Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол




НазваниеФизическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол
страница1/5
Дата публикации28.02.2014
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Донецкий институт железнодорожного транспорта

Украинской государственной академии железнодорожного транспорта


Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

И.И. Кузина

Физическое воспитание
Методика обучения

техническим элементам игры в баскетбол

Донецк – 2005

Кузина И.И. Физическое воспитание: Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол. – Донецк: ДонИЖТ, 2005. – 40 с.

Методические рекомендации разработаны для организации и проведения занятий по физическому воспитанию со студентами ДонИЖТ. В них содержатся базовые варианты техники игры в баскетбол.

Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол рассмотрен и рекомендован к печати на заседании кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» 14 апреля 2005 года, протокол № 14.

Рекомендовано к печати на заседании методической комиссии факультета «Экономика транспорта» 11 мая 2005 года, протокол № 4.


Составил:

ст. преподаватель И.И. Кузина (ДонИЖТ)

Рецензент:

ст. преподаватель Е.Н. Зверева (ДГИЗФВиС)


Содержание


Введение……………………………………………………………………

4

1 Содержание и методика технической подготовленности в баскетболе …………………………………………………………………


5

1.1 Техника и методика игры в нападении……………………………..

5

1.2 Техника и методика игры в защите………………………………...

27

2 Сравнительная характеристика результатов традиционного и экспериментального методов .………………............………....................


37

Заключительная часть.………………............……….....................…….

38

Список литературы………………………………...………………..…...

39


Введение
Данные методические рекомендации являются результатом обобщения практического опыта тренеров и специалистов по баскетболу.

Важное место в комплексе средств физического воспитания занимают спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон и настольный теннис, которые пользуются большой популярностью среди студентов.

При изложении материала особое внимание уделяется вопросам овладения приемам игры, начиная с основ техники, формирование двигательного умения, опирающегося на технической подготовленности студентов на занятиях по баскетболу.

Предлагаемый материал внесет новизну в учебный процесс подготовки студентов начавших заниматься баскетболом. Содержит упражнения, которые позволят ускорить процесс обучения. Первостепенное значение имеют здесь подводящие и подготовительные упражнения.

Методические рекомендации нужны, так же для эффективности овладением технических элементов, гармонического развития личности, и для самостоятельных занятий.

Рекомендуется использование вспомогательных средств для обучения техническим элементам в целом и по фазам.

Обучение рекомендуется вести в различных формах с нарастанием сложности содержания заданий и условий их выполнения.


^ 1 Содержание и методика технической подготовленности в баскетболе
Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий обучаемых в соревнованиях.

Чтобы обучение технике на начальном этапе проходило успешно, необходимо учитывать следующее. Во-первых, обучаемые должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной. Первое условие успешного обучения - развитие специальных физических способностей, от которых зависит овладение техникой, второе - умелое использования делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей обучаемых, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде.

В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона, так как условия, в которых выполняются технические приемы, весьма разнообразны.

На начальном этапе все обучаемые должны прочно освоить рациональную технику приемов игры. Средства и методы здесь универсальны для всех занимающихся.

Совершенствование (индивидуализация) техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.
^ 1.1 Техника и методика игры в нападении
Основа техники баскетбола — передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приемов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффективность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и т.д.

Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Она используется главным образом для смены позиции в коротких паузах или при снижении интенсивности игровых действий, а также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.

Бег является главным средством передвижения в игре. Он заметно отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега. Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега, или стартовое ускорение, называется в спортивных играх рывком. Рывок — лучшее средство освобождения от опеки соперника и выхода на свободное место. Для осуществления рывка первые 4 — 5 шагов делают короткими и очень резкими (ударными), ногу ставят с носка. Скорость бега нарастает благодаря удлинению шага. В этот момент игрок должен быть готов к получению мяча. Изменение направления бега игрок осуществляет мощным толчком выставляемой вперед ногой в сторону, противоположную на- правлению движения; туловище наклоняет в сторону вновь избранного направления.

Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они являются, и элементами других приемов техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. Применяют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно при выполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок. Прыжок толчком одной ногой выполняют с разбега. Отталкивание производят таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед отталкиванием делают несколько шире предыдущих. Толчковую, ногу, слегка согнутую в коленном суставе, посылают вперед и ставят для толчка перекатом с пятки на носок; баскетболист как бы немного приседает, другой ногой делают активный мах вперед-вверх, а в момент прохождения общего центра массы тела над опорой ее сгибают в тазобедренном и коленном суставах. После взлета, когда тело баскетболиста достигает наивысшей точки, маховую ногу разгибают и присоединяют к толчковой. Приземление в любом способе должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим сгибанием слегка расставленных ног. Такое приземление позволяет баскетболисту немедленно приступить к выполнению игровых действий.

В соответствии с ситуацией игрок использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами (рис. 1.1).




Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой кольца. Есть два способа поворотов — вперед и назад. Поворот вперед выполняют переступанием в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворот назад — в сторону, куда он обращен спиной.

^ Обучение приемам техники перемещений

Изучение техники перемещений осуществляется в такой последовательности: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки. С первых же упражнений необходимо стремиться к мягкости и непринужденности в перемещениях, постоянной готовности изменить характер и направление в действиях. Этому в значительной мере способствует стойка. Стойка является исходным положением для выполнения любого приема.

После показа стойки занимающиеся выполняют следующие упражнения:

1. Принять стойку и приподняться на носки, равномерно распределив тяжесть на обе ноги. Возвратиться в стойку.

2. Из положения на носках перенести тяжесть с ноги на ногу и вновь принять стойку.

3. Принять стойку по сигналу.

0шибки: тяжесть тела перенесена на одну ногу; пятки стоят плотно на опоре, и тяжесть тела распределяется на всю стопу; туловище чрезмерно наклонено вперед; сведены колени; напряженность в позе.

^ Ходьба используется в игре при изменении позиции игрока в условиях, когда нет необходимости действовать быстро.

Бег обеспечивает быструю смену позиции. Вначале изучается бег лицом вперед, затем приставным шагом в стороны, вперед и назад, а затем спиной вперед.

Представление о технике бега в определенной мере достигается показом и кратким объяснением. Следует акцентировать внимание на степени согнутости ног, особенностях постановки стопы на опору, а затем на другие детали.

Техника бега изучается в определенной последовательности. Техника бегового шаги. Для ее освоения применяются следующие упражнения:

1. Бег на месте с переходом на обычный бег.

2. Семенящий бег с переходом на обычный бег.

3. Бег по дистанции.

Обращается внимание на бесшумность бега, его мягкость и свободу, правильное отталкивание от площадки, что определяет быстроту перемещения и изменения направления бега.

Правильному отталкиванию способствуют следующие упражнения:

1. Пружинистый бег с высоким подниманием бедра.

2. Прыжки с ноги на ногу по отметкам с переходом на бег.

3. Прыжки с высоким подниманием бедра.

4. Бег прыжками с высоким подниманием бедра и высоким взлетом.

5. То же, но с далеким полетом.

При выполнении этих упражнений следует обращать внимание на энергичное и полное выпрямление толчковой ноги с ускорением к концу движения.

^ Техника бега при ускорениях. Обращается внимание на размер шагов, постановку стопы на площадку с носка возможно ближе к проекции ОЦТ, энергичное движение руками, эффективное отталкивание. Применяются такие упражнения:

1. Старты с места с пробеганием отрезков 5 — 10 м.

2. Переход от обычного бега к бегу с ускорением (по ориентиру, затем по внезапному сигналу — слуховому или зрительному).

3. Ускорение на виражах после выхода с прямой.

4. Ускорение по прямой после выхода с виража.

Техника бега по дуге. Применяются следующие упражнения:

1. Бег по дуге или по кругу радиусом до 5 м.

2. Бег с выходом с дуги на прямую и наоборот.

3. Бег по дуге вправо и влево.

При обучении перемещениям особое внимание необходимо обратить на стартовый рывок. Для стартового рывка большое значение имеет стойка. Внимание при этом должно обращаться на перенос ОЦТ к носкам.

Остановка — прием, позволяющий мгновенно прекратить движение вперед. Изучается параллельно с бегом. Вначале осваивается способ остановки шагом, затем прыжком. Важно с самого начала научить остановке таким образом, чтобы перед остановкой не изменилась ширина шага и не замедлилась скорость бега.

Применяются такие упражнения:

1. Равномерный бег и остановка, выполняемая учеником самостоятельно.

2. То же, но остановка выполняется по сигналу.

3. Остановка в заранее обусловленном месте (по ориентиру), не снижая при этом скорости бега к моменту остановки.

Первоначально следует обращать внимание на выполнение первого шага остановки, сгибание опорной ноги, обеспечивающее прекращение поступательного движения тела вперед, правильное взаиморасположение стоп и ОЦТ.

Наиболее распространены ошибки: смещение ОЦТ на одну из стоп; недостаточное сгибание опорной ноги; сильный наклон туловища вперед; расположение стоп на одной фронтальной оси.

Ошибки устраняются с помощью повторных показов, замечаний и анализа причин их появления.

Повороты применяются для укрывания мяча, когда игрок находится на месте. Повороты вперед и назад изучаются параллельно. Упражнения следуют в таком порядке:

1. Вышагивание ногой (правой или левой).

2. Поворот вперед (назад) по общей команде.

3. Сочетание поворотов вперед и назад в разной последовательности по общей команде. То же может быть выполнено по условным зрительным и слуховым сигналам.

4. Повороты с одновременным движением руками (вперед, вверх, к туловищу и т. п.). То же с поворотами головы.

5. Повороты при условном, а затем активном противодействии. Эти же упражнения выполняются с мячом.

При обучении поворотам необходимо следить за правильным положением ног (особенно опорной) и равномерным распределением ОЦТ. Воспитывать навыки наблюдения и оценки обстановки, в соответствии с которыми должен выполняться поворот.

Ошибки: отрыв опорной ноги от опоры; изменение высоты ОЦТ; выпрямление опорной ноги; перенос ОЦТ на одну ногу.

Прыжки. Большинство приемов современного баскетболу выполняется в сочетании с прыжком вверх. При изучении прыжков необходимо обучить: правильному отталкиванию (в желаемых направлениях), высоте взлета, координации движений в безопорном положении и правильному приземлению.

Вначале изучаются прыжки с места, а затем в движении толчком одной и двумя ногами.

Прыжки с места изучаются с помощью таких упражнений:

  1. Прыжок вверх, вверх — вперед, вверх — в сторону, вверх- назад,

  2. Прыжки вверх с поворотом от 90 до 360'.

  3. Многоскоки с акцентом на высоту.

Прыжки в движении требуют внимания. После показа и объяснения техники упражнения выполняются в таком порядке, чтобы последовательно осваивались: отталкивание из обусловленного места, прыжки с доставанием ориентиров, приземление в обусловленном месте. В дальнейшем техника прыжков совершенствуется в единых приемах, в которые прыжки входят органической частью.

При изучении прыжков необходимо обращать внимание на подсед перед отталкиванием, активный взмах маховой ногой в момент взлета и движения рук, способствующие прыжку.

Наиболее распространены следующие ошибки: поступательное движение в безопорном положении (недостаточный вертикальный взлет); неправильный вынос рук; приземление на прямые ноги. Важно сразу правильно научиться приземляться с тем, чтобы из данного положения игрок был способен немедленно выполнять очередное действие.

Воспитанию таких навыков способствуют:

  1. прыжки с акцентом на приземление,

  2. прыжки в глубину,

3) повторные прыжки после приземления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
...

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconМетодика обучения дошкольников элементам спортивным игр
Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол. 4

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех...
Метод указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт», специализация...

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
Тактика защиты в баскетболе (система личной защиты) методические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей дневной...

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconМетодические указания к теоретическим и практическим занятиям для...
Дневник самоконтроля: методические указания к теоретическим и практическим занятиям для студентов всех специальностей дневной формы...

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconПланирование нагрузки с учетом биоритмов Методические указания к...
«Физическое воспитание, «Физическая культура», «Управление профессиональной работоспособностью» Для студентов всех специальностей...

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconО бально-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов по дисциплине...
То комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основополагающих компонентов...

Физическое воспитание Методика обучения техническим элементам игры в баскетбол iconО внесении изменений в план мероприятий по региональной программе...
«Физическое воспитание-здоровье судакчан на 2008-2011 гг.», утвержденной решением Судакского городского совета от 11. 03. 2008 года...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<