Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса)




НазваниеОценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса)
страница1/9
Дата публикации27.03.2013
Размер1.13 Mb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
В.Н. Богаченко


Оценка транспортных средств

(под общей редакцией Я.И. Маркуса)

Киев 2007

Содержание


Введение 3

6.1 Определение стоимости дорожных транспортных средств 18

6.2 Определение стоимости материального ущерба 28

6.3 Определение коэффициента рынка региона 29

6.4 Плюсы и минусы «Методики» 32

Примеры 37

Определение увеличения стоимости ДТС в случае обновления (замены) деталей, узлов и агрегатов 37

Определение величины материального ущерба 39

Заключение 57

Список литературы 57

^ Где не ступала нога человека,

там уже встречаются следы

автомобильных шин.

И.Иванюк

Введение



Оценка дорожных транспортных средств (ДТС) на первый взгляд представляется достаточно простой работой по сравнению с оценкой иных объектов в материальной форме. Этому способствует наличие периодических справочников, таких как "Бюллетень авто товароведа", достаточно четкой и конкретной "Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств" и определенный опыт работы судебных экспертов-автотовароведов. Немаловажную роль играет и тот факт, что априори, величина стоимости ДТС известна не только владельцу, но и оценщику еще до начала выполнения работы по оценке.

Иллюзия относительно легкости и скорости оценки ДТС несколько развеивается в том случае, когда оценщик начинает задумываться над тем, каким образом учитывать реалии нашего авто рынка, как использовать в наших условиях рекомендации зарубежных производителей относительно ремонта поврежденных автомобилей, как привести в соответствие к реалиям ценовой политики СТО полученные результаты расчетов.

Общение с оценщиками позволяет сделать вывод, что оценка транспортных средств считается малорентабельной с точки зрения ведения оценочного бизнеса, в результате чего не наблюдается наработка оценщиками новых идей в решении актуальных вопросов оценки транспортных средств.

В данном выпуске приведены основные сведения по отдельным вопросам оценки дорожно-транспортных средств, которые вызывают определенные сложности у оценщиков.

Выпуск отображает как общепринятые оценочные процедуры, так и точку зрения автора на отдельные вопросы, связанные с оценкой физического и функционального износа транспортных средств, определением стоимости деталей, пригодных для дальнейшего использования, определением коэффициента рынка регионов.

В тексте приведены примеры определения коэффициента рынка регионов, рыночной стоимости ДТС и материального ущерба, увеличения стоимости ДТС в случае обновления узлов и агрегатов.

Для удобства изложения нижеперечисленные понятия и термины применяются в данном выпуске лишь с точки зрения удобства изложения:

Автомобиль - дорожное транспортное средство, которое приводится в движение источником энергии, имеет не меньше 4 колес, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и (или) грузов; буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и (или) грузов; выполнения специальных работ.

^ Дорожное транспортное средство (ДТС) - транспортное средство, предназначенное для эксплуатации преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий и сконструированное согласно их нормам.

^ Транспортное средство (ТЗ) - машина и (или) устройства, предназначенные для перевозки людей и (или) груза, а также для перевозки и привода установленного на них оборудования, которое предназначено для выполнения специальных функций

"Методика товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств", зарегистрированная Министерством юстиции Украины 24.11.2003 г. за № 104/8395 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства юстиции № 137/5/2732 от 08.12.2004 р по тексту - Методика.

Этот выпуск рассчитан на широкий круг специалистов, представляет интерес для оценщиков, слушателей базовых курсов, специалистов страховых компаний.
^ Автотранспорт как рынок объектов оценки
Точную цифру количества транспортных средств в нашей стране определить тяжело: Госкомстат Украины не считает возможным на своих сайтах размещать такую информацию. Но это количество весьма значительное и выражается, по некоторым оценкам, 10 миллионами единиц, каждая из которых является потенциальным объектом оценки. Учитывая тот факт, что среднее время нахождения у владельца автомобиля составляет 5 лет, средний срок службы автомобиля – 20 лет и большая часть автотранспорта – легковые автомобили, то ожидаемый рынок оценки транспортных средств составляет в Украине 250 тыс. работ за год.

Только в Киеве зарегистрировано 740 тысяч автомобилей.

На сегодня в Киеве уровень автомобилизации (количество автомобилей на 1000 человек населения) достиг значения 274, а с учетом наличия на улично-дорожной сети города транзитного транспорта и транспорта, работающего в Киеве, но зарегистрированного в других регионах, можно говорить о величине уровня автомобилизации не менее 300. В США и странах Западной Европы уровень автомобилизации выше (соответственно, 720 и 400), но проблему роста уровня автомобилизации необходимо рассматривать в совокупности с транспортно-эксплуатационными показателями улично-дорожной сети городов. Последние 30 лет проектным уровнем автомобилизации, закладываемым при разработке параметров улично – дорожной сети, являлось значение 180. Наличие проблемы заторов транспорта, скорости сообщения и большого количества ДТП налицо.

Более открытой и доступной является информация относительно дорожно-транспортных происшествий.

За последние десять лет в Украине зарегистрировано свыше 382 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 62,2 тыс. и получили ранения разной степени тяжести 408,3 тыс. человек. Анализ указанных происшествий свидетельствует, что в период с 1995 по 2000 год в Украине сохранялась стойкая тенденция к снижению аварийности. Однако, в апреле 2001 года Верховной Радой Украины были приняты поправки к Кодексу Украины об административных правонарушениях, отдельные положения которых либерализовали ответственность за нарушение Правил дорожного движения и изменили порядок мер воздействия к нарушителям, из-за чего произошел рост как количества ДТП, так и тяжести их последствий.

Как результат, на сегодня масштабы дорожно-транспортного травматизма в Украине значительно опережают аналогичные показатели большинства стран мира. Начиная с 2001 года в Украине закрепилась тенденция увеличения количества дорожно-транспортных приключений - с 34,5 тысяч в 2001 до 45,5 тысяч (+32 %) в 2004 году. (см. Представленную диаграмму).

Количество ДТП возрастает в 2006 году значительно большими темпами: за первый квартал зарегистрировано около 40 тысяч ДТП и можно ожидать к концу года 200 тысяч ДТП. Одна из причин состоит в том, что при наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцы автомобилей почти во всех случаях вызывают на место события работников ГАИ для регистрации события; уменьшилось количество ДТП, когда участники "рассчитывались" на месте и ДТП не регистрировалась.

По данным Моторного транспортного страхового бюро Украины (информационное письмо № 9) следует, что в 2005 году было выдано 2 227 524 полисов (серии ВА) по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Учитывая дисциплину вождения наших водителей, которая приводит к тому, что вероятность быть участником дорожно-транспортного приключения достигает 0,02 за год (количество ДТП относительно количества транспортных средств), оценщики справедливо ожидают лишь от страховых компаний около 20 тысяч заказов на выполнение работ по определению стоимости материального ущерба, причиненного владельцами ДТС.

Договоры добровольного страхования авто КАСКО (риски повреждения при ДТП и похищение) заключило меньшее количество владельцев ДТС и, соответственно, вправе было бы ожидать меньшее количество страховых случаев. Но это не так. Анализ страховых выплат в некоторых компаниях выявил ситуацию, когда аварийность среди застрахованных транспортных средств в отдельных регионах оценивается коэффициентом 0,5.

Причина небольшого количества заявок от страховых компаний на выполнение оценочных работ состоит в том, что в штате страховых компаний есть специалисты - аварийные комиссары, которые выполняют функции оценщиков. Хотя это «внутренние» оценщики и страховые компании не имеют сертификатов субъектов оценочной деятельности, но такие специалисты есть. С точки зрения экономии страховой компании это оправданно: нет необходимости заказывать независимую оценку, есть специалисты, которые способны оценить (в данном случае согласовать) результаты предоставленного страховой компании Отчета о независимой оценке. (практика общения с аварийными комиссарами разрешает сделать такой вывод: на Отчет об оценке ДТС может быть предоставлена положительная рецензия, но Заказчика интересует конечный результат, не интересует оформление Отчета, применение методических подходов). С другой стороны, Правилами страхования во многих страховых компаниях предусмотрено следующее: расчет размера страхового возмещения выполняет страховая компания (если Страхователь не против этого) или такой расчет осуществляется на основании счетов (актов выполненных работ) станций технического обслуживания (если этого хочет Страхователь). И только в тех случаях, когда может возникнуть необходимость в представлении регрессного иска против виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия лица, страховые компании заказывают независимую оценку. Поэтому ожидать заказов относительно определения размера материального ущерба можно лишь от страховых компаний, у которых портфель страхования автомобилей незначительный и своих специалистов, способных выполнить необходимые расчеты, нет.
Все виды оценочных работ относительно дорожных транспортных средств (ДТС) можно разделить на три основные группы:

  • оценка транспортных средств (собственно оценка транспортных средств, определение стоимости отдельных составных частей и оборудования ДТС), в рамках определения стоимости ЦИК, формирования уставного фонда хозяйственного общества;

  • определение года изготовления, и определение стоимости ДТС на таможенной границе;

  • определение стоимости восстановительного ремонта поврежденного ТЗ как составной части расчетов стоимости материального ущерба, причиненного собственнику поврежденного ДТС; определение стоимости остатков ДТС, пригодных для дальнейшего использования.

Можно отметить наличие других видов возможных оценочных задач, которые віполняются судебными автотовароведами (решение таких задач иногда невозможно без лабораторной базы, приборов).
^ Классификация дорожных транспортных средств
Можно выделить несколько систем классификации, в основу которых положен тот или иной принцип или показатель.

Транспортные средства, в соответствии с Государственным классификатором Украины " Классификация основных средств" ДК 013-97 в интересующей нас части, имеют определенные коды, которые в практической деятельности оценщиков не применимы.

В практике оценки автомобильный подвижной состав подразделяется на грузовой, пассажирский и специальный.

Различие специальных и специализированных транспортных средств заключается в следующем:

- специальное транспортное средство по своей конструкции и оборудованию предназначенное для выполнения специальных рабочих функций – к ним относятся пожарные автомобили, автолавки, автокраны, буровые установки и пр.;

- специализированное транспортное по своей конструкции и оборудованию предназначенное для перевозки пассажиров или грузов определенных категорий.

К грузовому подвижному составу относятся:

  • грузовые автомобили;

  • автомобили-тягачи;

  • грузовые прицепы и полуприцепы.

Грузовой автомобиль общего назначения – грузовой автомобиль с бортовой платформой открытого или закрытого типа, не оборудованный средствами самопогрузки и саморазгрузки или иным специальным оборудованием.

Грузовой автомобиль специализированный – это автомобиль, оборудованный средствами самопогрузки и саморазгрузки или иным специальным оборудованием и предназначен для перевозки грузов определенных категорий.

Автомобиль-тягач по своей конструкции и оборудованию предназначен исключительно для буксировки транспортных средств (за исключением полуприцепов, которые буксируются седельными тягачами).

Прицеп – транспортное средство без собственного источника энергии, которое полностью опирается на дорогу колесами (а полуприцеп – частично), предназначенное для перевозки пассажиров или грузов и приспособлено для буксировки автомобилем.

Среди специализированных прицепов и полуприцепов выделят следующие:

  • для перевозки крупногабаритных грузов;

  • блоковозы;

  • для перевозки животных;

  • для перевозки технологического оборудования или машин;

  • колоновозы;

  • контейнеровозы;

  • панелевозы;

  • самосвалы;

  • трубовозы;

  • фермовозы;

  • цистерны.

Еще одна классификация, сходная с изложенной выше, специализированных прицепов и полуприцепов приведена в ДСТУ 3850-99 "Средства транспортные дорожные. Прицепы и полуприцепы специализированные. Общие технические условия" Киев, Госстандарт Украины. 1999. Условные обозначения подобных транспортных средств распространяется лишь на те, которые производятся в Украине.

Соединение автомобиля с одним или несколькими прицепами с помощью сцепного устройства называется автопоездом, соединение седельного тягача с полуприцепом называется седельным автопоездом, а седельный автопоезд в сцепке с прицепом будет называться сдвоенным автопоездом.

К пассажирскому подвижному составу относятся:

  • автобусы;

  • легковые автомобили;

  • пассажирские прицепы и полуприцепы.

К легковым автомобилям также применимы термины "общего пользования" и "специализированный".

Легковые автомобили разделятся на основные классы по величине рабочего объема двигателя следующим образом:


Класс:

Рабочий объем двигателя, л

Особо малый

до 1,2

Малый

1,2-1,8

Средний

1,8-3,5

Большой

более 3,5

Высший

не регламентируется


Типы кузовов легковых автомобилей приведены в ДСТУ 2885-94 "Автомобили легковые. Типы кузовов":


^ Понятие, типы

Пояснения

Кузов легкового автомобиля

Часть автомобиля, предназначеная для размещення двигателя, багажа, водителя и пассажиров

^ Кузов однообъемный

Кузов, состоящий из объединенных в одно целое пассажирского отсека и отсеков для двигателя и багажа

^ Кузов двухобъемный

Кузов, состоящий из двух объемов: первый – отсек для двигателя или багажа, второй – отсек для размещения пассажиров и багажа (двигателя

^ Кузов трехобъемный

Кузов, состоящий из трех объемов: первый – отсек для двигателя или багажа, второй – отсек для размещения пассажиров, третий – для багажа (двигателя)

^ Кузов закрытый

Кузов с жесткой металлической крышей

Кузов открытый

Кузов, имеющий мягкий складывающийся тент или съемную металлическую крышу

^ Кузов комбинированный

Кузов, который имеет конструктивные особенности как открытых, так и закрытых кузовов

^ Закрытые кузова

Седан

Трехобъемный пассажирский кузов с двумя или более боковыми дверями

Седан-хардтоп

Трехобъемный кузов-седан без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах

Купе

Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений

Купе-хардтоп

Кузов купе без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах

Фастбек

Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и крышей, плавно опускающейся назад. Изолированный от салона багажник имеет прорезь от края заднего окна до уровня пола

Комби

Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и крышей, плавно опускающейся назад. Предназначен для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях)

Универсал

Двухобъемный кузов с задними дверями, имеет постоянный грузовой отсек, не отделенный от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд сидений складывается)

Лимузин

Трехобъемный пассажирский кузов, имеется перегородка за первым рядом сидений с открывающимся окном

^ Бескапотный кузов

Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля

Фургон

Двухообъемный кузов зсперегородкой, которая отделяет отсек для водителя от отсека для перевозки груза

^ Открытые кузова

Фаэтон

Пассажирский кузов без средней стойки, имеется мягкий складывающийся тент и съемные боковые окна

Фаэтон-универсал

Грузопассажирский кузов, предназначен для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или снимающимся тентом и съемными бововыми окнами (надставками дверей)

Кабриолет

Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускными боковыми окнами

^ Кабриолет - лимузин

Кабриолет с перегородкой за первым рядом сидений

Кабриолет – хардтоп

Пассажирский кузов со съемной крышей и боковыми опускными окнами

Родстер

Пассажирский кузов со складывающимся мягким тентом, двумя боковыми дверями, одним или двумя рядами сидений (посадочные размеры задний сидений стеснены)

^ Комбинированные кузова

Брегам

Пассажирский кузов, часть крыши которого открывается над передним рядом сидений

Ландо

Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом над задними рядами сидений

Тарга

Пассажирский кузов с двумя боковыми дверями, одним или двумя рядами сидений и со стесненными посадочными размерами задних сидений

Пикап

Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой. Допускается установка сидений для пассажиров на грузовой платформе


Автобус – пассажирский автомобиль с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно (а в микроавтобусе количество мест для сидения - до 17)

По габаритной длине, которая определяет в зависимости от принятой планировки пассажировместимость, автобусы подразделяются на классы:


Класс:

Габаритная длина, м

Особо малый

до 5,0

Малый

6,0-7,5

Средний

8,0-9,5

Большой

10,5-12,0

Особо большой

16,5 и более


По назначению автобусы подразделяются на городские (городские и пригородные), местного сообщения, междугородние и туристические.

Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы на дорогах общего пользования и внедорожный. По степени приспособленности к работе в различных дорожных условиях различают автомобили обычной проходимости, предназначенных для работы на обустроенных дорогах и повышенной проходимости – для систематической работы на необорудованных дорогах и при бездорожье.

Все автомобили по общему количеству колес условно обозначают формулой, где первая цифра - число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес( например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью). При этом каждое из сдвоенных колес считается как одно колесо.

По типу двигателя и используемого топлива автомобили подразделяются на карбюраторные, инжекторные, дизельные, газогенераторные, газобалонные, электрические, паровые, газотурбинные.
^ Понятия и термины
При оценке ДТС используются как общепринятые в оценочной практике понятия (см. Практика оценки вып. 2), так и понятия и термины, присущие такому специфичному объекту оценки, как ДТС. Сложилась определенная терминология, методология и практика выполнения автотовароведческих исследований, которая повлияла формирование «Методики».

Ниже приводятся отдельные понятия, термины та определения, необходимые для общего представления о предмете оценки, его показателях и характеристиках.

Термины, которые можно отнести к специфическим терминам при оценке ДТС :

базовая комплектность ДТС – комплектность ДТС с составными частями, оборудованием, вариантами их исполнения, предусмотренная производителем для выпуска самой дешевой модели ДТС, имеющей наибольшее использование с наименьшим числом потребительских качеств; версия (модификация) – совокупность ДТС одного типа, принадлежащих к одной модели и не имеющих отличий в таких характеристиках, как: колесная база; масса без водителя и эксплуатационных жидкостей; снаряженная масса; полная масса; нагрузка на каждую ось; рабочий объем двигателя; максимальная мощность; тип коробки передач; количество передач и их передаточные числа; передаточное число главной передачи; верхняя и нижняя границы радиусов качения шины для каждой оси; количество мест для сидения;

восстановительный ремонт - ремонт с восстановлением поврежденных или разукомплектованных составных ДТС;

производитель ДТС – физическое или юридическое лицо, ответственное за превращение составных частей в единое работоспособное целое, т.е. за сборку ДТС и однозначность его идентификационного номера;

величина утраты товарной стоимости (УТС) – условная величина снижения рыночной стоимости ДТС, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного ДТС;

дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, которое касается ДТС (его составной) или выполненного ремонта исключительно по требованиям безопасности;

экономическая целесообразность ремонта ДТС (составной части) – принцип оценки, предусматривающий, что восстановительный ремонт ДТС (составной) является целесообразным лишь при условии, когда стоимость восстановительного ремонта повышает его рыночную стоимость, но не превышает ее;

эксплуатационный износ – утрата элементами конструкции ДТС своих начальных технических характеристик, потребительских качеств или пригодности вследствие действия условий эксплуатации и влияния окружающей природной среды;

идентификация ДТС – установление соответствия характеристик, признаков конкретного ДТС (тип, модель, версия, год изготовления, рабочий объем двигателя, комплектность, полная масса, пр.) данным производителя;

идентификационный номер транспортного средства VIN (Vehicle Identification Number) - структурированное соединение буквенно-цифровых обозначений, которое присваивается производителем транспортному средству с целью его идентификации;

комплектность ДТС (составной части) – перечень составных и опций, соответствующих спецификациям производителя ДТС (составной части);

стоимость материального ущерба – с технической точки зрения стоимостное значение реальных затрат, которые несет владелец в случае повреждения или разукомплектования ДТС с учетом физического износа;

машинокомплект - полный или частичный набор составных частей, необходимых для изготовления одного автомобиля;

модель (вариант) ДТС - совокупность транспортных средств одного типа, которые не имеют отличий по типу кузова, производителю, количеству и расположению ведущих и управляемых осей, рабочему циклу, количеству и расположению цилиндров двигателя. Рабочие объемы двигателей ДТС одной модели не должны отличаться на 20%, а их мощность на 30%;

нормативный пробег - среднестатистический для данной модели ДТС пробег, относительно которого определяется средняя рыночная стоимость ДТС;

обследование ДТС - процедура инструментального или органолептического исследования ДТС с целью определения его технического состояния;

опция – дополнительное оснащение ДТС не предусмотренными базовой комплектностью составными с вариантами их исполнения, которые повышают его потребительские и технические качества;

переоборудование – изменение типа или модели ДТС, его назначения или параметров конструкции установкой кабины, кузова или их составных, специального оборудования и составных частей, не предусмотренных технической документацией на данное ДТС, но соответствующее требованиям правил, нормативов и стандартов Украины;

срок эксплуатации - период времени от момента изготовления транспортного средства до даты оценки;

транспортное средство аналогичное – транспортное средство, существенные признаки которого подобны соответствующим признакам оцениваемого транспортного средства;

транспортное средство идентичное - транспортное средство, основные признаки и параметры которого соответствуют признакам конкретного транспортного средства. Различия могут быть в комплектности и укомплектованности транспортного средства, пробеге и техническом состоянии;

тип ДТС - классификационная единица, определяющая ДТС по назначению и особенностям конструкции;

укомплектованность - наличие всех составных ДТС, предусмотренных производителем;

физический износ ДТС (его составных) – утрата стоимости ДТС (его составных), обусловленная частичной или полной утратой начальных технических и технологических качеств ДТС (его составных) по сравнению со стоимостью нового подобного ДТС (его составных).
^ Технический осмотр ДТС
Начальный этап выполнения оценки ДТС – технический осмотр. По результатам его проведения определяются идентификационные данные ДТС, его комплектность и укомплектованность, техническое состояние, величина пробега по одометру спидометра и другие показатели, необходимые для выполнения оценки.

Технический осмотр ДТС может ограничиваться визуальным осмотром и проверкой работы узлов и агрегатов в тех случаях, когда у оценщика не возникают сомнения в том, что ДТС является исправным, и технический осмотр уполномоченными органами (МРЭО ГАИ) проводился вовремя. Конечно, наличие результатов работоспособности узлов и агрегатов, полученных инструментальным путем, всегда предпочтительнее: точность оценки в таком случае существенно повышается.

При выполнении технического осмотра оценщик ознакамливается с предоставленными Заказчиком оценки документами и фиксирует данные, необходимые для составления Отчета:

  1. фамилия, имя и отчество владельца (доверенного лица) или наименование юридического лица-владельца;

  2. адрес владельца;

  3. все данные из Свидетельства о регистрации ДТС (технического паспорта).

Для грузовых автомобилей указывается цвет кабины, для прицепов – платформы, для мототехники – рамы, топливного бака и оперения.

Во время технического осмотра ДТС оценщик должен:

  • проверить соответствие идентификационных данных записям в представленных документах;

  • установить комплектность и укомплектованность ДТС, наличие дополнительного оборудования;

  • установить пробег по одометру;

  • зафиксировать информационные признаки ранее выполненного восстановительного ремонта ДТС;

  • установить характер и объемы повреждений на момент осмотра и другие признаки, характеризующие техническое состояние ДТС с обязательной их фиксацией путем фотографирования.

Процедура проверки соответствия номера кузова (шасси) записям в Свидетельстве о регистрации ДТС является обязательной. Кроме правоустанавливающих документов на ДТС может предъявляться и доверенность на право управления или на право предоставлять интересы владельца оцениваемого ДТС.

В случае выполнения оценки с целью определения стоимости для дальнейшей оплаты таможенных платежей предоставляется комплект сопроводительных документов (таможенная декларация, инвойс, купчая, справка-счет, пр.).

Наличие всех составных ДТС, предусмотренных производителем, фиксируется в акте осмотра или другом подобном документе. Форма таких документов разрабатывается оценщиком.

В отдельных случаях, например, при оценке частично разукомплектованных или давно не эксплуатирующихся ДТС, требуется акт технического состояния, который составляется, как правило, комиссионно с привлечением специалистов.

Результатом периодических технических проверок ДТС служит талон о прохождении технического осмотра, размещаемый справа внизу на стекле ветрового окна ДТС. Периодичность прохождения технического осмотра составляет:

  • для легковых автомобилей - один раз в два года;

  • для грузовых автомобилей - один раз в год;

  • для автобусов – каждые полгода.

В обязательном порядке вызов заинтересованных лиц на технический осмотр ДТС осуществляется лишь в соответствии с постановлением следователя или решением суда о проведении судебной экспертизы с указанием лиц, которых необходимо вызвать на технический осмотр ДТС. После согласования с оценщиком даты, места и времени проведения осмотра ДТС вызов заинтересованных лиц осуществляется, как правило, путем направления телеграммы с уведомлением о ее вручении адресату.

Заинтересованными лицами могут быть:

  • виновник в дорожно-транспортном происшествии;

  • представители юридического лица, где работает виновник, совершивший ДТП при выполнении служебного задания;

  • представители пострадавшего;

  • представители страховых компаний, которые в дальнейшем будут возмещать материальный ущерб, опираясь на результаты оценки;

  • другие заинтересованные лица.

Инициатива вызова заинтересованных лиц на технический осмотр принадлежит Заказнику оценки. На практике, при наличии виновников ДТП, вызов заинтересованных лиц осуществляется почти во всех случаях осмотра поврежденных ДТС. Такая практика ( а также то обстоятельство, что все присутствующие на осмотре ДТС подписывают дефектную ведомость) приводит к тому, что в дальнейшем виновник ДТП не сможет отрицать наличие дефектов ДТС, зафиксированных во время технического осмотра.

В случае отсутствия в условленное время на месте осмотра приглашенных лиц осмотр выполняется без их участия, о чем оценщик делает соответствующую запись в протоколе (дефектной ведомости) осмотра. Копия уведомления о вручении телеграммы может включаться в приложения к отчету об оценке.
^ Идентификация ДТС
Под идентификацией транспортного средства понимается определение его типа, модели, версии, года изготовления, комплектности, укомплектованности, рабочего объема двигателя и других характеристик. Основанием служат данные производителя ДТС.

Для обеспечения учета и идентификации транспортных средств был разработан и принят международный стандарт, который установил принципы построения и структуру идентификационного номера транспортного средства - VIN (от английского Vehicle Identification Number – идентификационный номер транспортного средства) – ISO/3779.

Этот стандарт устанавливает структуру идентификационного номера транспортного средства и распространяется на автомобили, прицепы, мотоциклы и велосипеды с подвесным двигателем в соответствии с ISO/3833; относительно легковых автомобилей действует стандарт ISO/3780.

Идентификационный номер транспортного средства (VIN) – это последовательность знаков, предназначенная производителем для идентификации автомобиля. Этот код индивидуализирует автомобиль как конечный продукт, наносится на несъемные детали автомобиля и содержит данные, описывающие автомобиль в целом.

В общей структуре идентификационного номера транспортного средства (VIN) выделяются три части:

Первая – международный код производителя – WMI (первые три символа);

Вторая – описательная часть, характеризующая транспортное средство – VDS (следующие шесть символов);

Третья - часть, идентифицирующая транспортное средство – VIS (последние восемь символов).

Совершенно очевидно, что для идентификации необходима специальная справочная литература.

Одной из важнейших задач идентификации является установление даты выпуска автомобиля – одного из показателя, самым существенным образом влияющего на стоимость подержанного транспортного средства. Очень часто дата выпуска ограничивается установлением лишь года выпуска. Но учитывая "разумную достаточность" мы можем пренебречь большой точностью установления даты изготовления ДТС.

Под годом изготовления ДТС понимается календарный год, в котором изготовлен автомобиль или год выпуска модели по определению производителя. Существует два варианта расчета периодов изготовления транспортных средств: на основе календарного года и на основе иного периода, который часто называется "производственным" годом. Это обусловлено периодом массовых летних отпусков, после которых в сентябре начинается новый производственный год. Начало модельного года определяется началом выпуска новой модели автомобиля и, поэтому, модельный год может значительно опережать не только календарный год, но и производственный. При этом в номере кузова автомобиля указывается знак, соответствующий следующему производственному году. Если выпуск определенной модели автомобиля начинается с опережением производственного года и продолжается в дальнейшем, то периоды выпуска данной модели приводятся к соответствующим производственным годам.

Определение года изготовления ДТС осуществляется на основании данных его производителя, обозначенных определенным символом, как правило, на 10-й позиции VIN – кода.

Годом изготовления ДТС является календарная дата его изготовления.

Если календарную дату изготовления установить невозможно, то за основу принимается модельный год изготовления, определенный по его идентификационному номеру с учетом календарной даты первой регистрации ДТС.

В случае отсутствия данных о календарной дате первой регистрации или возникновении сомнений относительно ее достоверности и в случае, когда установленный модельный год изготовления ДТС совпадает с годом начала его эксплуатации, в качестве даты изготовления принимается 1января установленного модельного года.

Если установленный модельный год изготовления не совпадает с годом начала эксплуатации ДТС, обозначенным в регистрационных документах, и превышает его, в качестве даты изготовления принимается 1 июля года, приведенного в регистрационных документах.
Некоторые производители либо совсем не указывают год выпуска автомобиля ( по распространенной схеме) или же этот символ расположен не на 10-й позиции VIN- кода. К ним относятся производители следующих марок автомобилей: Ford, Honda, Alfa-Romeo, Lancia, Fiat, Mazda, Nissan, Toyota.

Специальная маркировка на определенных деталях ДТС позволяет установить дату их изготовления. Такая маркировка может выполняться в виде наклеек на готовые изделия при установке их на автомобиль или в виде рельефных надписей при изготовлении деталей. При определении времени выпуска автомобиля необходимо найти, зафиксировать и сравнить обозначения времени изготовления деталей, оценить интервал их изготовления с учетом того, что между датой изготовления деталей и сборкой автомобиля проходит определенное время .

Указанные даты могут иметь информативное значение только в своей совокупности.

Наиболее доступными для осмотра деталями, на которых может указываться дата (год, месяц) изготовления, являются следующие:

  • ремни безопасности, стойки амортизаторов капота и крышка багажника;

  • оконное стекло;

  • шины, диски, амортизаторы колес;

  • двигатель;

  • наклейки и штампы, др.


Методология оценки ДТС
Оценка дорожных транспортних средств в отличие от оценки иного вида имущества имеет четкое методическое обеспечение. Это - «Методика товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортних средств», утвержденная совместным приказом Министерства юстиции Украини и Фонда государственного имущества Украины №142/5/2092 от 24 ноября 2003 года с изменениями и дополнениями к Методике, утвержденными 08 декабря 2004 года.

Существенным дополнением к Методике является периодическое издание «Бюлетень автотовароведа», издающийся с 1998 года.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод общей редакцией Маркуса Я. И. Оценка квартир
Листинг средней стоимости квадратного метра жилья в Украине на начало 2007 года 78

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод общей редакцией Я. И. Маркуса оценка гостиничной недвижимости
Пример расчета стоимости гостиничной недвижимости ОАО «Гостиница» с использованием доходного подхода 51

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconОценка офисной недвижимости (под общей редакцией Маркуса Я. И.)
Пример Маркетинговый анализ рынка офисной недвижимости (на примере г. Киева по данным на 2005 год) 13

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconОценка возмещения имущественного ущерба (под общей редакцией Я. И. Маркуса)
Целью данной работы является: Определение понятия «имущественного ущерба», его классификация и трактовка

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод общей редакцией Я. И. Маркуса оценка корпоративных прав. Имущественный подход
Анализ целесообразности применения имущественного подхода в качестве основополагающего при определении рыночной стоимости корпоративных...

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод общей редакцией Я. И. Маркуса
«Любое дело можно делать тремя способами: правильно, неправильно и по- – армейски»

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconВ. А. Воронин (под общей редакцией Я. И. Маркуса)
Методические основы использования нейронных сетей для прогнозирования временных финансовых рядов

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод общей редакцией Я. И. Маркуса оценка объектов авиационной техники
После разведения огня дым стал заполнять оболочку, а когда она приняла форму шара, удерживающие ее стропы были отпущены. Воздушный...

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод редакцией Маркуса Я. И. Оценка судов Часть Классификация и идентификация
В украине к настоящему времени сформировалось определенное юридическое законодательно-нормативное поле, определяющее правовые ситуации,...

Оценка транспортных средств (под общей редакцией Я. И. Маркуса) iconПод общей редакцией Маркуса Я. И. Некоторые аспекты оценки оборудования
Логическая цепочка оценочного процесса выглядит следующим образом: проблема цель задача метод

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<