Заключение 42 Библиография




НазваниеЗаключение 42 Библиография
страница1/4
Дата публикации17.02.2014
Размер0.49 Mb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3   4


Содержание.

Введение




3

Глава I.

Введение института аренды транспортных средств

5




§1.

Понятие транспортного средства. Транспортные средства, отнесенные гражданским законодательством к недвижимому имуществу

5




§2.

Основы правового регулирования аренды транспортных средств

10

Глава II.

Виды договоров аренды транспортных средств

14




§1.

Договор аренды транспортного средства с экипажем

14




§2.

Договор аренды транспортного средства без экипажа

21




§3.

Соотношение договора аренды транспортных средств с экипажем и договора аренды транспортных средств без экипажа в законодательстве

25

Глава III

Судебная и арбитражная практика по договорам аренды транспортных средств

32

Заключение





42

Библиография





44


Введение.

Договор аренды транспортных средств является сравнительно новым договором в гражданском законодательстве. Во времена Союза ССР законодательные акты (глава 10 Основ гражданского законодательства 1991 г., некоторые положения ГК РСФСР 1964 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде 1989 г. и др.) в основном регламентировали аренду «производственно-технического» назначения. Новый ГК, хотя и дает традиционное определение аренды, но уже охватывает арендными правоотношениями более широкий круг самих экономических отношений: аренду транспортных средств, прокат и т.д. Сейчас законодатель более подробно регулирует многочисленные вопросы, связанные с правоотношениями по аренде транспортных средств, причем с применением отсылочных норм к специальному законодательству, если особенности аренды установлены в транспортных уставах и кодексах.

С развитием рыночных отношений договор аренды транспортных средств приобретает все большую значимость и поэтому является одним из самых распространенных в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим, подвиды рассматриваемых договоров требуют внимания как в теории, так и на практике.

Актуальность данного договора для гражданского оборота заключается как раз в том, что он практически применим и в законодательстве существует наличие предшествующего нормативно-правового регулирования. Новизной данного договора является лизинг автотранспортных средств, который представляет собой так называемую форму лизинга с полным набором сервисных услуг, характеризующуюся наличием комплексной системы ремонта, страхования, технического и гарантийного обслуживания на базе собственных ремонтных служб арендодателя, либо привлекаемых им на контрактной основе специализированных сервисных хозяйствующих субъектов.

Объектом данной курсовой работы является отношение по поводу предоставления в аренду транспортного средства, а предметом является сам договор аренды транспортного средства. Обозначив объект и предмет необходимо определить цель данного научного исследования, т.е. тот научный результат, который должен быть достигнут в конечном итоге. Целью является детальное изучение договора аренды транспортных средств по ГК и другим законным и подзаконным актам; выявление особенностей по данному договору. Задачами данной курсовой работы являются:

  • изучить основы правового регулирования аренды транспортных средств по Гражданскому кодексу РФ и другим нормативно-правовым актам;

  • выделить виды договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа;

  • рассмотреть соотношение данных видов договоров в ГК РФ;

  • рассмотреть основные положения данных видов договоров аренды;

  • рассмотреть применение судебной и арбитражной практики к конкретным видам договоров.

Мной были изучены работы в области права: Вавилина Е.В., Суханова Е.А., Садикова О.Н. и некоторых других авторов; в области бухгалтерского учета: Лытневой Н.А., Малявкиной Л.И., Завидова В.Д., Шанина С.А.

Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав и пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

^ Глава I. Введение института аренды транспортных средств.
§1. Понятие транспортного средства. Транспортные средства, отнесенные гражданским законодательством к недвижимому имуществу.

Выделение договора аренды транспортного средства в качестве отдельного вида договора аренды продиктовано особенностями его предмета – транспортного средства.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) не содержит обобщающего определения транспортного средства. Однако, такое определение необходимо. В настоящее время оно встречается применительно к некоторым видам транспортных средств в отраслевых транспортных нормативно-правовых актах. Отсутствие обобщающего юридического определения транспортного средства приводит к довольно широкому толкованию данного понятия, например: транспортное средство – средство, «способное к самостоятельному перемещению в пространстве» [8, С.177]. Пробел в законодательстве вызывает ряд вопросов, и прежде всего такие, как: можно ли отнести к транспортным средствам то или иное имущество, сходное по каким-либо техническим и другим характеристикам с традиционно обозначенными видами транспорта в транспортных уставах и кодексах, либо непосредственно обозначенное законодателем термином «транспорт» (например, «гужевой транспорт», «трубопроводный транспорт»), не рассматриваемое – в современном буквальном, непрофессиональном понимании – как транспортное средство? Является ли транспортными средствами устройства, не оборудованные двигателем и предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (например, железнодорожные вагоны, контейнеры, автомобильные прицепы, тележки), или ими можно назвать только самоходные технические устройства (локомотивы, тепловозы, автомобили, космические, воздушные и морские суда и т.д.)?

Особую актуальность поставленным вопросам придает то, что словари определяют понятие транспортного средства лишь по функциональному признаку: «транспорт – перевозочные средства», включая тем самым в число рассматриваемых объектов почтовых голубей, вьючных и других животных [18, С.806]. И все-таки, ГК РФ относит к транспортным средствам исключительно механические транспортные средства, так как в §3 Главы 34 ГК РФ речь идет об их технической эксплуатации и управлении

[1, С.151].

Понимание термина «управление» в юридическом определении договоров аренды транспортных средств также не позволяет отнести к транспортным средствам устройства, не оборудованные двигателем, т.е. не способные без самоходных транспортных средств к передвижению в пространстве. И лишь в составе с последними, образуя единые на конкретный промежуток времени перевозочные средства (например, электропоезд), они могут быть признаны транспортными средствами.

Не следует отождествлять с юридической точки зрения понятия «средства транспорта», «транспортные средства», и «перевозочные средства». Первое понятие включает как сами транспортные средства, так и другие механизмы и устройства, способствующие транспортировке грузов и багажа и перевозки пассажиров (вагоны, тележки, прицепы и др.). Последние не обладают достаточным набором качественных технических характеристик, позволяющих в полной мере отнести их к самоходным механизмам (устройствам). Понятие «перевозочные средства» является более широким, включающим, как средства транспорта, так и немеханические средства передвижения (транспортировки) – «гужевой и вьючный транспорт» и др.

Таким образом, нельзя считать транспортными средствами механизмы, не способные к выполнению своего главного функционального предназначения, а именно: передвижения, перемещения, транспортировки пассажиров, либо имущества и используемые для иных целей, в частности, в качестве складского помещения. Например, вдоль побережья Волги у саратовских грузовых и пассажирских пристаней стоят малотоннажные речные суда, не функционирующие по своему прямому предназначению, а используемые как надводные станции (стоянки) катеров и лодок [1, С.152]. По-видимому, для регулирования отношений аренды данного вида имущества нельзя использовать ст. 632-649 ГК РФ.

Вероятно, законодатель сознательно не охарактеризовал рассматриваемых объект гражданско-правовых сделок. Налицо подход, заключающийся в том, что в каждой конкретной области необходимо узкоспециальное определение транспортного средства для отграничения от других видов транспортных средств и наиболее полного и совершенного правового регулирования [1, С.152]. Например, в ст. 32 Воздушного кодекса РФ (далее ВК) закреплено, что воздушное судно – «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды». Кроме того, законодателем дано и более широкое определение воздушных транспортных средств: это – «самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и др. летательные аппараты», зафиксированное в ст. 1 Федерального Закона РФ «О государственном регулировании развития авиации» от 10 декабря 1997 г.

В п. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания (далее - КТМ) указано, что под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, «используемое в целях торгового мореплавания». А именно, используемое:

  1. для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;

  2. для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной службы);

  3. для научных, учебных и культурных целей;

  4. для спорта;

  5. для иных целей [14, С.47].

В ст. 14 Устава автомобильного транспорта РСФСР (далее - УАТ) дается лишь понятие подвижного состава. Под ним понимаются грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы

[9, С.389].

К космическим объектам относятся объекты, запущенные или предназначенные к запуску в космос (понятие приводится в международных конвенциях) [14, С.47].

Таким образом, транспортные средства можно определить как технические устройства:

а) способные к самостоятельному перемещению в пространстве (самоходные) и предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов;

б) обладающие свойствами источника повышенной опасности;

в) использование которых регламентируется транспортными уставами и кодексами.

С этих позиций аренда трубопроводного транспорта будет являться не чем иным, как арендой сооружения – вида недвижимого имущества, связанного с земельным участком. По второму признаку нельзя будет признать предметом договора аренды транспортных средств велосипед. По третьему признаку к предмету договора аренды транспортных средств нельзя отнести конную повозку.

Категория недвижимого имущества (недвижимости) была известна российскому законодательству еще с начала 18 века. Сам термин «недвижимое имущество» был впервые использован в Указе Петра I «О единонаследии» 1714 года. В Своде законов Российской империи (действовавшем до революции 1917 года) общего определения недвижимости не давалось. ГК РСФСР 1922 года содержал специальное примечание к ст. 21, согласно которому «С отменой частной собственности на землю деление имуществ на движимое и недвижимое упразднено». Деление имущества как объекта гражданских прав на движимое и недвижимое было восстановлено в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. П.2 ст. 4 Основ гражданского законодательства определил перечень недвижимого имущества, но перечень был не исчерпывающий [12, С.18].

Сейчас, в соответствии с п.1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся и некоторые вполне движимые вещи. Такое деление объяснятся тем, что кое-какие транспортные средства имеют особый статус. Недвижимостью в силу закона прямо названы подлежащие государственной регистрации воздушные ми морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Для отнесения такого рода объектов к недвижимости не требуется связь с конкретным земельным участком, да она и невозможна. Необходимо выполнение другого условия – судно должно быть зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, в Государственном судовом реестре РФ или в ином специальном государственном реестре. смысл отнесения подобных объектов к недвижимости заключается в том, что на них распространяются особенности правового режима, установленного для недвижимости. Однако, было бы неправильным утверждать, что последствия признания, например, судов недвижимостью, автоматически приводит к распространению на них соответствующего режима в полном объеме. Сам ГК делает из этого ряд исключений. Так, если общим правилом является регистрация договоров аренды недвижимости, то в силу правил ГК об аренде транспортных средств требование о регистрации к их аренде не применяется. С другой стороны, наследование таких транспортных средств будет происходить по правилам о наследовании недвижимого имущества [12, С.18].

Таким образом, правовой режим недвижимости основан исходя из главной цели. Эта цель состоит в том, чтобы обеспечить особую устойчивость прав на названное имущество, т.е. установить специальный порядок распоряжения имуществом.
§2. Основы правового регулирования аренды транспортных средств.

ГК РФ регулирует лишь два вида договоров аренды транспортных средств. Отсутствие в ГК РФ общих норм, рассчитанных на любые договоры аренды транспортных средств приводит к необходимости выбора между различными, как правило, взаимоисключающими и коллизионными вариантами. Статьи 641 и 649 ГК РФ предусматривают, что особенности аренды транспортного средства могут быть установлены транспортными уставами и кодексами. Это – один из реальных и не противоречащих ГК РФ вариантов, однако, не реализуемых в указанных нормативно-правовых актах: ВК РФ и Транспортный устав железных дорог РФ (далее ТУЖД) не содержат ни одной нормы, прямо регулирующей аренду соответствующих транспортных средств. Среди действующих транспортных кодексов и уставов лишь КТМ и Устав автомобильного транспорта РСФСР 1964 года (далее – УАТ) содержат специальные нормы, регламентирующие отношения по аренде морского и автомобильного видов транспорта.

В пп. 97-99 УАТ говорится о том, что «предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования предоставляют гражданам во временное пользование по договору проката легковые автомобили за плату, размер которой определяется тарифами. Автотранспортные предприятия или организации обязаны предоставить на прокат автомобили в состоянии, отвечающем правилам технической эксплуатации легковых автомобилей. Условия и порядок условия и порядок предоставления автомобиля на прокат определяются типовым договором проката легкового автомобиля в РСФСР, утверждаемым Советом Министров РСФСР».

Отношения по аренде морских судов содержатся в главах 10 и 11 КТМ. Глава 10 КТМ посвящена договора фрахтования судна на время (тайм-чартер). В соответствии со ст. 178 КТМ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей. В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные, район плавания, цель фрахтования, размер арендной платы, срок аренды, место приема и сдачи судна [6, С.140]. Остальные статьи касаются основных прав и обязанностей сторон по тайм-чартеру. Глава 11 КТМ регулирует договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), который является аналогом договора аренды транспортного средства без экипажа по ГК РФ.

Согласно ст. 104 ВК аренда воздушных судов осуществляется по договору фрахтования (воздушный чартер) [13, С.215]. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза или почты. К этому договору применяются правила воздушных перевозок, установленные данным Кодексом.

В ТУЖД только однажды встречается слово «аренда», но она касается лишь аренды вагонов и контейнеров для перевозки грузов, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте (ст. 10). Эта аренда скорее всего относится к средствам транспорта, а не к транспортным средствам.

П. 2 ст. 4 Федерального Закона РФ от 20 июля 1995 г. №153 «О федеральном железнодорожном транспорте» предусматривает, что «сдача в аренду железнодорожного транспорта, принадлежащего предприятиям на праве хозяйственного ведения, производится этими предприятиями с согласия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта[5, С.670]. Средства, полученные от операций с имуществом, зачисляются в общую сумму дохода предприятий железнодорожного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и т.д. А в соответствие с п.4 постановления Совета министров – Правительства РФ от 17 декабря 1993 г. за №1299 «Об организации управления морскими портами», «средства, полученные от портовых сборов, сдаваемого в аренду государственного имущества (морских судов) идут на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов» [25, С.48].

В Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР от 15 октября 1955 г. №180 только один пункт касается аренды транспортных средств – п.29, согласно которому «сдача судна в аренду на срок выше одного года отражается в судовом реестре и в судовом свидетельстве».

При сдаче в аренду транспортных средств, относящихся к государственной или муниципальной собственности, в качестве арендодателей выступают специально уполномоченные органы (например, Мингосимущестов РФ), государственные и муниципальные унитарные и предприятия и учреждения, за которыми рассматриваемый вид имущества закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления [1, С.154]. Права данных хозяйствующих субъектов закреплены общими положениями п.4 ст. 214, п.3 ст.215, ст. 295, ст.296 ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 4 Указа президента РФ «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» предусматривает право государственных и муниципальных унитарных предприятий самостоятельно, без согласования с уполномоченным государственным органом заключать договор аренды движимого имущества (а значит, и договоры аренды некоторых видов транспортных средств) сроком до одного года. Предприятиям и учреждениям, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует учитывать дифференцированный подход законодателя к отнесению тех или иных видов транспортных средств к движимому, либо недвижимому имуществу, поскольку в соответствии с п.2 ст.295 ГК РФ сдача в аренду объектов недвижимости рассматриваемыми хозяйствующими субъектами возможно только с согласия собственника

[1, С.154].

Таким образом следует, что в ГК РФ отсутствуют общие нормы, рассчитанные на любые договоры аренды транспортных средств, поэтому ГК РФ предусматривает установление транспортными уставами и кодексами особенностей аренды транспортных средств. Но среди действующих транспортных кодексов и уставов лишь КТМ и УАТ содержат специальные нормы, регламентирующие отношения по аренде транспортных средств. Остальные нормативно-правовые акты лишь частично затрагивают аренду транспортных средств, полностью ее не регулируя, а это следует считать пробелом в гражданском законодательстве.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заключение 42 Библиография iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Библиография Библиография...
Происхождение термина «библиография» и основные этапы развития термина «библиография»

Заключение 42 Библиография iconПроисхождение, основные этапы развития и современные определения...
Происхождение, основные этапы развития и современные определения термина "библиография"

Заключение 42 Библиография iconСодержание введение 3 заключение 6 библиография 8 приложение 1 12 введение
Использование информационных технологий и проблемы автоматизации процессов управления ифнс россии

Заключение 42 Библиография icon3. Программа исследований "Спринг Гроув"
Библиография

Заключение 42 Библиография iconПеревод Н. Жарковой Если позволительно изобразить тюремное заключение...
Если позволительно изобразить тюремное заключение через другое тюремное заключение, то позволительно также изобразить любой действительно...

Заключение 42 Библиография iconПравила составления заключения спэ
Заключение психофизиологической экспертизы по уголовному делу проведенное на основании постановления следователя (определения суда)...

Заключение 42 Библиография iconГ. Ф. Сидоренко, заведующая отделом организаторов
Виртуальная библиография является современной технологией оперативного продвижения информации

Заключение 42 Библиография iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Результат работы аудитора это аудиторское заключение. Аудиторское заключение состоит согласно Временным прави­лам аудиторской деятельности...

Заключение 42 Библиография iconГ. Ф. Сидоренко, заведующая отделом организаторов детского чтения
Виртуальная библиография является современной технологией оперативного продвижения информации

Заключение 42 Библиография iconНаука
Как подобрать и оформить список литературы к научной работе: методика подготовки и проведения лекции / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская//Библиография....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<