 |50 |100 |150 |200 |50 |100 |150 |200 | |30 |100 |300 |500 |700 |150 |350 |600 |850 | |60 |200 |500 |800 |1100 |250 |650 |1000 |1350 | |90 |250 |600|900 |1200 |300 |700 |1100 |1500 | | П. 2.3. СИЛОВЫЕ УПРАЖЕНИНЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОПИТАНИЯ Распределение силовых упражнений в занятии во многом определяетсястремление выполнять наиболее ценные попытки на фоне оптимального,«свежего», состояния центральной нервной системы. При этом лучшепроисходит формирование и совершенствование нервнокоординационныхотношений, которые обеспечивают рост мышечной силы. Если же силовыеупражнения выполняются, когда спортсмен утомлен предшествующей рабой, товозбудимость центральной нервной системы оказывается сниженной – в этомслучае условнорефлектораная деятельность протекает, как известно, менееуспешно и рост силы происходит не столь быстро. Силовые упражнения наиболее эффективны, если их выполнение отнесенок началу основной части занятия. Правда, не во всех случаях это возможно,так как в занятиях приходится решать и многие задачи помимо воспитаниясилы. Выполнение силовых упражнений, естественно, вызывает утомление, чтоследует успешность последующей работы по воспитанию быстромусовершенствованию в технике и др. Для современной методике характерно увеличение отдыха междуподходами. Но и больше перерывы недостаточны для полного восстановления,на которое при поднимании предельных весов необходимо свыше 10-15 мин.Если увеличение продолжительности занятия нежелательно, можно объединитьсиловые упражнения в серии, включая между подходами относительно небольшиеинтервалы отдыха, а между сериями – интервалы отдыха, увеличивая до 5-7мин. В тех случаях, когда занятия включается упражнения околопредельнымивесами, а также упражнения с непредельными весами «до отказа», вначалеследует использовать метод максимальных усилий и лишь затем – методповторных усилий. Обычно перед подходом к основному тренировочному весу делаютнесколько подходов к малым весам. Эта предварительная работа с тяжестямидолжна преследовать задачи разминки и не приводить к утомлению. При использовании метод максимальных усилий, несмотря на большиеинтервалы отдыха между подходами, утомление все же наступает относительнобыстро. Для увеличения объема тренировочной нагрузки, выполняемой этимметодом в занятии, используются следующие приемы в частности такназываемые «сдваивания» состоят в том, что одно и то же упражнения даетсяв задании дважды. При «волнообразном» чередовании весов после несколькихподходов к основному весу при первых признаках утомления вес снарядаснижается на 10-15 кг. С этим обличением веса выполняется один-дваподхода, затем снова ставится основной вес и т.д. При выполнении в занятие динамических силовых упражнений,требующих наибольшей четкости – мышечных ощущений и оптимального состояния нервной системы, их следует выполнять раньше упражнений статическогохарактера и жимов. Силовые упражнения в системе смежных занятий. Как известно, в основероста тренированности лежит адаптация организма тренировочныминагрузками. В тренировочных микроциклах основные упражнения в разных видахспорта включают в различные дни цикла. Частота занятий силовыми упражнениями зависит от ряда факторов, вчастности от подготовленности занимающихся. Силовые упражнения, применяемые для увеличения мышечной массы,должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, они должны вызыватьдостаточное мышечное напряжение. Во-вторых, продолжительность выполненияупражнение должно быть настолько короткой, чтобы энергетическоеобеспечение деятельности осуществлялось за счет анаэробных механизмов, ив то же время настолько длинной, чтобы обменные процессы успевалиактивизироваться. В основе методики, направленной на развитие силы беззначительного увеличения массы мышц, лежит формирование системыусловнорефлекторных связей, обеспечивающих наилучшую мышечную ивнутримышечную координацию. ЛИТЕРАТУРА 1. Алябьев С.В. 1917. Здоровье – сила. Петроград. 2. Белинович В.В. 1958. Обучение в физическом воспитании. М. 3. Васильев И.Г. 1954, б. некоторые закономерности развития и направления мышечной силы в различных условиях. Автореферат. канд. дис. Л. 4. Виноградов М.И. 1965. Сб. «Достижения собр. физиол. нервной и мышечной системы». М., стр. 129 5. Волков И.И. 1960. «легкая атлетика», №12 6. Гончаров Н.И. 1952. Динамика мышц человека при предельных напряжениях и ее возрастные изменения. Автореферат. Канд. дис. М. 7. Дюпперрон Г.А. 1930. Теория физической культуры М.-Л. 8. Дьяченко В.М. 1961. В кн: «Проблемы спортивной тренировки». М. 9. Зациорский В.М. 1961, б. Вопросы методики воспитания физических качеств. М.10. Коледли С.В. (рук.) 1961. В сб. «Проблемы спортивной тренировки».11. Клипст И.И. 1951. Сила мышц человека и факторы, ее определяющие. Кан. дис. М.12. Чусов Ю.Н. 1968. «Физиология человека» М.13. Швацнегер А., Доббинг Б. 1993 «Энциклопедия современного бодибилдинга».14. Журнал «FLEX», июль 1997 г.15. Журнал «Сила и красота», декабрь 1996 г.16. Журнал «Сила и красота», сентябрь 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА I. Общие характеристики силы. П. 1.1. Сила как физическое качество человека. П. 1.2. Методы воспитания силы. ГЛАВА II. Подбор упражнений для выявления силы. П.2.1. Силовые упражнения и их выполнение. П.2.2. Аналитическое воспитание силы отдельных мышечных групп. П. 2.3. Силовые упражнения в процессе физического воспитания. ЛИТЕРАТУРА.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности физического...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Спортивная тренировка десятиборцев...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Маркетинг и рыночное предпринимательство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconМетодические указания «Развитие физического качества силы у студенток,...
Методические указания «Развитие физического качества силы у студенток, занимающихся скалолазанием»/ Сост. Л. А. Гальчинская – Севастополь:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconНомінація: «Корекційно-розвивальні програми, проекти психологічної...
Поект: «Развитие социальной одаренности у старшеклассников в условиях реализации программы «Я – лидер!»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие представления о...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Понятие соучастия в уголовном...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Электропривод Пермский государственный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Компакт-диски. Классификация....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силы у старшеклассников Белгородский Государственный Университет Кафедра теории и методики физического воспитания. Курсовая работа «Развитие силы у старшеклассников» iconСоветы психолога родителям старшеклассников. Здравствуйте, уважаемые родители старшеклассников
Здравствуйте, уважаемые родители старшеклассников! Сегодня мы поговорим о том, как вы можете поддержать своего ребёнка при выборе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<