Методическое пособие по курсу «спортивная метрология»




НазваниеМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
страница1/4
Дата публикации03.03.2013
Размер0.65 Mb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Спорт > Методическое пособие
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физического воспитания и спорта

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ


«СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ»

(часть 1)

2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ


«СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ»

(часть 1)


Рассмотрено на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

протокол № 6 от 25.02.04 г

Утверждено

На учебно-издательском совете

ДонНТУ протокол № 12 от 14.05.04 г.


2004

УДК 796.011.


Методическое пособие по курсу «Спортивная метрология»(часть 1) (для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов) /Сост. Н.И. Фалькова. - Донецк:ДонНТУ,2004.- 50 с.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается материал вопросам теории и методики спортивной метрологии.
Составитель: Н.И.Фалькова

кандидат наук по физическому

воспитанию и спорту, доцент
Рецензенты: А.В. Иванов зав. кафедрой физического

воспитания и спорта,

доцент, з.т Украины

^

А.И. Галаш доцент кафедры физического воспитания


и спорта ДонНТУ

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СПОРТИВНУЮ МЕТРОЛОГИЮ.

Тема № 1 Предмет. Управление. Теория измерений.

Шкалы измерений. 1-14
^ РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТЕСТОВ.

Тема № 2. Надежность, стабильность, согласованность,

эквивалентность, информативность тестов. 15-28
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОЦЕНОК.

Тема № 3. Основные понятия теории оценок. 28-38
^ РАЗДЕЛ IV. МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

Тема № 4.1. Методы количественной оценки

качественных показателей. 38-42
Тема 4.2.Инструментальные методы контроля. 42-50

1

^ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СПОРТИВНУЮ МЕТРОЛОГИЮ.

Тема № 1 Предмет. Управление. Теория измерений. Шкалы измерений. Спортивная метрология – это наука об измерениях в физическом воспитании и спорте. Ее нужно рассматривать как конкретное приложение к общей метрологии, основной задачей которой, как известно, является обеспечение точности и единства измерений. Однако как учебная дисциплина спортивная метрология выходит за рамки общей метрологии. Связано это с тем, что специалисты – метрологи основное внимание сосредоточивают на проблемах единства и точности измерений физических величин. К ним относятся: длина, масса, время, температура, сила электрического тока, сила света и количество вещества.

В физическом воспитании и спорте некоторые из этих величин (время, масса, длина, сила) также подлежат измерению. Но более всего специалистов интересуют педагогические, психологические, социальные, биологические показатели, которые по своему содержанию нельзя назвать физическими. Методикой их измерения общая метрология практически не занимается, и поэтому возникла необходимость разработки специальных измерений, результаты которых всесторонне характеризуют подготовленность физкультурников и спортсменов.

Таким образом, предметом спортивной метрологии является комплексный контроль в физическом воспитании и спорте и использование его результатов в планировании подготовки спортсменов и физкультурников.

В практике физического воспитания и спорта достаточно широко распространены представления о том, что комплексным может называться такой контроль, в ходе которого используются педагогические, психологические, социологические и другие показатели. Такой подход, как правило, односторонен, так как не позволяет реализовать конечную цель

2

контроля – получить надежную и достоверную информацию для управления процессом физического воспитания и спортивной подготовки. Можно использовать, например, все существующие методы контроля, оценивая только соревновательную (или только тренировочную) деятельность, и не получить при этом комплексной оценки. Поэтому комплексным можно называть лишь такой контроль, в ходе которого регистрируются различные показатели соревновательной и тренировочной деятельности, а также состояние спортсменов. Только в этом случае, возможно сопоставить их значения, установить причинно – следственные связи между нагрузками и результатами в соревнованиях и тестах. После такого сопоставления и анализа можно приступить к разработке программ и планов подготовки. Различают три разновидности комплексного контроля: этапный, текущий и оперативный.
^ .Управление процессом подготовки спортсменов.

Управление процессом подготовки спортсменов включает в себя пять стадий:

  1. сбор информации о спортсмене, а также о среде, в которой он живет, тренируется и соревнуется;

  2. анализ полученной информации;

  3. принятие решений о стратегии подготовки и составление программ и планов подготовки;

  4. реализация программ и планов подготовки;

  5. контроль за ходом реализации, внесение необходимых коррекций в документы планирования и составление новых программ и планов.

Известно, что цель любого управления – это перевод объекта (системы) из одного состояния в другое. Применительно к подготовке спортсменов этот перевод выражается прежде всего в повышении результата в соревнованиях.

3

На отдельных этапах подготовки могут стоять и более локальные задачи – повышение технико – тактического мастерства, уровня волевых и двигательных качеств. В конечном счете решение каждой из них будет воздействовать на достижение более высоких результатов в соревнованиях.

Перевод объекта из одного состояния в другое осуществляется с помощью воздействий. В подготовке спортсменов к ним следует отнести выполнение различных упражнений, а также использование некоторых других факторов – внешней среды, специального питания и т.п. Эффективность воздействий, а следовательно, и эффективность управления тренировочным процессом обусловливается тем, насколько реальные изменения подготовленности спортсменов соответствуют запланированным тренером.

Оценить эти изменения можно по многим показателям, но на практике используются наиболее существенные, или информативные.

Сбор информации (первая стадия управления) необходимо рассматривать как наиболее важную стадию управления тренировочным процессом. От достоверности информации зависит содержание принимаемых решений по планированию нагрузок.

Для содержательного анализа необходима информация о соревновательных и тренировочных нагрузках и состоянии спортсменов. Теоретически таких показателей может быть очень много, что хорошо видно из следующего примера. Предположим, что нам необходимо проанализировать информацию о состоянии соревновательной и тренировочной деятельности спринтеров- легкоатлетов.

В соревновательном беге спринтеров можно измерять следующие показатели: время реакции; время достижения максимальной скорости, ее удержания и снижения, скорость в различных точках дистанции; длину и частоту шагов; колебания общего центра масс и сегментов тела, их скорости

4

и ускорения; время опорной и полетной фаз в различных точках дистанции; вертикальную и горизонтальную силы отталкивания; затраты энергии и т.д.
Тренировочная деятельность спринтеров характеризуется следующими показателями: количеством тренировочных занятий; временем, затраченным на них; частными объемами упражнений различной направленности.

Физическое состояние спринтеров, оцениваемое в стандартных условиях, характеризуется:

-уровнем телосложения (длина и масса тела, объем мышечной и жировой ткани, длина сегментов тела и т.д.)

-состоянием здоровья (десятки различных медицинских показателей);

-степенью развития двигательных качеств, измеряемых в стандартных условиях (максимальные аэробные и анаэробные емкость, мощность и эффективность; силовые показатели сгибателей и разгибателей ног, туловища и т.д.).

Кроме того, необходимо оценивать психические качества спортсменов – это еще десятки показателей.

Таким образом, теоретически можно измерять сотни различных показателей, но на практике это сделать нельзя: во – первых, это будет занимать слишком много времени; во- вторых, потребуется много дорогостоящей аппаратуры и обслуживающего персонала; в-третьих, и это самое главное, многие из показателей недостаточно надежны и информативны. Поэтому основной задачей в такой ситуации является выбор оптимального количества показателей, с помощью которых можно получить максимум полезной информации и использовать ее в управлении процессом подготовки спортсменов.

5

^ .Основы теории измерени.

Измерением какой-либо физической величины называется операция, в результате которой определяется, во сколько раз эта величина больше (или меньше) другой величины, принятой за эталон. Так, за эталон длины принят метр, и, проводя измерения в соревнованиях или в тесте, мы узнаем, сколько метров, например, содержится в результате, показанном спортсменом, в прыжке в длину, в толкании ядра и т.д. Точно так же можно измерить время движений, мощность, развиваемую при их выполнении и.т.п.

Но не только такие измерения приходится выполнять в спортивной практике. Очень часто нужно оценить выразительность исполнения упражнений в фигурном катании или художественной гимнастике, сложность движений прыгунов в воду, утомление марафонцев, тактическое мастерство футболистов и фехтовальщиков. Здесь узаконенных эталонов нет, но именно эти измерения во многих видах спорта наиболее информативны. В этом случае измерением будет называться установление соответствия между изучаемыми явлениями, с одной стороны, и числами – с другой.

Внедрение научно – технического прогресса в физическое воспитание и спорт начинается с комплексного контроля. Информация, получаемая здесь, служит основой для всех последующих действий тренеров, научных и административных работников. Тысячи тренеров и специалистов, оценивающих какие-то показатели (например, выносливость бегунов – спринтеров или эффективность техники боксеров), должны это делать одинаково. Для этого существуют стандарты на измерения.

Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации (в данном случае к спортивным измерениям) и

6

утвержденный компетентным органом. Использование стандарта повышает точность, экономичность и единство измерений.

Метрологическое обеспечение – это применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и точности измерений в физическом воспитании и спорте. Техническая основа включает в себя: 1)систему государственных эталонов; 2)систему разработки и выпуска средств измерений; 3)метрологическую аттестацию и проверку средств и методов измерений; 4) систему стандартных данных о показателях, подлежащих контролю в процессе подготовки спортсменов.

Метрологическое обеспечение направлено на то, чтобы обеспечить единство и точность измерений. Единство измерений достигается тем, что их результаты должны быть представлены в узаконенных единицах и с известной вероятностью погрешностей. В настоящее время используется международная система единиц (СИ). Основными единицами физических величин в СИ являются единицы длины метр (м); массы – килограмм (кг); времени – секунда (с); силы электрического тока – ампер (А); термодинамической температуры – кельвин (К); силы тока – кандела (КД); количества вещества – моль (моль). Дополнительные единицы СИ: радиан (рад) и стерадиан (ср) – для измерения плоского и телесного углов соответственно.

Кроме того, в спортивно – педагогических измерениях используются следующие единицы измерений: силы – ньютон (Н); температуры – градусы Цельсия (0С), частоты – герц (Гц), давления – паскаль (Па), объема – литр, миллилитр (л, мл).

С помощью расчетов из этих основных единиц получают производные. Например, работа, производимая движущимся телом, измеряется как

7

произведение силы на массу (Ньютон х метр – Н х м). Мощность – как работа в единицу времени – измеряется в Н х м/с., скорость в м/с и т.д.

Достаточно широко используются в практике внесистемные единицы. Например, мощность измеряется в лошадиных силах (л.с.), энергия – в калориях, давление – в миллиметрах ртутного столба. Интенсивность (или мощность) упражнений измеряется в ваттах: 1Вт. В практике спорта широкое распространение получил такой показатель, как энерготраты (в ккал) при выполнении упражнений в единицу времени. Довольно часто, оценивая интенсивность упражнения, отмечают, что оно выполняется при потреблении кислорода на уровне, предположим, 4 л/мин.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Ивановна. Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconУчебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа»
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconСоматопсихология учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология»
Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconМетодическое пособие по курсу «теория и методика физического воспитания и спорта»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconМаран М. М. Программирование на языке C#. Методическое пособие по...
Программирование на языке C#. Методическое пособие по курсу «Программирование на языках высокого уровня». – М.: Издательство мгту...

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Эпоха возрождения и ее роль...
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Методическое пособие по курсу «спортивная метрология» iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<