Скачать 0.72 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА» Составитель Н.И. Фалькова ДОНЕЦК 2004 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА» Рассмотрено на заседании кафедры физического воспитания и спорта протокол № 6 от 25.02.04 г Утверждено На учебно-издательском совете ДонНТУ протокол № Донецк ДонНТУ 2004 УДК 796.011.3 Методическое пособие по курсу «Теория и методика физического воспитания и спорта» (для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов) /Сост. Н.И. Фалькова. - Донецк:ДонНТУ,2004.- 58 с. Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается материал по общим вопросам теории и методики физического воспитания и спорта. Составитель: Н.И.Фалькова кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Рецензенты: В.Д. Атаманов почетный профессор кафедры физического воспитания и спорта ДонНТУ, заслуженный тренер Украины А.И. Галаш доцент кафедры физического воспитания и спорта ДонНТУ СОДЕРЖАНИЕ ^ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Тема 1.1. Предмет теории физического воспитания и ее место в системе научных знаний 1-3 Тема 1.2. Исходные понятия теории физического воспитания и спорта 4-10 ^ Тема 2.1. Основы Украинской национальной системы Физического воспитания 10-17 Тема 2.2. Основные задачи физического воспитания 17-23 ^ Тема 3.2. Классификация физических упражнений 32-38 РАЗДЕЛ IV МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Тема 4.1. Методы физического воспитания 38-46 ^ 1 ^ Тема № 1.1 «Предмет теории физического воспитания и ее место в системе научных знаний» Теория физического воспитания является составной частью педагогических наук. Она изучает физическое воспитание как феномен социальной жизни, его цель и задания на разных этапах развития общества, его корреляции с другими науками, способы методы и формы организации спортивной практики. Теория физического воспитания разъясняет пути развития и предусматривает тенденции эволюции физического воспитания как общественного явления, обосновывая свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями. Предметом теории физического воспитания являются общие закономерности функционирования и развития физического воспитания. Научные суждения и гипотезы про процесс формирования организма, влияние на него двигательной активности и социальной среды составляют разные области знаний, поэтому теория физического воспитания является интегральной наукой, которая занимает место между социальными и природоведческими науками. Кроме теории, процесс физического воспитания изучают другие науки, которые можно разделить на две группы: формальные и реальные. К формальным относятся логика и математика, к реальным – природоведческие и общественные. Общественные дисциплины, которые изучают социальные закономерности развития физического воспитания: история и организация; управление и экономика физического воспитания и спорта в обществе; психология физического воспитания и спорта; социология спорта. Природоведческие дисциплины изучают закономерности развития и функционирования организма в условиях выполнения физических 2 упражнений и условия рационального прохождения процесса физического воспитания. К этим дисциплинам относятся: динамическая анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, биометрия. Как методология физического воспитания, теория обобщает данные, полученные названными дисциплинами, раскрывает многогранные внутренние (например, воспитание физических качеств и обучение техники) и внешние (интеллектуальное воспитание в процессе занятий физическими упражнениями) связи физического воспитания и представляет его как целостное явление. Теория физического воспитания – синтезирующая наука, предметом познания которой является человек в процессе его социальной интеграции (при помощи физических упражнений) с целью физического и духовного усовершенствования и повышения социальной активности. Задачами теории физического воспитания являются:
Для решения задач физического воспитания на основе теории строится методика учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию. Зависимо от возраста и пола занимающихся, характера и направления решаемых в учебно-воспитательном процессе задач, в методике физического воспитания выделяют методику обучения, методику воспитания определенных физических качеств, методику физического воспитания детей 3 дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, методику воспитания мужчин и женщин. Имеет соответственную методику и каждое направление системы физического воспитания: методика общего физического воспитания, методика физического воспитания с профессиональной направленностью, методика физического воспитания со спортивной направленностью. Как учебная дисциплина, теория физического воспитания раскрывает:
Теория физического воспитания до последних десятилетий являлась наиболее разработанной отраслью в сфере физической культуры. Однако главное достижение современной теории физического воспитания заключается в четкой формулировке положения о том, что современная система физического воспитания должна базироваться на основе единства физического, интеллектуального и нравственного воспитания. Причем педагогический процесс должен ориентироваться на воспитании у человека деятельного отношения к физической культуре. 4 Тема № 1.2 «Исходные понятия теории физического воспитания и спорта» Теория физического воспитания и спорта как научная и учебная дисциплина оперирует определенными понятиями, которые совокупно отражают суть явлений, изучающиеся ею. Физическая культура. Соответственно 1 статьи Закона Украины «Про физическую культуру и спорт» физическая культура – это «составляющая часть общей культуры общества, что направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования ее личности». Характеризуя физическую культуру необходимо рассматривать три аспекта:
Таким образом, физическую культуру можно определить как совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании специальных способов, методов и условий целенаправленного физического и духовного усовершенствования человека. 5 Основные сферы и направления внедрения физической культуры предусмотрены Главой II Закона Украины «Про физическую культуру и спорт». Показателями состояния развития физической культуры являются:
Физическое развитие. Понятие «физическое развитие» используют в разных определениях:
Другими словами, качественно физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенными изменениями функциональных возможностей организма в определенные периоды возрастного развития, которые выражаются в смене отдельных физических качеств и в общем уровне физической работоспособности. Внешними количественными показателями 6 физического развития являются изменения пространственных параметров и массы тела. Физическое развитие – это природный процесс, главным условием которого являются природные жизненные силы, которые передаются по наследственности. Этот природный процесс подвержен объективным силам природы и успешно управлять им можно, только зная эти законы и руководствуясь ими. К ним относятся:
Физическое воспитание. В 12 статье Закона Украины «Про физическую культуру и спорт» пишется что «физическое воспитание является главным направлением внедрения физической культуры и составляет органическую часть общего воспитания, призванную обеспечить развитие физических, морально-волевых качеств, умственных способностей и профессионально-прикладных навыков человека. Физическое воспитание путем проведения обязательных занятий выполняется в дошкольных воспитательных, средних общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, соответственно учебных программ, утвержденных в установленном порядке. Физическое воспитание военнослужащих является составной частью общей системы обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Украины, органов внутренних дел, других военных формирований и выполняется в форме специальной физической подготовке». 7 Физическое воспитание, как воспитание в целом, является процессом решения определенных учебно-воспитательных задач, который характеризуется всеми общими положениями педагогического процесса, или проводится в условиях самовоспитания. Процесс физического воспитания характеризуется следующими особенностями:
Вместе с термином «физическое воспитание» используют термин «физическая подготовка». Им пользуются, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания относительно определенной деятельности. Физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на физическое и духовное усовершенствование человека, овладение им систематизированными знаниями, физическими упражнениями и способами их самостоятельного использования на протяжении всей жизни. 8 Спорт. В статье 1 Закона Украины «Про физическую культуру и спорт», написано, что «спорт является органической частью физической культуры, особенной сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки путем соревновательной деятельности». Спорт является эффективным способом физического воспитания. Его ценность определяется стимулирующим влиянием на расширение физической культуры среди разных слоев населения, и в этом плане спорт имеет международное значение. Спорт не сводится только к физическому воспитанию. Спорт имеет самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетическое и другие значения. Это особенно касается «большого спорта». Кроме того, ряд видов спорта вообще не является действенным способом физического воспитания или имеет к нему только опосредованное отношение (например, шахматы). С другой стороны, физическое воспитание не может ограничиваться только спортом, и он не может рассматриваться как универсальный способ физического воспитания, потому что ставит повышенные, часто граничные условия к функциональным возможностям организма людей, их возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности. Социальные функции спорта:
9
Зависимо от уровня развития спорта (массовый, большой спорт, олимпийский, профессиональный) определенные функции могут проявляться большей или меньшей мерой. В спортивной деятельности разделяют: базовую часть, которая репрезентована деятельностью атлетов и управленческо-организационные, научно-методические, медицинские, материально-технические и кадровые службы, которые обеспечивают эффективное функционирование. Сегодня в мире функционируют много видов спорта, которые не поддаются точному учету. Главными из них являются олимпийские, объединенные в Международные спортивные федерации, которых насчитывается около семидесяти. Национальная спортивная классификация Украины объединяет более пятидесяти олимпийских видов спорта и больше ста других видов спорта. Большое количество спорта обуславливает его классификацию. По национальной спортивной классификации Украины все виды спорта делятся на олимпийские, не олимпийские, нетрадиционные, виды спорта для особо с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, олимпийские виды спорта для спортсменов-инвалидов с нарушением зрения, военно-технические и военно-прикладные виды спорта, профессионально-прикладные виды спорта. В основе классификации может лежать какая ни будь из черт видов спорта. Важной является классификация зависимо от того, за счет чего достигают результатов в том или ином виде спорта. По этим чертам разделяют:
10
|
![]() | Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи... | ![]() | Предназначены для студентов всех специальностей и преподавателей физической культуры |
![]() | Совершенствование методики круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста | ![]() | Гуменюк Н. П., Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. К.: Вища школа, 1995. 329с |
![]() | Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное... | ![]() | Работа выполнена в Национальном университете физического воспитание и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи... |
![]() | Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается... | ![]() | Работа выполнена в Днепропетровском государственном институте физической культуры и спорта, Министерство образования и науки, молодежи... |
![]() | Понятие методов воспитания. Какая существует система общих методов воспитания? Рассмотрение общих причин, которые определяют выбор... | ![]() | Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи... |