Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер




НазваниеКнига предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер
страница1/28
Дата публикации12.04.2013
Размер2.98 Mb.
ТипКнига
uchebilka.ru > Спорт > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

А24


Агкацева С.А.

Обучение практическим навыкам в системе среднего ме­дицинского образования. Алгоритмы манипуляций в дея­тельности медицинской сестры. П-3.: Плещеево озеро, 1997.

ISBN 5-7270-0065-3

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер.


Рецензенты:

З.В. МУХИНА, главная медицинская сестра клинического центра Мос­ковской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Т.А. ВОДОЛАГИНА, главная медицинская сестра ГКБ № 51, 3-Й. СИБИЛЕВА, старшая медицинская сестра реанимационного отде­ления ГКБ № 51 г. Москвы.


^ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В соответствии с "Принципами медицин­ской этики", принятыми Генеральной ассамб­леей ВОЗ (резолюция 37/194, декабрь 1982 го­да), медицинский персонал, действующий в сфере медицинской помощи, обязан качест­венно осуществлять уход за пациентами, гра­мотно выполнять назначенное лечение, а также защищать их физическое и душевное здоровье.

Представленный сборник содержит наи­более распространенные диагностические и лечебные манипуляции, используемые в по­вседневной медицинской практике, как в поли­клинических, так и в стационарных условиях.

Алгоритм - определенная последова­тельность действий для достижения постав­ленной цели.

Представленный сборник АЛГОРИТМОВ манипуляций изложен в доступной форме и бу­дет полезен не только для сферы среднего ме­дицинского образования, но и для студентов ВУЗов, а также для повышения квалификации среднего медицинского персонала.




В.М.ЧЕГИН,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургии Медицинского центра Управления делами Прези­дента Российской федерации.

^ ОТ АВТОРА

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Прежде чем приступить к изучению предлагаемого материала, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на несколько простых правил, которые ВАМ НЕОБХОДИМО выполнять при проведении различных манипуляций.

1. Медицинская сестра при первой встрече с пациентом ОБЯЗА­НА представиться по ИМЕНИ и ОТЧЕСТВУ, независимо от возраста (своего и пациента).

2. Медицинская сестра ОБЯЗАНА обращаться к пациенту ТОЛЬ­КО по имени и отчеству или, если пациент(ка) молод(а), то допускается обращение по ИМЕНИ, но на ВЫ.

3. Медицинская сестра ОБЯЗАНА соблюдать этические и деонто-логические нормы поведения при ВЫПОЛНЕНИИ различных манипуля­ций.

4. Медицинская сестра ОБЯЗАНА СПРАШИВАТЬ У ПАЦИЕНТА РАЗРЕШЕНИЕ на выполнение любой манипуляции, а НЕ СТАВИТЬ его перед ФАКТОМ.

5. ХОРОШО ЗАПОМНИТЕ! ВСЕ МАНИПУЛЯЦИИ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ОБЯЗАНА ВЫПОЛНЯТЬ в ПЕРЧАТКАХ! ПРИ РАБОТЕ с КРО­ВЬЮ - надевать МАСКУ и ОЧКИ!

6. Медицинская сестра ОБЯЗАНА ВЕСЬ использованный при ЛЮБОЙ манипуляции материал, инструментарий и др. подвергать ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ в дезинфицирующих растворах.

7. Медицинская сестра, сдающая дежурство, ОБЯЗАНА предста­вить пациентам медицинскую сестру, ПРИНИМАЮЩУЮ дежурство, также по ИМЕНИ и ОТЧЕСТВУ.

8. Медицинская сестра при поступлении пациента в стационар ОБЯЗАНА знакомить его с режимом работы стационара и правилами поведения пациента.

ПОЖАЛУЙСТА, при общении с пациентом НЕ ЗАБУДЬТЕ улыб­нуться ему ободряюще.

^ ХОРОШО ЗАПОМНИТЕ!

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА медицинских работников состоит в том, чтобы медицинский уход НЕ СОЗДАВАЛ дополнительных ПРОБЛЕМ пациен­ту, а СНИМАЛ их.

Медицинский работник ДОЛЖЕН видеть в пациенте ЧЕЛОВЕКА, в котором и ДУША, и ТЕЛО НЕРАЗДЕЛИМЫ!

И ОН, как и все мы. НУЖДАЕТСЯ В ПОНИМАНИИ, ЗАБОТЕ, ЛЮБВИ, ПОМОЩИ.

ПОМОГИТЕ пациенту разобраться в его заболевании, научите его понимать свое состояние и уметь с ним жить!

Именно поэтому медицинские работники ДОЛЖНЫ всеми дос­тупными им средствами создать все условия, при которых пациент мог бы по возможности МАКСИМАЛЬНО удовлетворить свои потребности в ПОНИМАНИИ, ЗАБОТЕ, ПОМОЩИ.

Желаю вам успехов в освоении предложенного вашему внима­нию материала!

Сокращения, встречающиеся в тексте:

ЧСС - число сердечных сокращений,

ЧДД - число дыхательных движений,

АД - артериальное давление,

ПП - парентеральное питание,

п/о - приемное отделение,

м/с - медицинская сестра,

лек. - лекарственные,

др. - другие,

в-в/кап. - внутривенно-капельно,

в/в -внутривенно,

в/к - внутрикожно,

п/к - подкожно,

в/м - внутримышечно,

мин. - минуты,

шт. - штук,

а/б - антибиотики,

"СГ" - сердечные гликозиды,

"И" - инсулин,

"Г" - гепарин,

ЕД - единицы действия,

ЦНС - центральная нервная система,

атм.- атмосфера,

PS - пульс,

АД, PS, ЧСС, ЧДД, Т - гемодинамические показатели,

ЭКГ - электрокардиография,

УЗИ - ультразвуковое исследование.

^ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (участковой медсестры)

Рабочее место: кабинет участкового врача, территориальный участок поликлиники.

^ Цели деятельности:

- помощь врачу при оказании ПЕРВИЧНОЙ медико-санитарной помощи населению обслуживаемого участка;

- помощь врачу при приеме пациента в поликлинике (амбулатор­ный прием), диспансере, МСЧ и др.;

- помощь врачу при наблюдении за пациентами, находящимися на лечении дома;

- выполнение врачебных назначений и санитарно-просветитель-ской работы среди пациентов.

^ МЕД. СЕСТРА ДОЛЖНА ЗНАТЬ:

- организацию и структуру поликлиники (МСЧ, диспансера);

- структуру обслуживаемого участка, как ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ, так и по ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ;

- принципы ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ диспансеризации;

один из основных методов лечебно-профилактической работы включа­ет в себя АКТИВНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ пациентов, нуждающихся во вра­чебном наблюдении в целях установления начальных форм заболева­ния, ведение учета и систематического или периодического наблюде­ния за состоянием здоровья ОПРЕДЕЛЕННЫХ групп населения и боль­ных; своевременное проведение лечебных и профилактических меро­приятий для ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ заболеваний и их осложнений и др.;

- принципы ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ работы среди населения;

- объем и методы санитарно-просветительной работы среди на­селения;

- основные лекарственные препараты, применяемые для лечения наиболее распространенных заболеваний;

- правила ВЫПИСКИ, ПОЛУЧЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ лекарственных препаратов;

- документацию данного учреждения;

- ПРАВИЛА проведения ТЕКУЩЕЙ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ дезин­фекции в очаге инфекции (обратить пристальное внимание на особо опасные инфекции);

- способы подготовки пациентов к различным видам исследова­ний:

а) рентгенологические: рентгеноскопия или -графия органов груд­ной клетки, ХОЛЕЦИСТОГРАФИЯ - исследование желчного пузыря. ИРРИГОСКОПИЯ - исследование толстой кишки: ЕЮНОСКОПИЯ - ис­следование тонкой кишки, исследование желудка и 12-перстной кишки), БРОНХОГРАФИЯ - исследование бронхов:

б) инструментальные (ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ, то есть изучающие состояние СЛИЗИСТОЙ ПОЛЫХ органов):

- ЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИЯ (ЭГДС) - исследование слизистой ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА, 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ;

- КОЛОНОСКОПИЯ - исследование слизистой ТОЛСТОЙ кишки;

- СИГМОСКОПИЯ - исследование слизистой СИГМОВИДНОЙ кишки;

- РЕКТОРОМАНОСКОПИЯ - исследование слизистой ПРЯМОЙ кишки;

в) ультразвуковое исследование органов (УЗИ);

г) лабораторные исследования биологических жидкостей пациен­та:

- кровь,

- моча,

- мокрота,

-кал,

- содержимое желудка и 12-перстной кишки;

- способы транспортировки биологических жидкостей в лаборато­рию;

- правила комплектации сумки УЧАСТКОВОГО ВРАЧА и УЧАСТ­КОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ;

- правила проведения ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ прививок;

- правила выполнения различных манипуляций на дому и в усло­виях поликлиники.

^ МЕДСЕСТРА ДОЛЖНА УМЕТЬ:

1. Организовать и контролировать выполнение текущей и заклю­чительной дезинфекции в очаге инфекции.

2. При необходимости ознакомить пациентов с организацией ра­боты и структурой поликлиники.

3. Вести учет ДИСПАНСЕРНЫХ пациентов, приглашать их на очередной осмотр к врачу или посещать их на дому вместе с врачом.

4. Вести санитарно-просветительную работу на своем террито­риальном участке.

5. Выписывать рецепты на лекарственные средства по назначе­нию врача, кроме наркотических средств.

6. Выписывать, получать и хранить лекарственные средства для:

- сумок врача и мед. сестры,

- процедурного и перевязочного кабинетов и др.

7. Вести документацию, предусмотренную для поликлиник (амбулаторную карту пациента - титульный лист, статистический талон - титульный лист, талоны на прием к врачу, диспансерные учетные кар­ты пациентов и др.).

8. Подготовить пациента или его родственников к различным ви­дам исследований (см. выше).

9. Проводить в условиях поликлиники и на дому назначенные врачом манипуляции.

10. Осуществлять ПАТРОНАЖ на дому.

11. Проводить:

- ОСМОТР ПАЦИЕНТОВ НА ПЕДИКУЛЕЗ!

- измерение АД;

- измерение Г, а также измерение объема груди, живота, конечностей, длины тела;

- подсчет пульса, числа дыхательных движений.

12. Объяснить пациенту и его родственникам особенности ухода за тяжело больным.

13. Оказывать доврачебную помощь пациенту при возникновении в этом необходимости.

14. Пользоваться весами для взвешивания пациента.

15. Пользоваться ростомером для измерения роста пациента.

16. При вызове на дом к пациенту скорой помощи правильно до­ложить врачу о состоянии пациента.

17. При возникновении экстремальных ситуаций успокоить паци­ента и его родственников и быть им опорой.

18. Осуществлять патронаж на дому пациентов, выписавшихся из стационара и не имевших возможности по состоянию здоровья посе­щать поликлинику.

19. Организовать на своем территориальном участке активистов, обучать их элементам ухода за тяжело больными, таким образом обес­печивая возможность чаще помогать пациентам (особенно одиноким).

20. В поликлинике регулировать прием пациентов, учитывая их состояние.

^ ОБЩЕЕ ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - СЕМЕЙНОЕ!

ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ВШЕЙ (шампунь "РИД")

Цель: предупреждение распространения инфекции. Показания: наличие вшей и гнид.

ПРИГОТОВЬТЕ (для себя):

1. Бутылку с шампунем "РИД".

2. Дополнительный халат.

3. Косынку.

4. Маску.

5. Перчатки.

ПРИГОТОВЬТЕ (для пациента):

1. Кушетку.

2. Клеенку.

3. Прорезиненный мешок для вещей (2 шт.).

4. Обычный шампунь для мытья головы.

5. Клеенчатую пелерину.

6. Халат.

^ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Постелите на кушетку клеенку.

2. Наденьте дополнительный халат, косынку, маску, перчатки.

3. Хорошо встряхните бутылку с шампунем "РИД".

4. Предложите пациенту сесть на кушетку и объясните его пове­дение во время манипуляции.

5. Нанесите НЕРАЗВЕДЕННЫЙ шампунь "РИД" на СУХИЕ воло­сы и кожу пациента, подождите, пока они полностью не промокнут.

6. Оставьте шампунь на поверхности на 10 минут, но НЕ БОЛЬ­ШЕ.

7. Промойте волосы ТЕПЛОЙ водой и обычным шампунем или

мылом.

8. Пока волосы еще МОКРЫЕ, расчешите все узлы ОБЫЧНОЙ расческой, разделите волосы на 4 пряди.

9. Начиная с верха головы, поднимите одну из 4 прядей на 2-3

см.

10. Возьмите СПЕЦИАЛЬНУЮ расческу в другую руку и поставь­те зубчики КАК МОЖНО БЛИЖЕ к скальпу.

11. МЕДЛЕННО расчесывайте от скальпа ДО КОНЧИКОВ волос, так, чтобы полностью расчесать во всю длину прядь волос в 2-3 см.

12. Заколите НАЗАД пряди, которые уже расчесаны. Продолжай­те расчесывать и закалывать до тех пор, пока не будут вычесаны все

вши и гниды (часто снимайте куском марли гнид, которые накапливают­ся на расческе).

13. Когда все волосы расчесаны, промойте их теплой проточной водой и обычным шампунем.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

- если во время обработки и расчесывания волосы высыхают, их необходимо смачивать водой,

- после высушивания волос (после окончания обработки) ПРО­ВЕРЬТЕ ИХ ЕЩЕ РАЗ, и, если обнаружите гнид, вычешите волосы еще раз тщательно,

- ПОВТОРИТЕ обработку шампунем через 7-10 дней,

- вещи пациента сдайте в дез. камеру,

- после использования расчески и все другие вещи и материал замочите в дез. растворе.

Для обработки волос при выявлении вшей можно использовать и др. средства:

1. НИТТИФОР - наносится тщательно на волосы на 40 мин., за­тем смывается обычным шампунем.

2. МЫЛЬНО-КЕРОСИНОВУЮ ЭМУЛЬСИЮ - 450 г. керосина+300 г. мыла, лучше "К* или хозяйственное.* Натереть на терке, добавить 0,25 л горячей воды. Полученный состав нанести на кожу головы и во­лосы на 60 мин.

ЗАПОМНИТЕ!

На границе волос и кожи лица наложите ЖГУТ из ХЛОПЧАТО­БУМАЖНОЙ ткани!

- Смыть через 60 минут УКСУСНОЙ ВОДОЙ (состав см. ниже).

- Прочесать густым гребнем и еще раз промыть шампунем.

3. 5% БОРНУЮ МАЗЬ:

- нанести на 60 минут, смыть мыльно-пенистой пастой, если ее нет, то хозяйственным мылом.

4. УКСУСНАЯ ВОДА - часто применяется для борьбы с ЖИДА­МИ.

Состав: обычный уксус 5-9% (2-3 ст. ложки) + 1 стакан обычной теплой воды (27-35 градусов).

1. Нанести состав на голову.

10

2. Накрыть голову х/б косынкой на 30 минут.

3. Прочесать голову частым гребнем (если его нет, то между зуб­чиками расчески протянуть нитку).

4. Смыть состав обычным шампунем.

ЗАПОМНИТЕ!

В течение месяца необходим 3-КРАТНЫЙ осмотр пациента, че­рез каждые СЕМЬ дней. ТЕ. КТО ПРОВОДИЛ ОБРАБОТКУ, ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ ДУШ, А ВЕЩИ СДАТЬ НА ДЕЗОБРАБОТКУ.

В настоящее время широкое применение нашли ЛОСЬОНЫ:

"Ниттилон", "Сана", "Перфолон". Они наносятся на 30 минут;

"Чуб-чик", "Стагифор" - наносятся на 20 минут.

^ СМЫВАЮТСЯ ОБЫЧНЫМИ ШАМПУНЯМИ, ПОСЛЕ ВЫЧЕСЫ-

ВАНИЯ.

Используются и шампуни:

1.-ВЕДА".

2. "СИФАКС" - Турция.

3. "ЭЛКО-ИНСЕКТ" - Бельгия, очень хороший препарат, который может быть использован даже для животных.

МОЮЩИЕ СРЕДСТВА для ГОЛОВЫ и ВЕЩЕЙ:

1."Талла".

2. "Санам".

3. "Векурин".

4. "Медифос" - может использоваться при ЧЕСОТКЕ и всех видах вшей, экспозиция - 20 минут.

ДЛЯ ОБРАБОТКИ пациента с ЧЕСОТКОЙ используется 20% эмульсия БЕНЗИЛБЕНЗОАТА (выдается по рецепту врача!), а также КАРБОФОС (30% эмульсия), из нее готовится 0,15% раствор, то есть 1ч.л. 30% эмульсии на 1 л воды. Раствор

- наносится на голову НЕ БОЛЕЕ, чем на 30 минут,

- голова повязывается косынкой,

- промывается теплой водой с шампунем. Чаще этот препарат используется для ОБРАБОТКИ ПОМЕЩЕ­НИЙ и ВЕЩЕЙ.

^ ОБРАБОТКА ПОМЕЩЕНИЙ:

- 0,15% раствором карбофоса,

- 0,5% раствором хлорофоса (50 г на ведро воды),

- неофосом "1" и "2",

- 3% раствором хлорамина - при наличии даже "скрытой* крови,

- 5% раствором хлорамина - при наличии туберкулеза,

11

- 3% раствором хлорамина - при наличии гепатита.

ВНИМАНИЕ!

После обработки пациента с наличием ГНИД, ВШЕЙ, ЧЕСОТКИ в условиях стационара, все вещи пациента и дополнительная спец. оде­жда медсестры отправляются в ДЕЗ. КАМЕРУ.

Если ОБРАБОТКА пациента проводилась в домашних условиях, то ВЕЩИ НЕОБХОДИМО КИПЯТИТЬ в любом содовом растворе (2 столовые ложки соды на ведро воды) 15 минут с МОМЕНТА ЗАКИПА-НИЯ.

ЗАПОМНИТЕ!

^ ПОСЛЕ СТИРКИ ТКАНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГЛАДИТЬ ГОРЯ­ЧИМ УТЮГОМ!

Медицинский персонал, проводивший дез. обработку пациента, ОБЯЗАН провести дез. обработку помещения, сдать свой комплект спец. одежды в дез. камеру и пройти гигиеническую обработку.

ОБРАЩАЮ ваше внимание, что каждое лечебно-профилактичес­кое учреждение, в том числе поликлиники и стационары, ОБЯЗАНО иметь в своем оснащении ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ набор.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconКлиническая психология
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconБорис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconБорис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconКоркина М. В. К66 Психиатрия: Учебник для студ мед вузов / М. В....
Учебник предназначен для студентов медицинских вузов, работаю­щих психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов и специали­стов...

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconВнутренние болезни Издание четвертое, переработанное и дополненное
Рекомендовано Управлением научных и образовательных медицинских учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве...

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconВводный курс по русскому языку для студентов I курса (английский язык обучения)
Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы иностранных студентов медицинских вузов на начальном этапе...

Книга предназначена для обучения практическим навы­кам учащихся медицинских училищ, студентов вузов, повышения квалификации работающих медицинских сестер iconМетодические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса...
Методические указания к практическим занятиям по физической реабилитации (для студентов 4 курса медицинских факультетов) / Под ред....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<