Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека»




Скачать 318.9 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека»
Дата публикации02.04.2013
Размер318.9 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Спорт > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Развитие силовых способностей человека

Министерство Высшего образования Российской Федерации РЕФЕРАТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА» Выполнила: Щербакова Н.А. Студент группы г. Хабаровск 2003 год План страница План 21. Форма и виды проявления силовых способностей 2 - 7 2. Методы развития силы 7 - 13 3. Средства развития силы 13 - 18 4. Комплекс упражнений для развития силы отдельных 18 - 25 мышечных групп5. Заключение 26 1. Форма и виды проявления силовых способностей Под силой подразумевают способность человека преодолевать внешнеесопротивление или противостоять ему за счет напряжения собственных мышц.Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом,соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия взначительной мере определяет рабочий эффект и результат движения. Сила тягимышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена впространстве. Проявления силы чрезвычайно многообразны, поэтому вспециальной литературе получил распространение термин «силовыеспособности», объединяющий все виды проявления силы. К видам силовых способностей относятся: собственно силовые способности, характеризующиеся максимальнойстатической силой, которую в состоянии развить человек; взрывная сила илиспособность проявлять максимальные усилия в наименьшее время; скоростно-силовые способности, определяемые как способность выполнятьдинамическую кратковременную работу длительностью до 30 с противзначительного сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения нафоне алактатного энергообеспечения; силовая выносливость или силовойкомпонент специальной выносливости, определяемый как способность организмапротивостоять утомлению при работе субмаксимальной мощности длительностьюдо 3-4 мин., выполняемой преимущественно за счет анаэробно-гликолитическогоэнергообеспечения (в спортивном плавании результат и на более длинныхдистанциях, время которых составляет от 4 до 17 мин., также зависят отсилы, проявляемой в рабочих движениях); динамическая сила, характеризующаяся временем выполнения отягощенногодвижения, величиной и формой импульса силы. Отдельные виды силовых способностей относительно слабо взаимосвязаны.Это требует использования разных средств, методов и тренировочных режимовдля развития отдельных силовых способностей. Степень утилизации силовыхспособностей в соревновательном упражнении определяет содержание испецифику силовой подготовки в каждом конкретном виде спорта. Силовая подготовленность – одна из важнейших сторон специальнойспортивной работоспособности, так как повышение спортивных результатовобусловлено не только ростом производительности вегетативных систем, но иповышением мощности мышечного сокращения. Высокий уровень силовойподготовленности оказывает положительное влияние на процессы адаптации квысоким функциональным нагрузкам, на длительность удержания спортивнойформы и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного результата. Силовые способности довольно быстро возрастают в процессецеленаправленной тренировки. Именно этим объясняется повышенный интерестренеров и спортсменов к силовой подготовке. Цель силовой подготовкиповышение уровня развития силовых способностей, совершенствованиефункционального обеспечения динамической силовой работы реализация силовыхспособностей. Результат специализированной многолетней физической, в томчисле и силовой подготовки — формирование специфического морфотипаспортсмена определенной специализации с соответствующей мышечнойтопографией Факторы, определяющие уровень проявления силой способностей: Уровень проявления силовых способностей определяется рядом медико-биологических, психологических и биомеханических факторов, к медико-биологическим факторам относятся сократительные способности рабочих мышц;характер иннервации мышечных волокон, синхронность работы мотонейронов ичисло мотонейронов, рекрутируемых в работу одновременно; уровень секрециитаких гормонов, как адреналин, норадреналин, соматотропин, гормоны половыхжелез; мощность, емкость и эффективность метаболических процессов привыполнении динамической силовой работы. Сократительные способности мышц, наряду с анатомическим строением мышци их физиологическим поперечником, определяются композицией мышечныхволокон, то есть соотношением различных типов мышечных волокон внутри мышц.Мышцы человека состоят из мышечных волокон 4 типов, которые различаютсямежду собой характером иннервации, порогом возбуждения, скоростьюсокращения и энергетикой мышечного сокращения. Согласно современным научнымпредставлениям, основанным на биопсических исследованиях мышц, мышечныеволокна по скорости сокращения и характеру энергетического обеспечениясокращений делятся на медленные оксидативные (МО), быстрые оксидативно-гликолитические (БОГ), быстрые гликолитические (БГ) и переходные (табл. 1). МО мышечные волокна иннервируются медленными мотонейронами (с низкойскоростью проведения возбуждения по аксону), с которыми образуют медленныедвигательные единицы. Они работают преимущественно за счет биологическогоокисления жиров и углеводов, содержат большое количество митохондрий иразвитую капиллярную сеть. Медленные двигательные единицы низкопороговые —они включаются в работу при внешнем сопротивлении до 50—60% от максимальнойсилы и являются устойчивыми к утомлению в процессе длительной динамическойработы. Процентное содержание в мышцах МО волокон в значительной мереопределяет способность выполнять длительную работу умеренной интенсивности. БГ и БОГ мышечные волокна иннервируются быстрыми мотонейронами (свысокой скоростью проведения возбуждения по аксону) и в совокупности с нимиобразуют быстрые двигательные единицы. Быстрые двигательные единицыявляются высокопороговыми — они включаются в работу при высоком внешнемсопротивлении (80—95% от максимальной силы) или при динамической работе,требующей максимальной скорости мышечного сокращения и максимального темпадвижений при большом или субмаксимальном отягощении (темп 80—100% отмаксимально возможного при сопротивлении 70—90% от максимальной силы). БГволокна богаты миофиламентами (сократительными белыми нитями), гликогеном,ферментами гликолиза, но бедны митохондриями. БГ волокна работаютпреимущественно за счет гликолитического ресинтеза АТФ и являютсябыстроутомляемыми в динамической работе. Содержание в мышцах БГ волоконсвязано с проявлениями максимальной, взрывной и скоростной силы. ИГ волокнасокращаются как за счет гликолитического, так и за счет аэробного ресинтезаАТФ. Они имеют развитый сократительный аппарат и более высокое, посравнению с БГ волокнами, содержание митохондрий на единицу объема. БОГволокна обладают способностью к проявлению больших динамических усилий ивыносливостью.Таблица 1 Сравнительные нейрофизиологические, биохимические и моторныехарактеристики мышечных волокон разных типов|Характеристики |МО |БОГ |БГ ||Иннервирующий |медленный (с |быстрый (с |быстрый (с ||мотонейрон |низкой скоростью |высокой скоростью|высокой скоростью|| |проведения |проведения |проведения || |возбуждения) |возбуждения) |возбуждения) ||Порог возбуждения|низкий |высокий |высокий ||(% от макс. силы)|до 50-60% |60-80% |80-100% ||Активность АФТ - |низкая |высокая |высокая ||фазы | | | ||Скорость |низкая |высокая |высокая ||сокращения | | | ||Сила сокращения |низкая |средняя/высокая |высокая || | |(при силовой | || | |тренировке) | ||Содержание |высокое |среднее/высокое |низкое ||митохондрий | |(при тренировке | || | |на выносливость) | ||Капиллярная сеть |развитая |средняя степень |не развитая || | |развития | ||Утомляемость |медленно |средняя степень |быстро утомляемые|| |утомляемые |утомляемости | ||Ресинтез АТФ |аэробный |аэробный и |гликолитический || | |гликолитический | ||Источники энергии|липиды и углеводы|гликоген |гликоген ||Специфическая |аэробная и общая |силовая |максимальная ||двигательная |силовая |выносливость |сила, скоростная ||способность |выносливость |(специальная), |выносливость, || | |выносливость к |взрывная сила || | |динамической | || | |работе | || | |анаэробно-аэробно| || | |го и | || | |гликолитического | || | |характера | | Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах индивидов являетсягенетически обусловленной характеристикой и незначительно изменяется впроцессе тренировки, в основном за счет трансформации переходных волокон вмедленные или быстрые. В то же время в результате адаптации к скоростно-силовой тренировке медленные мышечные волокна могут приобретать некоторыесвойства быстрых волокон (в МО волокнах увеличивается содержаниемиофиламентов, запасы гликогена, усиливается активность ферментовгликолиза). Быстрые мышечные волокна в результате тренировки навыносливость могут приобретать ряд свойств медленных волокон (этовыражается в увеличении в БОГ и БГ волокнах количества и размеровмитохондрий). И медленные, и быстрые мышечные волокна рекрутируются в работу не всесразу, а как бы порциями, так как иннервирующие их мотонейроныподразделяются на большое число групп с разным порогом возбуждения. Изменяявеличину отягощения в упражнениях, скорость выполнения одиночногосокращения, темп движений, длительность рабочих периодов и время отдыха,можно вовлекать в работу преимущественно быстрые или медленные двигательныеединицы, заставлять сокращаться БГ, БОГ или МО мышечные волокна. В процессецеленаправленной тренировки имеет место избирательное увеличениемиофиламентов в быстрых или медленных мышечных волокнах или во всех типахволокон одновременно, избирательное увеличение количества и массымитохондрий в МО, БГ или БОГ волокнах, увеличение запасов гликогена икреатинфосфата в БГ, БОГ или МО волокнах. Изменения в мощности, скорости иэнергетике сокращения мышечных волокон на уровне целостной мышцы и всегомышечного аппарата выражается в преимущественном увеличении максимальнойили взрывной силы, скоростно-силовых способностей или выносливости к работеопределенной мощности. Адаптация скелетных мышц человека к систематическим силовымупражнениям проявляется на регуляторном, структурном и метаболическомуровнях. Первая фаза адаптации к силовой тренировке, первые заметныеизменения в уровне проявления силовых способностей обусловленырегуляторными факторами — повышением «пускового» числа двигательных единицв начале работы, рекрутированием дополнительных двигательных единиц по ходуработы и повышением синхронности в их работе. Этот эффект проявляетсядовольно быстро — через 1—2 недели после начала силовой тренировки ивыражается в увеличении максимальной силы и других силовых способностей безувеличения мышечной массы. По мере продолжения тренировки происходитструктурная адаптация — увеличиваются содержание миофиламентов в мышечныхволокнах и физиологический поперечник нагружаемых мышц. Структурнаяадаптация мышц к силовой тренировке становится четко выраженной в процессеотносительно длительной тренировки продолжающейся от 3-4 недель донескольких месяцев. Причем, целенаправленно подбирая методы и средстватренировки, дозировку нагрузок, можно добиваться избирательной гипертрофиимедленных или быстрых мышечных волокон. С гипертрофией мышечных волоконнаиболее тесно связано увеличение силовых способностей спортсменов. Метаболический эффект адаптации к силовой работе выражается иувеличении энергетического потенциала мышечных волокон, в избирательномповышении запасов гликогена, количества и размеров митахондрий, вактивности ферментов гликолиза или биологического окисления в мышечныхволокнах различного типа. Следует отметить, что гипертрофия мышечныхволокон в процессе силовой тренировки не только приводит к увеличениюмышечной силы, но и является важной предпосылкой для по следующего развитиявыносливости, так как больший объем мышечной ткани способен вместитьбольшее количество митохондрий и энергетических субстратов. Интенсивнаямышечная деятельность может влиять не только на особенности энергетическихпроцессов, протекающих на уровне мышечных волокон, но и оказыватьпреобразующее воздействие на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем организма. Скелетные мышцы человека связаны безусловно-рефлекторнымисвязями и вегетативными функциями (так называемые моторно-висцеральныерефлексы), и сократительная деятельность мышц активизирует и преобразуетдеятельность внутренних органов. Поэтому динамическая силовая работаприводит не только к росту силовых способностей, но и сопровождаетсяповышением выносливости. 2. Методы развития силовых способностей. Тренировка любой направленности сопровождается регуляторными,структурными метаболическими перестройками, но степень выраженности этихадаптационных изменений зависит от величины применяемых отягощении, отрежима и скорости мышечного сокращения, от продолжительности тренировки ииндивидуальной композиции мышечной ткани, что находит отражение в выбореметодов развития отдельных силовых способностей (табл. 2). Методика развития максимальной силы. Максимальные силовые способности спортсмена не только взаимосвязаны смаксимальной отдачей, но и в значительной степени определяют способность кработе на выносливость. Чем выше запас силы, тем в более высоком темпе онможет выполнять динамическую работу со стандартными отягощениями вдиапазоне от 50 до 90% от максимального усилия, которое способны проявитьмышцы. В спортивной практике для развития максимальной силы применяетсянесколько методов. Метод максимальных усилий заключается в выполнении серий из 5-8подходов к отягощению, с которым спортсмен способен выполнить 1-3 движения.Данный метод направлен на увеличение «пускового» числа двигательных единици повышение синхронности работы двигательных единиц, однако он оказываетнезначительное воздействие на пластический обмен и метаболические процессыв мышцах, так как длительность воздействия этого метода на мышцы оченькороткая. Метод повторного максимума заключается в подборе таких отягощений, скоторыми спортсмен способен выполнить от 6-8 до 10-12 повторений в одномподходе. В таком упражнении каждое последующее напряжение с субмаксимальнымотягощением является более сильным тренировочным стимулом по сравнению спредыдущим, оно будет способствовать рекрутированию в работу дополнительныхдвигательных единиц. Количество повторений при использовании методаповторного максимума достаточно для активизации белкового синтеза (при 10подходах к отягощению за тренировку общее количество движений достигает 100и более). Метод работы в уступающем режиме с супермаксимальными отягощениямиуспешно используется пловцами ряда стран для увеличения максимальной силы.В такой тренировке могут использоваться отягощения, превышающие величинумаксимальной статической силы спортсмена на 30-40%. Время опусканияотягощения составляет 4-6 с, а время поднятия (с помощью партнеров илитренера) 2-3 с. Количество повторений в одном подходе достигает 8-12, ачисло подходов за занятие 3-4. Величина отягощения стимулирует увеличение«пускового» числа двигательных единиц, а длительность напряженийспособствует рекрутированию новых двигательных единиц по ходу упражнения.Такой режим активизирует регуляторную и структурную адаптацию как вбыстрых, так и в медленных мышечных волокнах. Изометрический метод развития силы заключается в проявлениимаксимального напряжения в статических позах в течение 5-10 с. снарастанием напряжения в последние 2-3 с. Ведущим тренирующим стимуломявляется не столько величина, сколько длительность мышечною напряжения.Изометрическая тренировка создает возможность локального воздействия наотдельные мышцы и мышечные группы при заданных углах в суставах, развиваетдвигательную память (что особенно важно для запоминания граничных поз приобучении и совершенствовании техники плавания). Вместе с тем изометрическийметод имеет ряд недостатков. Прирост силы быстро прекращается и можетсопровождаться снижением быстроты движений и ухудшением их координации.Кроме того, сила проявляется только в тех положениях, в которых проводиласьизометрическая тренировка. В связи с этим в плавании получилраспространение вариант изометрической тренировки в виде медленных движенийс остановками в промежуточных позах с напряжением в течении 3-5 с. или ввиде поднятия подвижных отягощении с остановками по 5-6 с. в заданныхпозах. Изометрический метод силовой тренировки способствует гипертрофиипреимущественно медленных мышечных волокон. Изокинетический метод применяется для развития максимальной силыспортсмена в виде низкоскоростной изокинетичсской тренировки с высокимсопротивлением движению и угловой скоростью движения не выше 100°С. Визокинетических упражнениях мышцы максима нагружаются во время всегодвижения и по всей его амплитуде при условии поддержания постояннойскорости движения или ее наращивание на второй половине движения. Визокинетических упражнениях рекрутируется значительно больше двигательныхединиц, чем при выполнении преодолевающей работы с изотоническим илиауксотоническим режимом мышечного сокращения. Изокинетическая тренировкатребует наличия специальных изокинетических тренажеров типа “Мини-Джим” и"Биокинетик", позволяющих выполнять локальные упражнения на различныемышечные группы. Для развития максимальной силы подбираются такиесопротивления, которые позволяют выполнить в общем подходе до отказа неболее 6-10 движений (время выполнения одиночного отягощенного движения 4-8с, время подхода — от 30 до 50 с).Таблица 2 Методы развития силовых способностей у спортсмена|Виды силовых способностей ||Максимальные силовые |Скоростно-силовые |Силовая |Взрывная сила ||способности |способности |выносливость | ||Методы развития ||Метод максимальных |Изокенитический |Интервальный |"Ударный" ||отягощений |высокоскоростной | |(плиометрический) ||Метод "повторного |Повторный |Повторный |Метод максимальных||максимума" | | |быстрых || | | |отягощенных || | | |движений ||Метод уступающей |Повторно-интерваль|Повторно-интерва| ||работы с |ный |льный | ||супермаксимальными | | | ||отягощениями | | | ||Изокинетический |Соревновательный |Соревнователь-ны| ||низкоскоростной |«Облегчающего» |й Круговой | || |лидирования |Контактного | || |(в режимах |силового | || |развития |лидирования (в | || |алактатного |режимах развития| || |механизма |гликолитического| || |энергообеспечения)|анаэробно-аэробн| || | |ого механизма | || | |энергообеспечени| || | |я) | | При проведении занятий силовой направленности с юными спортсменами иособенно девушками и женщинами достаточно эффективным в плане повышениямаксимальной силы является метод максимальных повторений со среднимиотягощениями. Такая тренировка ведет к рабочей гипертрофии и увеличениюсилы преимущественно медленных (низкопороговых) мышечных волокон.Наибольший прирост мышечной массы и силы имеет место при тренировке сотягощениями, равными 50-60% от предельных. Данный метод за счет большогоколичества повторений способствует постепенному рекрутированию новыхдвигательных единиц в процессе работы при их асинхронной работе. В связи сбольшой длительностью каждого подхода (от 1,5 до 3 мин) в большей степени,чем прирост силы, идет увеличение силовой выносливости. Методика развития взрывной силы. Для развития взрывной силы рук можетиспользоваться тренировка со средними отягощениями максимальной скоростьюодиночного сокращения, а также высокоскоростная изокинетическая тренировкасо средним сопротивлением и установкой на максимально возможную скоростьодиночного движения. Интенсивность мышечного напряжения и волевого усилиядолжна быть такой, чтобы в одном подходе спортсмен мог выполнить не более10 движений. Темп движений произвольный. Развитие взрывной силы ног осуществляется посредством прыжковыхупражнений на максимальную высоту выпрыгивания и с помощью «ударного»(плиометрического) метода, заключающегося в максимальном выпрыгивании вверхпосле прыжка в глубину с возвышения. Спортсмен начинает отталкивания, недожидаясь окончания амортизации при приземлении. Ударный метод основан наиспользовании безусловного рефлекса «сокращения вслед за растяжением» —быстро растянутая мышца при сокращении проявляет значительно большееусилие, чем в движении без предварительного растяжения. При этомактивируются исключительно быстрые двигательные единицы. Методика развития скоростно-силовых способностей и силовойвыносливости: Тренировка скоростно-силовых способностей и силовой выносливостинаправлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетическогообеспечения выполнения отягощенных движений. Она способствует паралельномуповышению максимальной силы и функциональных возможностей организма.Основными тренирующими факторами являются величина отягощения и режимэнергетического обеспечения силовой работы. Величина отягощения определяетпреимущественное вовлечение в работу быстрых или медленных двигательныхединиц, а длительность однократных нагрузок в сериях и темп движенийопределяют характер ресинтеза АТФ. При развитии скоростно-силовых способностей основным тренирующимфактором является максимальная частота движений при субмаксимальных ибольших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Режимэнергетического обеспечения скоростно-силовой работы — анаэробныйалактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ),длительность однократной работы не должна превышать 15-20 с, количествоповторений в серии 10-16 при интервалах отдыха 40-90 с. Считается, что прибольшом количестве повторений активизируется гликолитический ресинтез АТФ.Тем не менее в спортивной практике получила достаточно широкоераспространение тренировка в виде 50-70 повторений длительностью 10-20с приинтервалах отдыха 30-60 с. Для развития скоростно-силовых способностей при тренировке на сушеиспользуется все многообразие средств силовой подготовки — штанга, блочные,фрикционные, пружинно-рычажные и изокинетические тренажеры. В отягощенныхдвижениях, имитирующих гребковые движения, должны применяться такиеотягощения, с которыми спортсмены способны выполнять движения с угловойскоростью 140-200° в 1 с. В воде для развития скоростно-силовых способностей используетсяплавание с полной координацией и по элементам на отрезках 10-25 м, плаваниена этих же отрезках с дополнительными сопротивлениями и в лопаточках смаксимальной интенсивностью движений, плавание в гидроканале насупермаксимальных скоростях (свыше 1,9-2,0 м/с), плавание с удержаниемгруза на блоке, а также соревновательное плавание на 25 и 50 м.Используется повторный и интервальный методы при небольшом числе повторений— от 6-8 до 12-16. В качестве самостоятельного метода развития скоростно-силовыхспособностей, например у плавцов, в практику подготовки вошла методика«облегчающего» лидирования или, как ее более правильно по смыслу называть,методика контактного силового лидирования с применением буксирующихустройств. Суть данного метода заключается в том, что при плавании сбуксировкой на скорости, превышающей соревновательную на 10-30%, спортсменставится в условия, когда он вынужден выполнять движения в более высокомтемпе и с большим усилием, чем он развивает при свободном плавании смаксимальной интенсивностью, Таким образом создаются благоприятные условиядля развития скоростно-силовых способностей и формирования техническогонавыка плавания на "рекордной" скорости. Используются отрезки 25-50 метров,Количество повторений — не более 10, пауза отдыха 2-4 мин. Плавание набуксире может чередоваться со «свободным» плаванием в максимальном темпе.(В тех случаях, когда нет возможности использовать буксирующие устройстватипа лебедки, контактное силовое лидирование может осуществляться тренером,идущим по бортику бассейна и тянущим пловца с помощью эластичной резиновойтяги). Тренировка скоростно-силовой направленность способствует гипертрофии иповышению силы быстрых мышечных волокон, хотя несколько меньшей степени,чем метод повторного максимума. Развитие силовой выносливости достигается при выполнении отягощенныхдвижений в гликолитическом, анаэробно - аэрбном и аэробно-анаэробномрежимах энергообеспечения. Тренировка проводится интервальным, повторно -интервальным, повторным, круговым и соревновательным методами, а такжеметодом силового контактного лидирования на дистанциях от 100 до 400 м. Организационными формами такой тренировки является станционная икруговая тренировка. Специфический адаптационный эффект тренировки наразвитие силовой выносливости определяется величиной отягощения, темпомдвижений, длительностью однократной работы и интервалов отдыха. Вподготовке пловцов для развития силовой выносливости применяются отягощенияот 50 до 90% от максимальной силы и темп движений в диапазоне от 60 до 90%от максимально возможного при заданном отягощении и длительности работы. Упражнения с субмаксимальными отягощениями при длительности от 30 с до3-4 мин и темпе движений 40-60 в 1 мин вовлекают в работу БГ и БОГ мышечныеволокна и способствуют повышению мощности и емкости гликолитическогоресинтеза АТФ. Использование субмаксимальных отягощении в упражнениях длительностыоот 2 до 10 мин при темпе 20-30 движений в 1 мин рекрутируются в работубыстрые мышечные волокна, однако, мощность работы невелика и концентрациямолочной кислоты в мышечных волокнах низкая, так как она успевает частичноокислиться в ходе работы в соседних МО волокнах, а частично — в самыхбыстрых волокнах. При отягощениях 40-50% от максимальной силы, среднемтемпе движений (30-50 в минуту) и длительности работы 3-10 мин, когда общееколичество повторений в каждом подходе к отягощению превышает 120-150движений, в работу вовлекаются преимущественно МО волокна. Такие нагрузкистимулируют капилляризацию мышц, увеличение количества митохондрий в МОволокнах и приводят к повышению порога анаэробного обмена. К сожалению, проблема метода развития силы, несмотря на значительныеуспехи науки и практики, еще далека от своего решения. Чем большеподнимается занавес неизвестности в этой области, тем более необъятныегоризонты открываются взгляду исследователя. Выясняются все новые и новыедетали, особенно в последнее время, вступающие в конфликт со сложившимисяпредставлениями и грозящие разрушить их однажды. Поэтому необходимаогромная целенаправленная и, главное, совместная творческая работа ученых ипрактиков, для того чтобы обобщать, глубоко анализировать и правильнопонимать выявляющиеся факты, зачастую противоречивые, организовывать новыеисследования и создавать методологически строгую систему знаний,составляющих научную основу методики развития силы спортсмена. 3. Средства силовой подготовки спортсмена. Научные исследования последних лет и многолетний практический опытдали богатый фактический материал, на основе которого строится современнаяметодика силовой подготовки спортсменов. Однако надо отметить, что этотматериал еще недостаточно обобщен, проанализирован и осмыслен теоретически.И хотя современные атлеты достигли высокого уровня спортивного мастерства,это еще не дает оснований говорить о наличии детально разработаннойметодической системы специальной силовой подготовки. Они приходят кмастерству в значительной мере за счет большого объема силовой работы иколоссальных затрат энергии. Ряд слабых сторон в организации специальнойсиловой подготовки касается подбора и использования ее средств. Несмотря на кажущееся многообразие, круг средств силовой подготовкидовольно ограничен. По существу, начинающие и квалифицированные спортсменыприменяют одни и те же средства, разница лишь в объеме и интенсивности ихвыполнения. Это, во-первых, приводит к однообразию занятий, во-вторых,организм адаптируется к ставшему привычным раздражителю и не отвечает нанего теми приспособительными перестройками, на которые рассчитываетспортсмен. При этом квалифицированные спортсмены затрачивают много временина использование малоэффективных средств, ничего не прибавляющих к уровнюих силовой подготовленности. Начинающие же спортсмены, наоборот, используютсильнодействующие средства, к которым они еще не готовы, и тем самымсоздают ничем не оправданные предпосылки к перегрузке организма и нарушениюестественного хода процесса становления спортивного мастерства. Существенным недостатком в организации силовой подготовки является ито, что спортсмены еще мало учитывают феномен качественной специфичноститренирующего эффекта силовых упражнений. Поэтому очень часто они применяютсредства, которые по специфике тренирующего воздействия очень малосоответствуют требованиям, предъявляемым к организму при выполненииосновного спортивного упражнения. Как правило, упражнения подбираютсяпросто «на силу» и носят общеразвивающий характер. В качестве другойкрайности надо отметить явно проявляющееся в последнее время стремление кподбору упражнений так называемых «структурно сходных» с основнымупражнением. Это в принципе оправданное и правильное требование иногдадоводится до абсурда, и спортсмены изобретают такие замысловатыеупражнения, которые еще менее эффективны, чем традиционные общеразвивающие.Все это со всей очевидностью указывает на отсутствие научно обоснованнойметодической системы длиной подготовки, в которой должны найти своеопределенное место как общеразвивающие, так и специализированные силовыеупражнения. Для разработки такой системы необходимо, прежде всего, решить вопрособ объективной оценке тренирующего эффекта силовых средств. Тренирующийэффект - это мера воздействия того или иного средства или комплекса средствна организм, выражающаяся в величине, качестве и стойкости егоприспособительных перестроек. Следует выделить ряд специфическихпоказателей, характеризующих тренирующий эффект, которые необходимоучитывать как при подборе средств, так и при разработке методическойсистемы силовой подготовки. Прежде всего, необходимо различать срочный и отставленный тренирующийэффект. Одномоментная реакция организма на применение того или иногосредства может выражаться в кратковременном улучшении или ухудшениитекущего функционального состояния спортсмена. В методическом аспекте это взависимости от стоящей задачи определяет паузу отдыха перед выполнениемследующего упражнения: она может быть увеличена, если требуетсявосстановление организма, или оптимально укорочена, если используетсяэффект наложения друг на друга следовых явлений в организме. Отдаленнаяреакция организма выражается и относительно устойчивой его функциональнойперестройке, которая может быть существенной только в том случае, еслитренирующие воздействия были достаточны по своему объему. Частный и кумулятивный эффекты соответственно характеризуют результатвоздействия на организм одного или нескольких однонаправленных по своемувоздействию средств или комплекса качественно разнонаправленных средств. Впервом случае приспособительные перестройки в организме однозначно отражаютту качественную специфичность режима деятельности, которая свойственнаприменяемому средству (средствам). Во втором случае приспособительныеперестройки носят интегральный, обобщенный характер. Однако это не простосумма функциональных приобретений организма, а качественно новая форма егомоторных возможностей, обладающая теми специфическими чертами, которыеприсущи применяемым в тренировке средствам. Поскольку тренировочный процессвключает в себя комплекс разнонаправленных по своей качественной спецификесредств, то кумулятивный тренирующий эффект, по существу, - основнойпродукт подготовки спортсмена, определяющий уровень развития его ведущейспособности. Поэтому от умения подобрать такой различный по тренирующейнаправленности спектр средств, который обеспечил бы требуемый кумулятивныйтренировочный эффект, в значительной мере зависит успех подготовкиспортсмена. Следует также иметь в виду такие специфические показатели,характеризующие тренирующий эффект средств силовой подготовки, какабсолютная и относительная сила, качественная и количественнаяхарактеристики, стойкий и временный характер. Об абсолютной силе тренирующего эффекта следует говорить в том случае,когда необходимо оценить эффективность двух или более средств для того,скажем, чтобы выбрать наиболее действенное из них. Относительная силатренирующего эффекта - это та же оценка действенности средств, но уже сучетом реального уровня специальной подготовленности атлета. Качественная иколичественная характеристика тренирующего эффекта выступает соответственнокак оценка его специфического выражения и величины прироста в уровнефункциональных показателей организма спортсмена. И, наконец, стойкий ивременный характер тренирующего эффекта оценивают длительность егосохранения. Рассмотренные специфические показатели и некоторые особенноститренирующего эффекта силовых средств недвусмысленно свидетельствуют о техсложностях, с которыми сталкивается тренер, планируя содержание инаправленность силовой подготовки спортсмена. И поскольку достаточноубедительных оснований к подбору силовых средств с учетом этих показателейи особенностей у него, к сожалению, еще очень мало, то и вероятность успехав достижении желаемого уровня силовой подготовленности спортсмена такжеочень мала. Чтобы ликвидировать этот очевидный пробел, необходимо, во-первых, обратить серьезное внимание на объективную оценку тренирующегоэффекта силовых упражнений, которыми располагает практика сегодняшнего дняи, во-вторых, организовать научный поиск, ориентированный на разработкутеоретических положений и методических решений, связанных с реализациейкумулятивного эффекта комплексного применения силовых средств. Скажемпрямо, что в этом отношении сделано еще очень и очень мало. Правда,некоторые обобщения уже возможны: 1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровняфизической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого с помощьюэтого средства. 2. Применяемые средства должны обеспечивать оптимальный по силетренирующий эффект относительно текущего функционального состоянияорганизма спортсмена. 3. Следы предыдущей работы изменяют тренирующий эффект любогосредства. 4. Тренирующий эффект комплекса средств определяется не только и нестолько суммой раздражителей, сколько их сочетанием, порядком следования иразделяющим их интервалом. 5. Состав средств специальной силовой подготовки в целом долженвключать комплекс специфических раздражителей, обеспечивающих формированиетребуемой для данного вида спорта структуры силовой подготовленности сучетом конкретного уровня спортивного мастерства атлета. Для разработки методики силовой подготовки очень важен еще одинвопрос. Тренирующий эффект возникает в результате многократного исистематического повторения комплекса, средств. Вся сумма содержащихся внем специфических воздействий на организм спортсмена понимается кактренировочная нагрузка. Существенными характеристиками тренировочнойнагрузки являются: ее результирующий эффект (качественная и количественнаяоценка достигнутого уровня специальной работоспособности спортсмена),состав или содержание (комплекс применяемые средств), структура(соотношение средств во времени и между собой), объем (мера количественнойоценки тренировочной работы) и интенсивность (мера напряженноститренировочной работы). Задача тренировочной нагрузки заключается в достижении высокоготренировочного эффекта за счет рациональной организации состава и структурынагрузки при ее оптимальном объеме и интенсивности. Нагрузка приводит к успеху, если средства, составляющие ее, обладаютдостаточным тренирующим эффектом, т. е. способны вызвать в организмеопределенные приспособительные реакции. Особенное значение это имеет дляспортсменов высшей квалификации, поскольку те средства и методы, которыеони использовали на предыдущих этапах подготовки, уже не способныобеспечить необходимый для их дальнейшего роста тренирующий эффект. Поэтомупоиск высокоэффективных средств и методов силовой подготовки всегданаходился и находится в центре внимания в нашей стране и за рубежом. Запоследнее время в практику внедрены изометрические и изокинетическиеупражнения, «ударный» метод развития взрывной силы мышц, методэлектростимуляции и т.п. И хотя не все они достаточно изучены и не имеютеще детально разработанной методики применения, тем не менее, они приносятощутимый успех, подтверждающий тем самым плодотворность и перспективностьисследований в этом направлении. При наличии высокоэффективных специализированных средств, рациональноорганизованных в рамках того или иного этапа или цикла тренировки, можнодостичь высокого уровня специальной работоспособности при значительноменьшем объеме тренировочной работы и в более сжатые сроки. Но так же из практики известно, что ни одно средство и ни один методподготовки не может считаться универсальным или абсолютно эффективным.Каждый из них может (и должен) иметь преимущественное значение на том илиином этапе тренировки в зависимости от двигательной специфики вида спорта,уровня подготовленности спортсмена, характера предшествующей тренировочнойнагрузки, конкретных задач текущего этапа тренировки и т.п. Вместе с темисследования (Ю.В. Верхошанский, 1966. 1970; В.В. Татьян, 1974: А.В.Ходыкин, 1975) убедительно показали, что если говорить об абсолютномэффекте силовой подготовки, то при определенной системе примененияразличных средств и методов он значительно выше, как по своемукачественному, так и количественному выражению, чем при раздельном,неупорядоченном во времени их использовании, и достигается при меньшемобъеме тренировочной нагрузки. Следует отметить еще одно обстоятельство. Если применяемые средства необладают достаточным тренирующим эффектом, то фактором, способнымстимулировать дальнейший рост специальной работоспособности, становится нестолько объем тренировочной работы, сколько специализируемое упражнение, итолько в том случае, если оно выполняется в условиях тренировки на уровнерекордных для данного атлета показателей. Проблема средства в теории и методике спортивной тренировки далеко неисчерпана, и тенденция к увеличению объема тренировочной нагрузки,характерная для настоящего времени, не должна умалять ее значения иотвлекать внимание специалистов от ее глубокого изучения. Если теперь попытаться представить логическую последовательность,которой следует придерживаться как при практическом решении проблемыповышения эффективности методики специальной силовой подготовки, так и привыборе стратегии необходимого для этого научного поиска, то онаукладывается в следующую принципиальную схему: режим — средства — методы — система — объем Из схемы следует, что средства специальной силовой подготовки должныподбираться на основании объективных количественных представлений одвигательной специфике данного вида спорта и быть адекватны ей по режимуработы организма. Основной критерий при этом - гарантия их тренирующегоэффекта для данного уровня специальной работоспособности организма.Следующий шаг - определение адекватного метода, т. е. способа использованиясредств исходя опять-таки из специфики двигательного режима, присущегоданному виду спорта, а также уровня подготовленности спортсмена, задачтекущего этапа тренировки н т. д. Весьма перспективным длясовершенствования методики силовой подготовки спортсменов представляетсяреализация принципа системного применения средств исходя из задачиполучения необходимого кумулятивного тренировочного эффекта. И, наконец, вкачестве последнего условий достижения необходимого уровня специальнойсиловой подготовленности выступает объем специальной работы, оптимальнаявеличина которого должна определяться исходя из этапа и текущих задачподготовки спортсмена, календаря соревнований, степени интенсивностинагрузки. Схема подчеркивает, что возлагать надежды на реализацию возможностейтого или иного параметра нагрузки целесообразно только после исчерпаниявозможностей предыдущего параметра. Например, не использовав полностьювозможности повышения тренирующего эффекта отдельных средств силовойподготовки и их системного применения, не разумно идти по пути увеличенияобъема нагрузки. Правда, реализация этого положения требует определенногомужества от специалистов, ибо для этого необходимы серьезныеисследовательские усилия. И поскольку увеличить объем тренировочной работылегче и проще, чем найти действительно эффективные средства специальнойподготовки, то такой путь очень легко принимается практикой. 4. Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп. Укрепление мышц брюшного пресса. Очень важно как для исправленияобщих проблем осанки в кифозе и лордозе, так и предотвращения травмпоясницы. Косые и поперечные мышцы особенно важны в этих целях, потому чтоони создают внутреннее брюшное давление. Любой можем улучшить свою фигуру,укрепив мышцы брюшного пресса. Главное качество выполнения их, а неколичество.|[pic] | Лежа на спине, колени разведены и согнуты, спина|| |прямая, голова откинута слегка назад. Подняться, || |обхватив руками под коленами (упражнения наиболее || |эффективно при подъеме до угла, указанного на || |картинке), вдавите поясницу в пол и напрягите мышцы || |живота. Медленно вернитесь в исходное положение || |Все варианты упражнений на пресс постарайтесь || |выполнять, поднимаясь до угла, указанного выше. ||[pic] | Варианты: || |Из исходного положения: || |1. Скрестить руки на груди. . || |2. Руки за голову (руки за головой в замок не || |смыкать, держим свободно за ушами, подбородком || |тянемся к потолку, шея, спина, голова - одна линия). || |3. Вытянуть руки назад за голову. || |4. В верхней точке движения (из всех указанных || |положений выше) сделать паузу или выполнить || |пульсирующие покачивания. ||[pic] | Исходное положение то же, руки за головой. || |Подняться, повернуть туловище в сторону, вернуться в || |исходное положение и лечь. ||[pic] | || |Варианты: || |1. Подняться, поворот в одну сторону, в другую, затем|| |вернуться в исходное положение. || |2. Подняться, наклон в одну сторону, вернуться в || |исходное положение, наклон в другую сторону. || |3. Подняться и потянуться руками вправо, влево. || | || | || | ||[pic] | || | || |Лежа на спине, ноги согнуты. Согнутую правую ногу || |положите на колено левой ноги, руки за голову, локти || |разведены в стороны. Приподняться и наклониться || |правым локтем к левому колену. || | || | || | || | || |Лежа на спине, левую ногу перекинуть через правую, || |левую руку в сторону, правой рукой сильно нажать на || |левое бедро и держать несколько секунд. || | ||[pic] | || |Правую ногу вытянуть, левую согнуть и приподнять. || |Правую руку параллельно ног вытянуть вперед, левую || |поднять вверх. Затем поменять положение. || | || | || | || |Ноги скрестить и вытянуть вверх. Руки вдоль туловища || |на полу. Таз немного приподнять, напрячь мышцы || |живота, пятками потянуться к потолку. Поясницу || |прижать к полу. || | || | ||[pic] | || |Лежа на спине приподнять согнутые в коленях ноги и || |голову. Ладони на коленях с усилием давят на них, так|| |чтобы ногам приходилось преодолевать сопротивление. || | || | || |Лежа на спине, ноги вверх слегка согнуты в коленях. || |Вытянуть руки вперед по направлению к носкам. || |Поясницу прижмите к полу. ||[pic] | || | || |Лежа на спине, ноги врозь согнуты в коленях, руки || |вытянуты за головой. Вдавите поясницу в пол, прижав || |живот к позвоночнику. Поднимите прямые руки до уровня|| |плеч. Сохраняя колено согнутым под прямым углом, || |поднимите правую ногу вверх. Прижмите поясницу к || |полу, опуская руки на пол и возвращая ногу в исходное|| |положение. Поменяйте ногу. || | || | || | || | || |Лежа на спине, руки за головой, ноги поднять и || |согнуть в коленях под прямым углом. Приподняться и || |локтями тянуться к коленям (упражнение выполняется || |медленно за счет мышц живота), вернуться в исходное || |положение. | Укрепление мышц спины. Наряду с укреплением брюшных мышц, необходимоукреплять и мышцы спины. Упражнения для выпрямляющих мышц спины следуетделать осторожно, постепенно наращивая нагрузку, без резких движенийпоясницы. Если занимающиеся испытывают боль в спине, делая эти упражнения,им надо немедленно прекратить заниматься и проконсультироваться у врача.Врач может порекомендовать измененный вариант упражнения или запретитьупражнения для выпрямляющих мышц спины. Укрепление плеч. Большинство людей имеют более сильные передниеплечевые мышцы, чем спинные, задние. Отсутствие равновесия между задними ипередними плечевыми мышцами может создать проблему с осанкой, излишнеокруглив плечи. Для устранения этой проблемы необходимо укреплять мышцыверхней части спины и задней плечевой области и вытяжение косых приводящихплечевых мышц. Укрепление бедер и коленей. Укрепление двуглавой мышца бедра важно,потому что она защищает колено и предотвращает заболевание коленнойчашечки. Чтобы спасти коленные мышцы от растяжений, нужен сбалансированныйтренинг двуглавой мышцы бедра и задней поверхности бедра. В дополнение ксгибающим и выпрямляющим бедренным мышцам желательно укреплять такжеотводящие и приводящие бедренные мышцы, которые формируют более устойчивуюпоходку и помогают в других движениях, таких как сгибание, выпрямление ивращение. Отводящие мышцы можно тренировать, отводя прямую ногу в сторонуиз положения лежа или стоя (с дополнительным сопротивлением, создаваемымгрузами или резинами). Наилучший способ укрепления отводящих мышц - лежа набоку. Укрепление лодыжек и голеней. Чтобы предотвратить травмы, необходимоукреплять голень и нижнюю часть ноги. Особенно важно укреплять мышцыпередней большеберцовой и задней большеберцовой, а также икроножные мышцы. Цель силового тренинга - обеспечить улучшение мышечной силы ивыносливости, избегая при этом травм. Каждому занимающемуся следует знать,что, если у него после занятий болят суставы или они не могут сохранятьправильную технику выполнения упражнения до конца, это значит, что ониперегружают свой организм и должны заменить свои упражнения упрощеннымвариантом. Некоторые упражнения в классе аэробики лучше избегать,предварительно оценив их рискованность и эффективность, Для того, чтобыповысить безопасность упражнений, бывает достаточно просто немного изменитьих, например, ограничить амплитуду.|[pic] | || |Разработка ягодичных мышц, задних мышц бедра || |Стоя, ноги врозь, руки на бедрах, живот втянут. || |Сгибая колени, движение выполнять вниз - назад до тех|| |пор, пока бедра не встанут параллельно полу. || |Зафиксируйте положение, вернитесь в исходное || |положение. ||[pic] | || |Варианты: || |Исходное положение то же. Присев до положения бедра || |параллельно полу, выполнить пульсирующие покачивания.|| | || | || | || | ||[pic] | || |Стоя, ноги шире плеч, носки смотрят наружу, руки на || |талии. Спина прямая. Присесть до положения бедра || |параллельно полу, зафиксировать положение, вернуться || |в исходное положение. ||[pic] | || | || |Стоя, ноги врозь, руки на талии. Сделайте выпад || |вперед, чтобы нога была под углом 90°. Вернитесь в || |исходное положение, слегка оттолкнувшись впереди || |стоящей ногой. ||[pic] | || |Варианты: || |Исходное положение то же. Сделав выпад вперед и || |вернувшись в исходное положение, выполните выпад в || |сторону, вернитесь в исходное положение и выполните || |выпад назад, вернитесь в исходное положение. || | ||[pic] | || |Стоя, кольцо из эластичного бинта на щиколотках. || |Слегка согнув левое колено, заведите ногу назад, || |подняв носок на 15 см над полом. Кольцо слегка || |натянуто, руки на опоре. Поднимите левую пятку, пока || |колено не будет под углом 90°. Вернитесь в исходное || |положение. То же другой ногой. ||[pic] | || | || |Варианты: || |Стоя, руки на поясе, отведение прямой ноги назад с || |сопротивлением. || | || | || | || | || |Стоя на локтях и коленях, равномерно распределив || |массу тела. Поднимите вверх согнутую в колене ногу, || |пока задняя линия бедра не встанет параллельно полу, || |подошва смотрит точно вверх. Нажимая на пятку, || |выпрямите поднятую вверх ногу, согните ногу в колене,|| |вернитесь в исходное положение. То же другой ногой. ||[pic] | || |Разработка ягодичных и боковых мышц бедер || |Лежа на боку, верхнее бедро расположено строго над || |нижним. Верхнюю ногу, слегка согнутую в колене, || |поднимите на 5-10 см. Начиная со ступни, поверните, || |верхнюю ногу так, чтобы носок смотрел вниз. Начиная || |со ступни, поверните ногу в противоположном || |положении. ||[pic] | Варианты: || |1.Для отягощения используйте утяжелитель. || |2. Зафиксируйте ногу в вывернутом положении, покачав || |ее вверх-вниз. || |Разработка передних бедренных мышц || |Сидя, одна нога согнута, другая прямая, носок смотрит|| |вверх. Поднимите ногу вверх и опустите в исходное || |положение. ||[pic] | || |Варианты: || |1. Поднять ногу и выполнить покачивания. || |2. Прикрепить груз к лодыжке. ||[pic] | Разработка боковых бедренных мышц || |Лежа на боку, нога снизу согнута в колене. Поднимите || |прямую ногу в сторону, носок смотрит строго вперед. || |Медленно опустите в исходное положение. || | || |Разработка внутренних мышц бедра || |Лежа на боку, нога внизу вытянута, носок смотрит || |вперед, нога сверху согнута в колене и лежит на полу.|| |Поднимите ногу снизу на 10-15 см и вернитесь в || |исходное положение. ||[pic] | || | Варианты: || |1. Нога сверху согнута впереди, носком упирается в || |пол. Ногу снизу поднимите на 10-15 см и опустите или || |поднимите и сделайте пружинистые покачивания. || |2. Исходное положение то же, ногу снизу поднять на || |10-15 см, отвести вперед, вернуться назад и опустить || |на пол. || |3. Исходное положение то же, ногу поднять, отвести || |назад, вернуться и опустить на пол. ||[pic] | Лежа, ноги согнуты, эластичный бинт чуть выше || |колена. Растягивая бинт, отведите ногу в сторону, || |медленно вернитесь в исходное положение. ||[pic] | || | || | || |Разработка передних мышц бедра. Растягивая бинт, || |отведите ногу вперед, медленно вернитесь в исходное || |положение. ||[pic] | || |Разработка боковых мышц бедер || |Стоя, ноги врозь, надев эластичное кольцо чуть выше || |коленей, слегка согните, их, руки на поясе. Выпрямите|| |обе ноги, отведите правую ногу в сторону растягивая || |эластичное кольцо, медленно опустите ногу, вернитесь || |в исходное положение. ||[pic] | || |Лежа на боку, эластичное кольцо на щиколотках, || |растягивая кольцо, отведите верхнюю ногу вверх, || |почувствовав напряжение в боковой поверхности бедра, || |медленно опустите ногу вниз. ||[pic] | || |Разработка мышц голени || |Лежа на животе, голову положить на руки, таз плотно || |прижать к полу. Одну ногу согнуть, поднимая колено, || |тянуться пяткой к потолку. ||[pic] | || |Разработка ягодиц и задних бедренных мышц || |Лежа, эластичное кольцо на щиколотках. Растягивая || |эластичный бинт, поднимите ногу вверх, медленно || |вернитесь в исходное положение. ||[pic]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие творческих способностей...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРазвитие физических качеств методом круговой тренировки на занятиях гимнастики
Комплексы круговой тренировки, направленные на преимущественное развитие силы, скоростно-силовых способностей и гибкости

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономика Министерство образования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Безопасность движения Министерство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Опричнина Министерство образования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие информационного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Компьютер это не роскошь, а средство совершенствования творческих способностей человека

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие силовых способностей человека Министерство Высшего образования Российской Федерации реферат по физической культуре «развитие силовых способностей человека» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<