Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк:




Скачать 284.23 Kb.
НазваниеОбразования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк:
страница1/3
Дата публикации29.04.2013
Размер284.23 Kb.
ТипАвтореферат
uchebilka.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ
ШЕРИФ САРХАН
УДК: 796.085:159.9


ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)


24.00.01. – Олимпийский и профессиональный спорт
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту

Киев – 2012

Диссертацией является рукопись


Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины


^ Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент

Толкунова Инна Викторовна, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, доцент кафедры психологии и педагогики

^ Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Самойлов Николай Григорьевич,

Харьковская Государственная академия физической культуры;

заведующий кафедрой психологии и педагогики;
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту ^ Байрачный Олег Васильевич, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, заведующий кафедрой футбола

Защита состоится 14 мая 2012 г. в 14.00 на заседании специализированного ученого совета Д 26.829.01 в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины (03680, г. Киев – 150, ул. Физкультуры, 1).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального университета физического воспитания и спорта Украины (03680, г. Киев -150, ул. Физкультуры, 1).


Автореферат разослан 12 апреля 2012 г.


Ученый секретарь

специализированного ученого совета В.И. Воронова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Современная психология спорта постоянно сталкивается с различными проблемами спортивной деятельности: влияние психологических факторов на физическое и психическое состояние спортсменов; гендерные особенности подготовки в спорте; роль личности и лидерство. Важным вопросом, который неизбежно приходится решать тренерам, педагогам, спортивным психологам, является проблема организации социума в командных видах спорта – взаимодействие спортсменов, конфронтация во взаимоотношениях, сплоченность команды и совместимость ее действий. Связано это с тем, что современный спорт нельзя представить без общения интенсивных межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом, тренером, соперниками, людьми, которые постоянно окружают спортивную команду (Р.М. Загайнов, 2005; Байрачный О.В., 2010; Самойлов Н.Г., 2011).

Ю.А. Коломейцев (2001) отмечает, что особенности возникновения и протекания общения, его обусловленность связаны с вопросами групповой сплоченности, которые зависят от приобретенного социального опыта, его содержания, направленности и от которого, в свою очередь, зависит эффективность группового взаимодействия, специфика организации его формирования с целью помочь команде более успешно действовать, достигать высоких результатов и, о чем часто забывают, воспитание из спортсмена социально зрелой личности.

Понятие «групповая сплоченность» рассматривается в спортивной деятельности как проблема сплоченности команды или группы спортсменов. Р.Уэйнберг (1998) отмечал, что хорошая команда – это больше, чем сумма ее составных частей. Чем лучше команда работает совместно, тем более она сильна. Большинство спортивных соревнований носит групповой или командный характер, поэтому в спортивной деятельности очень важно знать групповые процессы, которые происходят в группе спортсменов или в команде. Одним важнейшим из них является динамический процесс групповой сплоченности, которая обнаруживается в тенденции группы спортсменов объединиться для достижения поставленной цели.

Ряд авторов (Carron A.V., 1998; Kiran Sanjana, 2004; Reid Marie, 2000) рассматривают сплоченность как динамический процесс, отображающийся в тенденции группы к объединению ради достижения поставленных целей и задач. Выделяется такой специфический фактор, как создание концептуальной модели сплоченности в командных видах спорта.

Для исследования динамики психологического климата спортивной команды в работе С. Кенани (2006) была проанализирована компонентная структура климата и экспериментально обоснованы соответствующие индикаторы. По мнению большинства авторов (Е.Ю. Девяткина, А.Л. Журавлев, 2005), это позволяет не только определить, за счет чего достигается тот или иной уровень психологического климата, но и, главное, дает возможность описать вклад того или иного компонента на разных этапах комплектования команды.

Наиболее эффективным средством достижения целей социально-психологической оценки спортивной команды является система сбалансированных индикаторов психологического климата, что позволяет довольно объективно измерять важные параметры, которые характеризуют качество деятельности спортивного коллектива, тренеров и спортсменов. В качестве тех, кто оценивает, обычно, выступают эксперты, тренеры и спортсмены спортивных команд (Г.В. Ложкин, 2004). Каждый из представленных способов имеет свои преимущества и недостатки и в той или в иной мере описан в специализированной литературе.

К сожалению, проблема исследования особенностей формирования и специфики действия групповой сплоченности в современной литературе изучена недостаточно, что и обусловливает актуальность данной работы.

Связь с научными планами и темами. Исследование выполнено в соответствии со «Сводным планом НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 г.г.» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, по теме 2.4.6. «Психологические проблемы подготовки и развития субъектов спортивно-педагогической деятельности в сфере физического воспитания и спорта» (номер государственной регистрации 0106U010780).

Роль автора в выполнении научно-исследовательской работы состоит в разработке комплекса практических рекомендаций по методике управления процессом подготовки квалифицированных спортсменов с учетом их психологической совместимости.

^ Цель работы ─ изучить особенности проявления групповой сплоченности в команде квалифицированных спортсменов (на примере футбола).

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить научно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме групповой сплоченности в игровых видах спорта.

  2. Определить личностные факторы квалифицированных спортсменов, влияющие на процессы групповой сплоченности в спортивной команде.

  3. Изучить проявление групповой сплоченности и ее взаимосвязь с личностными факторами спортсменов-футболистов.

  4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию управления процессом подготовки квалифицированных спортсменов с учетом их психологической совместимости.

^ Объект исследования ─ психологические особенности групповых процессов команд квалифицированных спортсменов.

Предмет исследования ─ групповая сплоченность спортсменов-футболистов и факторы, ее обусловливающие.

^ Методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщения данных специальной литературы и опыта передовой практики.

  2. Педагогическое наблюдение за процессом тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-футболистов.

  3. Педагогический эксперимент с использованием спортивно-педагогических и психологических методов.

  4. Методы математической статистики.

^ Научная новизна обусловлена тем, что в ней:

- впервые определены и изучены детерминанты психологической сплоченности в команде;

- впервые проведены исследования по факторному анализу личностных свойств квалифицированных спортсменов – футболистов;

- впервые предложена программа, направленная на коррекцию групповой сплоченности в спортивной команде;

- подтверждены и дополнены научные знания о понятии и проявлении доверия в спорте и его взаимосвязи с социально-психологическим климатом у квалифицированных футболистов;

- расширены и обоснованы данные о влиянии личностных факторов у спортсменов – футболистов на взаимоотношения в команде и результативность выступления на соревнованиях.

^ Практическая значимость работы связана с реализацией практических рекомендаций, ориентированных на тренировочный процесс. Разработка и внедрение в практику спортивной тренировки футболистов программы, адаптированной к специфическим условиям футбола, возрастным особенностям и квалификации спортсменов, позволяет вооружить тренеров необходимой информацией и, на этой основе, оптимизировать тренировочный процесс.

Практическое внедрение результатов диссертационной работы осуществлялось в процессе психологического сопровождения сборной команды НУФВСУ по мини-футболу во время подготовки к ответственным соревнованиям, подтверждающееся соответствующими актами.

^ Личный вклад соискателя в совместных публикациях состоит в определении задач исследования, сборе экспериментальных данных, их качественной и количественной интерпретации.

^ Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования были изложены соискателем в виде докладов и тезисов на XIII, XIV Международной научно-практической конференции «Молодая спортивная наука Украины» (Львов, 2009, 2010); Международных научно-практических конференциях «Физическая культура, спорт и здоровье нации» (Винница, 2010, 2011); ежегодных научно – практических конференциях кафедры психологии и педагогики Национального университета физического воспитания и спорта Украины (2005 – 2011).

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 6 опубликованных работах, из них пять статей – в научно-теоретических журналах и сборниках работ, утвержденных МОН молодежи и спорта Украины.

^ Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 210 страницах; состоит из введения, пяти разделов, практических рекомендаций, выводов, списка использованных источников и приложения. Список использованных литературных источников составляет 189 наименований, из которых 19 – иностранные. Диссертация иллюстрирована 3 таблицами и 17 рисунками.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Во введении обоснована актуальность проблемы; определен объект, предмет, цель и задачи исследования; раскрыта новизна и практическая значимость работы, показан личный вклад соискателя; указана область апробации результатов исследования и количество публикаций, в которых изложены основные положения диссертационной работы.

В первом разделе «Сплоченность спортсменов и ее характеристика» представлены основные подходы к исследованию сплоченности и ее составляющих, проанализированы и обобщены данные научно-методической литературы относительно понятия сплоченности и его содержания, определены основные направления диссертационного исследования. Проблему групповой сплоченности мы рассматривали как одну из важнейших проблем формирования группы, отличительной особенностью которой является взаимодействие между ее членами, которые зависят друг от друга, имеют общую цель и общающимися между собою.

В разделе рассмотрено и проанализировано содержание и характеристика таких понятий, как «сработанность», «психологический климат», «совместимость». Подчеркивается, что успех или неудача в соревнованиях во многом зависят от системы личностных взаимоотношений, которая создает для спортсменов условия не только заинтересованности, но и удовлетворения от пребывания в команде. При этом дружба и сплоченность спортивного коллектива, без которых немыслимы достижения в спорте, определяются совместимостью в личностном аспекте.

Представленный анализ показывает, что проблема сплоченности многоаспектна и с увеличением числа членов группы может возрастать вероятность распада ее на маленькие группировки, которые существенно затрудняют достижение единства в обсуждении различных вопросов и уменьшают сплоченность ее членов. Поэтому, существующая необходимость коррекции групповой сплоченности, как способа регуляции командного настроя на результативность игры у квалифицированных футболистов и подчеркивает необходимость таких исследований. Чрезвычайная важность этих вопросов и их традиционная нерешенность делает тему данного диссертационного исследования актуальной.

Во втором разделе «Методы и организация исследований» описаны и обоснованы необходимые исследовательские методы, соответствующие выбранным объекту, предмету, цели, задачам и направлениям исследования; представлена информация об организации исследования. В процессе их проведения осуществлялся: анализ литературных источников и опыта передовой практики, педагогический констатирующий эксперимент с использованием психодиагностических методик (исследовались личностные факторы, доверие в команде, оценка тренера, психологический климат и сплоченность группы), психологическое интервьюирование, формирующий эксперимент, методы математической статистики.

Исследования проводились в течение 2008 ─ 2011 г.г. и состояли из следующих этапов:

І этап – теоретический анализ и обобщение имеющейся научно-методической литературы по теме диссертационной работы.

ІІ этап – выбор методов исследования, определение группы испытуемых, проведение исследований. Во время второго этапа исследования проводился констатирующий эксперимент с применением психологического интервьюирования и методов психологической диагностики.

Исследования проводились на базе Национального университета физического воспитания и спорта Украины (г. Киев).

В педагогическом эксперименте участвовали спортсмены-футболисты различной квалификации по мини-футболу (студенты НУФВСУ) и члены сборной команды по мини-футболу «Униспорт» (всего 30 человек; возраст – 17-20 лет; квалификация – II −I разряд).

Третий этап исследований был направлен на обработку полученных данных, написание и оформление диссертационной работы; подведение итогов; на систематизирование материалов исследования, разработку практических рекомендаций по внедрению предложенных подходов в условиях психологического сопровождения подготовки спортивных команд; апробацию основных результатов исследования на научно–практических конференциях, международных конгрессах, а также публикацию основных материалов исследования в специализированных изданиях.

^ В третьем разделе «Изучение личностных факторов у квалифицированных спортсменов и их влияние на групповую сплоченность в команде» представлено экспериментальное изучение индивидуальных свойств личности у спортсменов – футболистов, показатели самооценки и ее связи с личностными свойствами спортсменов, составляющими взаимоотношения в спортивной команде.

Для выявления приоритетной значимости исследуемых личностных психологических качеств футболистов был проведен корреляционный анализ.

Наибольшее количество корреляционных связей среди исследуемых показателей обнаружено между фактором Н − «робость - смелость» (рис.1).

Для исследования взаимоотношений в команде мы рассматривали такие показатели как доверие, конфликтоустойчивость и фактор Q2: «конформизм - нонконформизм», который определяет способность работать в группе и принимать решения вместе с другими людьми, либо противопоставлять себя группе и желание в ней доминировать.

Наибольшее количество взаимосвязей у конфликтоустойчивости. Корреляция с возрастом (r=0,49), сплоченностью (r=0,51), «подчиненность-доминантность» (r=0,40), «робость - смелость» (r=0,48), «жесткость-чувствительность» (r=0,40), «прямолинейность - дипломатичность» (r=0,40), «консерватизм - радикализм» (r=0,78) и отрицательно с Q4: «расслабленность - напряженность» (r=-0,40).



autoshape 16

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи между личностными факторами футболистов:

autoshape 19 ─ прямая корреляционная связь, p<0,05;

autoshape 20 ─ обратная корреляционная связь, p<0,05
Взаимосвязи фактора Q2: «конформизм - нонконформизм» и доверия со значимыми личностными факторами спортсменов представлены на рис. 2.

Особенности взаимозависимостей показателей самооценки и свойств личности спортсменов свидетельствуют о силе воздействия спортивной деятельности на формирование личности.

Кроме того, они раскрывают психологические возможности изменения самооценки спортсмена, сопряжённые с развитием некоторых личностных свойств.


(r=0,47)



Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между личностными факторами футболистов и показателями взаимоотношений в команде:

autoshape 25 прямая корреляционная связь, p<0,05;

autoshape 26 обратная корреляционная связь, p<0,05

Достоверными у спортсменов оказались шесть связей показателей самооценки и личностных факторов (рис. 3).


































































Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи между самооценкой и личностными факторами футболистов:

autoshape 133 ─ прямая корреляционная связь, p<0,05;

autoshape 134 ─ обратная корреляционная связь, p<0,05

При исследовании самооценки среди спортсменов – футболистов 17-20 лет у 61,6% испытуемых зафиксирована низкая неадекватная самооценка, которая выражается в недовольстве собой, неуверенности, а также излишней критичности по отношению к себе. У 38,4 % испытуемых - средние значения данного фактора (от 5 до 9 баллов), которые характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость.

В четвертом разделе «Комплексная диагностика сплоченности спортсменов в футбольной команде» нами были выявлены особенности групповой сплоченности и психологической совместимости в командных видах спорта, а также проведен факторный анализ личностных свойств квалифицированных спортсменов – футболистов и коррекция групповой сплоченности, как способа регуляции командного настроя на результативность игры.

В результате психологического тестирования мы определили уровень групповой сплоченности и преобладающие личностные факторы у футболистов, а также выделили детерминанты групповой сплоченности, в которые вошли факторы с наибольшим коэффициентом корреляции со сплоченностью и имеющие наибольшее количество корреляций между собой. Полученные данные представлены на рис. 4.



Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи между сплоченностью и личностными факторами футболистов:

прямая со стрелкой 2 прямая корреляционная связь, p<0,05;

прямая со стрелкой 3 обратная корреляционная связь, p<0,05
В результате проведенного факторного анализа данных психологического тестирования было выявлено 4 обобщенных фактора, характеризующих ведущие личностные свойства футболистов и взаимоотношение в команде. В них с различным весом вошли показатели на статистически достоверном уровне корреляции (р<0,05).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconУниверситет физического воспитания и спорта Украины л и б о удк:
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconМинистерство образования и науки, молодежи и спорта Украины Донецкий...
Предназначены для студентов всех специальностей и преподавателей физической культуры

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconУдк: 796. 011. 3 (043. 3) Оценка физических возможностей студентов...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитание и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconУдк: 796 071. 5 Контроль технической подготовленности борцов греко-римского...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconФизического воспитания и спорта украины тумилович анна геннадьевна
Работа выполнена в Днепропетровском государственном институте физической культуры и спорта, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: icon: 37. 035. 91 Дифференциация лидерских качеств спортсменов в мужских...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: icon: 618. 3-085+616. 155.
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconУдк: 796. 071. 5:
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство Украины по делам семьи, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: iconСовершенствование подготовки в соревновательном периоде квалифицированных...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Образования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет физического воспитания и спорта украины шериф сархан удк: icon: 612. 766. 1 + 611-018. 4 Адаптация костной ткани спортсменок высокой...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<