Программы и современные комплексы физических упражнений




Скачать 75.96 Kb.
НазваниеПрограммы и современные комплексы физических упражнений
Дата публикации14.09.2013
Размер75.96 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Спорт > Документы

  1. Программы и современные комплексы физических упражнений.

Оздоровительная направленность физических упражнений.

Фундаментальным принципом системы физического воспитания является связь физкультуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).
    
     Задачами профессионально-прикладной физической подготовки являются:
    
     • формирование двигательных умений и навыков, способствующих производительному труду специалистов;

    
     • воспитание у них необходимых психических и физических качеств для трудовой деятельности;

    
     • обучение умелому использованию средств активного отдыха для быстрого и полного восстановления сил;

    
     • предупреждение производственного травматизма среди работающих за счет развития их силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при выполнении трудовых операций.

    
     Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия физической тяжести и нервно-психической напряженности. Под первым понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Второе понятие определяет степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от этих понятий труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда представляют третью разновидность — смешанный труд. Несмотря на большие различия в условиях труда специалистов разных профессий, им всем необходимы хорошее здоровье и высокий уровень физического развития.

В системе профессионально-прикладной физической подготовки используются различные упражнения и виды спорта. Профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями развиваются такие физические качества, как мышечная сила, гибкость, ловкость, умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие. Гимнастика воспитывает такие морально-волевые качества, как самообладание, смелость, решительность. Эти качества профессионально необходимы космонавтам, пожарным, водолазам, водителям, монтажникам-высотникам, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам.

Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека (ходьба, бег, прыжки и метания), способствуют совершенствованию многих жизненно важных умений и навыков, повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. Легкая атлетика развивает у человека такие важные качества, как быстроту, выносливость, силу, ловкость, умение преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Легкоатлетические упражнения наиболее важны для землеустроителей, геологов, зоотехников.

Лыжный спорт способствует успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, способность успешно переносить низкую температуру. Без хорошей лыжной подготовки немыслима успешная деятельность охотников-промысловиков, геологов и исследователей.

Как важно уметь плавать — известно каждому. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды. К ним относятся речники и моряки, водолазы и сплавщики леса, геологи и исследователи морских глубин, рыбаки и спасатели.

В ходе занятий спортивными и подвижными играми, различными видами спортивных единоборств развиваются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители (звуковые, световые, тактильные). Играми и единоборствами воспитываются качества, необходимые в работе операторов вычислительных машин, АСУ, станков с программным управлением, водителей транспортных средств. То есть в таких профессиях, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта и умение в короткие сроки выбирать и принимать правильные решения в конкретной обстановке.

Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарных это пожарно-прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные профессиональные навыки и умения, необходимые для борьбы с огнем (бег с огнетушителем или бухтой пожарного шланга; быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние; преодоление с помощью подсобных средств и без них различных препятствий).

^ 2. Основное содержание аутогенной тренировки.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная “доза” двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880--3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена).

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект.

В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии.

Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения “пика” спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту-угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физическойтренировки -урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

^ 3. Приведите комплекс упражнений для развития гибкости с отягощениями.

Каждое упражнение выполнять 4—6 раз.


1) И. п.— стойка ноги врозь, руки (с гантелями) внизу. На 1—2— медленно поднять руки вверх — в стороны, потянуться, на 3—4 — и. п.


2) И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. На 1 - опустить кисти рук вниз, на 2 — поднять кисти вверх.


3) И. п. — стойка ноги вместе, руки вперед. На 1 —плавно развести руки в стороны (почувствовать, как соединяются лопатки), руки в локтях не сгибать, на 2 - и. п. Увеличивать амплитуду движений нужно постепенно.


4) И. п. — стойка ноги врозь, руки вниз. На 1 —поднять правую руку вверх, левую отвести назад, на 2 - сменить положение.


5) И. п. — широкая стойка ноги врозь, руки вниз. На 1 — 3 — поднять правую руку вверх и сделать три пружинящих наклона туловища влево, на 4 - вернуться в и. п., на 5 — 8 —то же в другую сторону.


6) И. п. — стойка ноги врозь, руки вниз. На 1 —наклон вперед прогнувшись, руки в стороны, на 2 — и. п. (см.рис.)


7) И. п. — то же. На 1 —поворот туловища вправо вместе с руками (руки с гантелями прямые и помогают скручиванию в позвоночнике), на 2 — поворот туловища влево.


8) И. п. — то же. На 1-3 — пружинящие накло ны туловища к правой ноге, вперед, к левой, на 4 — и. п.


9) И. п.— стойка ноги вместе, руки вниз. На 1—2 - пружинящие наклоны туловища к ногам, на 3 - поднять руки рверх, прогнуться назад, на 4 —и. п.


10) И. п.-стойка ноги вместе, руки вперед. На 1- отвести руки назад до отказа, мах правой ногой вперед, на 2 — и. п., на 3—4 — то же, но другой ногой (см.рис.).


11) Укрепить гантель на правой стопе. Стоя левым боком к опоре и держась за нее левой рукои мах правой ногой вперед — вверх (10 раз). Затем другой ногой. Упражнение следует выполнять медленно, чтобы не получить травму (см.рис.).


12) И. п.— стойка ноги вместе, руки вниз. На стопе правой ноги укрепить гантель, на 1—2 — поднять правую согнутую ногу вперед, на 3—4 — выпрямить ногу вперед, на 5—6 — удержать положение, на 7—8—вернуться в и. п. То же, но другой ногой (см.рис.).


13) И. п.— то же. На 1—3 — выпад вправо, руки в стороны, пружинящие приседания на правой ноте, на 4 — и. п., на 5—8 — выпад в другую сторону (см.рис.).


14) И. п.— широкая стойка ноги врозь, руки вниз. На 1—З — поворот вправо, пружинящие приседания на правой ноге, руки вверх, на 4 — и. п., на 5—8 —то же в другую сторону (см.рис.).


15) И. п.— стойка ноги вместе, руки вниз. На 1- подняться на носки, на 2 —и. п.
После выполнения комплекса сделайте упражнения на расслабление.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы и современные комплексы физических упражнений iconКлассификация физических упражнений
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В...

Программы и современные комплексы физических упражнений iconКомплексы упражнений при работе за компьютером
Компелксы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, теловища и глаз

Программы и современные комплексы физических упражнений iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 8 класса
Воспитывать морально-волевые качества: силу воли, выдержку, дисциплинированность, смелость, взаимовыручку, способствовать укреплению...

Программы и современные комплексы физических упражнений iconРуководство по сборке 1- 4
Вашего здоровья позволяет Вам пользоваться данным тренажером. Ваша программа упражнений должна соответствовать рекомендациям Вашего...

Программы и современные комплексы физических упражнений iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Исследование влияния физических упражнений на открытом воздухе на уровень заболеваемости студентов

Программы и современные комплексы физических упражнений iconРазминка. Её значение и содержание
Под разминкой понимается комплекс физических упражнений, предшествующий тренировочному занятию или соревнованию

Программы и современные комплексы физических упражнений iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Исследование влияния физических упражнений на открытом воздухе на уровень заболеваемости студентов

Программы и современные комплексы физических упражнений iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Спортивный индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений

Программы и современные комплексы физических упражнений iconКосмические технологии
Современные и перспективные ракетно-космические комплексы, ракеты-носители, их компоненты и системы

Программы и современные комплексы физических упражнений iconКосмические технологии
Современные и перспективные ракетно-космические комплексы, ракеты-носители, их компоненты и системы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<