В. Г. Лазарева физическая культура




НазваниеВ. Г. Лазарева физическая культура
страница1/12
Дата публикации19.02.2014
Размер1.99 Mb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Спорт > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12









Украинской государственной академии

железнодорожного транспорта


Кафедра «Социально-гуманитарные

дисциплины»


В.Г. Лазарева


физическая культура


Оздоровительная аэробика в ВУЗах Украины.

Моделирование различных сторон подготовки спортсменов-аэробов

и команд по фитнес-аэробике в условиях ВУЗа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Донецк 2006

Методическое пособие рассмотрено и утверждено к печати на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин 10.09.2005г., протокол № 17.
Рекомендовано к печати на заседании методической комиссии факультета «Экономика транспорта» Донецкого института железнодорожного транспорта 25.января 2006 года, протокол № 5.

Составитель:
ст. преподаватель кафедры

социально-гуманитарных дисциплин

Донецкого института железнодорожного

транспорта В.Г. Лазарева


Рецензенты:

к.педаг.н., доцент кафедры

теоретических, методических основ

физического воспитания и реабилитации

Славянского государственного

педагогического университета В.Н.Пристинский

ст.преподаватель кафедры

социально-гуманитарных дисциплин

Донецкого института железнодорожного

транспорта А.Е.Зубков

Содержание





Предисловие.......................................................................................

4

1.

Оздоровительная аэробика в вузах. Аэробика как средство физического воспитания....................................................................


5




1.1.

Технические элементы оздоровительной аэробики...............

5







1.1.1. Указания, команды (кьюинг)...........................................

5







1.1.2. Основные шаги и элементы аэробики............................

7




1.2.

Методические особенности проведения оздоровительных занятий.........................................................................................


16







1.2.1. Основные методы...............................................................

16







1.2.2. Специфические методы.....................................................

18




1.3.

Планирование раздела оздоровительной аэробики в программе по физической культуре в ВУЗах...........................


22

2.

Спортивная аэробика............................................................................

67




2.1.

Модель и оценка показателей физической подготовленности аэробов...........................................................................................


68







2.1.1. Выносливость. Методика воспитания и контроль выносливости в аэробике............................................................


70







2.1.2. Статическая и динамическая гибкость. Методика воспитания и контроль гибкости в аэробике............................


72







2.1.3. Сила. Методика воспитания и контроль скоростно-силовых качеств в аэробике........................................................


76




.

2.1.4. Ловкость. Методика воспитания и контроль ловкости в аэробике......................................................................................


79




2.2

Моделирование соревновательной деятельности аэробов и фитнес-аэробных команд............................................................


80




2.3.

Модель и оценка показателей эстетической подготовленности аэробов..........................................................


86




2.4.

Модель и оценка показателей психологической подготовленности аэробов..........................................................


93







Литература....................................................................................


100


ПРЕДИСЛОВИЕ.
Общенациональная концепция подготовки физически здорового и высокодуховного специалиста, ставит перед кафедрами физического воспитания и спорта каждого вуза Украины трудную задачу: воспитать духовно-нравственного, физически здорового и высокоинтеллектуального человека, волевого, с крепким здоровьем.

Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без внедрения новых форм его преподавания.

Аэробика предоставляет широкую возможность более разнообразно использовать средства и методы, комплексно воздействовать на организм занимающихся студентов.

Сейчас студенты многих вузов занимаются аэробикой в самых разнообразных её формах – это оздоровительная аэробика, в которую входят большой раздел танцевальной аэробики (интенсивная, «Латина», классическая – базовая и др.), со скакалкой – роуп-скиппинг, Strenflex, аквааэробика и др., а также спортивная аэробика (базовая, степ, фанк). Специально подобранные комплексы помогут быстрее освоить выбранную профессию, успешно работать профессионально. Аэробика, включённая в программу обучения по физической культуре в вузах, совершенствует определённые функции и системы организма, необходимые для приобретения высокой квалификации.

Постоянно повышающийся интерес к аэробике среди студентов побудил автора подготовить первое руководство по проведению оздоровительных и учебно-тренировочных занятий по аэробике. Это пособие актуально для всех вузов Украины.

Внедрение аэробики в учебный процесс по физической культуре позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке студентов по сравнению с общепринятыми средствами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными.

В учебном пособии разработаны такие направления, как: планирование, наполнение и методические особенности преподавания оздоровительной аэробики, а также организация и проведение учебно-тренировочных занятий в секции.

В учебно-методическом пособии предлагаются модели различных сторон подготовленности аэробов и фитнес-аэробных команд.

Предоставленный материал может широко использоваться как на практических занятиях по физической культуре, так и в секционных учебно-тренировочных занятиях по аэробике.


  1. ^ Оздоровительная аэробика в ВУЗах. Аэробика как средство физического воспитания


Аэробику можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания студентов. С её помощью преподавателями вузов достигается важная цель – формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Занятия аэробикой – это эффективная тренировка, в центре которой стоит совершенствование выносливости и таких качеств как сила, скорость, гибкость, координация. Комплексное воздействие на организм занимающихся аэробикой студентов проявляется в повышении запасов энергии и жизненных сил, повышении их самооценки, улучшении сна и пищеварения, снижении нервозности, активном усвоении предметных программ обучения в вузе, и, конечно же, укреплении здоровья студентов.
1.1 Технические элементы оздоровительной аэробики

1.1.1. Указания, команды (кьюинг)
Для более тесного контакта педагога со студентами необходим специальный язык, терминология и жесты, которые обозначаются в кругу специалистов как “CUEING”(от английского “cue”, что означает намек, указание).

КЬЮИНГ

(объединение словесных и визуальных средств)

  • четкое

  • правильное по времени

  • точное / убедительное

Вербальный кьюинг

  • речевые обозначения

  • речевые указания

  • речевая мотивация

Нонвербальный кьюинг

  • язык движений (тела)

  • мимика (например, улыбка)

  • жесты (например, кивнуть головой)

  • указание и символы


В вербальном кьюинге используют, обычно, одно–два слова. Он охватывает кроме указаний и вспомогательных пояснений также мотивацию, похвалу и критику. Важнейшие указания для вербального кьюинга:

  • обозначение следующего движения,

  • указания нужной ноги,

  • указания положения рук,

  • указания направления движения, поворота и т.п.,

  • число повторений до смены движения,

  • подготовка для участников,

  • корректирующие указания.

Нонвербальный кьюинг включает оптические указания – жесты и мимику.

Оптические указания и символика используется вместе с вербальным кьюингом. Это особенно важно в связи с тем, что педагог должен вести подсчет, кроме того студенты быстрее воспринимают зрительную информацию.

Большое значение оптических указаний в аэробной тренировке привело к использованию интернациональных символов – жестов.

Чтобы кьюинг был понятен, все жесты должны выполнятся четко и оставаться постоянными, их надо выдерживать, чтобы стоящим в последних рядах было ясно какое движение последует. Жест - указание, чтобы быть видным, выполняется на уровне головы. Движение, выполняемое перед телом, различают первые два ряда, но для задних рядов бесполезны.

Чрезвычайно важно и время показа. Все указания должны быть направлены на то, чтобы занимающиеся понимали, что будет дальше. То есть во время выполнения движения, тренер громко и отчетливо называет следующее и дает нужную информацию к нему. При этом считают голосом и указывают число с помощью руки.

Если течение урока прерывается из-за того, что занимающиеся не могут следовать за преподавателем, нужно анализировать кьюинг. Распространенная ошибка – слишком поздние команды, когда студенты не успевают перейти к новым движениям.

Другой ошибкой является неясный кьюинг – сказать правильно, но тихо, непонятный шаг, не указано направление, жест непривычный.

Дальнейшая возможность показа шагов состоит в демонстрации движения без одновременного его выполнения учениками. Это позволяет занимающимся оптически воспринять и осмыслить движение, особенно в комплексных образцах шагов.

Нужно следить за тем, чтобы кьюинг не был перенасыщен. Ненужные повторения указаний, монотонные или слишком громкие команды мешают занимающимся.

Работа над кьюингом очень важна, необходимо изучать его и целенаправленно вводить в занятия.

^ 1.1.2 Основные шаги и элементы аэробики
В аэробике различают лоу- и хай-импект-движения. Слово «Импект»- толчковая нагрузка. Лоу-импект означает низкую нагрузку на суставы и позвоночник, хай-импект - высокую.

При лоу-импект одна стопа как минимум на полу, при хай- на короткое время обе ноги отрываются от пола (фаза полета).

Тем не менее, обозначения лоу- и хай- не свидетельствуют об интенсивности тренировки. Лоу-импект шаги с большой амплитудой и двигательным радиусом могут быть интенсивнее, чем небольшие локальные хай-импект движения. При описании движений указывается и число необходимых счетов (beats) - тактовых долей.
Marching/Walking(мачинг/вокинг ) или Marhc/ alk(мач/вок).

Marching(мачинг) означает ходьбу на месте, как вариант с выставлением и преставлением ноги (Marching ouy-in), хай-импект версия называется Jogging(джоггинг)-бег.

Walking (вокинг) –означает ходьбу в различных направлениях : вперед-назад, по диагонали или кругу.
^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- туловище остается прямым и спокойным,

- руки двигаются разнонаправлено (широко),

- колени чуть согнуты,

- стопы с носка опускаются на пятку,

- при вокинг вперед, стопа становится с пятки с перекатом на всю стопу и носок,

- перекат выполняется мягко и бесшумно.
V-step ( ви –степ ) – 4 счета.

Выполняется с пятки, стопы и колени на первых двух шагах слегка разворачиваются наружу, в стойку ноги врозь, на двух других возвращаются назад и приставляются друг к другу.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- колени остаются слегка согнутыми без приседа.
Push Touch (пуш тач) или Toe Tap (то теп) –2 счета.

Одна нога без перемещения веса тела выставляется и приставляется в сторону или по диагонали (в сторону – назад, в сторону – вперед) и носок давит на пол (“теп”).

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- верхняя часть туловища остается на месте,

- колено опорной ноги остается слегка согнутым и не пружинит.
Step Touch (степ тач)- приставной шаг –2 счета.

Одна нога выставляется в сторону (или вперед, или назад) как при Push Touch, но тяжесть тела при этом распределяется на обе ноги. Рабочая нога опускается на всю стопу. После этого рабочая нога приставляется с притопом носком. Двойное движение в сторону называется “Double Step Touch”.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- колени остаются спокойными и не пружинят,

- колени всегда позади носков (не сгибаются слишком сильно).
Side to Side (сайд ту сайд) или Plie Touch (плие тач) или Side Tip(сайд тип)- 2 счета.

Ноги в стойке ноги врозь, чуть шире плеч. Перемещение с ноги на ногу, носок свободной ноги давит на пол- Tippt (типт)-притопывает.


^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- колено опорной ноги полусогнуто, без дополнительного приседания,

- пятка опорной ноги на полу,

- плечи и таз держать прямо.
Hopscotch (хопскотч) или Hamstring Curl (хемстринг кёл) или Leg Curl (лег кёл) – 2 счёта

Перемещение из основной позиции в сторону как при сайд ту сайд. Свободная нога не притопывает, но сгибается назад к ягодичной мышце (отрываясь от пола).

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- опорная нога остаётся слегка согнутой и спокойной без дополнительного полу приседа,

- пятка опорной не отрывается от пола, расстояние между коленями не изменяется.
Knee Lift (ни лифт) или Knee Up (ни ап) – 2 счёта

Свободная нога сгибается и поднимается вперёд на высоту тазобедренного сустава.

Этот шаг часто выполняется и в хай – импект версии с прыжком.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- опорная нога слегка согнута,

- колено свободной ноги, не выше тазобедренного сустава, туловище не наклонять вперёд,

- колено опорной не разгибать.
Heel Dig (хил диг) или Heel Touch (хил тач) – 2 счёта

Обе ноги полусогнуты, свободная нога выставляется вперёд или по диагонали вперёд на пятку.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

- колено опорной спокойное, следить, чтобы колено не выходило вперёд за границу носка,

- свободная нога прямая.
Lunge (ланг) - выпад – 2 счёта.

Выпады можно выполнять во многих направлениях, при этом нога, на которую переносится вес тела, может сгибаться (flexed lunges – флэкст лангс) предварительно и может начинать движение с предварительного выпрямления.

Сначала обе ноги слегка согнуты, затем свободная нога выставляется назад, носок на полу, вес тела на впередистоящей ноге, туловище слегка наклоняется вперед (свободная нога и туловище в одной плоскости.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

-пятка выставляемой ноги остается в воздухе,

-выставляемая нога прямая,

-ось: стопа- колено- тазобедренный сустав- плечевой пояс.
Grapevine(Грепвайн)- 4 счета

Первый шаг выполняется вперед- в сторону(по диагонали)с пятки, свободная нога выполняет скрестный шаг сзади, два последующих шага соответствуют степ тач- приставному шагу.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

-первый шаг в сторону выполнять с пятки,

-туловище и таз развернуты фронтально,

-плечи прямо,

-колени слегка согнуты.

Mambo(мамбо)4 счета

Мамбо - вариация мачинг при котором одна нога выполняет шаг на месте, другая меняет направление: сначала слегка вперед, затем слегка назад.

Версия хай-импект называется рок степ.

^ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ:

-колени слегка согнуты,

-плечи прямо.
Pivot Turn(пивот тен)- 4 счета

Этот шаг хорошо продолжает мамбо. Правая нога ставится вперед и, начиная с пятки выполняется поворот кругом. Правая нога ставится вперед и поворот завершается к основному направлению. Вращение выполняется на передней части стопы. Таким образом левая нога все время остается на месте, а правая движется вокруг нее.

Когда ведущей является левая нога, правая остается на месте.
Jogging (джоггинг) или Jog(джог)-2 счета.

При беге на месте стопы ставятся с носка с опусканием затем на пятку, голень поднимается на высоту колена. Руки движутся свободными махами на встречу друг другу, локти слегка согнуты.



Low Kick(лоу кик)- 2 счета.

Одна нога выносится вперед- книзу и выпрямляется, опорная нога выполняет небольшое движение в тазобедренном суставе-Hop(хоп).Свободная нога приставляется к опорной с подскоком (хай импект вариант) .В лоу-импект подскок отсутствует.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Лазарева физическая культура iconНаціональний університет фізичного виховання І спорту україни
Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний : методическое пособие для специальностей 032101 Физическая культура и спорт, 032102...

В. Г. Лазарева физическая культура iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическая культура общекультурной...

В. Г. Лазарева физическая культура iconМинистерство образования республики беларусь учреждение образования
Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

В. Г. Лазарева физическая культура iconФизическая культура как социокультурное и экономическое явления и...
В условиях современной Украины, когда происходят огромные общественные сдвиги в политике, экономике социальной и т д сферах, физическая...

В. Г. Лазарева физическая культура iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Физическая культура в системе социальной работы с населением” я хочу рассмотреть проблемы сохранения и укрепления здоровья людей...

В. Г. Лазарева физическая культура iconПланирование нагрузки с учетом биоритмов Методические указания к...
«Физическое воспитание, «Физическая культура», «Управление профессиональной работоспособностью» Для студентов всех специальностей...

В. Г. Лазарева физическая культура iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Лечебная физическая культура...

В. Г. Лазарева физическая культура iconРеферат по физической культуре Тема: Лечебная Физическая культура При черепно-мозговых травмах
Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах (сотрясениях мозга)

В. Г. Лазарева физическая культура iconМетодические указания на тему «лечебная физическая культура при сколиозах....
Методические указания на тему «Лечебная физическая культура при сколиозах. Корригирующая гимнастика» /Составитель Н. А. Долгова....

В. Г. Лазарева физическая культура iconМетодические указания на тему «лечебная физическая культура при нарушениях...
Методические указания на тему Лечебная физическая культура при нарушениях осанки. Лечебное плавание/Составитель Н. А. Долгова. Сумы:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<